Люди учатся у животных
Многие умные люди учатся у животных полезным вещам и используют их в быту, ремесле и военном деле. Они берут с них пример в том, что касается нравственности, стойкости и терпеливости, потому что сознание животных превосходит сознание многих людей. Всевышний сказал:
«Или ты полагаешь, что большинство их способны слышать или разуметь? Они — всего лишь подобие скота, но они еще больше сбились с пути»(Аль-Фуркан, 44).
Абу Джа‘фар аль-Бакир сказал: «Аллах не ограничился тем, что уподобил их скоту, а назвал их более сбившимися с пути, чем скот. Когда самка хищника рожает детеныша, она много раз в течение нескольких дней поднимает и держит его в воздухе, защищая от муравьев, потому что он рождается в виде кусочка мяса, и она боится, что его съедят муравьи. Поэтому самка то и дело поднимает и опускает детеныша, перенося его с одного места на другое, пока тот не окрепнет».
Ибн аль-А‘раби рассказывал, что у одного пожилого курейшита спросили: «Кто научил тебя всему этому, ведь такие знания бывают лишь у тех, кто имеет большой жизненный опыт и занимается торговлей?» Он ответил: «Аллах научил меня тому, чему научил голубя, который постоянно переворачивает свои яйца, чтобы обе стороны яйца получили свою долю тепла и заботы, а также из-за боязни того, что земля навредит яйцу, если оно все время будет лежать на одной стороне».
У другого спросили: «Кто научил тебя проявлять терпение и настойчивость в делах и добиваться желаемого, даже когда тебе трудно?» Он ответил: «Тот, Кто научил навозного жука взбираться на стену и после падения повторять это снова и снова, пока он не поднимется наверх».
У другого спросили: «Кто научил тебя заниматься делами с раннего утра и не нарушать этого распорядка?» Он ответил: «Тот, Кто научил птиц каждое утро вылетать голодными и искать пропитание вблизи и поодаль, не зная усталости и не боясь всего, что может встретить их на пути в воздухе и на земле».
У другого спросили: «Кто научил тебя проявлять спокойствие, настороженность и выдержку до тех пор, пока ты не выберешь свою цель? Когда же ты выбрал цель, ты бросаешься вперед, словно лев, бросающийся на добычу». Он ответил: «Меня научил Тот, Кто научил кота следить за мышиной норой, не двигаясь, не поворачиваясь и не шевелясь, точно труп, а потом, когда появится мышь, бросаться на нее подобно льву».
У другого спросили: «Кто научил тебя терпению, выносливости и усердию?» Он ответил: «Тот, Кто научил верблюда терпеть тяжелый груз, дорогу, усталость, грубость погонщика и его удары. Он несет на спине груз и многое другое, ощущает голод и жажду. Усталость и томление накапливаются во всем его теле, но, несмотря на это, он продолжает терпеть».
У другого спросили: «Кто научил тебя проявлять великодушие и щедрость?» Он ответил: «Тот, Кто научил петуха, нашедшего зернышко в земле, не есть его, несмотря на потребность в нем, а созывать к себе кур. Когда же одна из них подбежит и склюет его, он радуется от всего сердца. Если же ему дают много зерна, он разбрасывает его по сторонам, даже если рядом нет кур, потому что он по своей природе щедр и считает низостью оставлять пищу одному себе».
У другого спросили: «Кто научил тебя прибегать к хитрости, когда ты ищешь пропитание, и использовать для этого различные методы?» Он ответил: «Тот, Кто научил лисицу хитростям, которые не способны познать и применить разумные люди и которых не счесть».
Кто научил льва заметать следы хвостом, когда он опасается преследования? Кто научил его приходить к своему детенышу на третий день после его рождения и дуть ему в ноздри? Львица рожает его полумертвым и охраняет до тех пор, пока не придет его отец и не подует ему в ноздри!
Кто внушил гордым и величественным львам есть только свою добычу и не приближаться к чужой добыче, когда они проходят мимо нее, если даже их мучает голод?
Кто научил слониху при приближении родов приходить к воде и рожать в ней? Слоны, в отличие от других животных, рожают стоя, так как их суставы отличаются от суставов других животных. К тому же слоны высокие, и слониха боится, что детеныш, упав на землю, может ушибиться или разбиться. Поэтому она заходит туда, где не очень глубоко, и рожает, а вода становится для слоненка чем-то вроде мягкой подстилки.
Кто научил мух, падая в воду, опираться на то крыло, которое несет в себе болезнь, а не на другое крыло?
Кто научил собаку, узревшую газель, отличать больное животное от здорового, самца от самки? Собака устремляется вслед за самцом, несмотря на то, что он лучше бежит и прыгает, и оставляет самку, несмотря на то, что она бежит медленней. Она поступает так, зная, что через пару кругов самцу захочется испустить мочу, поскольку каждое испуганное животное хочет сделать это. Однако самцу не удается сделать это из-за быстрого бега, он сбавляет темп, и собака настигает его. Что же касается самки, то ей легко испустить мочу благодаря ширине мочеиспускательного канала, и она продолжает бежать!
Кто научил собаку замечать тонкий впалый участок снежного покрова и понимать, что под ним находится заячья нора? Она начинает рыть землю и ловит зайца, так как знает, что тепло его дыхания растапливает снег, и его слой становится тонким.
Кто научил волка во время сна поочередно смыкать глаза? Он спит с открытым глазом, и когда этот глаз начинает дремать, он открывает другой! Некоторые арабы даже говорят: «Он спит одним глазом, а другим оберегается от смерти. Он спит и бодрствует одновременно».
Кто научил воробья взывать о помощи, когда его птенец выпадает из гнезда? Все воробьи, находящиеся поблизости, слетаются к этому птенцу, летают вокруг него и своими движениями придают ему силу и энергию, благодаря чему он взлетает вместе с ними!
Один охотник рассказывал, что однажды он увидел воробья, сидящего на стене. Он сделал движение рукой, словно хотел бросить в него камень, но воробей не сдвинулся с места. Тогда он пригнулся к земле, словно хотел поднять что-нибудь, но воробей даже не шевельнулся. Но как только он коснулся рукой камешка или финиковой косточки, птица взлетела еще до того, как он успел взять его в руку.
Кто научил паука приникать к земле и сжиматься так, что мухе кажется, будто он не замечает ее, а потом набрасываться на нее, словно леопард?
Кто научил паука плести большие и прочные сети, прикреплять к их верхушкам отдельную нить и повисать на ней, чтобы потом, когда комар запутается в сети, спуститься и напасть на него?
Кто научил газель входить в свое убежище задом, чтобы она могла заметить любую угрозу для себя и своего детеныша?
Кто научил кота, заметившего мышь на крыше, поднимать голову так, словно он указывает на мышь палкой, и водить головой взад и вперед, пока мышь не поскользнется и не упадет?
Кто научил тушканчика рыть нору на склоне горных ущелий выше того уровня, до которого поднимается вода, чтобы можно было спастись от копыт животных и селевых потоков? Он делает норку глубокой и устраивает в ней несколько выходов, которые он скрывает под небольшим слоем земли и легко открывает, чтобы выбраться наружу при возникновении опасности. А поскольку тушканчик имеет слабую память, он роет нору возле скал, которые служат приметами, указывающими на его жилище, когда он сбивается с пути!
Кто научил леопарда скрываться от взоров, когда он набирает вес и когда ему трудно передвигаться, и выходить только после того, как он избавится от лишнего веса?
Кто научил оленя скрываться, когда он скидывает рога и лишается своего оружия, в результате чего он набирает вес? Когда же его рога снова отрастают, он подставляет себя под солнце и ветер и начинает много двигаться, чтобы его мышцы снова окрепли, и так он избавляется от жира, мешающего быстрому бегу.
Говорить на эту тему можно очень долго, но достаточно привести слова Пречистого Аллаха:
«Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются подобными вам сообществами. Мы ничего не упустили в Писании. А затем они будут собраны к своему Господу. Те, которые считают ложью Наши знамения, глухи и немы во мраках. Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, и наставляет на прямой путь, кого пожелает» (Аль-Ан‘ам, 38-39).
‘Ата передал следующий комментарий Ибн ‘Аббаса к аяту «подобными вам сообществами» (Аль-Ан‘ам, 38): «Это значит, что они знают Меня и признают
Мою единственность, прославляют и восхваляют Меня». По этому поводу Аллах сказал:
«Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой» (Аль-Исра, 44);
«Разве ты не видел, что Аллаха славят те, кто на небесах и на земле, а также птицы с распростертыми крыльями? Каждый знает свою молитву и свое славословие» (Ан-Нур, 41).
На это указывают и слова Всевышнего:
«Неужели ты не видишь, что перед
Аллахом падают ниц те, кто на небесах и на земле, солнце, луна, звезды,
горы, деревья, животные»
(Аль-Хаджж, 18);
«Перед Аллахом падают ниц все обитатели небес и земли, животные и ангелы, и они не проявляют высокомерия» (Ан-Нахль, 49);
«О горы и птицы! Славьте вместе с ним!» (Саба, 10);
«Твой Господь внушил пчеле» (Ан-Нахль, 68);
«Муравьиха сказала: "О муравьи!..”» (Ан-Намль, 18).
А пророк Сулейман , мир ему, сказал:
«Мы обучены языку птиц» (Ан-Намль, 16).
Муджахид сказал: «Подобные вам сообщества — это различные виды, известные по именам». Аз-Заджжадж сказал: «Это сообщества, которые будут воскрешены, подобно вам». Ибн Кутейба сказал: «Это сообщества, которые добывают пропитание, ищут удел и оберегаются от опасностей, подобно вам».
Суфьян бин ‘Уйейна сказал: «На земле нет такого человека, который не имеет какого-нибудь сходства с животными. Одни разбивают головы своим жертвам, подобно львам, другие бегают, подобно волкам, третьи лают, подобно собакам. Есть такие, которые выставляют себя напоказ, подобно павлинам, и такие, которые подобны свиньям: когда свинье бросаешь чистую еду, она не притрагивается к ней, но, увидев человеческие фекалии, начинает лизать их. Поэтому и среди людей ты видишь таких, которые, услышав пятьдесят мудрых изречений, не запомнят ни одного из них, но стоит кому-нибудь совершить ошибку, как они запоминают ее».
Аль-Хаттаби сказал: «Как прекрасно Суфьян понял этот аят, придя к такому мудрому выводу. Если высказывание нельзя понять буквально, то необходимо обратиться к сокрытому в нем смыслу. Аллах сообщил о сходстве между человеком, животными и птицами, но это не сходство во внешнем виде и облике, способности говорить или постигать знания. Следовательно, это должно быть сходство в характере и поведении».
Пречистый Аллах создал одних животных смышлеными и проворными, а других беспечными и бесхитростными. Одни насекомые запасаются продуктами на год, а другие надеются на то, что ежедневно будут получать гарантированное пропитание и положенный удел. Одни животные вообще не знают своих детенышей, другие самки заботятся только о своем потомстве, третьи теряют своих собственных детенышей и заботятся о чужих, а некоторые перестают признавать своих детенышей после того, как те становятся самостоятельными. Одни из них запасаются излишками пропитания, а другие не находят его вообще. Некоторые самцы заботятся о своем потомстве, никогда не перестают узнавать его и проявлять к нему милосердие.
Одни животные растут без своих матерей, а другие — без своих отцов. Одни даже не стремятся обзавестись потомством, а другие тратят все свои силы на продолжение рода. Одни понимают доброту и проявляют благодарность, а другие вообще не знают благодарности. Одни отдают другим предпочтение перед собой, а другие, найдя добычу, которая может хватить множеству им подобных, никого не подпустят к ней.
Одни животные дружат с людьми и привыкают к ним, а другие дичатся и избегают их. Одни питаются только чистой пищей, другие пожирают скверную пищу, а третьи едят и то, и другое.
Одни вредят только тогда, когда их сильно обидели, а другие готовы навредить тому, кто не причинил им никакого вреда. Одни животные злопамятны и не забывают плохого, а другие вообще не запоминают обиды. Одни из них никогда не гневаются, а другие быстро приходят в бешенство и медленно успокаиваются. Одни обладают точным знанием о вещах, которое не дано знать большинству людей, а другие не знают ничего такого. Одни из них различают плохое и избегают его, а другие не могут отличить хорошее от плохого. Одни поддаются обучению быстро, другие медленно, а третьи вообще не годятся для этого.
Все это указывает на то, что у живых существ есть Создатель, на совершенство Его творения, великолепие Его замысла и изящество Его мудрости. Удивительные знания, хитрость, смышленость и осмотрительность, которыми Аллах наделил их, побуждают уста прославлять Его и наполняют сердца знанием о Нем, Его мудрости и могуществе. И каждому благоразумному человеку становится ясно, что он не был сотворен ради забавы и не был предоставлен самому себе, что каждое творение несет в себе Его блистательную мудрость, очевидное знамение и убедительный довод. Каждое из них свидетельствует о том, что Аллах — Господь и Властелин всего сущего, что только Он обладает всесторонним совершенством, которого нет у творений, и что Он всемогущ и всеведущ.
"Вера в Аллаха "
Умар бин Сулайман аль-Ашкар
Источник: Sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.