Аль-Гъиба (2)
Как покаяться за гъиба?
Человек, совершивший гъиба должен принести искреннее покаяние (ат-тауба) за этот большой грех, выполнив все его условия.
Условий покаяния три:
1. Прекращение совершения греха;
2. Раскаяние в совершенном;
3. Решимость никогда не совершать подобное.
В отношении необходимости этих трех условий, для того, чтобы покаяние было действительным, среди ученых нет разногласий. И если одно из вышеупомянутых условий не будет выполнено, то покаяние не будет действительным. См. "Сыфату тауба” 9.
Однако у искреннего покаяния есть и четвертое условие. В том случае, когда совершенный грех, так или иначе затрагивает права другого человека, то необходимо загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него, попросив у него прощения или же вернув пострадавшему незаконно присвоенное, если дело касается незаконного присвоения материальных ценностей и т.п.
Что же касается покаяния за гъиба, является ли необходимым условием для покаяния за него сообщение тому, за чьей спиной оно совершалось или нет, ученые разошлись. Группа ученых считала необходимым попросить прощение у того, за кого совершалось гъиба, поскольку этот грех не только между рабом и Аллахом, но также коснулся и прав другого человека. В доказательство на это они опирались на хадис посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который однажды спросил людей: «Знаете ли вы, кто такой неимущий?» Они ответили: "Неимущим среди нас называют того, у кого нет ни денег, ни имущества”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, неимущим из числа членов общины моей окажется тот, кто в День воскрешения принесет с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил одного, оклеветал другого, присвоил имущество третьего, пролил кровь четвертого и ударил пятого. И тогда придется ему отдать из своих благих дел одному потом другому, а если запас его благих дел иссякнет прежде чем он сумеет рассчитаться со всеми, тогда из грехов обиженных станут брать и возлагать на него. А затем его ввергнут в Огонь!» Муслим 2581.
Таким образом, эти ученые считали, что необходимо загладить свою вину перед человеком, за которого было совершено гъиба, чтобы это грех был искуплен, и чтобы он не был спрошен за него обиженным в Судный день. При извещении человека, за которого было совершено гъиба не обязательно раскрывать все подробности своего греха. Следует просто сказать, что ты был несправедлив к нему в своих речах, но теперь покаялся перед Аллахом и просишь прощения у него самого. См. "Гъазауль-альбаб” 1/93, "Мадариджу-ссаликин” 1/290-291.
Что же касается того, у кого просит прощение раскаявшийся, то он должен простит его и не таить злобу. Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Я клянусь вам Аллахом о трех вещах: что имущество никогда не уменьшится по причине милостыни; что человека, который простит тому, кто поступил по отношению к нему несправедливо, Аллах Всемогущий обязательно возвеличит за это; и что если человек откроет врата для просьб у людей, то Аллах откроет для него врата нищеты!» Ибн Абу ад-Дунья. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3025.
Разве не желает мусульман того, чтобы Аллах его возвеличил?!
Второе мнение же мнение состоит в том, что необязательно извещать человека о том, что ты совершил гъиба за него и просить у него прощения. Хафиз Ибн Касир говорил: "Некоторые ученые говорили: «Не является условием покаяния за гъиба извещение обидчика, ибо может быть так, что это принесет еще больше вреда»”. См. "Тафсир Ибн Касир” 3/129.
И это является наилучшим мнением, что в случае, если при сообщении о том, в чем именно заключалась гъиба, сплетня или клевета обиженный разгневается (как правило, так и происходит) и это усилит его ненависть, то не следует говорить ему об этом, потому что шариат не одобряет увеличения вреда. Одной из целей шариата является сплочение сердец и укрепление братских чувств между мусульманами. Возможно, что это приведет к вражде, после которой сердце мусульманина никогда не очистится в отношении сплетника. В таких ситуациях для покаяния достаточно:
- Раскаяться и молить Аллаха о прощении, осознав мерзость содеянного.
- Молить Аллаха о прощении за того, о ком было сделано гъиба. Имам Ибн
аль-Мубарак говорил: "Если человек совершил гъиба за другого человека,
то пусть не сообщает ему об этом, а просит прощения для него!”
аль-Байхакъи в "Шу’аб аль-иман” 5/317.
- Признать свою вину перед теми, кто слышал от тебя гъиба или клевету на мусульманина, оправдав его перед ними.
- Защищать честь того, о ком ты делал гъиба и возражать, если кто-либо
захочет сделать гъиба за него. См. "Мадариджу-ссаликин” 1/291 и
"аль-Мугъни” 12/78.
О мусульмане! Обратите внимание на разницу между имущественными и телесными преступлениями с одной стороны и между гъиба – с другой. Материальный ущерб отличается тем, что потерпевшие с удовольствием прощают ворам и грабителям при возмещении им ущерба, а человек, которому нанесли моральный урон, как правило, скуп на прощение и сохраняет обиду в своем сердце надолго или же навсегда.
В каких случаях дозволена гъиба
Данная глава является весьма важной, ибо в отношении этого вопроса многие впали в две крайности. Одни, не изучив данную тему до конца, считают гъиба запрещенным тогда, когда она дозволена или даже обязательна. Другие же впав в противоположную крайность, порочат множество мусульман, оправдываясь тем, что это наставление и предостережение (джарх уа-тта‘диль), тогда как это неуместно и неправомерно.
Как уже было отмечено выше, гъиба в своей
основе является большим грехом, за совершение чего в хадисах пришли
страшные угрозы, и за что следует принести искреннее покаяние. Однако
шариат Всевышнего Аллаха сделал исключение, дозволив гъиба в шести
случаях. Имам ан-Науауи сказал: "Знай, что гъиба дозволяется только
ради достижения правильной и не противоречащей шариату цели в том
случае, когда иным путем ее достичь невозможно”. См. "Шарху сахихи Муслим” 16/140.
1. Жалоба со стороны обиженного и притесненного
Притесняемому разрешается подавать жалобу правителю, судье и другим из
числа тех, кто обладает властью или может по справедливости рассудить
между ним и его обидчиком, и при этом притесняемый может сказать:
"Такой-то обидел меня в том-то”. Доказательств на это множество, как в
Коране, так и в Сунне. Так, например, Всевышний Аллах говорит: «Аллах
не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, с кем
поступили несправедливо. Аллах – Слышащий, Знающий» (ан-Ниса 4: 148).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
"Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха)
и сказал: "Поистине, у меня есть сосед, который причиняет мне вред!”
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Возвращайся, собери свои вещи и выйди на улицу».
Когда он вернулся и сделал все так, вокруг него стали собираться люди и
спрашивать: "Что с тобой произошло?” Он сказал: "Мой сосед причиняет
мне зло, а когда я пожаловался на него пророку (мир ему и благословение
Аллаха), он сказал мне: «собери свои вещи и выйди на улицу». Тогда эти
люди стали говорить: "О Аллах, прокляни его, о Аллах, накажи его!” Когда
же это дошло до соседа, он пришел к нему и сказал: "Вернись в свой дом,
клянусь Аллахом я больше не причиню тебе вреда”. аль-Бухари в "аль-Адаб аль-муфрад” 124. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
2. Обращение с просьбой о вынесении фатуа
Человек может сказать муфтию или обладающему знанием, что его отец, брат
или муж поступил несправедливо, имеет ли он право на такое? Подобное
разрешается в силу необходимости, однако лучше будет спросить
неопределенно: "Что вы скажете о человеке, который поступает так-то и
так-то?” Благодаря этому можно добиться своей цели, никого не называя по
имени. Однако в подобной ситуации нет проблем, чтобы назвать и имя
обидчика.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: "Однажды Хинд, жена Абу Суфьяна, сказала пророку (мир ему и благословение Аллаха): "Поистине, Абу Суфьян – человек скупой, и он не дает мне того, чего хватило бы мне и моему ребенку, если я сама не беру у него без его ведома”, – на что он сказал: «Бери то, что будет достаточно для тебя и твоего ребенка». аль-Бухари 5364, Муслим 1714.
3. Просьба о помощи с целью устранения порицаемого
В этом случае человек может говорить тому, кто обладает властью и силой,
следующее: "Такой-то поступает так-то, удержи его от этого”, – или
нечто подобное с целью устранения порицаемого. Доказательством этому
служит вышеприведенный хадис про жену Абу Суфьяна.
4. Для предостережения мусульман
Зайд ибн Аркъам (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "В свое
время мы вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)
выступили в поход, в котором людям пришлось испытать немало тягот, и я
услышал, как ‘Абдуллах ибн Убайй ибн Салюль сказал: "Ничего не
расходуйте на тех, кто находится вместе с посланником Аллаха, пока они
не разбегутся от него!” И еще он сказал: "Поистине, если мы вернемся в
Медину, влиятельные обязательно выгонят из нее презренных!” После этого я
пришел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и рассказал
ему об этом”. аль-Бухари 4903, Муслим 2772.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Честь богатого должника, не отдающего долг, становится дозволенной». Абу Дауд, Ибн Маджах. Хадис хороший. См. "Ируауль-гъалиль” 1434.
Однако это не означает, что разрешается его порочить и на него клеветать, нет. Речь идет о том, что на такого человека можно жаловаться и предостерегать от него людей.
Предостережение допускается в целом ряде случаев. Например, когда нужно предостеречь от тех, кто может причинить вред мусульманам, будь-то в мирских или религиозных делах. Также немаловажным является предостережение мусульман от приверженцев нововведений и это по единодушному мнению всех ученых (иджма’), является не только дозволенным, но и обязательным в случае необходимости.
Многие мусульмане возмущаются, когда кто-либо из обладающих знанием опровергает или же предостерегает от того, кто искажает религию. Они называют это гъиба, тогда как сами лишь на основании своих страстей и безосновательно порочат мусульман за их спинами, совершая не только гъиба, но и клевету (бухтан). Однако как только речь заходит о заблуждениях их идеологов или сторонников, они сразу же вспоминают о таком понятии, как гъиба. Это является невежеством и отсутствием знания о запретном и дозволенном видах гъиба. Религия Ислам величественней чем честь человека, который ее искажает, будь то осознано, или же искренне заблуждаясь. Насколько бы ценным не была честь мусульманина, религия любимей, чем кто-либо из людей, не говоря уже о том, кто ее искажает. Имам аш-Шафи’и говорил: "Ученые делали исключением из запретного вида гъиба, некоторые дозволенные виды гъиба, из числа которых есть обязательные! К этому относится разъяснение ошибки ошибающегося в вопросах шариата, поскольку неприкосновенность религии важнее, чем неприкосновенность отдельного человека!” См. "аль-Умм” 7/90.
Доказательств этому великое множество. Так, например, сообщается, что когда Зу Хууайсара, предок всех хариджитов, будучи недовольным разделом трофеев, сказал пророку (мир ему и благословение Аллаха): "О Мухаммад! Побойся Аллаха, будь справедлив!”, в другой версии сказано, что он сказал: "Это было сделано неискренне!” После того, как он ушел, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам за его спиной: «Поистине, ваши молитвы по сравнению с их молитвами и ваши посты по сравнению с их постами будут казаться вам ничтожными. Среди потомков этого человека появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха мягкими голосами, но ниже их глоток их чтение не пройдет, и они выйдут из религии подобно тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой мишени!» аль-Бухари 4351, Муслим 1064.
Кто же посмеет обвинить посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в том, что он совершал запретное гъиба?!
Сообщается, что когда некий суфий сказал имаму Ибн аль-Мубараку: «Ты делаешь гъиба!” Он ответил: «Замолчи! Если мы не будем разъяснять, то откуда знать, где истина, а где ложь?!” См. ”аль-Кифая” 1/45.
‘Абдуллах, сын имама Ахмада рассказывал: "Однажды пришел Абу Тураб к моему отцу, и мой отец стал говорить: "Такой-то передатчик ненадежный, а такой-то надежный”. Абу Тураб сказал: "О шейх, не делай гъиба на ученых!” Тогда мой отец сказал ему: ”Горе тебе! Это не гъиба, а наставление!” См. ”Тарихуль-Багъдад” 12/316.
Разве кто-то может обвинить этих великих имамов в том, что они совершали запретное гъиба?! Поистине, этого не сможет сделать никто, кроме невежественного человека, неосведомленного о положениях религии!
Имам Ибн Абу Заманин говорил: "Приверженцы Сунны не переставали порицать заблудших приверженцев страстей, и они запрещали находиться с ними, предостерегали от их искушений, разъясняли их положение и не относили это ни к гъиба, ни к злословию”. См. "Усулю-Ссунна” 293.
Имам ан-Науауи сказал: "Если кто-либо увидит, что приобретающий религиозные знания (фикъх) посещает приверженца нововведений или нечестивца, воспринимая от него знания, и побоится, что это повредит изучающему фикъх. В подобном случае он должен дать ему добрый совет, объяснив этому человеку положение того, к кому он ходит, при условии, что он действительно стремится дать добрый совет, так как в подобных обстоятельствах легко допустить ошибку, ибо возможно, что говорящего об этом побуждает зависть и обманывает шайтан, внушающий ему, что его совет является благом”. См. "аль-Азкар” 292.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия упомянув слова Хасана аль-Басри: "Разве вы не желаете упоминать о нечестивом человеке? Говорите о его ошибках, чтобы люди остерегались его!”, сказал: "Выявление и сообщение о нововведении и распутстве кого-либо не относится к гъиба, как это сообщил Хасан аль-Басри и другие имамы, если человек совершает эти грехи открыто и явно. Такой человек заслуживает наказания мусульман, и самое меньшее, что ему полагается – это порицание, чтобы люди удерживались и отстранялись от него. И если не порицать и не упоминать то, что присуще ему из распутства, грехов или же нововведений, то люди могут, обольстившись последовать за ним в этом”. См. "Маджму’уль-фатауа” 15/268.
К данной главе также относится и необходимость спросить совета относительно того, стоит ли вступать с кем-либо в родственные отношения путем заключения брака, или работать с ним, или доверять ему что-либо на хранение, или вести с ним какие-нибудь другие дела или жить с ним по соседству и т.д. Тот, к кому обращаются за советом, не должен ничего утаивать о том, про кого его спрашивают, и обязан говорить только то, что ему известно точно, оставив догадки и предположения. Доказательством этому является хадис Фатимы бинт Къайс (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала: "В свое время я пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: "Ко мне посватались Абуль-Джахм и Му‘ауийя”, – на что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что касается Му‘ауийи, то он – бедняк, у которого нет никакого имущества, что же касается Абуль-Джахма, то он не убирает палку со своего плеча»”. Муслим 1480.
В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «…что же касается Абуль-Джахма, то он бьет женщин», – и это является объяснением слов пророка (мир ему и благословение Аллаха) «он не убирает палку со своего плеча».
5. Когда кто-либо открыто совершает грехи или придерживается нововведений
Если какой-либо мусульманин известен своими грехами, которые он
совершает открыто, как употребление спиртного, приверженность к
нововведению, притеснение людей, ложь и т.п., то в таких случаях
разрешается говорить о нем из того, что совершается им открыто. Однако
запрещается упоминать о прочих его недостатках, замеченных за ним.
Передают со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), что как-то раз один человек попросил у пророка (мир ему и благословение Аллаха) разрешения войти, и он сказал: «Впустите его, но сколь плох он как соплеменник!» аль-Бухари 6054, Муслим 2591.
Имам аль-Къуртуби сказал: "В этом хадисе указание на то, что дозволено делать гъиба за человека, который известен своими открытыми грехами, нечестием или призывом к нововведениям”. См. "Фатухль-Бари” 10/452.
Также от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) упомянув по именам двух людей, сказал: «Я не думаю, что такой-то и такой-то хоть что-нибудь знают о нашей религии». аль-Бухари 6068.
Имам аль-Лейс ибн Са‘д, являющийся одним из передатчиков этого хадиса, сказал: "Эти двое были из числа лицемеров”.
‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал: "Однажды мы сидели вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Сейчас к вам зайдет проклятый человек!» А до этого ‘Амр ибн аль-‘Ас (его отец) остался, чтобы надеть свою одежду и примкнуть к нам. И я не переставал смотреть, кто войдет и бояться, пока не вошел аль-Хакам ибн Абу аль-‘Ас”. Ахмад 3/163, аль-Баззар 2/247. Достоверность хадиса подтвердили шейх Мукъбиль и Шу’айб аль-Арнаут.
Аль-Хакам ибн Абу аль-‘Ас – отец Омеййадского халифа Маруана ибн аль-Хакама. Он причинял страдания пророку (мир ему и благословение Аллаха) в начале его призыва, а также входил в число одиннадцати знатных курайшитов, замысливших убить посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) до его переселения.
Зайд ибн Аслям говорил: "Гъиба запрещена только в отношении того, за кем не известно открытого совершения грехов”. Ибн Абу ад-Дунья в "ас-Самт” 222.
Хасана аль-Басри говорил: "Если в человеке явно проявится нечестие, то упоминание этого не будет относиться к гъиба, как например упоминание женоподобного мужчины или хариджита”. Ибн Абу ад-Дунья в "ас-Самт” 237.
Хафиз Ибн Раджаб говорил: "Тот, кто известен своими грехами и совершает их открыто, является нечестивцем, и на него гъиба дозволена”. См. "Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 447.
Также сказанное относится к тому, кто сам рассказал о своих грехах. От Хасана аль-Басри сообщается, что если человек сам рассказывает о своих грехах, то упоминание этого уже не будет относится к гъиба. См. "Файдуль-Къадир” 3/323.
Также говорил и имам ан-Науауи, что если человек открыто совершает грехи или же сам рассказывает о своих грехах, не скрывая их, то говорить о нем за его спиной об этих грехах уже не запрещено. См. "Фатхуль-Бари” 10/586.
Имам Ахмад сказал: "На приверженца нововведений нет гъиба!” См. "Табакъатуль-ханабиля” 2/274.
Хафиз Абу Бакр аль-Исма’или сказал: "Имамы-мухаддисы считали обязательным отстранение от нововведения и считали обязательным оставление гъиба, кроме как за человека, чье нововведение было явным, и кто призывал к нему. Слова, сказанные о таком человеке, не являются гъиба”. См. "И’тикъаду аимамиль-хадис” 46.
Однако сказанное относится к настоящим приверженцам нововведений, а не тому, кто совершил какое-то обрядовое нововведение, поскольку как гласит важное правило: «Не каждый, кто совершил нововведение, стал приверженцем нововведений!»
Тут необходимо также упомянуть о большом нечестии, распространившемся в наши дни, относится обвинение в нововведении (табди’) приверженцев Сунны, а более того, обвинение в нововведении ученых из числа приверженцев Сунны. Это стало болезнью в наше время. Многие молодые мусульмане, услышав слова одного шейха о другом, сразу же начинают обвинять второго в нововведении, предостерегая от него. Однако необходимо отметить, что предостережение и даже обвинение в нововведении одного ученого или нескольких ученых, не обязывает всех мусульман безукоризненно следовать этому. Более того, если человек, от которого предостерегают и называют приверженцем нововведений, является из ахлю-Сунна, то критика в его адрес принимается только лишь в случаи указания причины его заблуждения. Имам Ахмад, имам науки аль-джарх уа-та‘диль говорил: "В отношении каждого, кто известен своим благочестием, не принимается предостережение и критика, кроме как с указанием причины этого, и относительно такого дела, в котором не может быть неясности!” См. "Тахзиб ат-тахзиб” 7/273.
Спросили шейха ‘Абдуллаха аль-‘Убайляна: «Каково ваше мнение относительно проведения экзамена среди людей и обязывания требующих знание следовать словам ученых в джархе конкретного лица или в иных спорных вопросах среди ахлю-Сунна?»
Шейх ответил: "Этот вопрос нуждается в разъяснении. Если тот, о ком говорят ученые из числа приверженцев нововведений, относительно которого нет разногласий среди ахлю-Сунна, то мусульманин обязан считать так, как считает ахлю-Сунна, а иначе он отойдет от их пути, если у него есть знание! Однако если тот, о ком говорят – сам из ахлю-Сунна, но впал в ошибку, по причине чего некоторые сторонники ахлю-Сунна считают, что подобное выводит из ахлю-Сунна, то в таком случае мусульманин не обязан это принимать, если для него не стал ясным этот вопрос, или же если он считает иначе и следует в отношении этого человека словам других (ученых). А тот, кто убежден, что подобное (обязывание словами определенных ученых) является обязательным для каждого мусульманина, тот противоречит Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха), ибо полная истина и полное покровительство не может быть ни к кому, кроме посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)! Когда Ибн ‘Аббаса спросили: «Ты на пути ‘Али или ‘Усмана?» Он ответил: «Нет, я на пути посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!» И подобное является путем, ведущим к тому, во что впали иудеи и христиане, о которых сообщил Всевышний Аллах: «Иудеи сказали: "Христиане не следуют прямым путем”, а христиане сказали: "Иудеи не следуют прямым путем”» (аль-Бакъара 2: 113).
6. Если человек известен под каким-нибудь прозвищем или кличкой
Например, хромой, глухой, слепой, косой и т.п., то разрешается называть его так.
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: "Я слышал,
как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Приедет к
вам с Йемена человек, которого зовут Уяйс ибн ‘Амир, переболевший
проказой, но полностью излечившийся от нее, если не считать одного места
величиной с дирхам». Муслим 2542.
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) назвал человека с длинными руками известного по прозвищу «Двурукий» по его прозвищу. аль-Бухари 482.
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что при жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха) был один человек, которого звали ‘Абдуллах, по прозвищу осел, который смешил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). аль-Бухари 6780.
Однако запрещается называть человека по кличке, если это ему не нравится или в том случае, когда целью обращения по прозвищу является только оскорбление и унижение достоинства человека.
Перечислив вышеуказанные случаи, когда дозволено совершать гъиба, имам ан-Науауи сказал: "Эти шесть причин упоминались учеными, и относительно большинства этих причин их мнение было единогласным”. См. "Шарх Сахих Муслим” 16/142.
Можно ли делать гъиба за неверных?
Среди ученых есть разногласие на этот счет. Одни ученые говорили, что гъиба запрещена в отношении любого человека, так как это тяжкий грех сам по себе и неважно в отношении кого он совершается, будь это мусульманин или же неверный. Т.е. как прелюбодеяние, которое запрещено в основе, и неважно с кем его совершать, с мусульманами или с неверными.
Другие ученые не согласились с этим мнением и сказали, что честь, жизнь и имущество неверных в основе не запретно, кроме как договором, или принятием ими Ислама. И поэтому они запрещали делать гъиба только в отношении тех неверных, с которыми у мусульман был договор, будь это договор о перемирии, договор с гарантией безопасности или же выплатой джизии. См. "Асна аль-маталиб” 3/116.
А третьи сказали, что гъиба запрещена только в отношении мусульман, так как именно это определение сделано самим посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который в отношении гъиба сказал: «Это упоминание о твоем брате тем, что не понравилось бы ему». Муслим 2589.
Имам Ибн аль-Мунзир относительно этого хадиса сказал: "В нем довод на то, что тот, кто не является тебе братом в религии из числа иудеев, христиан и прочих неверных, или кого его нововведение перевело в иную религию, то гъиба за него не запрещено!” См. "аз-Зауаджир” 2/561, "Рух аль-ма’ани” 26/161.
Однако нет сомнения в том, что гъиба следует избегать как таковой, в чей бы адрес это не было, так как человек привыкает к гъиба и переходит с неверных и нечестивцев на праведных мусульман, сам этого не замечая.
Если же человек делает гъиба в отношении неверных для пользы, например, чтобы предостеречь, или приводит пример связанный с его участью для урока остальным и т.п., то в этом случае в гъиба нет проблем и порицания.
А Аллаху обо всем ведомо лучше!
Источник: Sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.