О том как начинать и завершать пост в Рамадане
Между учёными нет разногласий относительно того, что пост в рамадане начинается с того дня, когда мусульмане увидят молодой месяц. Если же по причине облачности или по иной причине они не сумеют разглядеть месяц на небе, то они должны отсчитать тридцать дней месяца шабана, а потом начать поститься. Таким же образом поступают при установлении конца рамадана и даты праздника разговения. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Ибн ‘Умара, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не начинайте поститься, пока не увидите молодой месяц, и не разговляйтесь, пока не увидите его снова. Если же погода будет облачной, то считайте дни».
Астрономические наблюдения доказывают, что новолуние может наступать в отдалённых странах в разное время, и между богословами нет разногласий по этому вопросу. Однако учёные не были единодушны относительно необходимости прислушиваться к сообщению жителей другой страны о начале или завершении рамадана, если в их стране месяц еще не показался.
По мнению части шафиитских, ханбалитских и других богословов, если в одной из мусульманских стран видели новолуние, то все остальные также обязаны принять во внимание это сообщение. Они опирались на приведённый выше хадис Ибн ‘Умара и похожие предания. Что же касается хадиса Курейба, то они не принимали его к сведению, поскольку это мнение самого Ибн ‘Аббаса. Из хадиса не ясно, на какие слова Пророка ссылался сподвижник, и вполне возможно, что он опирался на собственное их истолкование.
Таким образом, разногласия по данному вопросу существовали и между ранними, и между поздними учёными. Поэтому нет ничего плохого, если мусульмане, например, в Европе, России или Казахстане не ориентируются на сообщения о наступлении рамадана из арабских стран, а самостоятельно дожидаются новолуния, тем более что между этими регионами значительное расстояние. Также нет ничего плохого, если они, наоборот, объявляют о наступлении или завершении рамадана, ориентируясь на сообщения из других стран.
Все перечисленные выше правила касаются тех, кто полномочен принимать решения о начале и завершении поста. Всем остальным мусульманам следует руководствоваться решением главы государства (если государство исламское) или исламского центра страны (например, духовного управления мусульман или совета муфтиев). Мусульмане должны заботиться о сохранении единства и не идти на поводу у смутьянов, тем более что в таких вопросах учёным позволительно прибегать к иджтихаду.
Ат-Тирмизи передал со слов Абу Хурайры, что Пророк сказал: «Пост [начинается] в тот день, когда люди постятся, праздник разговения — это день, когда люди прекращают пост, а праздник жертвоприношения — когда они совершают жертвоприношения». Аль-Албани назвал хадис достоверным. После упоминания хадиса имам ат-Тирмизи сказал: «Некоторые учёные комментировали этот хадис так: начинать пост и завершать его следует с общиной и большинством людей».
Ибн ал-Каййим в книге «Тахзиб ас-сунан» (3/214) писал: «Существует мнение, что этот хадис опровергает тех, кто говорит: "Кто определил новолуние путём астрономических расчётов, тот может начинать и завершать пост отдельно от тех, кто не знает этого”. Также существует мнение, что если человек увидел новолуние, но кади не принял его свидетельства, то он не должен поститься в этот день, равно как и остальные люди».
Абу ал-Хасан ас-Синди в книге «Хашийа ‘ала Ибн Маджа» писал: «Его явный смысл в том, что отдельные лица не имеют права вмешиваться в принятие таких решений, как и не имеют права отделяться от общины. Решение таких вопросов принимает имам и община, и все остальные обязаны повиноваться имаму и общине. Поэтому, если кто-либо увидел новолуние, но его свидетельство не было принято имамом, то ему не следует руководствоваться собственным видением. Напротив, он обязан следовать всем остальным мусульманам».
Относительно того, должен ли человек начинать и завершать пост отдельно от остальных, если он увидел новолуние или услышал о нём от заслуживающих доверия лиц, существуют разногласия. В любом случае, если его свидетельство не было принято, он не должен распространять весть о новолунии, сея смуту в обществе. Остальные обряды (праздничный намаз, намаз таравих и т.п.) он должен совершать вместе с большинством мусульман своей страны.
Хадис Абу Хурайры ясно указывает на то, что простые мусульмане не имеют права объявлять, когда следует начинать и завершать пост, отмечать праздники разговения и жертвоприношения. Эти коллективные формы поклонения находятся в ведении главы государства или главы мусульман страны, и верующие обязаны уважать их решения и подчиняться им, прося Всевышнего Аллаха утвердить их стопы на прямом пути. А лучше всего об этом известно Аллаху.
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.