home  
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Клянусь предвечерним временем (или временем)! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение! Суры «аль-Аср»
Главная » Фетвы » Оставление грехов » Хукм фотографий

Хукм фотографий

Print Friendly and PDF Вопрос: Разрешено ли фотографирование? Я знаю, что рисование живых существ запрещено, но относится ли то же самое к фотографиям? Пожалуйста, приведи доказательства.

Ответ: Хвала Аллаху

Фотографирование (тасвир) живых существ, т.е. людей, животных, птиц и т.п. запрещено. Доказательством этого служат несколько хадисов:

Абдулла ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Те, кто будет наиболее строго наказан Аллахом в День Воскрешения, будут создателями изображений». (аль-Бухари, см. "аль-Фатх”, 10/382).

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах Всевышний сказал: "Кто же может быть более несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное или ячменное зерно!”». (аль-Бухари, см. «Фатх аль-Бари», 10/385).

Али (да будет доволен им Аллах) сказал «Не послать ли мне тебя с тем, с чем в своё время послал меня посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха: "Увидев любое изображение, немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную могилу, сравняй её с землёй”».  Муслим и ан-Насаи.

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый создающий изображения будет в Огне, и каждому созданному им изображению будет дана душа, которая станет мучить его в Аду»”.  И сказал Ибн Аббас: «Если нужно создать изображение, то рисуйте деревья и другие неодушевленные предметы». Муслим 3/1871.

Эти хадисы свидетельствуют о запрете изображений живых существ, будь это изображения человека или других одушевленных существ, двух или трех-мерные изображения, напечатанные, нарисованные, выгравированные, вырезанные, высеченные или отлитые. Данные хадисы включают в себя все виды изображений.

Мусульманин должен покориться законам Ислама и не оспаривать их, говоря: «Но ведь я не поклоняюсь и не падаю ниц перед этими изображениями!». Если мы поразмышляем хотя бы над одним вредным и порочным последствием повсеместного распространения изображений и фотографий, то увидим мудрость, сокрытую в этом запрете.  Это последствие заключается в том, что фотографии и изображения провоцируют физическое влечение и ведут к распространению безнравственности.

Мусульманину не следует хранить изображения живых существ дома, так как это помешает ангелам войти в его жилище. Сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Ангелы не входят в дома, где есть собака и изображения». Аль-Бухари, см. «аль-Фатх», 10/380.

Но к сожалению, сейчас в домах мусульман можно найти даже статуи богов, которым поклоняются кяфиры (например, будды) и они объясняют это тем, что эти статуи являются антиквариатом и предметами декора! Существует еще более строгий запрет на подобные вещи, так же, как и на изображения, висящие на стенах, потому что они легко могут привести к восхвалению (тех, кто там изображен), стать причиной грусти или поводом для хвастовства. Невозможно сказать, что эти изображения хранятся для памяти, потому что истинные воспоминания хранятся в сердце и мы помним о своих родственниках или друзьях-мусульманах в наших дуа, прося Аллаха о прощении и милости для них.

Процесс фотосъемки подразумевает действия человека, например, фокусирование, нажатие на затвор, проявление пленки, печать и т.п. Этот процесс не может быть назван иначе как «создание изображения» или «тасвир», словом, которое используют все арабы для обозначения фотографирования.

Автор книги «Аль-И’лям би накд Китаб аль-халяль уаль-харам» пишет: «Фотография — это даже большее подражание Аллаху в создании творений, чем рисование и гравировка, поэтому оно заслуживает еще более сурового запрета. Нет ничего, что исключало бы фотографирование из общего смысла хадисов о запрете изображений». См. также «Фатва исламийя», 4/355, стр. 42.

Среди ученых, обсуждающих вопрос фотографирования, был и шейх Насир ад-Дин аль-Альбани. Он сказал: «Некоторые проводят различия между рисунком и фотографией, утверждая, что последнее не является результатом человеческих усилий, а всего лишь фиксация изображения. По мнению этих людей, огромные силы, затраченные на изобретение фотоаппарата, который за несколько секунд может сделать то, на что понадобились бы часы, не являются человеческими усилиями! Установка камеры, фокусирование, съемка, работа с пленкой и другие процессы, о которых я могу не знать — ничто из этого не является плодом человеческих усилий, заявляют они.

Некоторые из них объясняют процесс фотосъемки, резюмируя, что он включает в себя не менее 11 различных действий. Но не смотря на это, они продолжают утверждать, что это не результат действий человека! Как можно дозволить изображение человека, сделанное посредством фотографии, но запретить изображение, нарисованное от руки?

Те, кто считают фотографии дозволенными, сузили значение слова «тасвир», ограничивая его только тем, что было известно во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), не включая в него фотографирование, которое является «тасвиром» или «созданием изображения» во всех смыслах и имеет те же негативные последствия. Как то давно я спросил одного из них: «Точно также вы могли бы разрешить идолов. Только не тех, что вырезаны (из камня или дерева), а созданных щелчком фотоаппарата, который может превратить один идол в целую дюжину. Что вы на это скажете?». «Адаб аз-Зафаф» шейха аль-Альбани, стр. 38.

Следует отметить, что некоторые современные ученые дозволяют фотографирование, но запрещают хранить фотографии: «Ангелы не входят в дома, где есть собака и изображения». См. «аш-Шарх аль-Мумти», 2/198.

Фотографирование имеет множество негативных сторон. Помимо того, что оно является подражанием Аллаху в создании творений — обвинение, которое чаще всего отрицают сторонники фотографий — реальность показывает, что фотографирование ведет к распространению безнравственности и соблазнов. Мы должны избавиться от изображений, кроме тех случаев, когда сделать это затруднительно, как в случаях с изображениями на упаковках с продуктами, картинках в энциклопедиях и учебниках. Мы должны избавиться от изображений в тех случаях, когда это возможно, и остерегаться провокационных картинок.

«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь» (Взаимное обманывание 64:16)

Разрешены фотографии, без которых невозможно обойтись, например, фото на документы, фото преступников или фото для учебных целей, если нельзя заменить их чем-то другим. Но мы также не должны излишествовать в том, что разрешено по необходимости.

Мы просим Аллах принять наше покаяние, смилостивится над нами и простить нашу чрезмерность. Он Всеслышащий и тот, Кто отвечает на мольбы. Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада.

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид

Islam Q&A фатва № 365 
Перевод: www.sawab.ru 



Источник: sawab.ru

Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг

Если Вы нашли ошибку на сайте, отправьте, пожалуйста, сообщение модератору.
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Categories: Оставление грехов / Date: 07/06/2013
Comments 0