Совершение добрых дел ради мирской выгоды
Восхваляем Аллаха, обращаемся к Нему за помощью, просим прощения и каемся перед Ним, прибегаем к Его защите от зла наших душ и от скверны наших дел. Кого поведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, кого же Аллах собьёт, того никто не наставит на прямой путь.
Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит его Аллах, а также его семью, всех его сподвижников и всех, кто следовал по его стопам до самого Судного Дня.
Дорогие братья-мусульмане и сестры-мусульманки! Страшитесь своего Господа и помните слова Аллаха:
«Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Тогда каждый человек сполна получит то, что приобрел, и с ними не поступят несправедливо»(Коран 2: 281).
Ислам – это убеждения и Шариат, вера в Аллаха и Единобожие, вера в ангелов и священные книги, вера в посланников и Судный День, вера в предопределение всего, как хорошего, так и плохого. Ислам – это чистое поклонение Одному лишь Аллаху, полное смирение перед Ним, абсолютное довольство Его Религией и вера в посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) без малейших сомнений, колебаний и стеснения.
Ислам – это следование по пути пророка (мир ему и благословение Аллаха) в своих делах, во взаимоотношении с людьми и в своих суждениях, в своих решениях и способах их реализации как для отдельных людей, так и для целых социумов.
Ислам – это жизнь в поклонении. Главной целью и главным устремлением сердца мусульманина является его Господь и желание угодить Ему всеми своими делами.
О рабы Аллаха! Очищение своей религии перед Аллахом – это основа религии, это суть Единобожия и поклонения. Своими добрыми делами человек должен стремиться только к Лику Аллаха, Его награде и милости. Он обязан исповедовать шесть столпов Веры (Имана), выполнять пять столпов Ислама, доводить свою Веру до совершенства (Ихсан), блюсти права Аллаха и права людей, стремясь только к Лику Всевышнего и Вечной Обители, не желая добиться одобрения людей, славы, известности, власти или чего-либо из благ этого мира. Это есть совершенная Вера и совершенное Единобожие.
Больше всего этому противоречит то, когда человек совершает праведные дела ради людской похвалы и их уважения или когда делает благодеяния с целью получить преходящие мирские блага, это разрушает чистоту Веры и Единобожие. Аллах (Свят Он и Велик) сказал в Священном Коране, в суре Худ:
«Тем, кто желает жизни ближнего мира и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не получат послаблений» (Коран 11: 15).
Всевышний разъяснил нам в этом аяте, что совершение праведных дел ради благ этой тленной жизни нарушает ту степень полноты Единобожия, которая необходима для того, чтобы человек считался истинным единобожником, оно уничтожает эти праведные дела. Это еще хуже, чем показуха (рия), потому что если человек своим сердцем возжелает обретение этого мира, то, как правило, его желание поглощает собой все его деяния, тогда как показуха может проявляться лишь в отдельных действиях и не всегда сопровождает человека во всех его ситуациях.
Есть разница между показухой и между желанием этого мира посредством совершения праведных дел. Давайте рассмотрим их.
Показушник и тот, кто желает добиться благ этого мира праведными делами, едины в том, что каждый из них, совершая благодеяния, не стремится приблизиться к Аллаху и заслужить вечную жизнь в Раю, оба они совершают малый ширк (ширк асгар), который нарушает необходимую полноту и совершенство Единобожия.
Различие же заключается в следующем:
Показушник посредством своих праведных дел хочет получить одобрение людей и их положительные отзывы в свой адрес, его показуха может проявляться лишь в отдельных действиях, но не во всех делах.
Тот же, кто желает добиться своими праведными делами мирских благ, ищет материальную выгоду, такую как деньги, власть, положение в обществе, и такое желание преобладает в большинстве его добрых дел.
Ад-Даххак (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Тот из людей Веры, кто совершит какое-либо праведное дело без богобоязненности (таква), получит скорую награду за своё дело в этом мире» (т.е. человек может получить награду в этом мире, и тогда он полностью лишится её в Мире Следующем).
Абу Катада (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Всевышний сообщил нам, что если самой большой заботой, желанием и стремлением человека является этот мир, то Аллах вознаградит его в этом мире. Затем он отправится в Мир Грядущий и у него не найдётся никаких добрых дел, за которые он мог бы получить награду. Что же касается верующего, то он получает награду за свои добрые дела как в этом мире, так и в Следующем».
В достоверном хадисе, передаваемом со слов Абу Хурайры, говорится, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Первыми из людей, над кем состоится суд, будут тот, кто полностью выучил Коран, тот, кто был убит на пути Аллаха, и тот, у кого было много богатства. И тогда Аллах скажет чтецу [Корана]:
– Не обучил ли Я тебя тому, что было ниспослано Моему посланнику?
Чтец ответит:
– Да, о Господь.
Аллах скажет:
– Что же ты делал со своим знанием?
Чтец ответит:
– Я выстаивал [читая Коран в своих молитвах] днём и ночью.
И скажет Аллах:
– Ты лжёшь.
И скажут ангелы:
– Ты лжёшь.
И скажет ему Аллах:
– Ты только хотел, чтобы про тебя говорили «Такой-то – чтец Корана» и, действительно, так говорили».
Затем в этом хадисе упоминается обладатель богатства, который расходовал свои деньги на благотворительность, и боец, павший в битве за религию Аллаха, и у них происходит подобный диалог со Всевышним Господом, и в конце Аллах говорит богачу: «Ты только хотел, чтобы говорили «Такой-то – щедрый», а неискреннему муджахиду Аллах говорит: «Ты только хотел, чтобы люди говорили «Такой-то – храбрец» и, действительно, так говорили».
В завершении хадиса посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О Абу Хурайра, это будут первые люди, которыми будет растоплен Огонь на Судный День, у этих людей были некие дела, однако они не желали этими делами Лика Аллаха». Когда Абу Хурайру спрашивали про этот хадис, то он едва не падал в обморок. Также известно, что Муавия (да будет доволен им Аллах) едва не потерял сознание, услышав этот хадис, а придя в себя, произнёс: «Истину сказал Аллах: «Тем, кто желает жизни ближнего мира и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не получат послаблений» (Коран 11: 15).
Говоря об этом аяте, праведные предшественники (саляфу салих)[1] упоминали несколько видов деяний, которые сегодня совершаются людьми, но при этом люди иногда не понимают, что их действия также осуждаются этим аятом.
Первый вид. Иногда люди совершают какое-либо праведное дело, посвящая его только Аллаху (совершают молитвы, раздают милостыню, связывают родственные узы, помогают людям, отстраняются от преступлений и грехов и делают другие хорошие дела, которые надлежит совершать ради Аллаха), но при этом они не желают награды за них в Следующей Жизни. Они делают это для того, чтобы Аллах наградил их в ближней жизни, сохранил и увеличил их имущество, оберегал их семьи и родственников, не лишал их благополучия и не переставал одарять их благами. Эти люди особо не заботятся о том, чтобы войти в Рай и избежать Ада. Таким людям будет дана их награда в этой жизни, а в Следующей Жизни они ничего не получат за свои дела. Об этом типе людей упоминал ибн Аббас (да будет доволен им Аллах).
Второй вид. Этот вид хуже и страшнее первого. Муджахид[2] сказал, что данный аят ниспослан именно в отношении этой группы людей… Это те, кто делает праведные дела с намерением показаться перед людьми, а не для того, чтобы добиться награды в Мире Грядущем.
Третий вид. Это люди, которые совершают праведные дела с намерением получить за них деньги, например: совершение хаджа за вознаграждение с целью заработать деньги, совершение хиджры[3] с целью получения мирских благ, участие в священной войне с целью получить долю в трофеях, получение знаний с целью приобретения почета и главенства над людьми, изучение Корана и прилежное посещение мечети с целью получить в мечети какую-нибудь должность и т.д. Этот вид был упомянут в некоторых тафсирах[4] данного аята.
Четвёртый вид. К этому виду относятся те, кто совершают дела поклонения Аллаху искренне, но вместе с тем они совершают дела неверия, которое лишает их Веры и выводит из Ислама. К ним относятся иудеи, христиане и некоторые люди, относящие себя к мусульманам. Они покоряются Аллаху, совершают обряды поклонения абсолютно искренне, желают добиться награды Всевышнего, однако при этом совершают дела, которые отстраняют их от Ислама и это препятствует принятию их добрых дел. Этот вид людей был упомянут Анасом ибн Маликом[5] и другими учеными при толковании вышеуказанного аята. Праведные предшественники опасались оказаться в числе этих людей, некоторые из них говорили: «Если бы я знал, что Аллах принял от меня хотя бы один земной поклон (суджуд), то пожелал бы умереть на этом, ведь Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных» (Коран 5: 27).
В достоверном хадисе со слов Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Да пропадёт раб динара[6], да пропадёт раб дирхема[7], да пропадёт раб шёлковых и бархатных одеяний, который проявляет удовлетворение, когда ему что-то дают, и гневается, когда ему не дают. Да пропадет он и да будет перевёрнут, и если даже его уколет колючка, да не извлечёт он её».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вознёс молитву за то, чтобы поклонники этого мира сгинули и были несчастны, и чтобы тяжким было для них любое дело в этой жизни, и чтобы они не могли решить своих самых ничтожных проблем и не могли избавиться даже от уколовшей их колючки.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал их рабами динаров и дирхемов за их безудержную страсть к накопительству и за то, что они совершают дела поклонения ради того, чтобы заработать эти динары и дирхемы. Такие чувства, как довольство и гнев, он проявляет только ради материальных благ, он не проявляет довольства ради Аллаха и не гневается ради Аллаха. В таком положении человек впадает в малое многобожие (ширк асгар), которое нарушает совершенство и чистоту Единобожия.
Это удел тех, кто привязал своё сердце к этому миру, к власти, богатству и другим низменным желаниям души. Когда им дают нечто, к чему привязаны их сердца, они ликуют, когда же их лишают этого, они испытывают негодование и злобу. Это истинные рабы и поклонники своих желаний, потому что истинное рабство и поклонение заключено в сердце. Чем пленилось сердце в этом мире, тому и будет служить хозяин этого сердца. В таком положении находится и тот, кто безудержно гонится за богатством, оно порабощает его, заставляет беспрекословно подчиняться себе. Привязанность сердца к мирским благам бывает двух видов:
1) Сердечная привязанность человека к тем вещам, в которых он нуждается, таким как еда, питьё, женитьба, жилище, средство передвижения, домашнее убранство. Человек, страдающий сильной привязанностью к этим благам, является боязливым, тревожным, нестойким в своей Религии.
2) Сердечная привязанность к вещам, в которых он не нуждается, к вещам, к которым у человека вообще не должно быть никакой привязанности. Если человек привязан к тому, в чем у него нет нужды, то становится рабом этих вещей и перестает быть истинным рабом Аллаха и уповать на Него, и в его сердце прорастает корень многобожия.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Да будет дарован Рай (Туба)[8] тому человеку, который держит своего коня за уздцы на пути Аллаха, с растрепанными волосами, с ногами, покрытыми пылью, если его ставят в охрану, то он стоит на страже, если оставляют в тылу, то он несет службу в тылу, если он просит разрешения, ему не дают разрешения, если он заступается за кого-то, то его заступничество не принимают».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил нам, что в Раю уготована награда для тех, кто своими праведными делами стремился лишь к Лику Аллаха и Его довольству, несмотря на то, что сам при этом находится в тяжелом жизненном положении. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) похвалил в этом хадисе искреннего борца за Веру и охарактеризовал его пятью качествами:
1) «держит своего коня за уздцы», то есть он не расстается со своим конем на пути Аллаха, постоянно стремится к схватке за торжество Ислама.
2) «с растрепанными волосами», – борьба на пути Аллаха отвлекла его от комфортных условий и приятной жизни.
3) «с ногами, покрытыми пылью», – он не сидит на месте, всегда занят долгими переходами и готов броситься в бой.
4) «если его ставят в охрану, то он стоит на страже, если оставляют в тылу, то он несёт службу в тылу», – если его оставляют в охране или дозоре, то он ответственно и качественно выполняет возложенную на него обязанность. Он заставляет себя выполнять не самые приятные для него задания ради пользы джихада, желая получить награду от Аллаха (Велик Он и Славен). Ибн аль-Джаузи (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Это безвестный воин, он не стремится к величию. Где ему выпало служить, там он и несёт службу. В хадисе были упомянуты охрана и служба в арьергарде войск, потому что, в действительности, это тяжелее всего».
5) «если он просит разрешения, ему не дают разрешения, если он заступается за кого-то, то его заступничество не принимают». Если он по необходимости обращается к командованию с какой-то просьбой или ходатайствует за кого-то в богоугодном деле, то он не получает разрешения, а ходатайство его не принимается, так как этот воин незнатен и не имеет высокого положения. Этот воин и не занят тем, чтобы добиваться высоких постов и рангов, он занят поиском довольства и награды Аллаха и не ждёт от своих праведных дел отдачи в этой жизни.
Это отнюдь не из-за того, что Аллах пренебрегает своим искренним верующим рабом, а наоборот, это милость для него. Этот хадис ясно указывает на то, что незначительное положение перед людьми не говорит о незначительном положении перед Аллахом (Велик Он и Славен). В хадисе говорится, что искреннего мусульманина, который делает своё дело ради Аллаха, не заботит то, какую работу ему поручили выполнять, если эта работа является богоугодной. Если его назначили ответственным лицом или командиром, то он выполняет свои обязанности наилучшим образом, если же ему поручили менее авторитетную работу, то он принимает это с довольством и старается выполнить её наилучшим образом. Искренний мусульманин стремиться принести пользу своей Умме, где бы он ни был и чем бы ни занимался. Поэтому человек должен своими благодеяниями добиваться награды и милости Аллаха Господа миров и остерегаться желания получить блага и услады этого мира за счёт Религии, чтобы не оказаться в числе тех, про кого Всевышний сказал:
«Мы займемся их деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах» (Коран 25: 23).
Дела неверных, таких как иудеи, христиане и представители других религий, не будут приняты. Если они кормили и помогали бедным, лечили больных и делали прочие благие дела, то всё это уничтожается их многобожием и неверием во Всевышнего Аллаха. Но все же справедливость Аллаха дает им возможность получить награду, о которой говорится в следующем хадисе. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если неверный совершит какое-либо доброе дело, то ему будет дарован за это какой-либо удел этого мира» (хадис передал Муслим).
Всевышний Аллах сказал:
«Тем, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены» (Коран 11: 15).
Если человек совершает праведные дела, желая только благ этого мира, то его дело недействительно и полностью отвергается Аллахом. Если человек желает благ этого мира и Мира Следующего, то его дело является ущербным из-за утраты целостности искренних намерений. Искренний верующий совершает добрые дела, стремясь только к Лику Аллаха и вечной Райской Обители. Если верующий ищет знания, то делает это для того, чтобы искоренить своё невежество и принести пользу людям. Если он совершает хадж (паломничество) к Дому Аллаха за умершего или престарелого неспособного человека, то делает это с целью помочь своему брату по Вере, посетить святые места и пройти этот путь вместе с другими паломниками. Если он подаёт милостыню бедным, то делает это для того, чтобы вселить в их сердца радость и избавить их от печали и страданий. Если он сражается, то делает это только для того, чтобы возвысить знамя Ислама. Воистину, Аллах, Господь наш – Щедр, Он награждает верующего за его добрые дела как в этом мире, так и в Мире Грядущем. Аллах (Велик Он и Славен) хранит его самого, его семью и имущество, делает его жизнь благодатной и спокойной, а в Жизни Следующей он будет вознагражден наилучшим образом.
В завершение хотелось бы добавить, что если человек искренне и ради Аллаха выполняет какое-либо богоугодное дело, в котором есть общественная польза для мусульман, то они могут обеспечить его потребности, выплачивая ему определённую сумму. Это делается для того, чтобы освободить данного человека от необходимости тратить время на зарабатывание денег и заняться исключительно тем, что необходимо для мусульман. К этим делам относятся такие занятия, как работа шариатского судьи, проведение пятикратных коллективных молитв в мечети, обучение людей Корану и т.д. Получение этих денег не повредит Вере и Единобожию мусульманина, если он расценивает их только как оказание ему помощи в совершении благих общественно полезных дел. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Книга Аллаха больше всего достойна того, чтобы вы брали за неё плату» (хадис передал аль-Бухари).
Хвала Аллаху, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.
Совершение добрых дел ради мирской выгоды
Из книги: «Хутабу ат-Таухид аль-минбарийя»
Автор: Абдульмалик аль-Касим
Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов
Для сайта – http://www.whyislam.ru
[1] Саляфу салих – это сподвижники посланника Аллаха (да одарит его Аллах своей милостью), а также люди, принадлежащие к двум, следующим за сподвижниками, поколениям мусульман, которые шли по пути сподвижников в понимании текстов Корана и Сунны. Также эпитетом «саляфу салих» (праведные предшественники) иногда называют всех учёных, следующих путём сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха).
[2] Муджахид ибн Джабр Абу аль-Хаджадж аль-Макки, табиин, ученик многих сподвижников и, в частности, ибн Аббаса, с которым он прошел весь Коран три раза, останавливаясь у каждого аята и спрашивая: «По какой причине он был ниспослан и как это произошло?» Умер в положении земного поклона (суджуд) в 102 году по хиджре.
[3] Хиджра – переселение, которое совершается с религиозной целью.
[4] Тафсир – толкование Корана.
[5] Анас ибн Малик ибн ан-Надр ибн Дамдама ан-Наджари аль-Хазраджи аль-Ансари Абу Сумама сподвижник посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его слуга, от него было передано две тысячи двести восемьдесят шесть хадисов. Родился в Медине, принял Ислам будучи ребёнком, прислуживал пророку вплоть до его смерти (мир ему и благословение Аллаха). Затем переселился в Дамаск, затем в Басру. Умер в возрасте более ста лет в Басре в 91 г. по хиджре. Он был последним сподвижником из тех, кто умер в Басре. Оставил после себя около сотни детей и был одним из самых богатых сподвижников, что является одним из знамений пророка (мир ему и благословение Аллаха), который помолился за Анаса, когда тот еще был мальчиком, и сказал: «О Аллах, дай ему много богатства и детей и введи его в Рай»
[6] Динар – золотая монета.
[7] Дирхем – серебряная монета.
[8] Туба – иногда это слова используется как эпитет Рая, а иногда как великое райское древо, дословно это слово значит: «благодатное», «приятное».
Источник: Sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.