Амана – доверие

Слово «амана»[2] как и слово «аман»[3]
происходят от слова «амн», что означает «безопасность; спокойствие».
Здесь имеется в виду спокойствие души и отсутствие страха, ведь сколь бы
обеспеченной и комфортной в других отношениях ни была жизнь, она
лишится для человека всякой ценности, если он не будет ощущать покоя и
наслаждения под его сенью, поскольку лишь это позволяет сердцам
утверждаться в самих своих основах.
1 – Надежность (амана) близко связана с правдивостью, а в сочетании друг с другом эти два качества
служат основой для всех прочих достойных нравственных качеств. Человек,
лишенный правдивости, не будет чувствовать себя в безопасности, а
ненадежный не станет правдивым. Кроме того, два этих качества относятся к
числу наиболее явных признаков веры (иман). Вера как таковая
представляет собой то, что отдано на хранение (амана) верующему, а
поэтому человек, утративший такое качество как
надежность, близок и к утрате веры, поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не обладает верой тот, кто не отличается надежностью»Ахмад.
Любое обязательство раба Аллаха перед его Господом, как и любые
обязательства людей друг перед другом, являются тем, что отдано им на
хранение (амана) и что следует вернуть, так как надежность есть не что
иное как одно из ответвлений веры. Чем больше веры, тем большей
надежностью отличается человек, а уменьшение веры приводит и к
уменьшению степени его надежности, и это значит, что если человек не
придает никакого значения грехам[4], то он пренебрегает и верой, и тем,
что отдано ему на хранение, и договором, заключенным между ним и его
Всемогущим и Великим Господом.[5]
Сообщается, что Хузайфа бин аль-Йаман, да будет доволен им Аллах, сказал:«Посланник
Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил нам о двух
вещах, одну из которых я видел потом (своими глазами), а теперь ожидаю и
второй. Он сообщил нам о том, что залог (амана)[6] был ниспослан в
самую основу сердец, а потом был ниспослан Коран, и люди узнали об этом
из Корана и узнали из сунны. А потом он сообщил нам о том, как будет
удален этот залог, сказав: «Заснет человек ненадолго, и будет взят этот
залог из его сердца, после чего останется от него только легкий
след.Потом снова заснет он на короткое время, и будет взят этот залог из
сердца (полностью), после чего останется от него только след вроде
волдыря. Это подобно тому, как если бы ты уронил на ногу
раскаленный уголек и увидел, как то место, на которое он упал, вздулось,
но внутри него ничего нет», – и говоря это, он взял камешек и уронил
его себе на ногу, после чего сказал: «А потом люди станут заключать друг
с другом сделки, но никто из них не будет даже и собираться возвращать
доверенное! (И дело дойдет до того, что) будут даже говорить: «Есть
среди людей такого-то племени надежный человек!»И о человеке будут
говорить: «Не найти более стойкого, более тонкого и более разумного, чем
он!», – несмотря на то, что в сердце его не будет веры и на вес
горчичного зерна!»И я дожил до такого времени, когда мне не надо было
задумываться о том, с кем я стану вести торговые дела, ибо если человек
был мусульманином, то (доверенное) обязательно возвращала мне его
религия[7], а если он был христианином или иудеем, то обязательно
возвращал мне это его правитель[8],а сегодня не могу я заключить сделку
ни с кем, кроме такого-то и такого-то!» Аль-Бухари.
Этот хадис относится к числу важнейших указаний пророчества, сообщая о том, что будет происходить с людьми с течением времени.
2 – В благородном Коране словом «амана» обозначаются
также обязанности, возлагаемые шариатом на человека, а именно –
обязанность исповедания единобожия и выполнения всех велений и запретов
религии Аллаха. Это является величайшим залогом (аль-аманату-ль-кубра), с
чем связаны ответственность и воздаяние в жизни человека, которого
Аллах выделил среди прочих Своих созданий, наделив его разумом и
свободой воли и вместе с тем сделав его слабым и малым по сравнению с
размерами иных Своих творений.
Аллах Всевышний сказал: [Поистине,
предложили Мы это залог небесам, земле и горам, но отказались они
понести его, устрашившись, и понес его человек, будучи несправедливым
(по отношению к самому себе) и невежественным]«Сонмы», 72.
Ислам узаконил необходимость заверения договоров и ссуд, которые следует
оформлять письменно в присутствии свидетелей, чтобы полностью исключить
возможность возникновения вражды, взаимной ненависти и всевозможных
распрей. Если же это в силу каких-нибудь причин оказывается невозможным,
то для заимодавцев достаточной гарантией должен послужить залог[9]. И
ислам достигает вершины
в этом отношении, объявляя, что для уверенности достаточно только
залога, и побуждая должника к выполнению того, что он обязан сделать, с
помощью напоминания о необходимости бояться Аллаха.
Аллах Всевышний сказал:[А если вы
доверяете (что-то) друг другу, то пусть тот, кому доверено, вернет
доверенное ему и пусть боится он Аллаха, Господа своего!] «Корова», 283.
А после этого следует веление возвращать все доверенное вообще
независимо от того, идет ли речь о договоре с Аллахом относительно
выполнения обязанностей, возлагаемых на человека шариатом, или же о
договорах с людьми.
Аллах Всевышний сказал: [Поистине, Аллах велит вам возвращать доверенное владельцам его…] «Женщины», 58.
3 – Различные сферы применения понятия «амана».
Это понятие используется во всем том, что связано с обязанностями людей.
Любая обязанность, возлагаемая исламом на человека, есть нечто
доверенное ему, и мусульманин не сможет вернуть этого до тех пор, пока
не выполнит ту или иную обязанность, начиная с обязанностей по отношению
к своей семье, родным и друзьям и кончая своими обязанностями по
отношению к государству и представителям власти.И это понятие
используется в сфере имущественных взаимоотношений. Так, частная
собственность, которую ты приобретаешь, является доверенным тебе, и с
тебя спросится о том, как ты приобрел это и как использовал. То же самое
относится и к общественной собственности, которая
принадлежит государству, и тебе придется давать отчет в том случае, если
ты будешь обращаться с ней небрежно или несправедливо, так как это
имущество принадлежит всем мусульманам.И это применимо также и к личной
жизни человека, поскольку и его жизнь доверена ему, и с него спросится,
на что он потратил каждый день и каждый час своей жизни? Была ли эта
жизнь серьезной и плодотворной или же
пустой и тщетной? И его спросят, на что он потратил свое время: на то,
что угодно Аллаху или же на то, что вызывает Его гнев?И доверены ему его
здоровье и органы его тела, поскольку все это – дар Аллаха человеку и
милость, оказанная ему, а это значит, что он должен использовать дар
правильно, иными словами, так, чтобы это принесло ему пользу в мире этом
и в мире ином и способствовало бы усилению и прославлению его общины.
Знание человека также является доверенным ему имуществом, за которое он
должен заплатить, прилагая усилия для его приобретения, проявляя
осмотрительность при его передаче, стремясь к получению от него пользы и
намереваясь распространять его.
Сообщается, что Абу Барза аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Раб не сдвинется с места в День воскресения, пока не будет спрошен о
жизни его: как он ее провел?, и о делах его: ради чего он совершал их?, и
о деньгах его: как он приобрел их и на что потратил?, и о теле его: как
он его использовал?»[10]»Ат-Тирмизи.
4 – Если каждый член мусульманской общины будет помнить
о необходимости возвращения того, что дано ему на хранение Аллахом,
жизнь вернется в правильное русло, поскольку функции общественной жизни и
заключаются лишь в том, чтобы все члены общества должным образом
заботились о выполнении возложенного на них.Так, чиновнику следует
заниматься тем, что ему поручено. При этом для успешного осуществления
своих функций он должен обладать двумя качествами: способностью
выполнять свою работу и добросовестностью, ведь бывает так, что человек
обладает большими способностями, но выполняет свои обязанности спустя
рукава, а это значит, что он не обращается с тем, что ему доверено,
должным образом.
Аллах Всевышний сказал: [Одна из них сказала: «О отец мой! Найми его[11],поистине, он – лучший из всех, кого ты нанимал. Он силен и достоин доверия»«Рассказ», 26.
Функции и задачи государства многочисленны, а успешность осуществления
каждой из них зависит от надежности того, кто конкретно будет их
осуществлять. Достойный доверия чиновник выполняет возложенные на него
обязанности, не отступая от правдивости и искренности, проявляя заботу о
сохранении своей чести и достоинства и добросовестно исполняя свои
обязанностии. Он не ведет торга относительно того, что может привести к
ущемлению законного права любого человека, не опускается до того, чтобы
превращать свою должность в источник получения взяток, не крадет время,
которое принадлежит государству, попусту растрачивая его на своем
рабочем месте, и не использует свою власть в ущерб делу, поскольку
подобное поведение является проявлением вероломства по отношению к
государству и причинением зла мусульманской общине в целом.Для того,
чтобы зарекомендовать себя надежным человеком, чиновнику достаточно
снискать уважение и доверие людей и быть способным к выполнению
возложенных на него государством важных обязанностей, а помимо этого ему
остается только стремиться к награде Аллаха Всевышнего в мире
вечном.Для того же, чтобы зарекомендовать себя в качестве ненадежного
человека, чиновнику достаточно всего лишь проявления презрения к людям,
которые, в свою очередь, будут ни во что не ставить его, и тогда его
постигнет заслуженное наказание в этом мире или же его сместят с
должности, а в мире вечном его накажет Аллах, и мы уже разъяснили это
раньше, приведя в пример хадис, в котором рассказывается об Ибн
аль-Лютбийи.[12] Подумай!Если люди станут должным образом распоряжаться
тем, им доверено, в своей повседневной жизни, то мусульманская община
придет к счастью, а вместе с ней станут счастливыми и все ее члены.
И достижение этого не является столь уж трудным в исламской общине,
членам которой их религия предписывает возвращать доверенное владельцу.
Если же людей будут оценивать по их способностям и их надежности, это
подтолкнет всех к неуклонному следованию прямому пути и добросовестному
исполнению ими своих обязанностей.
———————–
[1] Поскольку слово «амана» является многозначным, оно переводится нами по-разному в зависимости от контекста.
[2] Доверие.
[3] Безопасность, спокойствие.
[4] То есть: если он не видит ничего страшного в их совершении.
[5] В Коране под словом «договор»(‘ахд) подразумевается завет Аллаха людям и обет, который люди дали перед Аллахом.
[6] В данном случае под залогом Аллаха подразумевается свойственная
человеку изначально вера в Аллаха, определяющая собой все его действия
до тех пор, пока те или иные обстоятельства или наущения дьявола не
свернут его с этого пути.
[7] Имеется в виду, что человек вспоминал о сказанном в Коране
относительно необходимости возвращать доверенное и не старался обмануть
партнера.
[8] Имеется в виду, что через наместника той или иной области всегда
можно было взыскать причитающееся человеку в соответствии с
установлениями шариата.
[9] Здесь имеется в виду «аль-аманату-ль-кубра».
[10] Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис».
[11] Имеется в виду пророк Муса, мир ему.
[12] Ибн аль-Лютбийа – недобросовестный сборщик закята, заслуживший
порицания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за
присвоение собранного имущества.
из книги "Духовное воспитание "
перевод АбдуЛлах Нирша
Источник: Sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.