Ан-Нуъман ибн Мукаррин аль-Музайни
Истинно, у веры есть дома, и у лицемерия есть дома. Дом же бану Мукаррин из домов веры”. (Абдулла Ибн Масуд)
Племя Музайна проживало на территории, расположенной вблизи от Йасриба
на пути, связывающем Медину с Меккой. Когда посланник Аллаха, да
благословит его Аллах и приветствует, переселился в Медину, то новости о
нём люди из племени Музайна регулярно получали от путников, следующих в
Медину и из неё. Все новости о Пророке, да благословит его Аллах и
приветствует, были самыми добрыми.
— О, люди! Клянусь Аллахом, мы ничего кроме доброго не знаем о Мухаммаде. Мы не слышали в его призыве ничего, кроме милосердия, благодеяния и справедливости. Так что же мы медлим, когда люди толпами присоединяются к нему?!
Далее он сказал:
— Что касается меня, то я решил завтра утром отправиться к нему. Те, кто хотят присоединиться ко мне, должны быть готовы выступить на заре.
Похоже, что слова ан-Нумана затронули чувствительную струну в душах людей. Едва начало светать, у дома ан-Нумана собрались его десять братьев и четыреста всадников из племени Музайна, готовых выступить с ним в Йасриб, встретиться с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и принять религию Аллаха. Ан-Нуман чувствовал некоторую неловкость от того, что с таким большим числом людей явится к Пророку и мусульманам, не имея с собой никаких даров, ведь постигшая в этом году племя Музайна небывалая по продолжительности засуха погубила почти весь урожай. Ан-Нуман и его братья собрали всё, что осталось от урожая, и привезли эти скромные дары посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Вместе со своими спутниками ан-Нуман заявил о том, что все они принимают Ислам.
Весь Йасриб возликовал, узнав радостную весть об ан-Нумане и его спутниках. Дело в том, что до этого ни один арабский род так дружно не принимал исламскую веру. Впервые сразу одиннадцать братьев от одного отца и с ними четыреста членов их рода стали мусульманами. Несказанно обрадовался и благородный посланник Аллаха, да благослоит его Аллах и да приветствует, когда ан-Нуман принял Ислам.
Всевышний и Всемогущий Аллах принял его дары, ниспослав по этому поводу аят Корана: "И есть среди кочевых арабов такие, которые веруют в Аллаха и в Последний день и смотрят на пожертвования свои, как на средство приблизиться к Аллаху и получить благословение Пророка. Да! Для них это, поистине, есть средство приблизиться к Аллаху. Не замедлит Аллах принять их в милость Свою. Поистине, Всепрощающ и Милосерден Аллах”.
Встав под знамёна посланника Аллаха, да благословит его Аллах и
приветствует, ан-Нуман Ибн Мукаррин участвовал во всех его военных
походах без всяких колебаний или нерешительности. Когда халифом стал
Правдивейший Абу Бакр, ан-Нуман со своими людьми из племени Музайна
решительно встал на его сторону, что оказало большое влияние на
ликвидацию смуты вероотступничества.
Когда же халифат перешёл к аль-Фаруку, ан-Нуман Ибн Мукаррин в его эпоху
сыграл такую важную роль, что история постоянно рассказывает об этом в
самых наилучших тонах и с огромной благодарностью.
Перед битвой при Кадисийи, командующий мусульманскими войсками Саад Ибн
Абу Ваккас направил делегацию к хосрою Йаздаджурду во главе с ан-Нуманом
Ибн Мукаррином с целью призвать хосроя к миру. Прибыв в столицу
персидского царства аль-Мадаин, мусульмане попросили хосроя принять их.
Когда мусульманская делегация прибыла к хосрою, он вызвал переводчика и
сказал ему:
— Спроси-ка их: "Что привело вас на нашу землю, и почему вы хотите
начать войну против нас?! Наверное вы отваживаетесь напасть на нас,
потому что мы отвлеклись от проблем с вами и не хотим сами начинать
войну?
Повернувшись к своим спутникам, ан-Нуман Ибн Мукаррин сказал им:
— Если вы не возражаете, я могу ответить от вашего имени. Если же кто-то
из вас хочет говорить сам, то я не возражаю. Пусть он говорит первым.
Они сказали:
— Нет, говори ты.
Затем, обратившись к хосрою, они сказали:
— От нашего имени будет говорить этот человек. Слушай то, что он скажет.
Воздав хвалу и благодарность Аллаху, а также Его пророку, ан-Нуман сказал:
— Смилостившись над нами, Аллах послал нам Пророка, который указывает
нам путь к добру и повелевает совершать его. Он объясняет нам что такое
зло и запрещает его нам. Он обещал нам, если мы примем то, к чему он нас
призвал, добрую награду Аллаха в этом и ином мирах. Прошло совсем
немного времени, и Аллах сменил нашу узость простором, нашу униженность —
величием, а нашу вражду — братством и милосердием. Он повелел нам
призывать людей к тому, что несёт им добро, а также повелел призвать и
наших соседей к Исламу. Мы призываем вас принять нашу религию, которая
хорошее делает ещё лучшим и побуждает людей к этому. Эта религия
разоблачает всё злое и предостерегает от него. Она выводит правоверных
из мрака безбожия и его произвола к свету истинной веры и её
справедливости. Если вы согласитесь принять Ислам, то мы оставим вам
Книгу Аллаха, чтобы вы жили в соответствии с ней и решали все ваши дела
по её законам. Тогда мы отступим и не будем воевать с вами. Если же вы
откажетесь принять религию Аллаха, то мы будем брать с вас джизью и
защищать вас. Если же вы откажетесь выплачивать джизью, то мы будем
воевать с вами.
Выслушав эту речь, Йаздаджурд страшно разгневался и сказал:
— Истинно, я не знаю на всей Земле более бесстыдной нации, чем вы. Нет
нигде другого более разобщённого и бедствующего народа. Вашим народом
занимались наши наместники в пограничных районах, которые обязывали вас
быть покорными нам… — Немного успокоившись, он продолжал:
— Если выступить против нас вас заставляет нужда, то мы прикажем дать
вам продовольствия для вашего народа, оденем ваших вождей и знатный
людей, в лучшие одежды, поставим над вами нашего правителя, который
будет мягко обращаться с вами.
Отрицательный ответ одного из членов делегации вызвал у хосроя новую вспышку гнева, и он воскликнул:
— Жаль, что посланцев нельзя убивать, а то я убил бы вас! Убирайтесь
прочь, здесь вам больше нечего делать! Передайте вашему командующему,
что я посылаю против него моего полководца Рустама, чтобы он похоронил
его и вас вместе во рве Кадасийи.
По приказу властителя принесли мешок с землёй. Он сказал своим людям:
"Навьючьте его на самого знатного из них и ведите его впереди всех на
глазах у моего народа, пока он не выйдет из ворот столицы моего
царства”.
Придворные обратились к делегации:
— Кто самый знатный из вас?
Первым отозвался Асым Ибн Умар, сказав, что он сам знатный. На него
взвалили поклажу и вывели за ворота аль-Мадаин. Там он погрузил мешок с
землёй на своего верблюда, привёз его к Сааду Ибн Абу Ваккасу и сказал,
что Аллах откроет мусульманам страну персов и даст им власть над их
землёй.
Затем произошла битва при Кадисийи, и её ров наполнился тысячами трупов.
Но все эти убитые не были мусульманскими воинами, это были солдаты
хосроя. Потерпев поражение в битве при Кадисийи, персы не смирились. Они
собрали все свои армии воедино, и общая численность их войск достигла
ста пятидесяти тысяч человек самых закалённых бойцов. Когда до
аль-Фарука дошли вести о таком огромном скоплении войск персов, он решил
лично выступить в поход против них. Однако знатные лица из мусульман
отговорили его от этого и посоветовали халифу отправить во главе армии
надёжного командующего, которому было бы по силам выполнение этой
серьёзнейшей задачи.
Умар сказал:
— Порекомендуйте мне такого человека.
— Ты лучше знаешь своих командиров, о вождь правоверных, — сказали люди.
Умар сказал:
— Клянусь Аллахом, я назначу командовать мусульманскими воинами
человека, который, если две армии встретятся, будет действовать очень
быстро и решительно. Этот человек — ан-Нуман Ибн Мукаррин аль-Музайни.
— Да, это именно тот человек, — согласились присутствующие.
Умар написал ему послание, в котором говорилось: "Мне сообщили, что
большие группировки войск неверных сосредоточились в районе города
Нахаванд. Получив от меня это послание, по повелению Аллаха и с Его
помощью и поддержкой немедленно выступай в поход со всеми мусульманскими
войсками, которые есть у тебя. На марше не используй трудные дороги,
чтобы войска оставались свежими. Жизнь каждого мусульманина дороже для
меня, чем сто тысяч динаров. Мир тебе”.
Ан-Нуман во главе своей армии устремился навстречу противнику. Для
разведки пути он выслал вперёд конные авангарды. Когда всадники
приближались к Нахаванду, их лошади стали останавливаться. Всадники
понукали коней, но они не двигались с места. Когда всадники спешились,
чтобы выяснить в чём дело, то обнаружили в копытах лоша дей железные
колючки, похожие на головки гвоздей. Осмотрев землю, они обнаружили, что
персы густо рассыпали эти колючки на всех дорогах, ведущих в Нахаванд,
чтобы помешать подходу мусульманской конницы и пехоты к городу.
Конная разведка сообщила ан-Нуману о том, что она обнаружила и попросила
его совета по этому поводу. Ан-Нуман приказал им оставаться на местах, а
ночью зажечь костры, чтобы их увидел противник. Освещённые кострами,
воины должны были делать вид, что они боятся врага и отступают, чтобы
вынудить противника выступить против них и убрать разбросанные железные
колючки. Хитрость удалась, так как персы, заметившие отступление в
беспорядке авангарда мусульманской армии, выслали своих людей, которые
очистили дороги от колючек. Мусульмане внезапно атаковали их и захватили
все подходы к городу.
Чтобы захватить Нахаванд, ан-Нуман Ибн Мукаррин со своей армией
расположился лагерем в его пригородах, твёрдо решив упредить противника
своим наступлением. Он обратился к своим воинам: "Я трижды громким
голосом возвеличу Аллаха. Когда я первый раз сделаю это, пусть
изготовится каждый, кто ещё не готов. Когда я произнесу возвеличивание
во второй раз, пусть каждый из вас подгонит на себе и закрепит личное
оружие. Когда я в третий раз провозглашу "Аллах Превелик”, то это будет
сигналом к атаке. Я пойду вперёд, а вы следуйте за мной”.
Ан-Нуман Ибн Мукаррин трижды громко возвеличил Аллаха и, подобно
свирепому льву, бросился в гущу врагов. Подобно бурному потоку,
устремились за ним мусульманские воины. Между двумя армиями развернулось
ожесточённейшее сражение, подобных которому было мало в истории
военного искусства. Персидская армия буквально была разорвана на части.
Трупами убитых персов были устланы равнины и горы, а их кровь ручьями
текла по дорогам и тропам.
Поскользнувшись на персидской крови, конь ан-Нумана упал, а сам он
получил смертельную травму. Его брат немедленно подхватил мусульманское
знамя, выпавшее из его руки, и накрыл тело ан-Нумана плащом, скрыв от
мусульман его гибель. Когда мусульмане одержали блестящую победу,
вошедшую в историю как "открытие всех открытий”, победоносные воины
стали спрашивать о своём командующем герое ан-Нумане Ибн Мукаррине. Сняв
плащ с тела, брат ан-Нумана сказал:
— Вот ваш эмир! Аллах осчастливил его победой и завершил его жизнь смертью мученика за веру.
Абдурахман Рафат аль-Баша, "Картинки из жизни сподвижников Пророка Мухаммада". Подготовил: www.sawab.ru
Источник: Sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.