Рай не является платой за праведные дела
«Никто из вас не войдет в Рай благодаря своим деяниям». Люди спросили: «Даже ты, Посланник Аллаха?» Он сказал: «Даже я, если только Аллах не окажет мне милость и снисхождение» (1).
В этом свете трудно понять некоторые тексты, из которых вытекает, что Рай — это награда за деяния людей. К ним можно отнести, например, слова Аллаха:
«Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (Ас-Саджда, 17);
«Вот Рай, который вы унаследовали за то, что совершали» (Аль-А‘раф, 43).
Но между этими аятами и хадисом нет противоречий, ибо из аятов следует лишь то, что праведные дела — это причина попадания в Рай. В них не говорится, что Рай — это плата за совершенные благодеяния. В хадисе же ясно указывается на обратное. Тем не менее, сразу два течения уклонились от истины в данном вопросе. Одни — джабриты — построили свои суждения на хадисе и решили, что воздаяние не зависит от деяний, так как раб не принимает участия в совершении своих поступков. Другие — кадариты — взяли за основу аяты и решили, что Рай — это плата за праведные дела, и человек зарабатывает Рай своими поступками.
В комментарии к высказыванию имама ат-Тахави по данному вопросу говорится:
Джабриты и кадариты ошиблись в установлении связи между воздаянием и деяниями, а приверженцы сунны правильно поняли этот вопрос, и хвала за это надлежит Аллаху. Предлог الباء «би» в отрицательном и утвердительном предложениях имеет разное значение. В отрицании, содержащемся в словах «никто не войдет в Рай благодаря своим деяниям», он означает компенсацию, возмещение, т.е. деяния не могут быть платой за попадание в Рай. Вопреки этому мутазилиты полагают, что человек зарабатывает Рай своими поступками, и Господь обязан ввести его туда. Но это не так, и человек может попасть туда только по милости Аллаха. Предлог «би» в словах «…в воздаяние за то, что они совершали» (Ас-Саджда, 17) и т.п. выражениях указывает на причинность, т.е. по причине того, что они совершали. Всевышний Аллах творит и причину, и следствие, и поэтому все есть только результат Его милости и снисходительности(2).
[1] Муслим (2816).
[2] Шарх аль-‘акида ат-тахавийя. С. 495.
Из книги Умара ибн Сулеймана аль-Ашкъара "Рай и Ад"Перевод: Э. КулиевПодготовил: www.sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.