Вопрос: Я слышал, что выплата закята в Рамадан лучше, чем в другое время. Правильно ли это? Каков довод для этого? Также необходимо учесть, что время выплаты может быть до Рамадана и после.
Ответ: Вся хвала Аллаху
Во первых: По окончанию полного года по хиджре закят становится обязательным для оплаты, если только это не закят с посевов, который следует выплатить в день жатвы, потому что Аллах сказал (перевод смысла):
«Вкушайте эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное в день уборки» (6:141)
Закят необходимо выплачивать сразу же по прошествии одного года, потому что Аллах сказал (перевод смысла):
«Стремитесь же к прощению от вашего Господа и Раю, ширина которого подобна ширине неба и земли. Он уготован для тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников. Такова милость Аллаха, которую Он дарует тем, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью.»
(57.21)
Ибн Баттал сказал:
«Следует торопиться совершать добро, ведь ситуация меняется, смерть может прийти в любое время и задержка не является благом.»
Ибн Хаджар сказал: Кто-то добавил:
Это лучше, так как освобождает от огня и помогает другим, и вызывает больше довольства у Господа и уничтожает грехи» Fath al-Baari, 3/299.
Во вторых: Нельзя откладывать оплату закята после того, как он стал обязательными, за исключением случаев с уважительной причиной.
В третьих: Можно выплатить закят до срока наступления выплаты.
Передано, от Али, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) попросил выплатить Аббаса за два года вперед.
(Abu ‘Ubayd al-Qaasim ibn Sallaam in al-Amwaal, 1885. Al-Albaani называл в-Irwa’ (3/346): этот хадис хасан)
Согласно другому сообщению:
Передано от Али, что Аббас спросил посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о выплате закята до срока, и он разрешил ему это. (Tirmidhi, 673; Abu Dawood, 1624; Ibn Maajah, 1795; оценен как сахих шейхом Албани в Tahqeeq al-Musnad, 822).
В четвертых: Милостыню лучше давать людям в Рамадан, чем в другие месяцы.
Передано, что ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был самым щедрым из людей, и он был особенно щедрым во время Рамадана, когда Джибриль встречался с ним. Джибриль встречался с ним каждую ночь обучая Корану. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) самым щедрым человеком, даже более щедрым чем сильный ветер (в готовности и старании совершить благотворительность)» al-Bukhaari, 6; Muslim, 2308.
Ан Навави сказал: «Этот хадис учит наc нескольким вещам, среди которых, то, что является мустахабом щедрость в Рамадан»
Поэтому, если выплата закята попадает на Рамадан или после него, то нет ничего неправильного в том, чтобы выплатить закят в Рамадан, с намерением получить большую награду. Но если закят необходимо выплатить до Рамадана (например, в Раджаб) и человек откладывает это до Рамадана, то этого делать нельзя, потому что нельзя без серьезной причины откладывать выплату закята.
В пятых: Может быть так, что выплата закята в другие месяцы более предпочтительна чем в Рамадан, например в случае большого бедствия или несчастью в какой либо мусульманской стране, тогда выплата закята предпочтительно в это время. Или например, если во время Рамадана много людей выплачивают закят, для нужд бедных, то в другие месяцы бедные люди не получать помощи; в этом случае выплатить закят в другой месяц лучше, даже если при этом будет задержка в выплате закята.
Шейх ибн Усеймин (да помилует его Аллах) сказал:
«Можно откладывать выплату закята, если это в интересах бедняков и не принесет им вреда. Например, в нашей стране много людей выплачивают закят в Рамадан и это дает бедным все что им нужно. Но затем, во время зимы, когда она не попадает на Рамадан, они будут в большей нужде и лишь немногие выплачивают закят в это время. В этом случае, дозволено откладывать закят, потому что это в интересах тех, кому он полагается»
Al-Sharh al-Mumti’, 6/189
Аллаху известно лучше.
Вопрос #8400
http://www.islam-qa.com