home  
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Клянусь предвечерним временем (или временем)! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение! Суры «аль-Аср»
Главная » Фетвы » Смягчающее сердца » О поднятии рук во время дуа

О поднятии рук во время дуа

Print Friendly and PDF Хвала Аллаху, Господу Миров.

В вопросе поднятия рук при совершении любого вида дуа мнения ученых разошлись. Одни отрицают допустимость поднятия рук, другие считают это позволительным.
В группу ученых, которые отрицают разрешенность поднятия рук во время дуа входят: Джубайр бин Мут’им, Сахл бин Са’д, Са’д бин Мусайб, Са’ид бин Джубайр, Шурайх Масрук Ата’ Тавус, Муджахид. Имам Малик ибн Ганим передает от Малика, что поднятие рук во время дуа не является делом факихов, подразумевая, что факихи знают хукм того, что это не разрешается. В качестве доводов они приводят:
1. Передал Бухари что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обращаясь к Аллаху с мольбами, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не поднимал рук кверху, если не считать молений о ниспослании дождя, (в подобных же случаях) он поднимал руки так высоко, что становилась видна белизна его подмышек».(«Сахих» Аль Бухари, № 523).
2. Передал Муслим: « Передал ат-Тирмизи и другие от Амара ибн Рубейта, р.а., то, что он увидел Бишра ибн Маруан на минбаре с поднятыми руками (совершающего дуа) и сказал на это: «Да изуродует Аллах эти две руки! Я видел Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который не делал больше этого» и он поднял указательный палец. (Муслим/873; Ан-Насаи/108\3; Абу Дауд/1104, Ат-Тирмизи /515, Ибн Маджа 1103).
Так же доводом приводят то, что сказал Сахль бин Сад: «Я не видел никогда посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднимающим руки ни на минбаре, ни в другом месте, но я видел его говорящим таким образом. После этого он поднял указательный палец и положил большой палец на средний (ибн Хузейма).
Эти ученые придерживаются мнения, что поднимать руки нежелательно, только за исключением дуа испрашивания дождя.
Вторая группа ученых разрешает поднятие рук во время дуа. Большинство ученых из сподвижников и табиинов, салафов и халафов, и те которые были после них, пришли к мнению, что можно поднимать руки во время дуа (в любых моментах), за исключением тех, на которые есть довод прямо запрещающий делать так, как в случае с хутбой джума.
Данная группа ученых в качестве доводов привели множество разных достоверных хадисов от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приведеннных в «Муснаде» Ахмада, «Сахихе» Муслима и аль Бухари и других источниках.
В качестве примера приведем следующие хадисы:
1. Пришло в рассказе про открытие Мекки в сахихе Муслима и там говорится: когда он (посланик Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ) освободился от тавафа, он подошел к Сафе и начал подниматься, пока не увидел дом, и поднял руки и начал возносит дуа тем чем хочет («Сахих» Муслима, № 1780).
2. Имам Бухари передал от Абу Мусы, да будет довелен им Аллах, он сказал: «Пророк(да благословит его Аллах и приветствует )попросил воду и сделал омовение им потом поднял обе руки и сказал: «О Аллах, прости Убайда абу Амира!» и я видел белизну обеих его подмышек. Он сказал (пророк) : «О Аллах, сделай его в Судный день выше многих твоих создании из людей». (Аль Бухари, № 4068)
3. Имам Бухари передал в «Аль Адабу Аль Муфраде» от ‘Абу Хурайры, что он сказал: «Ат-Туфайл ибн ‘Амр ад-Даусй пришел к Посланнику Аллаха и сказал: «Посланник Аллаха, дауситы взбунтовались и отреклись, так попроси же Аллаха предать их проклятию». Посланник Аллаха обратился лицом к кыбле, воздел руки, и люди подумали, что сейчас он их проклянет. Он сказал: «О Аллах, направь дауситов и укажи им путь!» («Аль Адаб Аль Муфрад» , №611)
4. Имам Муслим передал от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он сказал: "Посланник Аллаха, сказал: "Люди! Истинно, Аллах – Добрый и принимает Он только доброе. Так же Аллах приказал верующим то, что приказал посланным, сказав: "О, Послы, ешьте добротное и совершайте годное – Я тому, что вы делаете Знаток”. Он также сказал: "О, уверовавшие! Ешьте добротное из того, чем Мы снабжаем вас…” Затем он упомянул о мужчине, который уже долго находится в путешествии и, будучи лохматым, грязным, протягивает свои руки к небу: "О, Господи! О, Господи!..” Но пища его харам, питье его харам, одежда его харам и напитан он харамом… Как же будет отвечено такому на его призыв?!” («Сахих» Муслима, 1016)
5. Передал Муслим в своём «Сахихе» о стоянии Пророка в день Бадра: « … делая дуа к своему Господу, он не перестал взывать к своему Господу, подняв обе руки, повернувшись к кибле пока не упал его плащ с его плеч» («Сахих» Муслима, 1763).

Вывод: если посмотреть на доводы обеих сторон становится ясным следующее:

1) Доводы первой группы, опровергающие, а второй группы-подтверждающие. Установленным же фактом некоторых ученых (усула) является то, что они отдают предпочтение подтверждающей стороне когда два далиля противоречат друг другу.
Мунзирия говорит: «Если предположить, что невозможно объединить противоречия, то сторона подтверждающая более предпочтительнее, чем отрицающая».
2) На самом деле между доводами обеих сторон нет противоречия , потому что можно отвечать на доводы первой стороны следующим:1) хадис Амара ибн Рубейта, можно объяснит так, что Пророк не поднимал руки вовремя хутбы и только. Амар ибн Рубейт не имел в виду в любые случаи, и, таким образом, его хадис не может быть доводом, запрещающим поднятие рук и в других случаях, кроме хутбы.
Ибн Хаджар сказал про хадис Амара ибн Рубейта: «Табари рассказал от одного из салафов, что Амар ибн Рубейт хадис взял в прямом смысле и сказал: сунной является для того, кто делает дуа, поднять один палец. И он (салаф) опроверг это, потому что хадис пришел только относительно хатиба вовремя хутбы».
Это следует из самого хадиса и поэтому нет смысла держаться за этот хадис и отвергать поднимание рук вовремя дуа, так как есть хадисы о разрешености этого.
2) Хадис Сахля бин Са’да обхватывает хутбу и другие случаи, но мы не принимаем у него этот общий обхват, потому что во многих хадисах передается, что Пророк поднимал руки в разных местах вовремя дуа. Его отрицание основывается на том, что у него было свое сведение, которое он знал, а это не является обязывающим для других, потому что подтвержденным фактом является, что один сподвижник отрицал что-то, а другой утверждал и отдавалось предпочтение второму, так как он видел. Примером для это является ривая Билала, да будет им Аллах, о том что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил намаз внутри Каабы, но Усама отрицал это. В хадисе Билала, да будет им Аллах, говорится что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил намаз когда вошел в Каабу, а хадис Усамы говорит, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал дуа в разных сторонах дома когда зашел туда, но не совершил намаз. Предпочтение отдали хадису Билала, так как он утверждает, а Усама отрицает.
А то что касается хадиса Анаса, где он говорит что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не поднимал руки кроме как вовремя испрашивания дождя, то хафиз ибн Хаджар сказал: «Прямой смысл этого хадиса – отрицание поднимания рук в любом дуа кроме, во время испрашивания дождя, но этот смысл противоречит достоверным хадисам, которые указывают на поднимании рук во время дуа не только при дуа испрашивания дождя..
Основываясь на обсуждения далилей первой группы и на ответы по поводу каждого далила из них, становится ясным предпочтительность доводов второй группы, и это значит разрешеность поднимании рук во время дуа, безусловно, кроме того места где прямой далиль запрещает это делать.
А ЗНАНИЕ У ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА.

Отрывок из книги «Ад дуа фи хутбати джум’а хукмуху ва суваруху»
Автор: доктор Сауд бин Ибрахим Аш Шурайм, имам и хатиб в мечети аль-Харам и ректор шариатского факультета в университете Умму Аль Кураа в Мекке.

перевод: www.sawab.ru

P.S Так же был спрошен шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид: После обязательной молитвы (намаза) некоторые люди делают дуа, в то время как другие читают только тасбих. Некоторые люди настаивают на том, что дуа после намаза является бидаа. Это служит причиной определенного ограничения в джамаате, особенно между последователями имама Абу Ханифы и последователями имама Шафи.Можем ли мы читать дуа после салата (намаза, молитвы.- примечание перев.)?Можем ли мы делать дуа с имамом после салата (намаза, молитвы.- примечание перев.) все вместе?
Ответ: АльхамдулиЛлахи! Хвала Аллаху! Говорится в Фатава аль-Лайнах аль-Даа’имах:
Совершение дуа после обязательных молитв не является Сунной (не относится к Сунне.- примечание перев.), если при этом поднимаются руки, как в случае если это делает только один имам или один член джамаата, так в случае если это делают они вместе. Конечно это бидаа, потому что не передается что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, или кто-либо из его сподвижников (да будет доволен ими Аллах) делал это. Что касается обращения с дуа без совершения этого (то есть без поднимания рук), то нет ничего неправильного (запрещенного) в этом, потому что имеются определенные хадисы относительно этого. (Fataawa al-Lajnah al-Daa’imah, 7/103)
Был задан вопрос Постоянной комиссии по фатвам Саудовской Аравии о поднимании рук для дуа после пяти ежедневных молитв – достоверно ли что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал свои руки или нет? Если это не является достоверным, то разрешается ли поднимать руки после пяти ежедневных молитв или нет
Они ответили:
Не подтверждается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал свои руки при совершении дуа после обязательных молитв, насколько мы знаем, таким образом поднимание их после таслима (приветствия) обязательной молитвы противоречит Сунне.
Fataawa al-Lajnah, 7/104
Комиссия также установила, что произнесение дуа вслух после пяти ежедневных молитв или регулярных Сунна (дополнительных) молитв, или повторение дуа в унисон в качестве регулярной практики – это достойное порицания новшество (бидаа), так как не подтверждается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, или его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, делали что-либо подобное.
Кто бы ни делал дуа после обязательных или регулярных Сунна (дополнительных) молитв в унисон, выступает против пути Ахлю аль-Сунна вал-Джамаат, и для этих людей заблуждением, невежеством и искажением истины является обвинение тех, кто с ними не согласен в неверии или непринадлежности к Ахлю аль-Сунна вал-Джамаат. Fataawa Islamiyyah, 1/319
А Аллах знает лучше!
Также был спрошен шейх ибн Бааз и вот его ответ: «Не сообщается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или от его сподвижников, да будет доволен им Аллах, насколько нам известно, что они поднимали свои руки и читали дуа после обязательной молитвы. Отсюда мы узнаем, что это является бидаа (новшество), потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Кто бы ни делал что-либо, что не является частью этого нашего дела (Ислам), это будет отвергнуто”. (Передал Муслим, 3243). И он сказал: "Кто бы не внес нововведение в это наше дело (Ислам), которое – не часть его, это будет отвергнуто”. (Сахих, хадис согласован).
Однако читать дуа без поднимания рук и без чтения в унисон является прекрасным деянием, потому что свидетельством этому служит то, что передано от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он обращался с мольбой (дуа. – примечание перев.) и до и после молитвы. То же самое касается чтения дуа после молитвы нафиле, потому что нет свидетельства, указывающего на нежелательность этого, даже если поднимаются руки, потому что поднимание рук это одно из средств обеспечения ответа на дуа. Но это не должно совершаться постоянно, а только иногда, потому что не сообщается что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел обыкновение делать дуа с подниманием своих рук после каждой молитвы нафиле. Все совершенство вобрали в себя те, кто следует примеру Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, потому что Аллах сказал (смысловой перевод): "Посланник Аллаха – прекрасный пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха и на Судный день и часто поминает Аллаха.” (Аль-Ахзаб, Сонмы, 33:21)

Majmoo’ Fataawa wa Maqaalaat Mutanawwi’ah li Samaahat Аль-шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, 11/168.



Источник: Sawab.ru

Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг

Если Вы нашли ошибку на сайте, отправьте, пожалуйста, сообщение модератору.
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Categories: Смягчающее сердца / Date: 17/08/2013
Comments 0