Кто вознамерился совершить благое или дурное дело
Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует),передававший слова своего Всемогущего и Великого Господа, сказал: «Поистине,Аллах записал добрые и дурные дела, после чего разъяснил это: «За тем,кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя совершение целого доброго дела; если человек решит совершитьдоброе дело и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя совершение от десяти до семисот и многим более добрых дел; за тем, кто решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя совершение целого доброго дела, а если он решит совершить дурное дело, и совершит его, Аллах запишет за ним одно дурное дело»(Аль-Бухари, № 6491).
* * *
1. «Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела, после чегоразъяснил это». То есть: предопределил их в Своем знании, а потом разъяснил это людям. Имеется в виду, что Всевышний Аллах сообщил людям о том, что относится к благим деяниям, а также об их степенях и о том,какая награда полагается за каждое благое дело. Он также пояснил нам,какие деяния являются дурными, указал на малые и великие грехи из их числа, и сообщил, какое наказание ожидает совершившего их, и какой грех ложится на его душу. Все это для того, чтобы мусульманин ясно представлял себе, что есть благое, а что дурное, и мог взвешивать и оценивать собственные деяния.
В этом он подобен студенту, которому преподаватель сообщил о том,сколько баллов полагается за каждый экзаменационный вопрос, и он,отвечая на эти вопросы, может примерно подсчитать, сколько баллов получит за весь экзамен.
2. К тому, что Всевышний Аллах предопределил в Своем знании и разъяснил людям, относятся и постановления Шариата в отношении намерения, за которым не последовало действие, и намерения, за которым последовало благое или дурное деяние.
Намерение содержит в себе четыре степени:
1 – «Нашептывание души», внутреннее побуждение. Это когда человек больше склоняется к тому, чтобы не совершать данное действие.
Это можно оценить как 1-49%. То есть человеку в голову приходит мысль сделать нечто – хорошее или дурное – и он не отбрасывает ее сразу, а начинает думать о том, как поступить, и в конце концов решает, что лучше этого не делать.
2 – Колебания – 50%. То есть человек колеблется, сделать ему нечто или не сделать, и он никак не может сделать выбор, потому что совершение данного действия и отсутствие такового в его сознании равны.
3 – Желание – человек больше склоняется к тому, чтобы сделать то, о чем подумал. Это 51-99%.
4 – Твердая решимость – человек решительно настроен совершить данное действие. Это уже 100%.
Мы, в отличие от некоторых, не упоминаем в этом перечислении человека, которому просто пришла в голову какая-то мысль, но он тут же отбросил ее. У такого человека вообще нет никакого намерения, ибо он лишь подумал о каком-то действии, но у него не появилось желание совершать его. А намерение начинается с «нашептывания души», когда уже есть внутреннее побуждение.
Постановление Шариата относительно перечисленных степеней таково:
Первая и вторая степень – не записывается ни благое, ни дурное дело.Потому что человек не может защитить себя от побуждений души и наущений Шайтана. Поэтому, когда были ниспосланы Слова Всевышнего: «Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Обнаружите ли вы то, что в ваших душах, или утаите, Аллах предъявит вам счет за это»(сура 2, аят 284), – это оказало тяжелое воздействие на сподвижников,потому что человеку такое не под силу. Ведь нам неподвластны мысли,приходящие нам в голову. Тогда Всевышний Аллах ниспослал: «Аллах невозлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что онприобрел, и против него будет то, что он приобрел» (сура 2, аят 286).
Передает Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах): «ПосланникАллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине,Аллах не станет взыскивать с членов моей общины за то, что нашептывала им их душа и к чему побуждала их, если только они не станут говорить и поступать в соответствии с этим» (Муслим, № 127).
Что же касается желания совершить какое-то действие (третья ступень), то если это дело благое, человеку, по милости ВсевышнегоАллаха, записывается одно благое дело, если сделать то, что он желал,ему помешали независящие от него причины. Например, у человека было желание встать для совершения добровольной ночной молитвы во второй половине ночи, но он не проснулся. Если же он проснулся, и почувствовал себя усталым и его удержала теплая постель, то никакой награды ему не будет, потому что он отказался от того, что желал сделать, по собственной воле.
А кто желал совершить грех, но не совершил его из страха перед Аллахом, тому не записывается дурное дело, а напротив, записывается благое, потому что он отдалился от греха из страха перед ВсевышнимАллахом.
Если же он не совершил этот грех по другим причинам, например,побоялся людей, то ему не записывается ни дурное, ни благое дело.Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передал Слова Всевышнего Аллаха: «Если он совершит дурное, запишите ему это, как оно есть[1], а если он откажется от совершения этого ради Меня, то запишите ему одно доброе дело»(Аль-Бухари, № 7501). Отсюда следует, что необходимым условием для того, чтобы человеку было записано благое дело, является оставление данного действия именно ради Аллаха, а иначе никакой награды ему не полагается.
Все это милость Всевышнего Аллаха. Если бы Он пожелал, он записывал бы как наше желание совершить нечто благое, так и наше желание совершить нечто дурное, или, напротив не записывал бы их вообще. Однако Он записывает наше желание совершить благое дело, но не дурное. Это,поистине, милость Всевышнего Аллаха к нам.
Что же касается решительного настроя (четвертая степень), то за ним непременно следует действие, если только человеку не помешают какие-то внешние, независящие от него обстоятельства. То есть, если бы не возникло никаких препятствий, он бы сделал то, что намеревался, безмалейших колебаний. Поэтому Шариат относится к этой степени намерения так же, как к действию, и записывается оно точно так же, как уже совершенное благое или дурное дело. И как за дурное дело записывается только одно дурное дело, так и за решительный настрой совершить его ему записывается одно дурное дело, тогда как за такое же решительное намерение совершить нечто благое ему записывается много благих дел –так же, как и за совершенное благое дело.
Это что касается награды и грехов, которые записываются человеку, но не наказаний в этом мире. Например, человеку, который был решительно настроен украсть, но у него это не получилось, записывается дурное дело, как если бы он все-таки украл. Однако в этом мире его неподвергают наказанию, даже если он признается в том, что имел такое намерение.
Кого-то может удивить то, что за решительное намерение совершить нечто, даже если за ним не последовало самого действия, записывается совершаемое действие. Поэтому приведем здесь некоторые доказательства этого:
- Хадис Абу Бакры (да будет доволен им Аллах): «Услышав, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Еслид ва мусульманина сойдутся в бою, скрестив свои мечи, то и убивший, и убитый окажутся в аду», – я спросил: «О, Посланник Аллаха, с убившимвсе ясно, но почему же и убитый?!». Он ответил: «Ведь и он собирался убить своего товарища!» (Аль-Бухари, № 31).
- Хадис Абу Кабши аль-Ансари о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «…поистине,в мире этом есть четыре группы людей. К первой из них относится такой раб, которому Аллах даровал богатство и знание, и, обладая богатством,он боится Господа своего,[2] поддерживает родственные связи и знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха,[3]- такой (окажется) в наилучшем положении. Ко второй относится такой раб, которому Аллах даровал знание, не дав богатства, и которыйговорит; «Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то»,[4]- будучи искренним в своих намерениях и придерживаясь таких же намерений, (как и первый,) за что он получит такую же награду. К третьей относится такой раб, которому Аллах даровал богатство, не дав ему знания, и он распоряжается им необдуманно, не боится Господа своего, владея им,[5]не поддерживает родственные связи и не знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха, – такой в Мире Вечном окажетсяв наихудшем положении. И есть еще раб, которому Аллах не дал ни богатства, ни знания, и который говорит: «Если бы я обладал богатством,то поступал бы так же, как и такой-то»,[6] – придерживаясь таких же намерений, как и третий, за что он понесёт на себе такое же бремя» (Ат-Тирмизи, № 2427, хороший достоверный хадис).
Из этих двух хадисов ясно видно, что решительное намерение совершить нечто записывается так же, как совершенное действие.
Некоторые ученые вывели на основе этого хадиса постановления в некоторых вопросах. Например, пост человека, который был решительно настроен прервать его, но просто не нашел для этого подходящего места –такого, где его не увидели бы люди, – нарушается. Так же и тот, кто твердо решил прервать молитву – его молитва становится недействительной.
3. Награда за благие дела может увеличиваться до бесконечности.Самое малое – в десять раз, и наибольшее число не ограничено. Поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «и многимболее». И это относится не только к расходованию на пути Аллаха или посту, но и ко всем остальным благим делам.
4. Как среди грехов есть большие и малые, так и благие дел неравнозначны между собой. На это указывает то, что человеку, который собирался совершить нечто благое, но не сделал этого по не зависящим от него причинам, записывается одно полное благое дело, без увеличения.Например, тому, кто захотел убрать с дороги что-то, мешающее проходить людям, запишется одно благое дело, и тому, кто хотел сражаться на пути Всевышнего Аллаха, но обстоятельства помешали ему, тоже запишетсят олько одно благое дело, хотя эти два действия, конечно же, не равны.Однако благое дело, которое записывается за желание сражаться на пути Аллаха, во много раз больше того, что записывается желающему убрать с дороги то, что мешает проходить людям.
То есть благие дела, которые записываются, различаются в зависимости от того, какое именно дело желал совершить человек.
5. Увеличение награды за благие дела. Мусульманин может увеличивать награду за свои благие дела во много раз, если он знает, что для этого необходимо. Удивительно, что многие мусульмане этого не знают, тогда как если бы появились методы увеличения доходов и прибыли, обязательно нашлись бы люди, которые изучили бы их и исполняли в точности, и обучали бы им своих детей, а ведь это ни что иное, как указание на любовь к этому миру и пренебрежение Миром Вечным.
Так что же помогает нам увеличивать награду за наши благие дела?
1 – Искренность – чем больше искренности, тем больше награды.Например, человеку, совершившему хадж исключительно ради Всевышнего Аллаха, записывается большая награда, нежели тому, кто отправился в хадж не только ради самого хаджа, но и ради торговли. И награда того,кто вышел сражаться на пути Аллаха только из стремления снискать довольство Всевышнего и поднять знамя Ислама, больше, чем награда того,кто помимо довольства Всевышнего желал еще и трофеев.
2 – «Взаимодействие» с благим делом – чем более усердно человек делает нечто благое, и чем больше он связан с этим делом своей душой,тем большая награда ожидает его. Кто совершал молитву сосредоточенно,вдумчиво, со смирением, богобоязненностью, так, что мысли его в это время были только о молитве, получит награду большую, чем награда того,чья сосредоточенность и богобоязненность во время молитвы были неполной.
И тот, кто читал Коран, размышляя над смыслом его аятов, стараясь понять и осмыслить то, что он читает, получит большую награду, чем тот,кто просто читает Коран, не понимая.
3 – Награда соответствует трудности дела, как известно. Поэтому награда того, кто постился в жару, да еще выполняя при этом тяжелую работу, будет больше награды того, кто спал большую часть дня в Рамадан или же у него была легкая работа, а дома или в офисе у него стоял кондиционер. Награда ребенка за пост тоже больше, чем награда взрослого, потому что ему поститься тяжелее и т.д. Однако это при условии, что человек не создает себе все эти трудности намеренно,поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил делать это. Например, он повелел тому, кто дал обет не садиться и не закрываться от солнца, сесть и уйти с солнца. А тому, кто дал обет совершить хадж пешком, он приказал ехать верхом.
4 – Трудность моральная – тот, кто отдал в качестве милостыни динар,имея всего десять, то есть пожертвовал десятую часть того, что имел,получит большую награду, чем тот, кто пожертвовал динар, имея сто динаров. Чтобы их награда была равной, второй должен отдать не динар, а десять, то есть пожертвовать десятую часть того, что имеет.
И того, кто сделал нечто угодное Аллаху в обществе дурном и развратном, ожидает большая награда, чем того, кто сделал то же самое,находясь среди хороших, богобоязненных людей, которые только помогут ему в этом деле. Поэтому награда за дела, совершаемые в дни искушений и испытаний, а также в конце времен, больше, чем за дела, совершаемые в дни победы Ислама во времена Посланника Аллаха (да благословит егоАллах и приветствует).
Абу Са’ляба аль-Хушани передает слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Впереди вас ждут дни, в которые терпение будет подобно сжиманию в руке тлеющего угля, и награда человека, совершившего благое дело в эти времена, будет подобна награде пятидесяти человек, совершивших дело, подобное этому вашему делу». Люди сказали: «О, Посланник Аллаха! Награде пятидесяти человек из нас или из них?». Он сказал: «Награде пятидесяти человек из вас» (Ат-Тирмизи, № 5051).
5 – Влияние благого дела на общество – чем больше воздействие совершенного дела на общество, тем больше награда. Например, тот, кто попытался вывести человека на истинный путь, и Аллах действительно вывел его на истинный путь посредством него, получит большую награду,чем если его попытка окажется безуспешной. Сахль ибн Са’д (да будетдоволен им Аллах) передает слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «И клянусь Аллахом, если Аллах через тебя выведет на прямой путь (хотя бы) одного человека, это будет для тебя лучше (обладания) красными верблюдами[7]!» (Аль-Бухари, № 3701).
То есть необходимым условием получения этой великой награды является именно выход человека на истинный путь, а не просто попытка привестиего к Истине.
И награда за то, что именуется «текущей милостыней», больше, чем награда за что-то другое, потому что она прибывает постоянно. АбуХурейра (да будет доволен им Аллах) передает слова Пророка (даблагословит его Аллах и приветствует): «Когда умирает человек, обрываются все его дела, кроме трех: текущая милостыня[8], знание, приносящее пользу, или праведный потомок, который обращается к Аллаху с мольбой за него» (Муслим, № 1631).
Это побуждает мусульманина выбирать те благие дела, совершение которых приносит наибольшую пользу обществу. Точно так же земледелец ищет наиболее подходящие для сева и самые плодородные земли и выбирает наилучшее время для того, чтобы приложить к ней свой труд. И он не сеет в бесплодной пустыне, в которой ничего не растет.
6 – Вид благого дела – например, за обязательную молитву положена большая награда, чем за ту, что является сунной. А награда за молитву,которая является сунной, больше, чем за ту, которая является дополнительной (нафиля). То же относится и к хаджу и посту. За молитву,совершенную вместе с общиной, награда больше, чем за молитву, совершенную в одиночку.
7 – Место, где совершается благое дело. Например, молитва в мечети Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Медине в тысячу раз лучше, чем молитва в других мечетях. Абу Хурейра (да будет доволен имАллах) передает слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует): «(Одна) молитва в этой моей мечети лучше тысячи молитв[9] в любой иной, не считая мечети аль-Харам» (Аль-Бухари, № 1190).
А Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) передает такие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Молитва в мечети аль-Харам подобна ста тысячам молитв (в любой другой мечети),молитва в моей мечети – тысяче молитв, а молитва в мечети аль-Акса –пятистам молитвам» (Ат-Табарани, хороший хадис).
Если бы мусульманину сказали, что если он поедет в Мекку, там его ждет зарплата в сто тысяч раз больше, чем его сегодняшняя зарплата, иза один день там он может заработать столько, сколько на родине ему незаработать за всю жизнь, разве нашелся бы кто-то, кто упустит такуювозможность?!
И если бы мусульманину сказали: «Если ты будешь молиться дома, то тебе за каждый намаз – динар, а если будешь молиться в мечети, то тебе за каждый намаз – двадцать семь динаров», – разве после этого кто-то станет молиться дома?!
То же самое можно сказать обо всех перечисленных причинах.
8 – Время, в которое совершается дело. Всевышний Аллах сделал так,что не только в некоторых местах, но и в некоторые времена награда засовершаемое дело увеличивается. Это благоприятная возможность для тех,кто старается опередить друг друга в благих делах. Так, дело,совершаемое в Ночь предопределения, лучше, чем дело, совершаемое напротяжении тысячи месяцев, как сказал Всевышний:«Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» (сура 97, аяты 2-3).
Таковы важнейшие причины увеличения награды за совершение благихдел. Не будем же упускать случая. И пусть Аллах приведет нас к тому,что Он любит и чем Он доволен!
————————————————————————————
[1] Имеется в виду, что следует записать совершение одного дурного дела.
[2] Это значит, что он боится тратить свои средства на то, что неугодно Ему.
[3]Имеется в виду, что такие люди не забывают выплачивать закят, выполнятьсвои обеты пред Аллахом, искупать свои прегрешения, что можетпотребовать материальных затрат, а также по возможности, помогатьнеимущим.
[4] То есть: так же, как и человек, обладающий и богатством, и знанием.
[5] Иначе говоря, не боится тратить его на то, что неугодно Аллаху.
[6] Имеется в виду такой человек, который распоряжается своими средствами неправильно.
[7] Такие верблюды являлись самым ценным имуществом арабов в те времена.
[8] Нечто, приносящее пользу постоянно, например, построенная человеком мечеть.
[9] Имеется в виду, что награда за совершённую там молитву будет больше.
13-й хадис из 21-го. Книга доктора Шараф Аль-Куда "СМЯГЧЕНИЕ СЕРДЕЦ”.
Перевод с арабского НАЦ "БАДР ЦЕНТР”
Источник: Sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.