home  
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Клянусь предвечерним временем (или временем)! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение! Суры «аль-Аср»
Главная » Фетвы » Манеры » Родственные связи » Отношение к родителям

Отношение к родителям

Print Friendly and PDF

Каждый мусульманин обязан любить и подчиняться в первую очередь Аллаху, который его сотворил, затем пророку, который указал ему прямой путь, а затем родителям. Аллах Всевышний сказал: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее». (Корова, 165).
Передаётся со слов Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не уверует никто из вас по настоящему, пока не полюбит меня больше чем своих родителей, своих детей и всех людей вообще» (Сахих Муслим, 167)

  Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как-то раз один человек пришёл к посланнику Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), и спросил: «О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, что бы я с ним хорошо обходился?» Он сказал: «Твоя мать». Этот человек спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать». Человек спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать». Человек снова спросил: «А кто потом?» и тогда он сказал ему: «Твой отец». (Сахих аль-Бухари, 5971)
Повиновение родителям и важность хорошего обхождения с ними
Можно удостовериться в важности повиновения и хорошего обхождения с родителями из Священного Корана, достоверных хадисов и из единогласных решений сподвижников и богословов. Аллах Всевышний говорит: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте ему сотоварищей. Делайте добро родителям, …» (Женщины, 36).
«Твой Господь предписал вам, не поклоняться никому, кроме него, и делать добро родителям. Если один из родителей, или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!»- не кричи на них и обращайся с ними почтительно. Склони перед ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребёнком». (Ночной перенос, 23-24).
«Мы заповедали человеку быть добрым к родителям. А если они станут сражаться с тобой, что бы ты приобщал ко мне сотоварищей, о которых ты ничего не знаешь, то не повинуйся им». (Паук, 8).
«Мы заповедали человеку делать добро родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением …» (Лукман, 14).
Сообщается, что Абдуллаха бин Масуда (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды я спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Какое дело Аллах любит больше всего?» Он сказал: «Совершаемую своевременно молитву» Я спросил: «После этого?» Он сказал: «Проявление почтительности к родителям» …. (Сахих аль-Бухари, 5970)
Абдуллах бин Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что как-то раз один человек пришёл к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) спросить у него разрешения участвовать в джихаде, на что пророк (да будет доволен им Аллах) сказал ему: «Есть ли у тебя родители?» Человек ответил: «Да» Тогда пророк сказал ему: «Заботься о них» т.е. повинуйся им и обходись с ними хорошо. (Сахих аль-Бухари, 5972).
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)  сказал: «Позор, позор и еще раз позор тому, кто увидит старость одного или обоих своих  родителей и после этого не войдёт в рай»
(Сахих Муслим, 6557).
Передаётся от Абдуллы бин Амра бин аль-Аса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Довольство родителей это довольство Аллаха, а гнев родителей это гнев Аллаха» (Сборник достоверных хадисов, 516).
На вопрос Мансура ибн Хазма: «Какое деяние является наилучшим?», Джафар Садиг ответил: « Совершать молитву во время и хорошо обходится с родителями».
Один человек по имени Ибрахим сказал Джафару Садигу: «Наш отец на столько старый, что нам приходится помогать ему, когда ему надо испражнится, а так же и в других делах. Выслушав это Джафар Садиг сказал: «О Ибрахим! Если ты возьмешь на себя заботу об отце, и если будешь кормить его собственноручно, это лучше для тебя. Потому что такие деяния отдаляют человека от Адского пламени».
Важность повиновения и подчинения родителям подтвердили такие сподвижники как:
Абу Бакр, Умар бин аль Хаттаб, Усман бин Аффан, Али бин Абу Талиб, Хасан, Хусейн, Ибн Аббас, Ибн Умар, Абу Хурайра (да будет доволен Аллах ими всеми); а так же учёные:  Джафар ас-Садиг, Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад, аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ат-Табари, аль-Куртуби, Ибн Теймийа, Ибн Кясир, Ибн Хаджар, ан-Навави, Альбани, Ибн Бааз, Усеймин (да смилостивиться над ними Аллах).
Права родителей
  1. Возносить мольбы и просить прощения за родителей у Аллаха. Аллах Всевышний сказал о пророке Нухе (мир ему): «Господи! Прости меня и моих родителей и тех, кто вошёл в мой дом верующими, а так же верующих мужчин и женщин. А беззаконникам не приумножай ничего, кроме погибели!» (Нух, 28).
2. Не поносить родителей. Передаётся от Абдуллаха бин Амра (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поношение человеком своих родителей относится к числу тягчайших грехов». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, да разве может человек поносить собственных родителей?» Он сказал: «Да, так может получится, если станет он поносить отца другого человека, а тот примется ругать его отца, и если станет он поносить мать другого человека, а тот примется ругать его мать». (Сахих аль-Бухари, 5973).
3. Призывать их к религии Аллаха. Абу Хурайра (да будет Аллах доволен им) рассказывал: «Я призывал свою мать к религии Аллаха, в то время когда она была многобожником. В один из дней, когда я в очередной раз призывал свою мать, она произнесла в адрес Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) недостойные слова. Я со слезами пришёл к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), и сказал: «О посланник Аллаха! Я призывал свою мать к религии Аллаха, а она плохо отозвалась о тебе. Попроси у Аллах, чтобы Он наставил её». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О Аллах, наставь на истинный путь мать Абу Хурайры!». После этого я радостный вернулся домой. Когда подошёл к двери, мать услышав мои шаги приказала мне оставаться на месте. Потом она совершила гусль, оделась и выйдя ко мне, сказала: «Абу Хурайра! Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник». Я снова вернулся к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) со слезами сказал: «О посланник Аллаха! Поистине Господь ответил на твою мольбу и наставил мать Абу Хурайры на путь истинный». (Муслим, 6346).
4. Тратить из имущества на нужды родителей в первую очередь. Аллах Всевышний сказал:«Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: "Любое добро, которое вы раздаёте, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Что бы вы не сделали доброго, Аллах знает об этом”». (Корова, 215).
«Помяни в Писании Ибрахима (Авраама). Он был правдивейшим человеком и пророком. Вот он сказал своему отцу: «Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не принесёт тебе никакого избавления? Отец мой! Мне открылось знание, которое не было открыто тебе. Последуй же за мной, и я поведу тебя верным путём. Отец мой! Не поклоняйся дьяволу, поскольку он ослушался Милостивого. Отец мой! Я боюсь, что тебя настигнет наказание Милостивого, и что ты станешь помощником дьявола»». (Марйам, 41-45).
6. Не покидать родителей, даже если они являются неверными. Аллах Всевышний сказал:«А если они будут сражаться с тобой, что бы ты приобщал ко Мне сотоварищей, о которых у тебя  нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму …» (Лукман, 15).
Асма бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Моя мать, будучи многобожницей пришла в гости, что бы не порывать родственных связей. Я спросила у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Порвать с ней родственные связи?» Он ответил: «Нет». Ибн Уйейн сказал, что по этому поводу был ниспослан следующий аят:«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных». (Испытуемая, 8).
7. Не доводить дело до того, что бы родители возносили мольбы против детей. Передаётся со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мольбы троих не имеют преград: мольба угнетённого, мольба путника и мольба родителей против свих детей». (Сахих уль адаби ль муфрад, 32).
8. Быть безграничным в повиновении и заботе по отношению к родителям. Никто не сможет отплатить родителям сполна, сколько бы он не пытался совершить благого для них. Передаётся от Абу Бурды, что как-то один человек из Йемена помог своей матери совершить обход Каабы, усадив её к себе на спину, после чего пришёл к Ибн Умару (да будет доволен им Аллах) и спросил: «Отплатил ли я этим своей матери сполна?» Ибн Умар ответил: «Нет. Ты даже не отплатил за один её стон (имеется ввиду стон женщины во время родов). (Сахих уль адаби ль муфрад, 11).
9. Проявлять уважение и к чужим родителям. Аллах Всевышний сказал: «Пророк ближе к верующим, чем они сами, а его жёны их матери». (Союзники, 6).
Передаётся от Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не является из нас тот, кто не проявляет милосердия к младшим из нас, и не уважает старших». (Сборник достоверных хадисов, 2196).
10. Не обходиться грубо с родителями. «Если один из родителей, или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!»- не кричи на них и обращайся с ними почтительно». (Ночной перенос, 23).
11. Проявлять благодарность к родителям. Каждый человек должен понимать, что Господь создал его, вдохнул в него дух на 120-ый день, когда он был в утробе матери, и сделал его родителей причиной его создания. Поэтому человек должен благодарить в первую очередь Аллаха, а затем своих родителей: «Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие». (Лукман, 14).
12. Не участвовать в джихаде фард аль кифайа1 без разрешения родителей. Передаётся со слов Тальхи (да будет доволен им Аллах), что Джахима (да будет доволен им Аллах) сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «О Посланник Аллаха! Я хочу воевать на пути Аллаха, и пришёл получить у тебя совет на это». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Жива ли твоя мать?» Он ответил: «Да» Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Иди и заботься о ней». (Муснад 3/429; Ирва уль Галиль 5/21).
Передаётся от Абу Саида аль Худри (да будет доволен им Аллах); один мужчина приехал к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) из Йемена. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил  у него: «Есть ли у тебя в Йемене родные?» Мужчина ответил: «Там мои родители». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил у него: «Они разрешили тебе?». Он ответил: «Нет». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал ему: «Возвращайся, и спроси у них разрешения. Если будет тебе разрешено, тогда можешь воевать на пути Аллаха, в противном случае оставайся там и заботься о них!». (Абу Дауд, 2527; Ирва уль Галиль 5/21).
Передаётся от Абдуллаха ибн Умара (да будет доволен им Аллах); приехал к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) один человек для участия в джихаде и сказал: «Я оставил своих родителей плачущими и приехал участвовать в джихаде и присягнуть тебе». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)  сказал ему: «Вернись обратно, и обрадуй своих родителей так же, как огорчил их». (Абу Дауд, 2525; Ирва уль Галиль 5/20).
Следует отметить, что когда руководитель (амир) объявляет всеобщую мобилизацию или когда на исламскую территорию нападает враг, джихад следует принимать как фард аль айн2. В этом случае спрашивание разрешения у родителей не обязательно.
13. Просить прощения у родителей, в случае если они обиделись. Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть допустивший (такую) несправедливость по отношению к своему брату, которая затронула его честь или что-нибудь ещё, освободится от этого сегодня, прежде чем исчезнут динары и дирхемы, (ибо тогда) если будут у него (в запасе), благие дела, их заберут у него в соответствии (с тяжестью нанесённой) им обиды, а если добрых дел у него не окажется, будет взято (что-нибудь) из дурных дел обиженного и возложено на него» (Сахих аль-Бухари, 2449).
Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправлял Муза бин Джабаля в Йемен, сказал ему: «Бойся мольбы угнетённого! Поистине нет преград между этой мольбой и Аллахом!» (Сахих аль-Бухари, 2448).
Передается от аль-Мугиры и Абу Бакра (да будет доволен ими Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил доставлять страдания родителям и назвал это одним из больших грехов. (Сахих аль-Бухари, 5975, 5976).
Человек, мучающий своих родителей, может быть наказан уже в этой жизни!
Обзор прав
  Возносить мольбы за родителей и просить у Аллаха прощения их грехов.
•    Не быть причиной их поношения.
•    Призывать их к Исламу.
•    Тратить с имущества в первую очередь на родителей.
•    Наставлять их с мудростью и хорошими манерами.
•    Не покидать родителей, даже если они являются немусульманами.
•    Не доводить дело до того, что бы родители обращались к Аллаху с мольбами против детей.
•    Быть безграничным в повиновении и приветливости.
•    Проявлять уважение к чужим родителям.
•    Не обращаться с ними грубо.
•    Благодарить их.
•    Не участвовать в джихаде фард уль кифайа без разрешения родителей.
•    Просить прощения у родителей, в случае если они обиделись.Факторы, помогающие человеку заботится о своих родителях. («Хугугу ль валидейн», стр.48-53).
•    Прибегать к Аллаху и просить у Него помощи в этом деле.
•    Вспомнить о достоинстве заботы о родителях и об исходе неблагодарности к ним.
•    Вспомнить о достоинстве родителей.
•    Считать своим долгом соблюдение родительских прав.
•    Праведность родителей.
•    Богобоязненность.
•    Представить себя на месте родителей.
•    Воспитать заботливого ребёнка.
•    Пронаблюдать за образом жизни людей, заботящихся о своих родителях.
•    Советоваться с отзывчивыми и заботливыми людьми.

 Неблагодарность
  Перечисленные ниже деяния являются внешним проявлением неблагодарности.
•    Огорчать родителей, какими либо словами или делами.
•    Повышать голос на них и язвить.
•    Не выполнять их просьбы.
•    Хмурится в их присутствии или перед ними.
•    Глядеть на них с ненавистью.
•    Приказывать им что-либо.
•    Стыдить, не одобрять их еду.
•    Не помогать им в домашних делах.
•    Отворачиваться во время разговора с ними и игнорировать их.
•    Пренебрегать их советами (из-за их старости и т.д.)
•    Входить к ним (в комнату и т.д.) без спроса.
•    Вести при них неблаговоспитанные споры (с женами, детьми, друзьями и т.д.)
•    Неодобрительно отзываться о них при других и афишировать их недостатки.
•    Поносить и проклинать их.
•    Приводить в дом кого-либо или приносить что–либо, что им не нравится.
•    Проявлять безнравственность перед ними (курить, говорить по телефону с девушками (мальчиками) про любовь, ходить в нижнем белье и т.д.).
•    Вспоминать при них свои беспутные деяния.
•    Отягощать их (влезать в долги, совершать преступления, порочить их безнравственными деяниями и т.д.)
•    Не появляться дома днями и тем самым заставлять их беспокоиться.
•    Требовать то, на что у них нет возможности.
•    Повиноваться жене больше чем родителям.
•    Покидать их в старости.
•    Стыдится представлять их как своих родителей.
•    Бить их.
•    Не прощать их ошибки.
•    Не тратить на них со своего имущества.
•    Попрекать их за оказанные услуги.
•    Красть с их имущества.
•    Желать их смерти.
•    Убить их с целью избавления от них.
Основные причины неблагодарности
  •    Невежество.
•    Плохое воспитание.
•    Противоречие (например, если родитель приказывает сделать что-либо, но сам не придерживается этого).
•    Грубо обращаться с детьми.
•    Неблагодарность родителей по отношению к своим родителям.
•    Отсутствие страха перед Аллахом.
•    Предпочтение одного ребенка перед другим.
•    Безнравственность супруга.
•    Не принимать во внимание тяготы своих родителей.
•    Не побуждать детей к совершению благих деяний.Бойтесь Аллаха! Не будьте безразличны к таким высокочтимым правам, как права родителей. Потому что смерть мгновенна. Умереть с невыполненными правами тяжко. Тем более если они являются правами родителей. Надеемся что после ознакомления с этим кратким изложением, вы будете больше обращать внимание на одну из актуальных на сегодняшний день проблем, проблему отношений между детьми и родителями. Так же надеемся, что все даже незначительные проблемы, которые будут возникать между вами, вы будете стараться решить наилучшим образом и тем самым стремиться к довольству Аллаха. Тему оставляем открытой, потому что есть необходимость возвращения к ней снова и снова.

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

_______________________

1 Фард уль Кифайя – обязанность по способности, отказ от которой может быть оправдан обстоятельствами. Иначе говоря, будет достаточно, если выполнение обязанностей такого рода возьмут на себя лишь некоторые члены мусульманской уммы или даже один человек, если же их не будет выполнять никто, бремя греха понесёт каждый, кто мог выполнить такую обязанность, но не сделал этого без уважительной причины.
2 Всеобщая и безусловная обязанность.

"Отношение к родителям" - Алихан Мусаев,
Выпускник Международного Исламского Университета города Медины
(Приводится с сокращениями.)


Источник: Sawab.ru

Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг

Если Вы нашли ошибку на сайте, отправьте, пожалуйста, сообщение модератору.
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Categories: Родственные связи / Date: 30/08/2013
Comments 0