Может ли муж принимать или поселить в доме, где живет его жена, чужого мужчину?
Вопрос: Дозволено ли мужу поселять в своем доме другого мужчину, чтобы он жил с ними под одной крышей, когда жена против этого? Обязательно ли в этом случае согласие жены? Какие религиозно-правовые заключения связаны с этим делом?
Ответ: Хвала Аллаху.
Муж обязан предоставить своей жене личное жилище, которое скрывало бы ее от людских взоров, защищало от холода, от жары, которое предоставляло бы ей возможность хранить от постороннего вмешательства людей личные вещи и секреты. Муж не может принуждать свою жену жить с кем-нибудь другим, так как это вредит ей, попирает ее права на личное жилище, которое гарантирует ей Шариат.
Аль-Касани, да помилует его Аллах, сказал: «Если муж желает поселить одну жену с другой или поселить жену со своими родственниками (со своей матерью, своей сестрой, свой дочерью или другими родственниками), но она откажется, то он обязан предоставить ей отдельное жилице. Так как они, возможно, обидят ее и навредят в доме, и ее отказ является доказательством наличия вреда и обиды… Мужу в любое время может понадобиться уединение со своей женой и возможность заняться с ней любовью. И это будет невозможно, если с ней будет проживать кто-то третий. Если же в доме есть другие комнаты, и он отдаст одну из них своей жене в полноправное распоряжение: отделив эту комнату от остальных и предоставив возможность запираться; то, как сказали ученые, в этом случае, она не может требовать для себя отдельный дом» (Бадаи‘ ас-санаи‘. Т. 4. С. 23). О праве женщины на отдельное жилище и слова ученых по этому вопросу мы ранее упомянули в ответах на вопросы № 142998 и №167997.
Что же касается самого вопроса, то ответ может разниться от времени проживания этого человека в доме.
Если этот мужчина будет проживать временно, например, он приехал погостить, то пригласить его в дом – это право мужа, и жена в этом случае не имеет права запретить ему это. И это в случае, если муж предоставляет своей жене место, где она могла бы отдыхать, спать, хранить личные вещи, и где бы ее не мог потревожить гость.
Женщина может проживать в одном доме с чужим мужчиной при выполнении двух условий:
«Так мы узнали о различии в двух вопросах: жилище и уединение. (Различие заключается в том, что) мужчине дозволено находиться в одной комнате с чужой женщиной в присутствие ее махрама. Но в то же время ему запрещено жить с ней, если в доме не более одной комнаты, или дом не настолько просторен, чтобы она могла иметь возможность уединиться» (Закарийа аль-Ансари. Аль-гурар аль-бахийа фи шарх аль-бахджа аль-уардийа. Т. 4. С. 364).
На дозволенность мужу принимать гостя в своем доме указывает хадис, который привёл Муслим. Сообщается от Джабира ибн ‘Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Постель – для мужа, постель – для жены, третья – для гостя, а четвертая – для Сатаны» (Муслим № 2084).
Этот хадис указывает, что человек может подготовить постель для своего гостя. В «Файд аль-кадир» сказано: «Что касается постели для гостя, то хозяин дома обязан подготовить её. В этом состоит гостеприимство и соблюдение прав гостя. Гостю нельзя спать на одной постели с хозяином и его женой. Хадис указывает на то, что если мужчина пожелает увеличить количество постелей, то самое большее, что он может приобрести – это три. А в четвертом он не нуждается, и это является излишеством» (Файд аль-кадир шарх ‘аля аль-джами‘ ас-сагыр. Т. 4. С. 424).
Что касается религиозно-правовых решений. То гостю запрещено уединяться с женой, он должен потуплять взор и выполнять всё остальное, что включает в себя этикет мусульманина. С фетвой об уединении с чужим мужчиной можно ознакомиться в вопросе № 94019.
Что же касается того, чтобы жена обслуживала гостя, то между учеными по этому поводу существовали разногласия. Ученые маликитского мазхаба и те, кто был солидарен с ними, считали, что женщине не обязательно обслуживать гостей мужа даже в случае, когда она обязана прислуживать мужу.
В «Аш-шарх аль-кабир» и в «Хашийа» ад-Дусукы сказано: Вне зависимости от того, должна жена работать по дому или не должна, если ее муж беден, она обязана делать это. (В этом случае), несмотря на ее богатство и знатность, она должна месить тесто, подметать в доме, стелить постель, готовить еду своему мужу, но не его гостям» (Ад-Дирдир. Аш-шарх аль-кабир. Т. 2. С. 511). Приведено с сокращениями.
Некоторые ученые считали, что женщина обязана обслуживать гостей сообразно обычаю. Аль-‘Айни, да помилует его Аллах, сказал: «Сказано: „Сын и обитатели дома должны заботиться о госте так же, как и должен хозяин дома"» (‘Умдату аль-кари шарх сахих аль-Бухари. Т. 5. С. 101).
وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ
„Живите с ними достойно" (сура „ан-Ниса", аят 19).
К доброй и достойной жизни мужа с женой не относятся просьбы мужа, которые обременяют жену в подобные дни (в дни поста – прим. пер.). Если же он настаивает, то женщине более пристало подчиниться ему, а если она устала и не может выстаивать молитву, то Всевышний Аллах воздаст ей за то, что она намеревалась совершить. Ведь она оставила поклонение по уважительной причине, она делала то, что была обязана: подчинилась своему мужу в том, в чем должна подчиняться, и выполнила его наказ».
А Аллах знает лучше.
Сайт "Ислам:Вопрос и Ответ" фатва № 191865
Источник: Sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.