home  
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Клянусь предвечерним временем (или временем)! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение! Суры «аль-Аср»
Главная » Фетвы » История и Биографии » Остановка солнца для пророка Йушаа

Остановка солнца для пророка Йушаа

Print Friendly and PDF

Когда военные лидеры противостоят своим  врагам, то имеют обыкновение собирать как можно больше воинов. Они полагают, что многочисленность – это одна из самых важных причин победы на войне. Однако божий пророк Йушаа ибн Нун, который, по воле Аллаха, освободил для сынов Исраиля Святую Землю после смерти Мусы, не придавал большого значения численности своего войска, которое должно было противостоять врагу. Пророка заботило только качество воинов, и поэтому он приказал покинуть ряды своей армии тем людям, чьи сердца были привязаны к чему-либо мирскому, потому что это могло овладеть их душами.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение  Аллаха) поведал нам, что пророк Йушаа с этим войском напал на одно из селений. Он опасался, что ночь наступит до того, как он сможет завоевать это селение. Тогда пророк обратился к своему Господу с мольбой, чтобы Он остановил для него солнце, и Аллах остановил его до самой победы. Это одно из знамений Аллаха. Затем Аллах показал другое знамение, которое также свершилось при пророке Йушаа, оно заключалось в разоблачении тех, кто воровал трофеи и тем самым прогневил Аллаха.

Текст хадиса

Сообщили  аль-Бухари и Муслим в своих сборниках достоверных хадисов со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Один из пророков вышел в военный поход и сказал своему народу: «Пусть не идёт со мной человек, который овладел лоном женщины[1], желает близости с ней, но еще не имел с ней близости. Пусть не следуют за мной те, кто возвёл дом, но не покрыл его крышей и те, кто купил овец или беременных верблюдиц и ждёт, что они родят». Когда он приблизился к селению, было время молитвы Аср[2] или что-то около этого. Тогда он сказал солнцу: «Тебе дан приказ и мне дан приказ. О Аллах, останови его для нас», – и оно было остановлено до тех пор, пока Аллах не дал им победу.

Пророк  собрал трофеи, после чего снизошёл огонь, чтобы поглотить их, но он не поглотил их. Пророк сказал: «Кто-то среди вас своровал из трофеев, пусть же из каждого племени один человек даст мне присягу». Тогда рука одного из людей прилипла к его руке и он сказал: «Воистину кто-то среди вас совершил кражу трофеев, пусть же твоё племя присягнёт мне», и. И снова руки двух или трёх людей прилипли к его руке, и он сказал: «Воровство совершили вы». Тогда они принесли голову коровы, сделанную из золота (или: кусок золота размером с голову коровы), положили её, и огонь поглотил трофеи. Затем Аллах сделал дозволенными для нас трофеи, Он увидел нашу слабость и неспособность и сделал их дозволенными для нас».

Источники хадиса

Этот  хадис передал Аль-Бухари в своём  сборнике «Ас-Сахых», в книге «Оставления пятой части трофеев», в главе о словах пророка (мир ему и благословение Аллаха)«Были дозволены вам трофеи» (6/220), номер хадиса 3124. Также он привёл этот хадис сокращённым в книге «Бракосочетания» в главе «О том, кто захотел близости до выступления в поход» (9/223), номер хадиса 5157.

Также этот хадис передал Муслим в книге «Джихад и походы», в главе «О разрешении трофеев» (3/1366), номер хадиса 1747. В комментариях ан-Навави к «ас-Сахыху» Муслима (12/409).

Толкование  хадиса

Посланник Аллаха (мир ему и благословение  Аллаха) рассказал нам о пророке, который выступил в поход для завоевания какого-то селения. Этим пророком был один из пророков народа Исраиль по имени Йушаа ибн Нун. Он был сподвижником Мусы при его жизни, сопровождал его в путешествии к Хадыру[3], о котором мы говорили ранее в истории о Мусе и Хадыре. После смерти Мусы Аллах ниспослал пророку Йушаа откровение, Муса оставил его своим заместителем после себя над сынами Исраиля. Именно он завершил освобождение Святой Земли.

Когда пророк Аллаха Йушаа ибн Нун выдвинулся в поход к городу, который он намеревался покорить, то старался сделать так, чтобы его армия была сильной и сплочённой. Для этого он исключил из армии солдат, которые могли стать причиной поражения из-за большой занятости мирскими проблемами, которые они не могут выкинуть из своих сердец и мыслей. Из рядов армии он исключил некоторых воинов по трём причинам и велел им не выходить с ним в поход.

Первые – те, кто заключил брачный союз, но ещё не вошёл к своей супруге и не имел с ней половой близости. Несомненно, что эта группа людей имеет сильнейшую привязанность к своим жёнам, особенно если они молоды.

Вторые – те, кто занят строительством, и еще не завершил его.

Третьи – те, кто купил беременный скот, овец и верблюдов и находится в ожидании скорого появления нового приплода.

Принцип, на который опирался этот пророк, указывает на то, что он был выдающимся руководителем и обладал дальновидностью в деле управления войсками и умел подготовить их к сражению так, чтобы они смогли одержать победу. Армия одерживает победу не по причине своей многочисленности, но благодаря качеству воинов, поэтому состояние тех, кто принимает участие в битве важнее, чем численное превосходство. Поэтому Йушаа отстранил от участия в походе тех, чьи сердца были заняты этим миром, потому что, ступив на поле брани, эти люди будут всей душой привязаны к своим жёнам, с которыми они желают близости, к домам, в которых они хотят жить, и к животным, которые скоро сложат свою ношу и произведут потомство.

Этот  пророк поступил подобно тому, как  позднее поступит царь Талут[4], который приказал своим воинам не пить из реки, им разрешалось выпить лишь столько, сколько они смогут один раз зачерпнуть рукой. Однако все они, кроме немногих, пили из реки, и таким образом, Талут искоренил из своей армии слабых людей, которые могли стать причиной поражения.

Всевышний Аллах сообщил своему посланнику (мир ему и благословение Аллаха), что отказ лицемеров участвовать  в битве при Ухуде было на пользу верующим:

«Если бы они выступили в поход вместе с вами, то не прибавили бы вам ничего, кроме беспорядка, торопливо ходили бы между вами и сеяли бы между вами смуту». (9.Ат-Тауба: 47)

Йушаа  вышел в поход, направившись к селению, которое он хотел осадить. Он подошёл к его стенам, только ко времени молитвы Аср (т.е. незадолго до захода солнца), а значит, шансов на завоевание города было немного, потому что сражение в ночных условиях бывает очень трудным. Также возможно, что это происходило в пятницу, и с заходом солнца начиналась суббота, а сынам Исраиля было запрещено сражаться в субботний день. Это значило, что им пришлось бы отступить от селения, так и не завоевав его, что дало бы осаждённым возможность усилить свою армию, укрепить стены, увеличить вооружение. Йушаа обратился к солнцу со словами: «Тебе дан приказ и мне дан приказ», а затем воззвал к Аллаху с молитвой: «О Аллах, останови его для нас». Аллах ответил на его молитву и отложил закат солнца до тех пор, пока армия пророка не одолела врагов.

Йушаа обладал крепкой верой,  он был полностью убеждён, что  могущество Аллаха объемлет всё  сущее. Он знал, что Всевышний  способен продлить день настолько, чтобы верующие успели сломить врага и одержать победу. Ничто в этом мироздании не может пойти против Его воли. Сегодня мы знаем, что смена дня и ночи происходит по причине вращения вокруг своей оси, и поэтому кажется очевидным, что на тот момент вращение замедлилось по воле Аллаха, до тех пор, пока воины Йушаа не одержали победу, но как это произошло на самом деле, знает только Аллах.

До  нас ни одному народу Аллах не разрешал брать себе военные трофеи, поэтому всё имущество, отобранное у противников на войне, собиралось вместе, и если никто из солдат ничего не своровал, то трофеи поглощались снизошедшим с неба огнём.  Если же кто-то воровал трофеи и присваивал их себе, то огонь не поглощал оставшееся, это значило, что Аллах не доволен ими.

Когда Йушаа собрал трофеи, то с неба спустилось пламя, но не тронуло ничего из собранного. Йушаа сказал народу, что среди них есть тот, кто ворует трофеи. Затем он раскрыл это преступление, приказав, чтобы к нему подошли по одному представителю из каждого племени и присягнули ему через рукопожатие. Когда они пожимали руки Йушаа, то к ней прилипла рука человека, представлявшего племя, в котором был вор. Затем все члены этого племени стали давать Йушаа такую же присягу, и тогда к его руке прилипли руки двух или трёх человек этого племени. Пророк разоблачил их и сказал, что эти люди присвоили себе часть трофеев. Затем они принесли большой кусок золота, который представлял собой рукодельную голову коровы. Это золото положили к остальным трофеям, после чего огонь вновь спустился и всё поглотил.

Этот  закон был отменен по отношению  к народу пророка Мухаммада (мир  ему и благословение Аллаха), что  стало милостью, даром от Аллаха и облегчением для нас. Поэтому дозволенность трофеев – это одна из особенностей этой общины.

История пророка Йушаа в Библии

В Библии имеется большая книга, которая  называется именем Йушаа, но произношение там отличается, они говорят: «Яшу ибн Нун» или «Йехошу́а ибн Нун», что значит «Яхве» – спасение. Яхве у иудеев – это одно из имён Всевышнего Аллаха. В книге «Энциклопедия Библии» со ссылкой на Тору говорится, что имя пророка Яшу изначально было другим: Хошеа (Осия) или Йехошуа. Но Моисей впоследствии назвал его Яшу.[5]

Йушаа был преемником Мусы. Вначале он был слугой Мусы, которому давал важные поручения и задания. В Ветхом Завете в книге Иисуса Навина говорится, что сыны Исраиля вошли в Палестину после смерти Мусы (мир ему) под командованием Йушаа. В книге упомянуты подробности их вступления в пределы этой земли, там рассказывается о том, как они вели войны, и о том, какие победы одерживали.

В седьмой главе библейской книги  «Иисуса Навина» рассказывается об истории с воровством трофеев, совершённым некоторыми из исраилитян. Также в данной главе рассказывается о том, как был найден человек совершивший кражу, однако хадис сообщает нам более точную и правильную версию происшедшего. В хадисе говорится, что Йушаа обнаружил воров через рукопожатие, в Библии же об этом не говорится.

В Библии говорится, что трофеи воровал  только один человек, хадис же указывает, что воровство было совершено двумя или тремя людьми. В Библии говорится, что вор взял одну дорогую Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей. Правильным же является, что имущество, сворованное из трофеев, представляло собой золотую голову коровы, как об этом говорится в хадисе.

В Библии также как и в хадисе говорится, что солнце было остановлено для Йушаа:

«Иисус  воззвал к Господу  в тот день, в  который предал Господь  Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!

И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день?» (Книга Иисуса Навина, гл.10, ст.12-13).

Этот  текст содержит ошибки в повествовании и нуждается в исправлении  в свете обсуждаемого нами хадиса. Сам Йушаа не приказывал солнцу остановиться, он лишь воззвал к Аллаху, чтобы Он удержал его. Также солнце не стояло на тот момент в середине неба, оно уже успело склониться в сторону запада, так как Йушаа произнёс свою молитву во время намаза Аср или после неё.

Также в Библии есть еще одна ошибка, на которую стоит обратить внимание. В десятой главе той же библейской книги говорится, что битва, при которой было остановлено солнце, произошла позднее битвы, в которой были украдены трофеи. Однако в свете хадиса становится ясным, что это было одно и то же сражение.

В Библии имеется и другое искажение, в  этой книге говорится, что сыны Исраиля собрали все трофеи, захваченные в битве за Иерихон в сокровищнице Господней, всё серебро и золото, и сосуды медные и железные. Библия говорит, что таков был приказ Аллаха, данный им относительно трофеев. А что касается ворованного имущества, то сыны Исраиля позднее сами сожгли его вместе с человеком, который совершил воровство, вместе с его сыновьями, дочерями, волами, ослами, овцами, вместе с его шатром и всем его имуществом.

«Иисус  и все Израильтяне  с ним взяли  Ахана, сына Зарина, и серебро, и одежду, и слиток золота, и сыновей его и дочерей его, и волов его и ослов его, и овец его и шатер его, и все, что у него [было], и вывели их на долину Ахор.

И сказал Иисус: за то, что ты навел на нас беду, Господь  на тебя наводит беду в день сей. И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли их огнем, и наметали на них камни.

И набросали на него большую груду  камней, [которая  уцелела] и до сего дня. После сего утихла ярость гнева Господня». (Книга Иисуса Навина, гл.7, ст.24-26)

В Библии говорится, что Господь разрешил сынам Исраиля трофеи, которые  захватывались в последующих  битвах:

«…сделай  с Гаем и царем  его то же, что  сделал ты с Иерихоном  и царем его, только добычу его и скот его разделите  себе; сделай засаду позади города». (Книга  Иисуса Навина, гл.8, ст.2)

В этой же главе в другом стихе говорится:

«…только скот и добычу города сего [сыны] Израиля разделили между собою, по слову Господа, которое [Господь] сказал Иисусу». (Книга Иисуса Навина, гл.8, ст.27)

Нет сомнений, что указанный текст относится  к искажениям, проникшим в Тору. Трофеи не были дозволены другим общинам  и пророкам до нас, каждый раз огонь, снизошедший с небес, поглощал все трофеи, убранство, одежду, золото, серебро и всё остальное, что было захвачено у врагов, как об этом говорится в многочисленных достоверных хадисах. Одним из этих хадисов является обсуждаемый нами хадис. В нём говорится, что небеса не сожгли военную добычу по причине воровства. Когда же воровство было разоблачено, а сворованное вернули и доложили к остальным трофеям, то огонь спустился и поглотил их.

Также надо заметить, что если история о сжигании вора в наказание за воровство и имела место в действительности, то никак не может быть справедливым сжигание жены, детей вора и принадлежащих ему животных.

Польза  и уроки, извлекаемые  из хадиса

  1. Военный поход Йушаа со своими сподвижниками из числа сынов Исраиля указывает на то, что ведение войны было обязанностью общин и пророков, живших до нас. Ведение сражений за веру не является особенностью только общины пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Ранее Всевышний Аллах наказал сынов Исраиля сорокалетним скитанием по пустыне за отказ сражаться с могучим народом.

На то, что многие пророки  участвовали в сражениях за веру, указывают следующие слова Аллаха:

«Сколько  было пророков, рядом  с которыми сражалось  много набожных верующих!» (3.Алю Имран: 146).

В другом аяте говорится, что это также было и обязанностью сынов Исраиля:

«Не знаешь ли ты о знати  сынов Исраиля (Израиля), живших после Мусы (Моисея)? Они сказали своему пророку: «Назначь для нас царя, чтобы мы сражались на пути Аллаха». Он сказал: «Может ли быть, что если вам будет предписано сражаться, вы не станете сражаться?» Они сказали: «Отчего же нам не сражаться на пути Аллаха, если мы изгнаны из наших жилищ и разлучены с нашими детьми?» Когда же им было предписано сражаться, они отвернулись, за исключением немногих. Аллах ведает о беззаконниках» (2.Аль-Бакара: 246).

  1. Хадис обращается к обладателям власти, чтобы они не поручали важные дела тем, чьи сердца заняты чем-то, что может помешать выполнению возложенных на них задач.
  2. Управление войсками требует опыта и знания психологии людей. Командование должно выбирать такой тип людей, которые смогут стойко и терпеливо сражаться на поле боя. Также командование должно исключать из рядов армии людей, которые могут стать причиной поражения в битве, также как поступил Йушаа ибн Нун (мир ему).
  3. В хадисе говорится о ясных знамениях и великих чудесах, которые указывают на всемогущество Аллаха, на Его поддержку Своих пророков и помощь им в выполнении возложенной на них миссии. Всевышний Аллах удержал солнце и продлил день до самой победы верующих. Также Аллах (Велик Он и Славен) указал своему пророку на племя, в котором была совершена кража и на самих воров, как об этом говорится в нашем хадисе.
  4. Трофеи не были дозволены прежним народам до нас. Аллах сделал это особенностью общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и дозволил для нас военную добычу.
  5. Кража военных трофеев является грехом. Если такое происходило среди сынов Исраиля, то огонь, сходящий с неба, не поглощал собранных трофеев, из которых что-то было присвоено. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поведал нам, что один человек присвоил себе трофейный плащ, за что был объят пламенем в своей могиле. Также он поведал нам, что человек, присвоивший себе что-то из трофеев, в Судный День будет нести это на своей спине.
  6. Среди сынов Исраиля были праведные мужи, усердствующие и сражающиеся на пути Аллаха.
  7. Несмотря на то, что Йушаа очистил свою армию от слабых элементов, которые могли повлиять на исход битвы и привести войско к поражению, тем не менее, среди воинов остались  отдельные люди со слабой верой, которые и совершили кражу трофеев.
  8. Данный хадис исправляет ошибки и искажения, содержащиеся в современной Торе.

Из книги  «Достоверные пророческие рассказы»
Умар ибн Сулейман ибн Абдулла Аль-Ашкар
Перевёл: Абу  Ясин Руслан Маликов
Для сайта  "Почему Ислам" -  http://www.whyislam.ru

  • [1] Т.е: «Заключил брак с женщиной».
  • [2] Молитва Аср совершается примерно за три часа до заката солнца.
  • [3] Аль-Хадыр больше известен большинству людей по именем Хыдр или Хизр
  • [4] Талут – известен в Библии по имени Саул.
  • [5] В переводе Библии на русский язык – этот пророк обозначается именем Иисус Навин.


Источник: Sawab.ru

Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг

Если Вы нашли ошибку на сайте, отправьте, пожалуйста, сообщение модератору.
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Categories: История и Биографии / Date: 15/06/2013
Comments 0