Два вида мольбы и связь между ними
Вся хвала Аллаху Господу миров.
Мир и благославение лучшему из творении Мухаммаду , Его семье и всем тем кто последовал за ним вплоть до Судного Дня.
Любая мольба, которая приводится в Коране или в Сунне заключает в себе два типа или подразумевает их:
Дуъа аль-Мас’ля -мольба как просьба;
Дуъа аль-Ибада -мольба как поклонение;
Шейх Абдур-Рахман ас-Саади (да смилуется
над ним Аллах) сказал: «Всё, что в Коране касается мольбы, запрета
мольбы кому-то помимо Аллаха, похвалы возводящим мольбы – всё это
заключает в себе мольбу как просьбу и мольбу как поклонение. Это
полезное правило потому, что многие люди при слове
الدُّعَاء « мольба» подразумевают лишь мольбу как
просьбу, и не подозревают, что мольба содержит в себе все виды
поклонения. И эта ошибка толкнула их на ещё более грубые ошибки. Ведь в
аятах прямо говорится о том, что мольба это просьба и одновременно
поклонение.(1)
Определение мольбы как просьбы: это когда возводящий мольбу требует того, что полезно ему и того, что может отвратить от него то, что причиняет ему вред(2) Т.е. то, что может содержать в себе просьба или требование, например, слова: дай мне, даруй мне, и т.п.
Этот тип заключает в себе три вида:
Просьба к Аллаху и мольба к Нему. Например: О, Аллах, помилуй меня и прости меня. Это является поклонением Аллаху.
Просьба к кому-то помимо Аллаха того, что не под силу спрашиваемому. Например, требовать у мертвеца или отсутствующего человека, чтобы тот накормил, даровал победу, ниспослал помощь или исцелил его болезнь. Это является большим ширком (многобожием).
Просьба к кому-то помимо Аллаха того, что под силу спрашиваемому. Например: попросить у живого, присутствующего и имеющего на то возможность человека накормить его или обратиться к нему за помощью. Это дозволительно(3)
Шейх аль-Ислам ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Из Сунны известно, что у живого человека можно попросить мольбу так же, как и что-нибудь другое, что ему под силу. Но у отсутствующего или мёртвого творения нельзя просить ничего.(4)
Это подобно слову Аллаха в истории о Мусе (мир ему):
فَاسْتَغَاثَهُ الَّذِي مِنْ شِيعَتِهِ عَلَى الَّذِي مِنْ عَدُوِّهِ
"И взывал к нему о помощи тот, что из его партии, против того, что из врагов.” (28:15) (5)
Определение мольбы как поклонения: мольба как поклонение содержит в себе все виды приближения к Аллаху – скрытые и явные потому, что поклоняющийся Аллаху человек просит у Него и требует словами и посредством определённых действий принять эти поклонения и наградить его за них. Это и есть поклонение в полном смысле.
«И если спросить у верующего набожного человека: «С какой целью ты молишься, постишься, совершаешь паломничество и выполняешь все остальные права Аллаха и права творений?» сердце верующего заговорило бы прежде, чем он ответил бы тебе языком: «Моя цель во всём этом – довольство Аллаха, получение Его награды и избежание Его наказания». Поэтому намерение является условием правильности совершения деяний, принятия их и получения от них хороших плодов в этой и в последней жизни.(6)
Именно поэтому посвящение поклонения мольбы кому-то помимо Аллаха считается большим ширком (многобожием). Ведь тот, кто возводит мольбу кому-то помимо Аллаха, хочет приблизиться к нему тем самым, дабы тот принял его мольбу и наградил его за это.
Мольба или просьба, обращённая к живому,
присутствующему творению, способному удовлетворить эту просьбу не
является поклонением. Доводом на это служит история с Мусой (мир ему),
упомянутая в суре «Рассказ»:
فَاسْتَغَاثَهُ الَّذِي مِنْ شِيعَتِهِ عَلَى الَّذِي مِنْ عَدُوِّهِ
"И взывал к нему о помощи тот, что из его партии, против того, что из врагов.” (28:15) (7))
Два типа мольбы взаимосвязаны: из всего вышесказанного нам становится ясным, что оба этих типа мольбы взаимосвязаны. Т.к. мольба к Аллаху о достижении блага и во избежание вреда, является просьбой, а мольба со страхом и надеждой является поклонением, то каждый тип мольбы взаимосвязан с другим типом. Мольба как просьба взаимосвязана с мольбой в качестве поклонения.(8)
Примеры их взаимосвязи(9)
1. Всевышний Аллах сказал:
وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ
"Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам». (40:60) – т.е. отвечу на вашу просьбу и приму ваше деяние.
Именно поэтому затем Аллах сказал:
إِنَّ الَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِي سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ
«Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными». (40:60) Аллах назвал мольбу поклонением потому, что возводящий мольбу как просьбу человек, просит своим языком, а поклоняющийся Господу просит у Аллаха принятия, награды и прощения грехов языком своих действий.
Всевышний Аллах сказал:
وَادْعُوهُ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ
"И взывайте к Нему, очищая перед Ним веру.” (7:29) слово «вера» здесь означает «поклонение», такие сочетания очень часты в Коране. Это доказывает, что мольба это мозг религии и дух поклонения.
Смысл этого аята: т.е. будьте искренними, когда вы просите свои нужды, и очищайте ваши деяния и поклонение.
Всевышний Аллах сказал:
وَإِذَا مَسَّ الْإِنْسَانَ الضُّرُّ دَعَانَا لِجَنْبِهِ أَوْ قَاعِدًا أَوْ قَائِمًا
"Когда человека поражает горе, он взывает к Нам и лежа на боку, и сидя, и стоя. "(10:12)
В слове Аллаха
دَعَانَا
- он взывает к Нам – подразумевается мольба как просьба, т.к. человек продолжает упрашивать языком, дабы отвратить от себя вред.
Здесь также подразумевается мольба как поклонение, т.к. в момент мольбы сердце этого человека надеется на Аллаха, потеряв надежду на всех кроме Него, зная, что отвратить от него беду может только Аллах. Это и есть поклонение в мольбе.
Всевышний Аллах сказал:
ادْعُوا رَبَّكُمْ تَضَرُّعًا وَخُفْيَةً
"Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне.” (7:55)
Слово Всевышнего Аллаха
ادْعُوا
(Взывайте) – подразумевает два типа мольбы. Для совершенства мольбы как просьбы требуется смиренность,
демонстрирование бедности и нужды, скрытность при мольбе и искренность.
Мольба как поклонение также будет полной и совершенной только при
постоянном её совершении. При этом она должна сопровождаться смирением,
набожностью, искренностью перед Аллахом, и должна совершаться скрытно.
Слово Всевышнего Аллаха:
فَلَا تَدْعُ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ
"Не взывай к другим богам помимо Аллаха…” (26:213) также слово Аллаха:
وَمَنْ يَدْعُ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ لَا بُرْهَانَ لَهُ بِهِ
"А кто призывает вместе с Аллахом и другого бога, – нет у него для этого доказательства.” (23:117) слово Аллаха:
فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا
"Посему не призывайте с Аллахом никого! "(72:18)
Во всех вышеперечисленных аятах подразумевается мольба как просьба и мольба как поклонение. Так же, как просьба у кого-то помимо Аллаха того, что он не в силах выполнить, является ширком, а совершающий такого рода мольбу становится неверным, тот, кто поклоняется кому-то помимо Аллаха, является многобожником и неверным.
Слово Аллаха:
وَلِلَّهِ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى فَادْعُوهُ بِهَا
"У Аллаха прекрасные имена; зовите Его по ним.” (7:180) – здесь также подразумевается мольба как просьба и мольба как поклонение.
По поводу мольбы как просьбы, то человек
здесь просит у Аллаха о какой-то нужде посредством имени,
соответствующему этой нужде. Так, например, кто просит у Аллаха милости и
прощения, просит Его посредством Его имён
الغَفُورُ و الرَّحِيم
Прощающий и Милостивый. Кто просит у Него удела, просит Его с именем
الرَّزَّاقُ
Дающий удел и т.д.
По поводу мольбы как поклонения, то это поклонение Аллаху посредством Его прекрасных имён. Так, например, при упоминании имени
الكَرِيمُ
(Щедрый), сердце верующего наполняется ожиданием даров от щедрости Аллаха, при упоминании имён, указывающих на величие Аллаха, сердце наполняется возвеличиванием Аллаха.
От имён, указывающих на Его милость и добродетель, сердце наполняется надеждой на милость Аллаха.
От имён, указывающих на Его любовь и совершенство, сердце наполняется любовью к Аллаху.
От имён, указывающих на широту Его знания и точности Его осведомлённости, ощущается постоянное наблюдение Аллаха, что порождает стыдливость и стеснение перед Аллахом и т.п.
Все эти моменты являются совершеннейшими
моментами для сердец верующих. Верующий будет продолжать бороться со
своей душой, пока его душа и сердце не станут привязанными с этими
искренними мольбами. Подобные деяния сердца совершенствуют деяния тела.
А Аллах источник сил.
—————————-
1. «Хорошие правила тафсира Корана» ас-Саади стр. 154-155
2. «Бада’и’ аль-Фаваид» ибн аль-Кайим 3/2
3. Толкование шейха Исмаила ар-Рамиха «Книги единобожия» шейха Мухаммада ибн Усаймина сир. 8-9.
4. «Великое правило в тавассуле и аль-василе» ибн Таймия (под редакцией аль-Арнаута) 165.
5. Одно из дополнений шейха Абдуль-Азиза ибн База.
6. «Хорошие правила тафсира Корана» ас-Саади стр. 155.
7. Одно из дополнений шейха Абдуль-Азиза ибн База.
8. «Бадаи’аль-Фаваид» 3/3
9. «Маджму’ аль-Фатава» ибн Таймия 10/237-240, «Хорошие правила…» 155-157.
Источник: Sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.