Какая хула является дозволенной
"О том, какая хула является дозволенной”
Знай, что хула дозволяется только ради достижения правильной и не
противоречащей Шариату цели в том случае, когда иным путем её достичь
невозможно, чему (может быть) шесть причин:
ПЕРВАЯ: подача жалобы. Притесняемому
разрешается подавать жалобу правителю, судье и другим из числа тех, кто
обладает властью или может по справедливости рассудить его с обидчиком, и
при этом (притесняемый может) сказать: "Такой-то обидел меня в том-то”.
ВТОРАЯ: просьба о помощи с целью изменения
порицаемого или возвращения непокорного на путь истинный. (В этом случае
человек может) говорить тому, на силу кого он надеется в деле
устранения порицаемого, (следующее): "Такой-то поступает так-то, удержи
его от этого”, – и тому подобные вещи в стремлении к устранению
порицаемого, если же он не стремится к этому, тогда (произносить такие
слова) будет запретно.
ТРЕТЬЯ: обращение с просьбой о вынесении
решения по какому-либо религиозно-правовому вопросу (фетва), когда
(человек может) сказать муфтию (такие слова): "Меня обидел в том-то мой
отец (или: …мой брат; или: …мой супруг), но имеет ли он право на это? И
как мне избавиться от этого, добиться того, что положено мне по праву, и
защититься от притеснений?”, – или нечто подобное. Это разрешается в
силу необходимости, однако надёжнее и лучше будет сказать: "Что ты
скажешь о человеке (или: …муже), который поступает так-то?” Благодаря
этому можно добиться своей цели, никого не называя по имени, но вместе с
тем разрешается и назвать обидчика, к чему, если пожелает Аллах
Всевышний, мы ещё вернёмся, приведя хадис, переданный Хинд.
ЧЕТВЁРТАЯ: предостережение мусульман от зла и (желание дать) им добрый совет, что (допускается в целом) ряде случаев(, в том числе):
- (когда нужно дать) отвод передатчикам (хадисов) и свидетелям, (в
словах которых есть основания сомневаться), что, по единодушному мнению
всех мусульман, является не только дозволенным, но и обязательным в
случае необходимости;
- (когда необходимо) спросить совета относительно того, (стоит ли)
вступать с кем-либо в родственные отношения путём заключения брака [1],
или сотрудничать с ним, или доверять ему что-либо на хранение, или вести
с ним какие-нибудь другие дела, или жить с ним по соседству; тот, к
кому обращаются за советом, не должен ничего утаивать (о том, про кого
его спрашивают), но, напротив, упомянуть обо всех его недостатках, желая
дать добрый совет;
- если кто-нибудь увидит, что изучающий фикх посещает приверженца
нововведений или нечестивца, воспринимая от него знание, и побоится, что
это повредит изучающему фикх; в подобном случае он должен дать ему
добрый совет, объяснив тому его положение, при условии, что он
действительно стремится дать добрый совет, так как в подобных
обстоятельствах легко допустить ошибку, ибо возможно, что говорящего об
этом побуждает зависть и обманывает шайтан, только внушающий ему, что
это – добрый совет, так пусть же это будет ему понятно;
- может быть и так, что человек, обладающий властью, не распоряжается ею
должным образом либо потому, что не годится для этого, либо потому, что
является нечестивцем или глупцом, либо по какой-нибудь иной причине; в
подобном случае об этом необходимо рассказать правителю, чтобы он
сместил такого и назначил вместо него подходящего человека или (хотя бы)
узнал об этом, чтобы поступить с ним сообразно его положению, не
оказаться введённым им в заблуждение и постараться побудить его
придерживаться прямоты или заменить его (другим).
ПЯТАЯ: когда кто-либо открыто предаётся пороку
или придерживается нововведений, например, если дело касается открытого
употребления вина, создания всевозможных препятствий людям,
(незаконного) взимания (торговых) налогов, присвоения чужого имущества
или (иных) неправильных дел; в таких случаях разрешается сказать о том,
что совершается (человеком) открыто, но запрещается упоминать о прочих
(его) недостатках, если только это не является дозволенным в силу одной
из вышеупомянутых нами причин.
ШЕСТАЯ: представление; если человек известен
под каким-нибудь прозвищем, например, Подслеповатый, Хромой, Глухой,
Слепой, Косой или под каким-нибудь ещё, разрешается называть его так, но
запрещается поступать подобным образом в том случае, когда целью
(обращения по прозвищу) является только умаление достоинства человека, а
поэтому если можно назвать его как-нибудь иначе, будет лучше.
Эти шесть причин упоминались улемами, и относительно большинства их
мнение их было единодушным, что же касается достоверных хадисов, в
которых имеются указания на это, то они известны. К числу их относятся
(следующие хадисы):
1531 Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах,
что (как-то раз) один человек попросил у Пророка, да благословит его
Аллах и да приветствует, разрешения войти, и он сказал: "Впустите его,
но сколь плох он как соплеменник!” (Аль-Бухари; Муслим)
Аль-Бухари использовал этот хадис как аргумент в пользу того, что отзываться плохо о порочных и сомнительных допустимо.
1532 Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах,
что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да
приветствует, сказал: "Я не думаю, что такой-то и такой-то хоть
что-нибудь знают о нашей религии”. (Аль-Бухари)
Аль-Ляйс бин Са’д, являющийся одним из передатчиков этого хадиса, сказал: "Эти двое были из числа лицемеров”.
1533 Сообщается, что Фатима бинт Кайс, да будет доволен
ею Аллах, сказала: "(В своё время) я пришла к Пророку, да благословит
его Аллах и да приветствует, и сказала: "Ко мне посватались Абу-ль-Джахм
и Му’авийа”, – (на что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да
приветствует, сказал: "Что касается Му’авийи, то он – бедняк, у
которого нет никакого имущества, что же касается Абу-ль-Джахма, то он не
убирает палку со своего плеча”. (Аль-Бухари; Муслим)
В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим(, сообщается, что
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): "…что же
касается Абу-ль-Джахма, то он избивает женщин”, – что является
объяснением той версии(, где сообщается, что Пророк, да благословит его
Аллах и да приветствует, сказал): "…то он не убирает палку со своего
плеча”.
Говорят также, что (эти слова) означают: он много путешествует.
1534 Сообщается, что Зайд бин Аркам, да будет доволен
им Аллах, сказал: "(В своё время) мы вместе с посланником Аллаха, да
благословит его Аллах и да приветствует, выступили в поход [2], в
котором людям пришлось испытать (немало) тягот, и (я услышал, как)
Абдуллах бин Убайй [3] сказал: "Ничего не расходуйте на тех, кто
находится вместе с посланником Аллаха, пока они не разбегутся от него!” И
ещё он сказал: "Поистине, если мы вернёмся в Медину, могущественные
обязательно выгонят (оттуда) презренных!” [4] После этого я пришёл к
посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, рассказал
ему об этом, и он послал за Абдуллахом Ибн Убаййем, который стал горячо
клясться, что не делал этого. Тогда (люди) сказали: "Зайд обманул
посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!” И
(из-за) этого меня охватила печаль, в которой я пребывал до тех пор,
пока Аллах Всевышний не ниспослал (суру, начинающуюся с того аята, где
сказано): "Когда лицемеры являются к тебе, они говорят: "Мы
свидетельствуем, что ты – действительно посланник Аллаха”, – и Аллах
знает, что ты действительно являешься Его посланником, и Аллах
свидетельствует, что лицемеры действительно являются лжецами”, [5] – (и
это) подтвердило мою правоту. А потом Пророк, да благословит его Аллах л
да приветствует, призвал их, [6] чтобы испросить для них прощения у
Аллаха, однако они отвернулись”. [7] (Аль-Бухари; Муслим)
1535 Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах,
сказала: (Однажды) Хинд, жена Абу Суфйана, [8] сказала Пророку, да
благословит его Аллах и да приветствует: "Поистине, Абу Суфйан – человек
скупой, и он не даёт мне того, чего хватило бы мне и моему ребёнку,
если я сама не беру у него без его ведома”, – (на что) он сказал: "Бери
достаточно для себя и для твоего ребёнка (согласно обычаю). [9]
(Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
[1] То есть: выдавая за такого человека замуж родственницу или вольноотпущенницу.
[2] Имеется в виду поход на племя бану аль-муста’лик, известный также
как поход на аль-Мурайси’ (название колодца племени бану аль-муста’лик),
состоявшийся в 626 году.
[3] Этого человека называли главой лицемеров Медины.
[4] Абдуллах бин Убайй имел в виду, что коренные жители Медины (ансары)
выгонят оттуда мухаджиров, переселившихся туда вместе с Пророком, да
благословит его Аллах и да приветствует.
[5] Сура "Лицемеры”, 1.
[6] Имеются в виду лицемеры во главе с Абдуллахом бин Убаййем.
[7] Иначе говоря, они отказались от этого.
[8] Мать первого халифа из династии омеййадов Му’авийи Ибн Абу Суфйана,
да будет доволен ими всеми Аллах, принявшая Ислам в 630 году, когда
Мекка была завоёвана мусульманами.
[9] То есть: не бери ни слишком много, ни слишком мало
"Рийад-ас-Салихин (Сады праведных)”
Имам Мухйи-д-дин Абу Закарийя бин Шариф ан-Навави
Перевод с арабского: Владимир (Абдулла) Михайлович Нирша
Источник: Sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.