Зов, мольба – это поклонение
Этот достоверный хадис, рассказанный ат-Тирмизи: «Зов, мольба — это
поклонение», указывает на то, что зов (мольба) — один из наиболее важных
видов поклонения, но нельзя, чтобы мольба была обращена посланнику или
святому. Также нельзя взывать к посланнику или святому помимо Аллаха.
1. Мусульманин, говорящий: «О посланник Аллаха, выручай» или «О люди
святые, люди сокровенного мира, помогите и спасите!» является
поклоняющимся не Аллаху, даже если бы он и имел в виду, что Аллах —
спаситель. Он — человек, придающий Аллаху сотоварищей, но говорящий при
этом: «Я имею в виду, что божество — одно».
Такое утверждение у него не принимается, так как его действие и
намерение расходятся с его словами. Слова должны соответствовать
намерению и вере. В противном случае имеет место многобожие или неверие,
которые Аллах прощает только через покаяние.
Если уподобить Аллаха Его праведному творению, то это тоже было бы неверием и многобожием. Как еще можно расценивать это, когда ты сравниваешь Аллаха с грешным неправедным человеком? Превыше же Аллах того, что о Нем говорят неправедные!3. Многобожники во времена Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) были убеждены, что Аллах — создатель и благодетель, но взывали при этом к своим святым, воплощенным в идолах, как к посредникам между ними и Аллахом. Аллах не только отверг подобное посредничество, но и объявил это неверием, сказав: «А те, которые взяли себе авлияъ [помощников], кроме Него, и говорили: «Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху ». Аллах рассудит между ними в том, в чем они расходятся! Поистине, Аллах не ведет прямым путем того, кто лжив и неверен!» (Толпы, аяты 4-5).
Аллах Всевышний — Близок, Слышащий и не нуждается в посредничестве: «А когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я — близок…» (Корова, аят 186).
4. Многобожники времени Пророка (да благословит его Аллах и
приветствует) призывали в случае беды только одного Аллаха, в связи с
чем Всевышний сказал: «…И пошла на
них волна со всех сторон, и подумали они, что погибли, — тогда они
взывают к Аллаху, очищая пред Ним свою веру, не придавая Ему сотоварища:
«Если Ты спасешь нас от этого, мы непременно будем благодарными» (Йунус, аят 22).
В благополучные же времена они взывали к своим идолам, что Кораном
квалифицируется как неверие. О чем только думают некоторые мусульмане,
просящие о спасении и помощи не Аллаха, а посланников и праведников, как
в периоды бед и трудностей, так и в периоды благополучия?! Разве они не
читали слова Всевышнего: «Кто
более заблуждается, чем тот, кто призывает помимо Аллаха тех, что не
ответят им до дня Воскресения: они [идолы] небрегут их зовом. А когда
собраны будут люди, они [идолы] окажутся им врагами и будут отказываться
от их [людей] поклонения им [идолам]» (Пески, аяты 5-6).
5. Многое полагают, что многобожники, упоминаемые в Коране, молились
идолам, сделанным из камня. Однако это — ошибка, так как идолы, о
которых идет речь в Коране, не что иное, как праведники. Аль-Бухари
приводит следующие слова Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими) в
связи с фразой из суры «Нух»: «…и сказали [многобожники]: «Не оставляйте никак ваших богов, не оставляйте никак Вадда и Суваъ, и Йагуса, и Йаука, и Насра!»
(Нух, аят 23). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал,
комментируя этот аят Корана: «Это — имена праведных мужей из народа
Нуха».
Когда эти праведные мужи погибли, шайтан внушил их соплеменникам, чтобы
те водрузили памятники, вместо них, в местах своих собраний и назвали их
именами тех мужей. Соплеменники Нуха выполнили данное внушение шайтана,
однако они не поклонялись этим идолам. Когда же соплеменники исчезли с
лица земли, и забылось то, для чего были сооружены памятники,
последующие поколения начали непосредственно им поклоняться.
6. Аллах Всевышний сказал, порицая тех, кто молится пророкам и святым: «Скажи:
«Взывайте к тем, кого вы утвердили помимо Него: они не в состоянии
отвратить от Вас зло или переменить!» Те, к которым они взывают, сами
ищут пути приближения к их Господу, кто из них ближе, и надеются на Его
милость и боятся Его наказания. Поистине, наказания твоего Господа надо
остерегаться!» (Перенес ночью, аяты 56-57).
Комментируя данный аят, Ибн Касир пишет о том, что он был ниспослан по
поводу группы людей, поклонявшихся джиннам, а не Аллаху. И джинны
приняли Ислам. Другие же утверждают, что здесь идет речь о людях,
поклонявшихся Исе (Иисусу) и ангелам. И этот аят порицает тех, кто
поклоняется кому-либо, кроме Аллаха, даже если это — пророк или святой.
7. Некоторые заявляют, что просьба о помощи кого-либо, кроме Аллаха,
позволительна, так как в действительности помощь оказывает Аллах.
Обращение за помощью к посланнику или святому позволительно в таком же
образном смысле, когда мы говорим, что нас излечили лекарство или врач.
Однако подобные оправдания не могут быть приняты, о чем свидетельствуют
слова Ибрахима (да будет мир над ним), приведенные в Коране: «[Аллах],
который меня создал, и Он меня ведет по прямому пути, Он, который меня
кормит и поит, а когда я заболею, Он меня лечит…» (Поэты, аяты 78-80).
В каждом аяте Корана личным местоимением «Он» утверждается, что ведущим
по прямому пути, благодетельствующим и лечащим является только Аллах, и
что лекарство — причина выздоровления, а не лекарь.
8. Многие не различают между обращением с просьбой о помощи к живому и
обращением с таковой к мертвому. А между тем Аллах Всевышний говорит: «Не сравнятся живые и мертвые…» (Ангелы, аят 22).
Всевышний также говорит: «…И взывал к нему [Мусе] о помощи тот, что из его сторонников, против того, что из врагов» (Рассказ, аят 15). Это — рассказ о человеке, призывающем Мусу защитить его от врага, и Муса откликнулся на этот зов: «И ударил его кулаком Муса и покончил с ним…» (Ангелы, аят 22).
Что же касается мертвого, то к нему нельзя обратиться с просьбой о
помощи, так как он не слышит зова, а если бы и слышал, то не смог бы
ответить, ввиду своей неспособности. Всевышний сказал: «Если
вы зовете их, они не слышат вашего зова, а если бы слышали, то не
ответили бы вам, а в день Воскресения они [мертвые или идолы ] отвергнут
то, что вы их придавали Ему в сотоварищи» (Ангелы, аят 14). Данный аят ясно указывает на то, что обращение к мертвым — многобожие.
Еще Всевышний говорит: «А те, кого
они призывают вместо Аллаха, не творят ничего, и сами они сотворены.
Мертвые они, не живы, и не знают ничего, когда будут воскрешены» (Пчелы, аяты 20, 21).
9. Согласно достоверным хадисам, в день Воскресения люди придут к пророкам, чтобы просить у них заступничества. Придут они и к Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) с просьбой заступиться пред Аллахом за них и освободить их от мучений выжидания свершения над ними Страшного Суда, и он скажет: «Я сделаю это». Затем склонится под Аршем (Божиим Троном) и попросит Аллаха о милости и об ускорении Суда. Что касается этого заступничества пред Аллахом, то это у него попросят, когда он будет жив, будет разговаривать с людьми, и они с ним. И он заступится за них пред Аллахом и помолится за них об облегчении (да благословит его Аллах и приветствует, и станут мои родители выкупом за него).
10. Наибольшим свидетельством различия между просьбой к живому и таковой к мертвому является то, как поступил Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), когда наступила засуха. Он попросил аль-Аббаса, дядю Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы тот помолился за них, но не обратился к покойному Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует), который уже отправился к своему Всевышнему Аллаху.
11. Некоторые улемы (мусульманские богословы и правоведы) полагают, что ат-тавассул (мольба) подобна аль-истигаса (зову о помощи). Однако разница между ними велика. Ат-тавассул
— это просьба к Аллаху о чем-либо через посредника, ради чего-то или
ради кого-то. Например, ты говоришь: «О Боже! Ради любви Твоей и нашей к
посланнику Аллаха избавь нас!» Подобная фраза разрешена. А зов о помощи
— просьба непосредственно к кому-либо, кроме Аллаха. Так, ты говоришь:
«О посланник Аллаха, избавь нас». Эта фраза непозволительна. Это —
проявление величайшего ширка (язычества). Ведь Всевышний сказал: «И
не призывай помимо Аллаха ничего из того, что не принесет тебе ни
пользы, ни вреда. А если ты это сделаешь, то ты будешь тогда неправедным
[многобожником]» (Йунус, аят 106).
Аллах приказывает Своему посланнику Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он говорил людям: "Скажи:
«Я не располагаю для вас ни злом, ни прямым путем»” (Джинны, аят 21).
"Скажи: «Я взываю к Господу своему и не придаю Ему в сотоварищи
никого!»” (Джинны, аят 20).
Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если просишь, то проси Аллаха, а если обращаешься за помощью, то обращайся к Аллаху». (Об этом рассказал ат-Тирмизи и сказал, что хадис хороший, достоверный).
Сказал поэт: Только Аллаха я прошу избавить нас от нашей печали, И печаль сотрет только Аллах.
Из книги "Наставления по исправлению личности и общества" Автор книги: Мухаммад Джамиль Зину
Источник: Sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.