Абу ад-Дарда
Весь мир встал грудью на защиту Абу ад-Дарды”. (Абдуррахман Ибн Ауф)
Уваймир Ибн Малик аль-Хазраджи, прозванный в народе Абу ад-Дарда, встал
рано поутру и сразу направился к своему идолу, которого он установил в
самом почётном месте своего дома. Там он тщательно умастил его самыми
лучшими и изысканными благовониями из тех, которые были в его большой
лавке. Затем он обрядил идола в новые одежды, изготовленные из лучшего
шёлка, которые накануне преподнёс ему в дар один из купцов, прибывший из
Йемена.
Когда солнце поднялось, Абу ад-Дарда вышел из дома, направясь в лавку.
Все улицы и переулки Йасриба были переполнены последователями Мухаммада,
которые возвращались после битвы при Бадре. Впереди победителей
двигались огромные толпы пленных курайшитов. Увидев их, ад-Дарда свернул
в сторону, но тут же столкнулся с одним юношей из племени Хазрадж.
— Он проявил в битве чудеса героизма и вернулся невредимым с большой добычей.
Юноша тем самым успокоил ад-Дарду и нисколько не удивился его вопросу об Абдулле Ибн Равахе. Всем людям были известны связывающие их узы братства. Абу ад-Дарда побратался с Абдуллой Ибн Равахой ещё в период джахилиййи. Когда пришёл Ислам, Ибн Раваха принял его, а Абу ад-Дарда отказался от новой религии. Однако это разногласие не разорвало тесные узы, которые связывали этих двух людей. Абдулла Ибн Раваха продолжал регулярно навешать Абу ад-Дарду, увещевал его, призывая принять Ислам, и очень сожалел о каждом дне, прожитом ад-Дардой язычником.
Абу ад-Дарда пришёл в лавку, расположился на высоком сиденье, и занялся торговлей, подгоняя своих приказчиков. Он ничего не знал о том, что в это время происходило у него дома. В этот момент Абдулла Ибн Раваха шёл к дому своего товарища, твёрдо решив воплотить в жизнь один свой замысел…
Подойдя к дому ад-Дарды, Абдулла увидел, что входная дверь была открыта, а во дворе находилась мать ад-Дарды. Он обратился к ней:
— Мир тебе, о мать ад-Дарды!
— И тебе мир, о брат Абу ад-Дарды! — ответила она.
— А где Абу ад-Дарда?
— Он ушёл в лавку и должен скоро вернуться.
— Разрешишь войти? — осведомился Абдулла.
— Добро пожаловать, — ответила мать ад-Дарды и впустила его. Затем она ушла в свою комнату и занялась там домашними делами и детьми.
Абдулла Ибн Раваха вошёл в комнату, где Абу ад-Дарда установил своего идола, достал молоток, который он принёс с собой, и, наклонившись над идолом, начал разбивать его, приговаривая:
— Истинно, всё, что приобщают к Аллаху, — ложь! Истинно, всё, что приобщают к Аллаху, — ложь…
Разбив на куски идола, он ушёл из дома ад-Дарды.
Войдя в комнату, где стоял идол, мать ад-Дарды была ошеломлена, увидев идола, превратившегося в груду осколков, в беспорядке лежавших на полу. Она начала горестно хлопать себя по щекам, восклицая:
— Ты погубил меня, о Ибн Раваха… Ты погубил меня, о Ибн Раваха…
Вскоре Абу ад-Дарда вернулся домой и застал свою жену, сидящей у двери комнаты, где стоял идол. Она с испугом взирала на него.
— В чём дело? — спросила Абу ад-Дарда.
— В твоё отсутствие приходил твой брат Абдулла Ибн Раваха, — сказала она, — и вот что натворил с идолом. Можешь сам посмотреть.
Взглянув на идола, Абу ад-Дарда увидел, что он превратился в груду камней. Страшно разгневавшись, он решил отомстить Абдулле. Однако очень скоро он успокоился, и его гнев утих. Поразмыслив над тем, что произошло, он сказал: "Если бы в этом идоле было добро, то он обязательно защитил бы себя и отвёл зло”. Он тут же направился к Абдулле Ибн Равахе, а затем они вместе пошли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Там Абу ад-Дарда объявил о своём принятии религии Аллаха. Это был последний язычник в округе, принявший Ислам.
С самого начала Абу ад-Дарда искренне уверовал в Аллаха и Его
посланника, да благословит его Аллах и приветствует, каждой частицей
своего тела и души. Он очень сожалел о том, сколько добра он упустил в
прошлом, когда понял, насколько опередили его товарищи в познании
религии Аллаха, изучении Книги Аллаха, религиозных обрядов поклонения и
обретении праведности во имя приобщения своих душ к Аллаху и
собственного спасения. Абу ад-Дарда решил непрестанным и упорным трудом
днём и ночью нагнать все упущенное им из знаний, с тем чтобы догнать и
превзойти своих товарищей. В своём поклонении он абсолютно отрешился от
всего земного, жадно устремившись к знаниям.
Абу ад-Дарда упорно читал и изучал Книгу Аллаха, запоминая аяты наизусть
и глубоко вдумываясь в их смысл. Заметив, что коммерция лишает его
радости поклонения и мешает ему посещать все образовательные собрания,
он без малейшего колебания и сожаления оставил торговлю. Когда кто-то
задал ему вопрос, почему он это сделал, он ответил:
— До моего обета посланнику Аллаха, я был купцом. Приняв исламскую веру,
я хотел одновременно заниматься коммерцией и поклонением, но когда мне
это не удалось, я оставил торговлю и полностью посвятил себя поклонению.
Клянусь Аллахом, мне хотелось бы сейчас, чтобы у меня была лавка у
входа в мечеть. Тогда бы я не пропускал бы общий Намаз, а затем
занимался бы торговлей, имея ежедневный доход в триста динаров.
Взглянув на задавшего вопрос, он продолжал:
— Я не говорю, что Всевышний и Всемогущий Аллах запрещает торговлю, но
мне хотелось бы быть среди тех, кого коммерция не отвлекает от поминания
Аллаха.
Абу ад-Дарда не только оставил торговлю, но и отрешился от всего
мирского. Ему претили блеск и мишура всего земного. Он довольствовался
чёрствым куском хлеба и грубой одеждой, чтобы только прикрыть свою
наготу. Как-то очень холодной ночью к нему зашла группа людей. Угостив
их горячей пищей и пригласив переночевать, Абу ад-Дарда не дал им одеял.
Укладываясь спать, люди заговорили между собой по этому поводу, и один
из них сказал:
— Я пойду к нему и скажу об этом.
Второй сказал ему: "Не делай этого”. Но первый всё-таки решил пойти к
Абу ад-Дарде. Подойдя к двери его комнаты, он увидел Абу ад-Дарду
лежащим, а его жена сидела рядом с ним. На них обоих была лёгкая одежда,
которая не могла защитить от жары или спасти от холода. Человек сказал
Абу ад-Дарде:
— Я вижу, что ты спишь в таких же условиях, как и мы! А где же ваши вещи?
Абу ад-Дарда ответил:
— Наш дом там, и мы сразу же отправляем туда все вещи, как только их
приобретаем. Если бы в этом доме у нас что-нибудь было, то мы
обязательно отдали бы это вам. На нашем пути, которым мы пойдём к
другому дому, есть серьёзное препятствие, которое можно преодолеть
только налегке, не быть отягощённым ничем. Поэтому мы не хотим иметь
ничего тяжёлого, чтобы успешно преодолеть это препятствие. Ты понял? —
спросил он человека.
— Да, понял, — ответил тот. — Да воздаётся тебе добром.
Халиф аль-Фарук хотел отправить Абу ад-Дарду наместником в аш-Шам, но
он отказался. Умар продолжал настаивать, и Абу ад-Дарда сказал:
— Если ты хочешь от меня, чтобы я отправился к ним учить их Книге их
Господа и Сунне их Пророка, а также молиться с ними, то я готов.
Эти слова очень обрадовали Умара, и Абу ад-Дарда направился в Дамаск.
Прибыв туда, он обнаружил, что многие люди погрязли в роскоши и мирских
утехах. Это ужаснуло Абу ад-Дарду, и он призвал людей в мечеть. Когда
все собрались, Абу ад-Дарда встал перед ними и сказал:
— О жители Дамаска, вы наши братья по религии и соседи по дому. Вы наш
союзники в борьбе с врагами. О жители Дамаска! Что же мешает вам
отнестись дружелюбно ко мне и внять моему совету? Мне ничего не нужно от
вас. Я даю вам совет, а мои расходы оплачивают другие. Я вижу, как
смерть постепенно забирает у вас ваших учёных мужей, а ваши
невежественные люди не учатся! Я вижу, как вы охотно принимаете то, что
гарантировал вам Всевышний и Всемогущий Аллах, но в то же время
игнорируете то, что Он повелел делать вам! Разве я не вижу, что вы
накапливаете то, что не в силах проглотить! Вы строите то, где не
живёте! Вы надеетесь на то, чего не достигнете! До вас были народы,
которые надеялись, а прошло немного времени, и все они обратились в
прах. Все их надежды были тщеславием и самообольщением. И дома их стали
могилами… Вы помните, о жители Дамаска, что стало с народом Ада. Сколько
у них было денег и детей! А кто сегодня купит у меня их наследство хотя
бы за два дирхема? Все присутствующие так разрыдались, что их плач был
слышен даже за стенами мечети.
С того дня Абу ад-Дарда начал активно посещать собрания людей в
Дамаске и объезжать рынки. Он отвечал на вопросы, учил невежественных,
приструнивал отлынивающих, используя любую удобную возможность или
подвернувшийся случай.
Как-то на улице Абу ад-Дарда заметил толпу людей, которая, окружив
одного человека, начала с ругательствами избивать его. Подойдя к людям,
Абу ад-Дарда осведомился: "В чём дело?” Люди ответили:
— Этот человек совершил большой грех.
Абу ад-Дарда спросил:
— А если бы этот человек упал в колодец, вытащили бы вы его оттуда?
— Да, конечно, — ответили люди.
— Не ругайте и не бейте его, — сказал им Абу ад-Дарда, — а увещевайте и
наставляйте. Воздавайте хвалу Аллаху, который не позволил вам совершить
такой же грех.
— Разве ты не ненавидишь его? — спросили люди.
Абу ад-Дарда ответил:
— Мне ненавистно то, что он совершил. А если он прекратит свои греховные действия, то станет моим братом.
Человек, совершивший грех, разрыдался и заявил о своём покаянии.
Однажды какой-то юноша обратился к Абу ад-Дарде: "Наставь меня, о сподвижник посланника Аллаха!” Абу ад-Дарда сказал ему:
— О сын мой! Поминай Аллаха в добре, и Он помянет тебя в беде. О, сын
мой! Набирайся знаний, учись, больше слушай, что говорят тебе. Старайся
не быть невежественным, ибо иначе тебя ждёт гибель. О сын мой! Пусть
мечеть станет твоим домом. Я сам лично слышал, как посланник Аллаха, да
благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Мечети — дом каждого
праведного человека». Всевышний и Всемогущий Аллах обеспечил тем, чьим
домом стала мечеть, спокойствие, милость и возможность идти по пути Его
благосклонности.
Как-то группа молодых людей сидела у дороги. Они весело болтали и разглядывали прохожих. Подойдя к ним, Абу ад-Дарда сказал:
— О, дети мои! Дом мусульманина — это его келья, где он усмиряет душу и
взор. Не сидите без дела на рынках ради пустого времяпровождения.
Однажды, когда Абу ад-Дарда был в Дамаске, Муавия Ибн Абу Суфйан
посватал своего сына Йазида к его дочери. Однако Абу ад-Дарда отказался
выдать свою дочь за сына Муавийи и отдал свою дочь за простого
юношу-мусульманина, который отличался праведностью и благонравием. Людям
стало это известно, и среди них пошли разговоры о том, что Йазид Ибн
Муавийа посватался к дочери Абу ад-Дарды, но он отказал ему и выдал свою
дочь за простого мусульманина. Когда Абу ад-Дарду спросили о причине
этого, он ответил:
— Тем, что я сделал, я хотел добра для своей дочери.
— Как это? — спросили люди.
Абу ад-Дарда ответил:
— Представьте себе мою дочь в окружении рабов, которые прислуживают ей, а
она сама будет находиться в роскошных чертогах. Что же в таком случае
станется с ее религией?!
Когда Абу ад-Дарда находился в аш-Шаме, туда с ознакомительным
визитов прибыл вождь правоверных Умар Ибн аль-Хаттаб, да будет доволен
им Аллах. Вечером он пришёл навестить своего приятеля Абу ад-Дарду в его
доме. Толкнув дверь, он заметил, что на ней не было никакого запора.
Когда Умар вошёл в абсолютно тёмный дом, Абу ад-Дарда услышал его шаги,
поднялся ему навстречу, поприветствовал и усадил рядом с собой. В
кромешной тьме, не видя друг друга, друзья начали неторопливую беседу.
Ощупав изголовье постели Абу ад-Дарды, Умар обнаружил, что вместо
подушки у него была конская попона, матрас набит мелкими камнями, а
одеяло было таким тонким, что совершенно не защищало от дамасских
холодов. Умар воскликнул:
— Да смилостивится над тобой Аллах! Разве я тебе не помогал?! Разве я тебе не посылал средства?!
Абу ад-Дарда ответил:
— А помнишь ли ты, о Умар, хадис, который рассказал нам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?
— А какой именно? — спросил Умар.
Абу ад-Дарда сказал:
— Разве не он сказал: «Пусть будет у каждого из вас мирских благ столько же, сколько есть поклажи у всадника»?
— Да, он говорил так, — ответил Умар.
— А что мы сделали после него, о Умар?! — воскликнул Абу ад-Дарда.
Умар и Абу ад-Дарда разрыдались. Они плакали до тех пор, пока не наступило утро.
Находясь в Дамаске, Абу ад-Дарда продолжал увещевать его жителей,
читать им и учить их Книге Аллаха и мудрости, пока не пришла ему пора
умирать. Когда он смертельно заболел, к нему пришли его соратники и
спросили:
— На что ты жалуешься?
— На свои грехи, — ответил Абу ад-Дарда.
— А чего ты хочешь? — спросили его.
— Чтобы мой Владыка простил меня, — ответил он.
Затем он сказал окружающим: "Внушайте мне: "Нет божества, кроме Аллаха, и
Мухаммад — посланник Аллаха””. Он продолжал повторять это, пока не
испустил дух.
Когда Абу ад-Дарда предстал пред своим Владыкой, Ауф Ибн Малик
аль-Ашджаи увидел во сне обширную зелёную и тенистую лужайку, на которой
стояла большая кожаная палатка, а вокруг паслось огромное стадо овец.
— Кому принадлежит всё это? — спросил он.
— Абдуррахману Ибн Ауфу, — было сказано ему. И Абдуррахман, выйдя из палатки, сказал ему:
— О Ибн Малик, это всё Всемогущий Аллах ниспослал нам через посредство
Корана. Если бы ты шёл этим путём, то увидел бы то, чего никогда не
видел, и услышал бы то, чего никогда не слышал, а также нашёл бы то, о
чём даже и не помышлял.
Ибн Малик спросил:
— А для кого всё это, о Абу Мухаммад?
Он ответил:
— Всемогущий Аллах приготовил всё это для Абу ад-Дарды, который при жизни отвергал всё мирское.
Абдурахман Рафат аль-Баша, "Картинки из жизни сподвижников Пророка Мухаммада". Подготовил: www.sawab.ru
Источник: Sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.