Различие между большим и малым лицемерием (нифак)
Вопрос: Каково различие между большим и малым лицемерием? Если какой-либо человек является большим или малым лицемером, то значит ли это, что он навечно останется в Огне и не покинет его?
Ответ: Хвала Аллаху.
إِنَّ الْمُنَافِقِينَ فِي الدَّرْكِ الْأَسْفَلِ مِنَ النَّارِ
«Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня» (сура «ан-Ниса», аят 145). Отличительной и явной чертой лицемеров является ложь, вероломство, нарушение договоров и беззаконие при споре (ругань, сквернословие и пр. – прим. пер.).
Что же касается малого лицемерия (также его называют лицемерием в делах), то это лицемерие, проявляющееся в делах. Когда показывается праведное дело, но скрывается обратное этому, или когда при совершении деяний, не касающихся основ веры, внутреннее разнится с внешним. К этому относится случай, когда человек совершает один из видов лицемерия в делах, или характеризуется качествами лицемеров, например: лжёт, вероломствует или нарушает договоры.
Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амру, да будет доволен им Аллах, передал слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре (качества). А отличающийся каким-либо из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. (Четырьмя такими качествами отличается тот, кто) предаёт, когда ему доверяют, лжёт, когда рассказывает (о чём-нибудь), поступает вероломно, когда заключает договор, и допускает беззакония, когда враждует (с кем-либо)» (аль-Бухари № 34, Муслим № 58).
Если в ком-то из последователей единобожия есть качество лицемерия, то он становится малым лицемером настолько, насколько в нем присутствует это качество, или насколько он совершает деяний лицемеров. Ведь в этом случае он становится похожим в своих делах на лицемеров, даже если не является таким же, как они, полностью.
Именно этот вид лицемерия был во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и именно лицемеров большого лицемерия осуждает Коран, называет их неверующими и говорит о том, что они будут в нижнем слое Огня.
Второй вид – малое лицемерие. Это лицемерие в действиях, когда человек внешне проявляет себя праведным, тогда как внутри совсем не таков.
Итак, малое лицемерие заключается в различии между внутренним и внешним, как об это сказал Хасан. Малое лицемерие является путём к большому так же, как грехи являются путём к неверию. Как есть опасения в том, что человек, постоянно грешивший, перед смертью может лишиться веры, так и человек, в котором всегда присутствуют качества лицемеров, может лишиться веры и стать истинным лицемером.
Имаму Ахмаду задали вопрос: „Что вы скажите о человеке, который не опасается лицемерия?" Он сказал: „А кто же может гарантировать, что он не впадет в лицемерие? Хасан называл человека, который лицемерит при совершении дел, лицемером". Подобные слова передаются и от Хузейфы» (Джами‘у-ль-‘улум уа-ль-хикам. С. 430-434). Приводится с сокращениями.
Если в человеке было малое лицемерие, и он умер в подобном положении, то он не останется навечно в Огне. Навечно в Огне останется только большой лицемер.
Однако стоит помнить, что малое лицемерие является путем, приводящим к большому. Поэтому сподвижники и предшественники, да будет доволен ими Аллах, прибегали к Аллаху за защитой от лицемерия.
Итак, если в ком-либо из мусульман есть малое лицемерие, то он не останется навечно в Огне, но его место пребывания в Последующей жизни во власти и желании Всевышнего Аллаха: если Он пожелает, то накажет его за грехи Огнём, и после выведет из него за то единобожие, что в нём было; а если Он пожелает, то сразу простит его. Этот человек будет в том же положении, что и верующие-единобожники, совершающие грехи.
Сайт "Ислам:Вопрос и Ответ" фатва № 153691
Источник: Sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.