Виды сердца
Сердце как источник имана
Человек реагирует на происходящее, любит или ненавидит- сердцем,
там-движущая сила всех наших поступков, источник всей мотивации,
источник чувств. У каждого человека, осознает он это или нет, есть доминирующая
идея, «мотор» и центральная направляющая всех его поступков и
устремлений- выгода, или – красота, или- карьера, семья…
Порой в жизни перед нами встает выбор:
Выгода – или семья? Учеба –или семья?
А иногда этот выбор выглядит и так:
Карьера- или Аллах?
Выгода -или- твоя религия?
Ты – что выберешь?!
И если центральной идеей, доминантой будет- Аллах, тогда, с Аллахом в
сердце, такому человеку будет очень легко жить, не будет вопроса- что
делать?
Источник имана, его дом- это сердце. Там, где иман «живет», и не
временно, а- постоянно.Когда пророка, СААС, спросили, что такое иман, он
ответил: «Иман- это то, что в сердце, и выражается в делах».
Само арабское слово «кальб»- «сердце» происходит от глагола «каляба»-
«вращать, переворачивать», что говорит об непостоянной природе
человеческого сердца, склонности к различным изменениям. Поэтому нашим
стремлением должно быть- укрепление сердца.
Сердца, согласно Корану, делятся на пять видов.
Причем, с 1 по 5 вид- происходит усиление болезни сердца, отрицательная динамика течения болезни, отдаление сердца от Аллаха.
I вид- это сердце не серьезное, проявляющее беспечность по отношению к Аллаху («кальб ляхи»)
Иной раз мы думаем: «Ведь я только что намаз сделал…», «Только что дуа
читал», и вдруг – начинаем делать то, что противоположно вере, совершать
какие-то грехи.…И это- как первый шаг к отклонению от пути Аллаха,
ослаблению имана. Потому что ч в сердце нет полного осмысления отношений
с Аллахом, нет серьезности, такой человек «играет»: то- так, то- этак.
«Когда бы ни приходило к ним новое
назидание от их Господа, они выслушивали его, забавляясь. Сердца же их
оставались беспечными…» (21:2,3)
То есть- назидание-то слушали, но оно до них словно не доходило, потому
что центральная идея у них- другая. Эта несерьезность- только начало
болезни. А ведь смысл каждого назидания- чтобы человек что-то взял для
себя, работал над своей душой, воспитывал ее. В Коране сказано: «Преуспел тот, кто ее (душу) очистил» (91:9)
Работа эта трудная и очень тяжелая, но если человек не будет достаточно
над собой работать, то болезнь перейдет в следующую стадию-
II вид- сердце жесткое, (буквально- «зажиревшие»)-
«кальб гализ»- в нем нет милосердия, не реагирует на чтение Корана, на
хутбу, мало плачет, нет богобоязненности. Сердце присутствует, но на
него ничто не действует, оно не откликается на назидание.«По милосердию от Аллаха ты смягчился к ним; а если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, то они бы рассеялись от тебя….» (3:159)
В этом аяте «жестокое сердце» по-арабски названо «калб гализ», Аллах
характеризует сердце пророка (СААС)- его сердце было не такое, в нем
было милосердие.
Сердце- зеркало нашего поклонения. Поэтому, если то, что мы делаем не
отражается на сердце- зеркало не очень чистое…Если чувствуешь, что
сердце твое не реагирует на чтение Корана, на увещевание- значит, оно
больно! И это должно стать твоим источником переживания…
Дальнейшее усиление болезни провидит к -
III вид-« кальб заиг»- сердце, отдаляющееся от назидания
Если предыдущий тип- он хотя бы не уходит, и если говорят- «давайте
Коран почитаем», «давайте что-то хорошее сделаем»- он все же
присутствует, хоть и не реагирует, то III тип- он просто уходит от
этого, он- не хочет ничего слушать.
Звонят братья- он не берет трубку, не идет к мусульманам, не хочет,
чтобы его тревожили наставлениями, «мешали жить» …человек отдаляется от
хорошего круга, и если позовут- найдет множество причин, чтобы не идти.
Ему это не нужно, его центральная идея- другая.
«И когда они уклонились, Аллах отклонил сердца их. Аллах ведь не ведет прямо народ нечестивый!» (61:5).
Это состояние- уже очень опасное. Таких людей обычно хорошо видно. Они делают все, чтобы оградить самого себя от хорошего круга.
Люди, смотря на нас, видят и оценивают лишь наш внешний облик , Аллах же
видит наше сердце и то, что в нем сокрыто. Наша внешность для Него
значения не имеет.
Так о чем стоит больше заботиться,- внешнем или внутреннем? Что тебе
важнее- любовь и оценка Аллаха или-людей? Ведь мы уделяем внимание своей
внешности, но это- для людей. А наблюдение Аллаха- оно постоянное.
Давайте вдумаемся в это: пос-то-ян-ное… И сейчас, вот в эту минуту,
Аллах смотрит в мое сердце…
Что там, в твоем сердце? Любовь, или- несерьезность, или- ненависть? И
если ты не будешь уделять ему должного внимания, не займешься во время
его лечением, тогда болезнь перейдет в IV-ую стадию-
IV вид –жесткое, черствое сердце («кальб касид»)
«Потом ожесточились сердца ваши
после этого: они точно камень или еще более жестокие. Да! И среди камней
есть такие, откуда выбиваются источники, и среди них есть то, что
рассекается, и оттуда исходит вода, среди них есть то, что повергается
от страха перед Аллахом. Аллах не небрежет тем, что вы делаете!» (2:74).
В этом аяте говорится о том, что даже камень лучше, чем такое сердце- из
камней хотя бы вода порой выходит… это сердце жесткое по отношению к
поминанию Аллаха.
Если III вид сердца- он просто уходит, то у этого- негатив на то, что
слышит. Они не понимают, что человек может плакать пред Аллахом, просить
у Него…
Представляете, как это- камень вместо сердца?!
И наконец, самый страшный вид сердец- это
V вид- слепое сердце («кальб аамми»).
Все. Аллах Всевышний сказал:«Воистину, слепнет не глаз, слепнет сердце».
Оно не видит и не различает, что хорошо, а что плохо, где халяль, где
–харам. Оно видит только грех. Оно слепо ко всем знамениям, что приводит
ему Аллах- люди на его глазах уходят из жизни, а он не задумывается о
смерти, блага Аллаха ему даны- он их не видит, испытания ему даются- не
понимает, не видит ничего, кроме себя, любимо, своих страстей…
И это- клиническая смерть сердца.
А теперь, давайте задумаемся, ну, хоть на минуту, и пусть каждый спросит сам себя- быть может, признаки болезни уже есть?!
Предлагаем простой и краткий тест: пусть каждый ответ себе на 3 вопроса:
-Когда я последний раз намаз с хушуа делал?
- Я получаю удовольствие от поклонения? Если нет, то почему?
-Когда я один, и ничем не занят, что я делаю? О чем думаю?
Великий исследователь тайн человеческого сердца, имам аль Газали (да помилует его Аллах), так говорил:
«Ищите ваши сердца в 3х (моментах):
- в чтении Корана;
- в молитве;
- в упоминании о смерти.
И, если не нашел (то есть, твое сердце не реагирует)- значит, у тебя его нет! Ищи свое сердце!»
Другой великий имам (да помилует его Аллах), ибн Каийм аль Джаузия, разделял сердца на три вида:
I- сердца, в которых нет имана, это «дом шайтана»,
(«бейту-шайтан»), в нем доминируют собственные страсти и пороки. Потому
что если нет имана- значит, есть что-то другое, нет любви- значит-
что-то другое- ненависть, зависть, любовь к благам… оно не воспринимает
добро. Там веры нет. Человек становится даже помощником шайтана…
II- «освещенные светом имана» («истинарра би-нури аль иман»). В этом сердце- лишь отблеск имана.
«Победили нас наши слабости»,
(23:106). Такой человек говорит себе: «Я-хороший, но я –слабый», огонек
есть, свет имана- чуть-чуть. В основном мы все такие. Есть очень
хорошие порывы: «Я же хотел…» Значит, есть надежда, что такое сердце
«поправится».
И вот этот момент, когда «я же хотел..» надо оценить, и за него-
ухватиться, и изо всех сил тянуть- «я хочу, смогу!» Это сердце не
пустое, человек должен лишь помочь своему сердцу, обратить на него
внимание.
Но шайтан с таким сердцем хорошо «работает», иногда он побеждает, иногда
-ты…Он ждет момента беспечности, слабости, тогда он нападает. Мы должны
не предоставить ему такую возможность. Об этом очень хорошо говорится в
самой последней суре Корана- «Ан-Нас».
Ведь шайтан может выступать и в образе какого-то человека- того, кто постоянно толкает, призывает тебя к чему-то дурному…
Таких сердец- большинство..
III- Сердца, «начиненные» светом имана («махши би-нури ль-иман»)
Имам бн Кайим говорит: «Это сердце -как небо, которое Аллах защитил
звездами». Иман уничтожает все дурные порывы, не позволяет совершить
плохой поступок, ослушаться Аллаха: «Это- красный свет! Дальше ты не
идешь!»
И если с первым видом сердец шайтан даже не «работает», потому что он
там просто живет, то к этим, последним, ему дорога заказана, его там и
близко нет.
Хотелось бы, иншаАллах, чтобы это назидание не осталось для нас лишь в теории, а посему пусть каждый задаст себе вопрос:
«А у меня- какое сердце?!
Когда я слушаю Коран, слушаю проповедь- где мое сердце?
И, если чувствую, что оно никак не откликается- какие действия предпринимаю?
Заглядывайте почаще в свои сердца, следите за ними! Именно в них постоянно смотрит Аллах!
Наш пророк (СААС) читал такое дуа: «О, Переворачивающий сердца! Укрепи
наши сердца в религии» («Яа, Мутакаллибун кулюб! Thabbit кулюбуна аля
ддини»)
ummahweb.net
Источник: Sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.