Обязанности человека получающего закят
Таких обязанностей насчитывается четыре.
1. Человек должен понимать, что Всемогущий и Великий Аллах вменил другим людям в обязанность расходование на него средств для того, чтобы это избавило его от забот и помогло использовать полученное на то, что угодно Аллаху; если же получивший эти средства станет использовать их на греховное, он проявит неблагодарность по отношению к Всемогущему и Великому Аллаху, тогда как раб должен быть благодарным, и такой человек окажется достойным ненависти Аллаха Всевышнего, слава Ему.
2. Тому, кто получает средства из закята, следует выразить дающему благодарность и обратиться к Аллаху с мольбами за него. Благодарностью дающему послужит мольба за этого человека, поскольку он является только средством или же путём, которым благодеяния Аллаха Всевышнего, слава Ему, достигают нуждающегося, но и путь имеет свои права. Подобное отношение не противоречит пониманию того, что благодеяние исходит от Аллаха Всевышнего, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Кто не благодарит людей, не станет благодарить и Аллаха». Что же касается Всемогущего и Великого Аллаха, то Он неоднократно воздавал хвалу Своим рабам за их дела, несмотря на то что Аллах является Творцом этих дел. Так, например, Аллах Всевышний сказал:”Прекрасный раб ! Он всегда обращается (к Аллаху)”, и можно было бы привести другие примеры.
Сообщается также, что пророк,да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Отплатите (добром) тому, кто сделает вам добро, а если вы не можете (сделать это), обращайтесь к Аллаху с мольбами за (такого человека), пока не поймете, что вы отплатили ему» . Совершенной будет благодарность того, кто станет скрывать недостатки полученного в дар, если такие недостатки имеются, и не будет проявлять презрение по отношению к этому дару или порицать его, но, наоборот, станет с похвалой отзываться среди людей о поступке этого человека. Таким образом, дающему следует считать то, что он даёт, незначительным, а получающему дар необходимо поступать наоборот, ибо каждый раб Аллаха должен выполнять свои обязанности. Всё это не противоречит пониманию того, что благодеяния исходят от Всемогущего и Великого Аллаха, поскольку тот, кто не считает средство всего лишь средством, проявляет невежество, а считать средство причиной достойно порицания.
3. Берущему следует обращать внимание на то, что ему дают, и если предложенное дозволенным не является, он должен отстраняться от этого, а также отказываться принимать что бы то ни было от тех, кто в большинстве случаев добывает средства к жизни запретным путём.
4. Следует проявлять осторожность, если количество получаемого внушает сомнения. Иначе говоря, брать можно только то, что находится в пределах дозволенного, и лишь после того, как человеку станет ясно, что он имеет право на получение закята. Далее, если человек действительно нуждается, ему ни в коем случае не следует брать много, точнее говоря, ему разрешается взять не более того, чего будет достаточно на год, так как посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует, запасался едой для своих домочадцев на год. Некоторые улемы считали, что бедняк может брать столько, сколько хватит ему на покупку земельного участка и избавит его от необходимости обращаться с просьбами до конца жизни или позволит ему приобрести какие-нибудь товары и заняться торговлей, что также избавит его от нужды в других, а Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если даёте, то избавляйте человека от нужды (в других)». Некоторые другие считали, что обедневшему человеку можно брать столько, чтобы это позволило ему вернуться к прежнему состоянию, будь это хоть десять тысяч дирхемов. Сообщается, что, когда Абу Тальха, да будет доволен им Аллах, решил пожертвовать бедным свою пальмовую рощу, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему:«Отдай её своим родственникам» , и он отдал эту рощу Хассану и Абу Катаде, а пальмовая роща для двоих человек является значительным даром, который избавил этих двоих людей от нужды в других.
Источник: отрывок из книги ШЕЙХА МУХАММАДА ДЖАМАЛЬ АД-ДИНА
АЛЬ-КАСИМИ "Наставление верующим”.
перевод: Владимир (Абдулла) Нирша.
Источник: Sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.