home  
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Клянусь предвечерним временем (или временем)! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение! Суры «аль-Аср»
Главная » Фетвы » История и Биографии » Муаз ибн Джабаль

Муаз ибн Джабаль

Print Friendly and PDF

Муаз ибн Джабаль в моём народе наиболее сведущ по поводу того, что разрешено и что запрещено.

Мухаммад, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует

Когда вся Аравия озарилась светом благого пути Истины, мединский мальчишка Муаз ибн Джабаль вступил в цветущую пору своей юности.

Среди своих сверстников он выделялся острым умом, красноречием, ясностью выражения мыслей и энергичностью.

Наряду с этим он отличался приятной внешностью; у него были красивые чёрные глаза, кудрявые волосы и броские черты лица, привлекающие людей.

Юноша Муаз ибн Джабаль принял Ислам от мекканского проповедника Мусаба ибн Умайра. В ночь аль-Акабы своей молодой рукой он пожал руку благородного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и присягнул ему на верность…

Муаз был одним из тех семидесяти двух людей, которые устремились в Мекку, чтобы осчастливить себя встречей с Посланником Аллаха, удостоиться чести присягнуть ему и вписать тем самым в историю одну из самых ярких и блестящих страниц…

Сразу по возвращении юноши из Мекки в Медину он создал из своих сверстников группу по разрушению идолов и удалению их из домов язычников Йасриба, как скрытно, так и явно. Итогом деятельности этой небольшой группы молодёжи явилось то, что исламскую веру принял один из знатнейших людей Йасриба — Амр ибн аль-Джамух.

Амр ибн аль-Джамух был одним из вождей рода Бану Салама и представителем их знати.

Как было принято у всех богатых людей, Амр изготовил из ценных сортов дерева своего личного идола.

С величайшей заботой шейх Бану Салама ухаживал за своим идолом, украшая его шёлком и умащивая каждое утро благовониями.

Как-то ночью под покровом темноты юные сорванцы прокрались к идолу, сняли со своего места, вынесли на задворки домов Бану Салама и бросили в помойную яму…

Утром проснувшийся шейх обнаружил пропажу своего истукана и долго не мог найти его. Он обыскивал все закоулки, пока не увидел его в помойной яме, зарывшимся лицом в отходы. Шейх воскликнул: "Горе вам! И кто же это так надругался над нашим божеством этой ночью?”

Достав из ямы идола, он тщательно обмыл его, вычистил, умастил благовониями и водрузил на прежнее место. Затем, обратившись к нему, он сказал истукану:

— О Манат, клянусь Аллахом, если бы я знал, кто сотворил такое с тобой, то на всю жизнь опозорил бы его…

Когда шейх заснул на следующую ночь, юноши опять пробрались к идолу и сделали то же самое, что и предыдущей ночью.

На утро шейх вновь отправился на поиски своего истукана, пока не обнаружил его в другой помойной яме…

Достав его оттуда, он обмыл идола, очистил его и покрыл благовониями, послав самые страшные угрозы в адрес тех, кто совершил такое кощунство.

Когда всё повторилось в третий раз, шейх опять достал идола из того места, где он оказался, и тщательно обмыл его. Затем он принёс свой меч и, повесив его на идола, сказал:

— Клянусь Аллахом, не знаю, кто творит с тобой такое… Если ты, о Манат, истинное божество, то защити себя… А этот меч будет с тобой…

Когда шейх заснул, юноши прокрались к истукану и сняли с него меч, висевший на шее.

Привязав идола к шее дохлой собаки, они бросили их обоих в выгребную яму. Утром шейх опять долго и упорно искал своего идола, пока не нашёл его в куче отбросов, крепко привязанным к дохлой собаке.

Увидев такое зрелище, шейх сказал на этот раз:

— Если бы это было настоящим божеством, то оно никогда бы не валялось вместе с дохлой собакой в выгребной яме.

После этого шейх Бану Салама принял Ислам, и его вера была истинной.

Когда благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Медину, юный Муаз ибн Джабаль начал, подобно тени, повсюду следовать за ним. От него Муаз учился Корану и Шариату, пока не стал одним из лучших чтецов Корана и знатоков законодательства Ислама среди сподвижников Посланника Аллаха.

Йазид ибн Кутайб рассказывал:

"Как-то я зашёл в мечеть Хомса и увидел там кудрявого юношу, вокруг которого собрались люди.

Казалось, что его речь похожа на божественные звуки. Я спросил:

— Кто это?

— Муаз ибн Джабаль, — ответили мне.

Абу Муслим аль-Хаулани[1] рассказывал:

"Войдя в мечеть Дамаска, я увидел, что там идут занятия с участием взрослых сподвижников Пророка.

Среди них находился черноглазый юноша приятной и запоминающейся внешности. Когда среди занимающихся возникало какое-либо разногласие, они обращались за помощью к этому юноше. Я спросил своего соседа:

— Кто это?

— Муаз ибн Джабаль, — ответил он”.

Да в этом и нет ничего удивительного, так как Муаз с самого детства проходил школу Посланника Аллаха, которую блестяще закончил, обильно впитав науку из её первоисточника.

Это был лучший ученик у лучшего учителя, который жадно усваивал истинные знания в их первозданном виде.

Для характеристики Муаза достаточно привести слова, сказанные в его адрес Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

"Муаз ибн Джабаль в моём народе наиболее сведущ по поводу того, что разрешено, и что запрещено”.

Огромная заслуга Муаза пред нацией Мухаммада состоит в том, что он был одним из шести людей, которые ещё при жизни Посланника Аллаха начали воедино собирать Коран.

Поэтому если сподвижники Пророка вели какую-нибудь дискуссию в присутствии Муаза ибн Джабаля, то всегда прислушивались к его мнению, поскольку он пользовался непререкаемым авторитетом и обладал глубокими и обширными знаниями.

Благородный Посланники, да благословит его Аллах и приветствует, и его преемники поставили уникальный научный потенциал Муаза на службу Исламу и всем мусульманам.

Увидев, как после покорения Мекки курайшиты толпами начали переходить в религию Аллаха, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, почувствовал, что новые мусульмане крайне нуждаются в выдающемся учителе, который обучал бы их Исламу, разъяснял и растолковывал законоположения Шариата. Поэтому он назначил своим преемником в управлении Меккой Аттаба ибн Асйада, а его помощником Муаза ибн Джабаля для обучения людей Корану и религии Аллаха.

Когда к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыли гонцы йеменских царей, чтобы объявить об их переходе вместе с подданными в Ислам, то кроме этого они обратились с просьбой послать с ними тех, кто научил бы людей их религии. Для выполнения этой задачи Пророк направил в Йемен группу проповедников-наставников из числа сподвижников, назначив Муаза ибн Джабаля старшим среди них.

Благородный Пророк сам пошёл провожать в путь миссию истинного пути и света…

Он шёл рядом с верховым животным Муаза, тогда как сам Муаз сидел в седле…

Пророк так долго шёл рядом, что начало казаться, как будто он оттягивает момент расставания с Муазом…

Наконец он обратился к Муазу с напутствием:

— О Муаз, боюсь, что через год ты уже не встретишься со мной… Наверное, ты уже будешь проходить мимо моей мечети и моей могилы.

Не выдержав тяжести расставания со своим Пророком и любимым Мухаммадом, Муаз разрыдался, а с ним и остальные мусульмане.

Сбылось предсказание благородного Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и с этого часа Муазу уже не было суждено счастье увидеть его живым…

Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, расстался с этой жизнью до того, как Муаз вернулся из Йемена.

Естественно, что Муаз глубоко скорбел, когда обнаружил, что Медина потеряла навсегда своего любимого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Когда преемником Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стал Умар ибн аль-Хаттаб, то он направил Муаза в племя Бану Килаб, чтобы он разделил между ними собранные ими средства и распределил среди бедняков пожертвования, сделанные их богатыми соплеменниками. Справившись с поставленной ему задачей, он вернулся к своей жене, обернув вокруг шеи ту же самую подстилку, с которой он отправился в путь из дома. Жена спросила его:

— А где же подарки, которыми подданные одаряют обычно наместников, и которые они привозят своим близким?

— Рядом со мной постоянно был строгий надсмотрщик, который с меня глаз не спускал, — ответил Муаз.

Жена воскликнула:

— Тебя считали честнейшим человеком Посланник Аллаха и Абу Бакр, а теперь пришёл Умар и отправил с тобой надсмотрщика, чтобы он следил за тобой?

Затем она рассказала про это жёнам Умара и пожаловалась им на него. Когда Умару стало известно про это, он вызвал к себе Муаза и спросил его:

— Это я послал с тобой надсмотрщика, чтобы он следил за тобой?!

— Вовсе нет, о вождь правоверных, — ответил Муаз. — Я просто не нашёл ничего более убедительного, чтобы оправдаться перед женой.

Умар рассмеялся и дал ему немного денег, сказав:

— Дай ей это, чтобы она успокоилась…

Во времена правления Умара его наместник в аш-Шаме Йазид ибн Абу Суфьян направил ему послание, в котором говорилось:

"О вождь правоверных! Очень возросла численность населения аш-Шама. Они испытывают сильную нужду в тех, кто научил бы их Корану и разъяснил бы им основы нашей религии. Прошу тебя, о вождь правоверных, оказать мне помощь людьми, которые бы смогли обучить их”.

Умар призвал к себе пятерых людей, которые ещё при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, собирали воедино Коран.

Это были: Муаз ибн Джабаль, Убада ибн ас-Самит, Абу Айуб аль-Ансари, Абу ибн Кааб и Абу ад-Дарда. Когда они собрались, Умар сказал им:

— Ваши братья — жители аш-Шама — попросили меня оказать им помощь людьми, которые обучили бы их Корану и положениям нашей религии. Поэтому, да смилостивится над вами Аллах, помогите мне выбрать из вас троих. Если хотите, бросьте жребий, а если нет, то я сам выберу и назначу троих из вас.

— А зачем бросать жребий? Абу Айуб уже старик, Абу ибн Кааб больной человек, так что как раз трое и остаются.

Умар сказал:

— Начните в первую очередь с Хомса. Если там ситуация нормальная, то оставьте одного из вас в Хомсе, другой пусть отправится в Дамаск, а третий — в Палестину.

Трое сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в соответствии с повелением аль-Фарука начали свою деятельность с Хомса…

Они оставили в нём Убаду ибн ас-Самита, Абу ад-Дарда направился в Дамаск, а Муаз ибн Джабаль — в Палестину.

В Палестине Муаз заболел чумой. Обратившись перед смертью к Кибле, он начал декламировать:

"Приветствую я смерть, приветствую…

И вот пришёл посетитель после долгого отсутствия…

Которого я очень ждал[2]…”

Затем, обратив свой взор к небу, Муаз взмолился:

"О Аллах, ведомо было Тебе, что я не любил этот мир,

И я жил в нём, чтобы взрастить деревья и проложить реки…

Но для того чтобы, постясь терпеть жажду в этот полуденный зной,

И тесниться на образовательных собраниях учёных…

О Аллах, прими же душу мою с добром, как принимаешь Ты душу правоверного”.

И тихо отошёл невинный дух Муаза, отправившись в далёкий путь, стремясь к Аллаху на Его пути.


[1]              Абу Муслим аль-Хаулани – один из выдающихся соратников сподвижников Пророка родом из Йемена.

[2]              Здесь имеется в виду ангел смерти – Азраиль.

Абдурахман Рафат аль-Баша, 
"Картинки из жизни сподвижников Пророка Мухаммада". 
Подготовил: www.sawab.ru


Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг

Если Вы нашли ошибку на сайте, отправьте, пожалуйста, сообщение модератору.
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Categories: История и Биографии / Date: 14/08/2013
Comments 0