Как избавиться от высокомерия
Ответ: Хвала Аллаху
Во-первых:
Высокомерие – это порицаемая черта характера, присущая Иблису и его приспешникам в этом мире, чьи сердца запечатал Аллах.
Первым, кто проявил высокомерие по отношению к Аллаху и Его созданию был проклятый Иблис, когда Аллах приказал ему пасть ниц перед Адамом, но он высокомерно отказался, сказав: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины».
Аллах говорит:
ولقد خلقناكم ثم صورناكم ثم قلنا للملائكة اسجدوا لآدم فسجدوا إلا إبليس لم يكن من الساجدين . قال ما منعك أن تسجد إذ أمرتك قال أنا خير منه خلقتني من نار وخلقته من طين
«Мы сотворили вас, потом придали вам облик. Потом Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Они пали ниц, и только Иблис не был в числе поклонившихся.
Он сказал: «Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?» Он сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины» (Преграды 7:11-12)
Высокомерие присуще Иблису, поэтому каждый, кто хочет быть высокомерным, должен понять, что он приобретает черту дьяволов, а не черту достопочтимых ангелов, которые повиновались своему Господу и пали ниц.
Кроме того, высокомерие может стать причиной того, что человек не попадет в Рай и Аллах даже не взглянет на него. Об этом говорится в следующих хадисах:
Передается от Абдуллы ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не войдет в Рай тот, в сердце которого есть высокомерие весом с пылинку!». Услышав это, один человек спросил: "Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!”. На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, однако высокомерие – это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям». Муслим, 91.
Передается, что Абдулла ибн Умар (да будет Аллах доволен ими обоими) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «На того, кто надменно волочит свои одежды, Аллах даже не посмотрит в День Воскрешения». Абу Бакр сказал: «Иногда один конец моей одежды сползает вниз, пока я не замечу этого». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ты не делаешь это из-за высокомерия». Аль-Бухари, 3465.
Во-вторых:
Высокомерие – это черта, подобающая только Аллаху. Кто осмелится соперничать с Аллахом в этом, то Аллах уничтожит его, обрушит на него Свою месть и затруднит его положение.
Передается от Абу Саида аль- Худри и Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и милость аллах) сказал:
Муслим, 2620.
Сказал ан-Навави (да смилуется над ним Аллах): «Так это передается во всех хадисах. Местоимение во фразах «Его одеяние» и «Его плащ» относится к Аллаху и тут что-то пропущено; имеется ввиду, что Аллах говорит: «Кто попытается соревноваться со Мной в этом, того Я накажу».
Под словами «попытается соревноваться со Мной» имеется ввиду желание иметь это качество наряду с Аллахом.
Это грозное предупреждение, которое отчетливо показывает, что высокомерие является запретной чертой. См. «Шарх Муслим», 16/173.
Каждого, кто проявляется высокомерие и возносится над другими, Аллах низвергнет в самый низ, поскольку он идет против существующего порядка. Аллах покарает его, расстроив его планы. Наказание сообразно преступлению.
В качестве наказания за высокомерие, возгордившийся будет растоптан ногам людей в Судный день.
Передается от Амра ибн Шуайбы, от его отца и деда, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День Воскрешения высокомерные будут собраны как муравьи в форме человека. Унижение постигнет их со всех сторон. Их погонят в тюрьму в Аду, названную Баулас, где самый горячий огонь будет вздыматься над ними, и их будут поить напитком обитателей Ада, тиинат аль-хабаль». Ат-Тирмизи, 2492; шейх аль-Альбани назвал его хорошим в «Сахих Ат-Тирмизи», 2025.
В-третьих:
Высокомерие может быть нескольких видов. Среди них:
- 1. Когда человек не принимает истину и выдвигает ложные аргументы против нее, как, например, в хадисе от Абдуллы ибн Умара (да будет доволен Аллах ими обоими): «Высокомерие – это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям».
- 2. Когда человек восхищается своей красотой, роскошью своей пищи и одежды, поэтому он испытывает гордость, высокомерие и превосходство над людьми.
Передается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек шел, надменно восхищаясь собой и своей одеждой, Аллах приказал земле поглотить его и он будет мучиться там до Дня Воскресения». Аль-Бухари, 3297; Муслим, 2088.
То же самое относится к истории о человеке, с кем высокомерно разговаривал его товарищ. Аллах говорит:
وكان له ثمر فقال لصاحبه وهو يحاوره أنا أكثر منك مالاً وأعز نفراً
«У него были плоды (или богатство), и он сказал своему товарищу, беседуя с ним: «У меня больше имущества и помощников, чем у тебя» (Пещера 18:34)
Возможно, он хвалился своим племенем и происхождением.
В-четвертых:
Одним из способов борьбы с высокомерием является осознание того факта, что вы такой же, как и другие люди, а другие люди – такие же как вы. Они были рождены от матери и отца, как и вы. Воистину, критерием превосходства одного человека над другим является богобоязненность. Аллах говорит:
إن أكرمكم عند الله أتقاكم
«и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (Комнаты 49:13)
Высокомерный мусульманин должен понять, что несмотря на все свои достижение, он все равно слишком слаб, чтобы пробурить землю или достигнуть высоты гор (см. Перенос ночью 17:37). Аллах говорит:
ولا تصعر خدك للناس ولا تمش في الأرض مرحا إن الله لا يحب كل مختال فخور . واقصد في مشيك واغضض من صوتك ، إن أنكر الأصوات لصوت الحمير
«Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов.
Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос – это рев осла» (Лукман 31:18-19)
Сказал аль-Куртуби: «Слова «не шествуй по земле кичливо» запрещают высокомерие и призывают к скромности. Арабское слово «мара», переведенное как «кичливость», означает чрезмерный восторг или, как было сказано, высокомерие в походке и слишком высокое самомнение.
Сказал Катада: «Это значит хвастливая походка; или это означает тщеславие.
Все эти толкования близки по смыслу, но их можно разделить на две категории: порицаемые и восхваляемые.
Высокомерие, тщеславие, хвастовство, высокое самомнение являются порицаемыми; радость и энергичность являются восхваляемыми». См. «Тафсир аль-Куртуби», 10/260.
Другим способом избавления от высокомерия является осознание того факта, что в день Воскресения человек будет воскрешен маленьким, как муравей, которого топчут ногами. Высокомерный человек ненавистен другим людям так же, как он ненавистен Аллаху. Люди любят скромных, терпеливых и мягких людей, и ненавидят грубых и жестоких.
Чтобы избавиться от высокомерия, необходимо помнить, что человек и моча вышли из одного места; он взял свое начало из презренной капли спермы, а закончит свою жизнь изгнившим трупом, а в промежутках между этим он является лишь сосудом с нечистотами. Чем же гордиться и восхваляться?!
Мы просим Аллаха избавить нас от высокомерия и сделать нас скромными.
И Аллах знает лучше.
Islam Q&A фатва № 9229 Перевод: www.sawab.ru
Источник: sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.