Аль-Гъиба (1)
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Определение слова "аль-Гъиба”
От Муталиба ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Гъиба – это то, что сказано о человеке за его спиной из того, что в нем есть». аль-Хараиты в «аль-Ахлякъ». Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха” 1992.
Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Известно ли вам, что такое гъиба?» Люди сказали: "Аллах и посланник Его знают об этом лучше”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это упоминание о твоем брате-мусульманине тем, что не понравилось бы ему». Кто-то спросил: "А если присуще брату моему то, о чем я говорю?” Он ответил: «Если ему присуще то, о чем ты скажешь, значит, ты совершишь гъиба, а если этого в нем нет, то ты возведешь на него клевету!» Муслим 2589.
Передают, что однажды при пророке (мир ему и благословение Аллаха) упомянули одного человека, сказав: "Поистине, он не ест, пока его не покормят, и не садится верхом, пока его не посадят!” И пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Вы совершили гъиба на него». Они сказали: "О посланник Аллаха! Мы ведь сказали только то, что ему присуще!” На это он ответил: «Достаточно вам упомянуть о том, что действительно есть в вашем брате!» аль-Асбахани. Хадис хороший. См. "Сахих ат-таргъиб” 3/128.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что однажды она упомянула об одной женщине, сказав: "Она мала ростом”, на что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ты совершила гъиба на нее!» Ахмад 6/136, Ибн Абу ад-Дунья в "ас-Самт” 207. Хафиз аль-‘Иракъи подтвердил достоверность хадиса.
Также ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: "Однажды я стала изображать перед пророком (мир ему и благословение Аллаха) одного человека, и он сказал: «Не хочу я, чтобы передо мной изображали кого бы то ни было, даже если дадут мне за это то-то и то-то!»« Абу Дауд, ат-Тирмизи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5140.
Однажды Мухаммад ибн Сирин упомянув о ком-то, сказал: "Это тот чернокожий мужчина”, – затем он сказал: "Да простит меня Аллаха, я считаю, что совершил гъиба”. Ибн Са’д в "ат-Табакъат” 1/196.
Имам ан-Науауи, разъясняя значение гъиба и его виды, сказал: "Гъиба – это упоминание о человеке тем, что не понравилось бы ему. Будь то физический недостаток, изъяны в религии или в его жизненных делах, или в его поведении, или в его детях, либо в том, что касается его жены, его слуг, даже его одежды, его походки или его радостного настроения, или его хмурого вида и тому подобного, что имеет к этому отношение. И все равно, было ли об этих недостатках упомянуто словом, жестом, или мимикой”. См. "аль-Азкар” 288.
Также ученые отнесли к гъиба слова тех, кто при упоминании какого-либо мусульманина говорит: "Да простит нас Аллах”, или: "Да смилостивится над ним Аллах”, намекая при этом на того, кого упомянули, и говоря это с издевкой, делая так, что о том, кого упомянули, начинают думать плохо. См. "Фатх аль-Бари” 10/469, "аль-Азкар” 290.
Положение "аль-гъиба” в шариате
Нет никаких сомнений в том, что гъиба запрещено (харам), и на это
указывают Коран, Сунна и единогласное мнение ученых (аль-иджма’). Имам
аль-Къуртуби говорил: "По единогласному мнению (иджма’), гъиба является большим грехом, за которое необходимо каяться перед Всевышним Аллахом”. См. "Тафсир аль-Къуртуби” 4/354.
Также о единогласном мнении, что гъиба является большим грехом, передали имам ан-Науауи, хафиз Ибн Касир и имам Ибн Муфлих. См. "аль-Азкар” 289, "Тафсир Ибн Касир” 3/567, "аль-Адаб аш-шар’ия” 1/31.
Гъиба – это поедание мяса людей
Аллах, Свят Он и Велик, сказал: «О
те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые
предположения являются грехом. Не шпионьте друг за другом и не
злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть
мясо своего покойного брата, ведь вы чувствуете к этому отвращение?
Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (аль-Худжурат 49: 12).
В толковании этого аята Къатада сказал: "Так же как верующий обязан сторониться употребления мертвечины, так же он должен сторониться и гъиба”. См. "Тафсир аль-Къуртуби” 16/335.
Сообщается, что имам Суфьян ас-Саури называл людей, делающих гъиба – мясоедами (ляхмийун). Однажды его спросили: "Это что, те, кто ест много мяса?” Он ответил: "Нет. Это те, которые делают гъиба!” аль-Къашири в "ар-Рисаля” 1/74.
Передается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда меня вознесли на небо, я прошел рядом с людьми, у которых были ногти из меди, и они царапали ими свои лица и груди. Я спросил: "Кто это, о Джибриль!” Он сказал: "Это – поедающие мясо людей и бесчестящие их”». Ахмад 3/224, Абу Дауд 4878. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал одному человеку: «Ты избавился от кусочков мяса, застрявших в зубах?» Тот ответил: "От чего мне избавляться, если я не ел мяса?!” На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, ты ел мясо своего брата!» ат-Табарани. Хадис достоверный. См. "Сахих ат-таргъиб” 2837.
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "У арабов было принято брать с собой слуг в путешествие, и также поступили Абу Бакр с ‘Умаром (да будет доволен ими обоими Аллах), взявшие с собой в путь слугу. Однажды они легли спать, а когда проснулись, обнаружили, что слуга тоже спит, не приготовив им еды. И один из них сказал другому: "Этот человек спит так, словно находится у себя дома!” Они разбудили его и сказали ему: "Пойди к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и скажи ему: "Абу Бакр и ‘Умар передают тебе салам, и просят у тебя чего-нибудь из еды!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал слуге: «Передай им салам и сообщи им, что они уже поели!» Они были потрясены этим и пришли к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказали: "О посланник Аллаха! Мы послали к тебе попросить еды, а ты сказал: «Они уже поели!», – чем же мы позавтракали?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мясом вашего брата. Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, поистине, я вижу кусочки его плоти между ваших зубов!» Абу Бакр с ‘Умаром сказали пророку (мир ему и благословение Аллаха): "Попроси для нас прощения у Аллаха!” На что он ответил: «Пусть он (слуга) просит для вас прощения!»” аль-Хараиты 186, ад-Дыя аль-Макъдиси 2/33. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха” 2608.
А ведь в наши дни мусульмане говорят за спинами друг друга вещи на много страшней, чем то, что Абу Бакр и ‘Умар (да будет доволен ими Аллах) сказали за своего слугу!
Однажды ‘Амр ибн аль-‘Асс, проходя с людьми мимо дохлого мула, сказал: "Если человек будет есть это до тех пор, пока не наполнит свой живот, то это будет лучше для него, чем он поест мясо мусульманина!” Абу аш-Шейх, Ибн Хиббан. См. "Сахих ат-таргъиб” № 2838.
Гъиба – это зловонье
Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Однажды, когда мы
находились с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы
почувствовали ужасный, отвратительный запах, и пророк (мир ему и
благословение Аллаха) спросил: «Знаете ли вы, что это такое? Это запах, который исходит от тех, кто делает гъиба за спинами верующих»”. аль-Бухари в "аль-Адабуль-Муфрад” 324. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани зазвали хадис хорошим.
Имам ас-Самаркъанди говорил: "Некоторые могут спросить: «Почему гъиба во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) имела скверный запах, а в наши дни мы его не чувствуем?» Ответом им служит то, что гъиба в наше время увеличилась и носы, переполнившись ею, перестали чувствовать ее скверный запах. В пример этому можно привести человека, который зайдет в то место, где совершают дубление шкур животных, он не сможет из-за сильного зловонья долго там находиться. Однако те, кто работает в этих местах кушают и пьют там, не чувствуя этого зловонья, поскольку они уже привыкли к этому запаху. То же самое обстоит и с гъиба в наше время!” См. "Танбихуль-гъафилин” 1/175.
Свят Аллах, а ведь это было сказано более, чем тысячу лет назад! Трудно себе представить насколько увеличилось гъиба за эти тысячу лет!
Гъиба способна осквернить целое море
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: "Однажды я сказала
пророку (мир ему и благословение Аллаха): "Достаточно тебе и того, что
Сафийя (жена его) такая-то и такая-то (мала ростом)!” Услышав это,
пророк (мир ему и благословение Аллаха) воскликнул: «Поистине, ты сказала такое, что осквернило бы собой целое море, если бы смешалось с ним!»” Абу Дауд 4875, ат-Тирмизи 2502. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.
Имам ан-Науауи сказал: "Этот хадис является одним из величайших доказательств запретности гъиба, если не самым великим. И я не знаю ни одного другого хадиса, который бы достигал подобного уровня в запрещении гъиба”. См. "аль-Азкар” 404.
Гъиба – это признак лицемерия
Сообщается от Абу Барзы аль-Аслями (да будет доволен им Аллах), что
однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О
те, которые уверовали только на словах, но не уверовали в сердцах! Не
говорите за спинами мусульман и не выслеживайте их недостатки, ибо
поистине, Аллах будет неотступно следить за недостатками того, кто будет
следить за недостатками своего брата (мусульманина), и покроет его
позором в его собственном доме!» Абу Дауд 4880, Ахмад 4/420. Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади сказал: "Этот хадис указывает на то, что гъиба – это качество лицемеров, а не правоверных, потому что лицемеры веруют на своих языках, но нет веры в их сердцах”. См. «’Аунуль-Ма’буд» 13/224.
Гъиба запрещена даже тогда, когда это разрешает тот, за кого ее делают
Среди некоторых мусульман бытует мнение, что если человеку безразлично
то, что говорят о нем его друзья, и он это им позволяет, то в подобном
случае это уже не гъиба. На самом же деле все обстоит иначе. Гъиба
является запретной в своей основе, и никто не может сделать ее
дозволенной! Имам ан-Науауи писал: "Мухаммад ибн Сирин говорил:
«Поистине, я не позволю делать гъиба за меня никому!», – и это
правильно. Если, например человек скажет: «Я сделал дозволенной свою
честь для тех, кто совершает за меня гъиба», то от этого гъиба
дозволенной не становится. Наоборот, гъиба является запретной для
каждого! А что касается хадиса: «Разве кто-либо из вас сможет сделать
так, как Абу Дамдам, который выходя из своего дома, говорил: "Поистине, я
пожертвовал свою честь людям!”» Абу Дауд 4886. Шейх аль-Альбани
подтвердил достоверность хадиса. Смысл его слов таков: «Я не буду
требовать с того, кто причинил мне зло, ни в мире этом, ни в мире
ином!»” См. "аль-Азкар” 298.
То есть, Абу Дамдам не дозволял свою честь для других, однако он прощал тех, кто на нее покусился.
Суфьян ас-Саури говорил: "Чем меньше людей ты будешь знать, тем меньше ты будешь делать гъиба!” Ибн Абу ад-Дунья в "аль-‘Узля уаль-инфирад” 41.
Категории людей, за которых гъиба запрещена в еще более строгой мере
Гъиба за ученых и правителей мусульман
Гъиба в адрес ученых намного отвратительнее и серьезнее, чем гъиба на обычного человека. Имам Ахмад говорил: "Поистине, плоть ученых отравлена! Тот, кто ощутит его запах – заболеет, а кто отведает – умрет!” См. "аль-Ма‘ид фи адаб аль-муфид” 71.
Имам Ибн ‘Асакир сказал: "Поистине, плоть ученых отравлена, и то, что случится с тем, кто их порицает, известно! Аллах умертвит сердце того, кто отзывается плохо об ученых, прежде чем он умрет сам”. См. "Табайин кизб аль-муфтара” 27.
Если человек, делающий гъиба на мусульманина, подобен тому, кто ест мясо умершего брата, то тот, кто делает гъиба на ученых, ест не простое мясо, а отравленное!
Имам ас-Саффарини сказал: "Поистине, заслуги ученых известны и их достоинства велики, и кто умоляет их достоинства, тот самый низкий и подлый из людей, а кто ненавидит их, тот из партии Иблиса”. См. "Ляухуль-ануар” 2/355.
Поистине, порочение и злословие в отношении ученых всегда было и есть признаком приверженцев нововведений и врагов Ислама!
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: "Гъиба запрещена и является одним из величайших грехов, и особенно она становится хуже, когда речь идет о правителях мусульман и ученых. Поистине, гъиба по отношению к правителям и ученым серьезней, чем по отношению к простым людям. Причина этого состоит в том, что гъиба на ученых умаляет достоинство знания, которое они хранят в себе и которому обучают людей. После этого люди начинают отвергать те знания, которыми они обладают и это наносит вред религии! А что касается гъиба по отношению к правителям мусульман, то оно ослабляет их влияние и люди начинают восставать против них. А если люди восстают против правителей мусульман, то распространяется анархия”. См. "Шарх рияд ас-салихин” 1/340.
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди говорил: "Люди обязаны удерживаться от обсуждения недостатков правителей мусульман, и не заниматься их порочением. Наоборот, они должны просить Аллаха укрепить правителя на истине. Поистине, в ругани правителей мусульман великое зло и вред, как для общества, так и для отдельных людей. Можно встретить такого, кто ругает правителей, но который даже не желает сделать им наставление, а это является предательством по отношению к ним!” См. "Нур аль-басаир уаль-альбаб” 66.
Что же касается обсуждения, порочения и ругани правителей мусульман, то это является отличительной чертой хариджитов! ‘Укба ибн Уасадж рассказывал: «Мне рассказывали о хариджитах и о том, как они порочат правителей. И однажды, когда я встретил ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, я сказал ему: «Ты из числа оставшихся сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и Аллах даровал тебе знание. Тут люди в Ираке порочат своих правителей и заявляют во всеуслышание об их заблуждениях, что ты скажешь об этом?» Он ответил: «Это те, на которых проклятие Аллаха, ангелов и всех людей!»» Ибн Абу ‘Асым в «ас-Сунна» 933. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Сахль ибн ‘Абдуллах ат-Тустури говорил: "Люди не перестанут находиться в благополучии, пока будут возвышать правителей мусульман и ученых, и если они будут их чтить, то Аллах приведет в порядок их мирскую жизнь и жизнь будущую, а если они пренебрегут ими, то они погубят свою мирскую жизнь и жизнь будущую”. См. "Тафсируль-кубра” 5/260.
Гъиба за умершего мусульманина
Передается от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если у вас умирает человек (мусульманин), то обращайтесь за него с мольбой, и не порочьте его». Абу Дауд 4899, ат-Тирмизи 3895, ад-Дарими 2260. Хадис достоверный.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды Ма’из ибн Малик (да будет доволен им Аллах) пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и попросил очистить его от греха прелюбодеяния подвергнув его наказанию. Но пророк (мир ему и благословение Аллаха) отсылал его до тех пор, пока он не вернулся с этой же просьбой в пятый раз. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил у него: «Ты совершил прелюбодеяние?» Он сказал: "Да”, и он повелел закидать его камнями. После того, как это сделали, пророк (мир ему и благословение Аллаха) услышал, как один человек говорит другому: "Видишь этого, которому Аллах скрыл его грех, но он не успокоился, пока его не закидали, как закидывают камнями собак!” После этого пророк (мир ему и благословение Аллаха) подошел к дохлому ослу и сказал: «Где такой-то и такой-то? Подойдите сюда и съешьте эту мертвечину». Они сказали: "Да простит тебя Аллах, о посланник Аллаха! Разве это едят?!” Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «То, что вы сейчас приобрели от разговоров о вашем брате хуже, чем поедание этого!» аль-Байхакъи 8/227. Хафиз Ибн Касир назвал иснад хадиса достоверным.
Шейх Шамсуль-Хакъ ‘Азым Абади говорил: "Что же касается гъиба в отношении умершего, то нет сомнения в том, что это более непристойно и порицаемо, нежели в отношении живого, потому что у живого можно попросить прощения, чего не скажешь о мертвом”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 13/242.
О том, что говорящий и слушающий гъиба совершают одинаковый грех
Указанием на то, что говорящий и слушающий гъиба совершают одинаковый грех, является вышеприведенный хадис, в котором говорилось о двух людях, обсуждавших Ма‘иза. В этом хадисе сказано, что совершал гъиба один, а другой просто слушал, но, тем не менее, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) позвал их обоих, сказав: «Где такой-то и такой-то! Идите сюда и съешьте эту мертвечину».
Также на то, что и говорящий и слушающий гъиба равнозначны в грехе, указывает и хадис от Анаса, в котором сказано, что Абу Бакр с ‘Умаром говорили о слуге. В хадисе сказано, что говорил один из них, но, несмотря на это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал им обоим: «Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, поистине, я вижу кусочки его плоти между ваших зубов!»
Имам ан-Науауи сказал: "Гъиба запрещена и для говорящего и для слушающего”. См. "аль-Азкар” 362.
Имам Ибн аль-Джаузи писал: "Как же много таких людей, перед которыми совершается гъиба за мусульман, а они испытывают радость! Такие люди являются грешниками по трем причинам: за радость по причине совершения греха; за радость при порочении мусульман; и за отказ от порицания этого греха!” См. "Тальбису Иблис” 128.
Что следует сделать тому, кто слышит гъиба
Всевышний Аллах сказал: «Услышав праздные речи, они отворачиваются от них и говорят: "Нам достанутся наши деяния, а вам – ваши. Мир вам! Мы не желаем следовать путем невежд”» (аль-Къасас 28: 55).
Передают со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть никто из моих сподвижников ничего не передает мне ни о ком другом из них, ибо, поистине, я хочу выходить к вам со спокойным сердцем». Абу Дауд 4860, ат-Тирмизи 3896. Шейх Ахмад Шакир назвал иснад хадиса хорошим.
Слышащему гъиба, следует остановить того, кто это говорит, ибо так поступали пророк (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и их праведные последователи (таби‘ун).
Имам ан-Науауи сказал: "Знай, что тому, кто услышал гъиба в адрес мусульманина, следует остановить говорящего и возразить ему, и если тот не прекратит, то остановить его следует руками, ну а если он не может этого сделать ни языком, ни руками, то он должен покинуть это место. Если же он слышал гъиба в адрес ученого или другого достойного мусульманина, то реакция на это должна быть еще серьезней”. См. "аль-Азкар” 294.
Примеры пресечения гъиба пророком (мир ему и благословение Аллаха) и праведными саляфами нашей общины
Сообщается от ‘Итбана ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что однажды, встав на молитву, пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «А где же Малик ибн ад-Духшум?» Один человек сказал: "Это – лицемер, который не любит ни Аллаха, ни посланника Его”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не говори так! Разве ты не знаешь, что он сказал: "Нет божества, кроме Аллаха”, – стремясь к лику Аллаха? А ведь Аллах сделал запретным для Огня того, кто скажет: "Нет божества, кроме Аллаха”, – стремясь к лику Аллаха!» аль-Бухари 425, Муслим 33.
Хафиз Ибн Раджаб говорил: "В словах пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Не говори так!» содержится запрет на обвинение в лицемерии по причине поступка, который стал известен. Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) применял внешнее положения Ислама по отношению к лицемерам, несмотря на то, что знал о лицемерии некоторых из них. А что тогда сказать об обвинении настоящего мусульманина, по причине какой-то предпосылке?! Также в этом хадисе указание на то, что если кого-то обвинят в лицемерии на основании какого-то совершенного плохого деяния, то необходимо опровергнуть его гъиба, упомянув благое дело того, кого обвинили”. См. "Фатх аль-Бари” 3/188.
От Ка‘ба ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда пророк (мир ему и благословение Аллаха), находившийся в окружении людей во время похода на Табук, спросил: «А что делает Ка‘б бин Малик?», один человек из племени "Бану салима” сказал: "О посланник Аллаха, задержали его две его дорогие одежды и его высокомерие”. Тогда Му‘аз бин Джабаль (да будет доволен им Аллах) воскликнул: "Как плохо ты сказал! Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, нам известно о нем только хорошее”. аль-Бухари 2757, Муслим 2769.
Сообщается, что как-то раз, один человек в разговоре с ‘Умаром ибн ‘Абдуль-‘Азизом (да будет доволен им Аллах), который в это время был халифом, упомянул плохо о каком-то человеке, и ‘Умар сказал: "Если хочешь, мы рассмотрим твое дело, и если ты лжешь, то ты из числа тех, о ком говорится в этом аяте: «Если нечестивец принесет вам весть, то выясните (правду ли он говорит)…» (аль-Худжурат 49: 6), а если ты сказал правду, то ты из числа тех, о ком говорится в этом аяте: «И не повинуйся всякому клянущемуся часто, презренному, злословящему и разносящему сплетни…» (аль-Къалям 68: 10-11), а если пожелаешь, мы простим тебе это”. И тот сказал: "Я прошу о прощении, о повелитель правоверных! Я никогда больше этого не повторю”. См. "аль-Азкар” 423.
Суфьян ибн Хусайн рассказывал: "Однажды я упомянул плохо об одном человеке перед Ийясом ибн Му’ауией, тогда он посмотрел мне в лицо и спросил: «Ты совершал военный поход на римлян?» Я сказал: "Нет”. Он спросил: «А на синдхов, индусов или турков?!» Я ответил: "Нет”. Тогда он сказал: «Спаслись от тебя римляне, синдхи, индусы и турки, а твой брат-мусульманин от тебя не спасся?!»” И Суфьян сказал: "После этого я так больше не поступал”. Ибн Касир в "аль-Бидая уа-ннихая” 13/121.
Сообщается, что Маймун ибн Сиях никогда не делал гъиба, и не оставлял без порицания того, кто при нем совершал гъиба, а если тот не прекращал, то он уходил сам. Абу Ну’айм в "аль-Хилья” 3/107.
Таковы примеры пресечения гъиба пророком (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижниками и их праведными последователями. Да сделает нас Аллах подобными им!
Причины, побуждающие человека к совершению гъиба
Изучив данный вопрос, ученые указали на причины, побуждающие человека совершать гъиба. Вот основные из них:
1. Желание свести счеты, если у одного человека есть основания сердиться на другого. В подобных случаях он радуется, когда упоминает о недостатках другого, а его язык в силу своей природы спешит делать это, если только богобоязненность не удерживает его от подобного. Таким образом, ненависть и гнев относятся к числу главных факторов, побуждающих человека к гъиба.
2. Желание возвыситься в глазах людей над определенным человеком, говоря: "Такой-то ничего не знает!”, тем самым, намекая на то, что к нему самому это не относится. И мы прибегаем к защите Аллаха от этого порока, ведь поистине, это одно из тех качеств, которые могут погубить человека, если он от них не очистится. К таким методам прибегают чрезмерно самолюбивые люди.
3. Причиной может стать также и одобрение действий друзей или оказание им поддержки в том, что они говорят. Имеются в виду такие случаи, когда своими шутками они задевают честь других людей, а человек считает, что, если он выскажет своим друзьям порицание или несогласие, это покажется им неприятным и они от него отвернутся. В результате этого он начинает поддерживать их, полагая, что в этом и заключается настоящая дружба. Бывает и так, что их охватывает гнев, и человек оказывается вынужденным проявлять гнев вместе с ними, чтобы показать, что он поддерживает друзей и в горе и в радости, в результате чего он вместе с ними начинает упоминать о недостатках и пороках других. Случается, что когда кто-либо из знакомых начинает порочить кого-то за спиной, свидетелю этого становится неловко остановить собеседника, думая, что это его обидит. Эта причина, побуждающая к гъиба, является весьма распространенной и свидетельствует о неполноценности веры (имана) человека, стесняющегося высказать порицание совершающим грех друзьям или сторонникам.
4. Также бывает, что кто-то искренне удивляясь поступку какого-то человека, удивленно говорит: "Как сильно такой-то ошибается, хотя он вроде бы и хороший человек”. И когда он говорит об этом, то совершает гъиба, сам об этом не подозревая.
5. Человек гневается из-за совершения кем-либо чего-нибудь непристойного, о чем ему стало известно, и говорит: "Да такой-то вообще не боится Аллаха, и совершает то-то и то-то!”, и этим самым он совершает гъиба.
6. Человек может совершать гъиба вследствие зависти, испытывая это чувство по отношению к тому, о ком люди отзываются с похвалой, любовью и уважением. Это одна из наиболее основных причин гъиба. Завистник желает, чтобы другой человек лишился подобной милости и не находит ничего лучшего, кроме как порочить его при всяком удобном случае, имея желание унизить его в глазах людей. Поистине, это – наихудший из людей. От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что как-то у пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: "Какие люди являются наилучшими?” Он ответил: «Те, у кого горячее сердце и правдивый язык». Они сказали: "Мы знаем, что такое правдивый язык, но что значит горячее сердце?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это – богобоязненное, чистое сердце, в котором нет ни греха, ни распутства, ни злобы, ни зависти». Ибн Маджах 4216. Ибн ‘Асакир 18/29. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
7. Существуют и неясные случаи, когда дело не обходится без козней шайтана. Так, человек может удивляться, проявлять жалость или гнев ради Аллаха Всевышнего, говоря, например, такие слова: "Я удивляюсь, как может такой-то учиться у такого-то, ведь он – человек невежественный!” Человек может недоумевать, что кто-то не верит в его правдивость, и искренне говорить: "Несчастный! Меня огорчает его положение и то, что его постигло!” И еще у кого-либо может вызывать гнев то порицаемое, которое совершает другой человек, в связи с чем, он проявляет свое раздражение, упоминая имя этого другого, тогда как в подобном случае имя следует скрывать, ограничившись упоминанием самого проступка.
8. Причиной также может быть и желание поиграть, пошутить и весело провести время, рассказывая о недостатках другого и передразнивая его для того, чтобы насмешить людей. От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Может быть так, что человек произнесет слово для того, чтобы насмешить своих друзей и за это слово Аллах разгневается на него и не будет доволен им, до тех пор, пока не введет его в Огонь». Абу аш-Шейх. Хадис хороший. См. "Сахих ат-таргъиб” 4163.
9. Когда человека обличили в мерзком поступке, а он, пытаясь отвести это от себя, говорит: "Так делает и такой-то”, – чтобы упрек от него перешел к другому.
10. Когда человек предполагает, что кто-то хочет пожаловаться на него кому-либо из важных людей, или даже просто его другу, то он опережает своего соперника и сам совершает на него гъиба, чтобы унизить его достоинство в их глазах. См. "Татхируль-‘иба мин данасиль-гъиба” 54, "Фатауа Ибн Таймия” 28/336-338.
Источник: Sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.