home  
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Клянусь предвечерним временем (или временем)! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение! Суры «аль-Аср»
Главная » Фетвы » Оставление грехов » Как избавиться от высокомерия

Как избавиться от высокомерия

Print Friendly and PDF Вопрос: Как человек может избавиться от высокомерия?

Ответ: Хвала Аллаху

Во-первых:

Высокомерие – это порицаемая черта характера, присущая Иблису и его приспешникам в этом мире, чьи сердца запечатал Аллах.

Первым, кто проявил высокомерие по отношению к Аллаху и Его созданию был проклятый Иблис, когда Аллах приказал ему пасть ниц перед Адамом, но он высокомерно отказался, сказав: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины».

Аллах говорит:

ولقد خلقناكم ثم صورناكم ثم قلنا للملائكة اسجدوا لآدم فسجدوا إلا إبليس لم يكن من الساجدين . قال ما منعك أن تسجد إذ أمرتك قال أنا خير منه خلقتني من نار وخلقته من طين

«Мы сотворили вас, потом придали вам облик. Потом Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Они пали ниц, и только Иблис не был в числе поклонившихся.

Он сказал: «Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?» Он сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины» (Преграды 7:11-12)

Высокомерие присуще Иблису, поэтому каждый, кто хочет быть высокомерным, должен понять, что он приобретает черту дьяволов, а не черту достопочтимых ангелов, которые повиновались своему Господу и пали ниц.

Кроме того, высокомерие может стать причиной того, что человек не попадет в Рай и Аллах даже не взглянет на него. Об этом говорится в следующих хадисах:

Передается от Абдуллы ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не войдет в Рай тот, в сердце которого есть высокомерие весом с пылинку!». Услышав это, один человек спросил: "Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!”. На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, однако высокомерие – это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям». Муслим, 91.

Передается, что Абдулла ибн Умар (да будет Аллах доволен ими обоими) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «На того, кто надменно волочит свои одежды, Аллах даже не посмотрит в День Воскрешения». Абу Бакр сказал: «Иногда один конец моей одежды сползает вниз, пока я не замечу этого». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ты не делаешь это из-за высокомерия». Аль-Бухари, 3465.

Во-вторых:

Высокомерие – это черта, подобающая только Аллаху. Кто осмелится соперничать с Аллахом в этом, то Аллах уничтожит его, обрушит на него Свою месть и затруднит его положение.

Передается от Абу Саида аль- Худри и Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и милость аллах) сказал:
Муслим, 2620.

Сказал ан-Навави (да смилуется над ним Аллах): «Так это передается во всех хадисах. Местоимение во фразах «Его одеяние» и «Его плащ» относится к Аллаху и тут что-то пропущено; имеется ввиду, что Аллах говорит: «Кто попытается соревноваться со Мной в этом, того Я накажу».

Под словами «попытается соревноваться со Мной» имеется ввиду желание иметь это качество наряду с Аллахом.

Это грозное предупреждение, которое отчетливо показывает, что высокомерие является запретной чертой. См. «Шарх Муслим», 16/173.

Каждого, кто проявляется высокомерие и возносится над другими, Аллах низвергнет в самый низ, поскольку он идет против существующего порядка. Аллах покарает его, расстроив его планы. Наказание сообразно преступлению.

В качестве наказания за высокомерие, возгордившийся будет растоптан ногам людей в Судный день.

Передается от Амра ибн Шуайбы, от его отца и деда, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День Воскрешения высокомерные будут собраны как муравьи в форме человека. Унижение постигнет их со всех сторон. Их погонят в тюрьму в Аду, названную Баулас, где самый горячий огонь будет вздыматься над ними, и их будут поить напитком обитателей Ада, тиинат аль-хабаль». Ат-Тирмизи, 2492; шейх аль-Альбани назвал его хорошим в «Сахих Ат-Тирмизи», 2025.

В-третьих:

Высокомерие может быть нескольких видов. Среди них:

  1. 1.    Когда человек не принимает истину и выдвигает ложные аргументы против нее, как, например, в хадисе от Абдуллы ибн Умара (да будет доволен Аллах ими обоими): «Высокомерие – это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям».
  2. 2.    Когда человек восхищается своей красотой, роскошью своей пищи и одежды, поэтому он испытывает гордость, высокомерие и превосходство над людьми.

Передается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек шел, надменно восхищаясь собой и своей одеждой, Аллах приказал земле поглотить его и он будет мучиться там до Дня Воскресения». Аль-Бухари, 3297; Муслим, 2088.

То же самое относится к истории о человеке, с кем высокомерно разговаривал его товарищ. Аллах говорит:

وكان له ثمر فقال لصاحبه وهو يحاوره أنا أكثر منك مالاً وأعز نفراً

«У него были плоды (или богатство), и он сказал своему товарищу, беседуя с ним: «У меня больше имущества и помощников, чем у тебя» (Пещера 18:34)

Возможно, он хвалился своим племенем и происхождением.

В-четвертых:

Одним из способов борьбы с высокомерием является осознание того факта, что вы такой же, как и другие люди, а другие люди – такие же как вы. Они были рождены от матери и отца, как и вы. Воистину, критерием превосходства одного человека над другим является богобоязненность. Аллах говорит:

 إن أكرمكم عند الله أتقاكم

«и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (Комнаты 49:13)

Высокомерный мусульманин должен понять, что несмотря на все свои достижение, он все равно слишком слаб, чтобы пробурить землю или достигнуть высоты гор (см. Перенос ночью 17:37). Аллах говорит:

 ولا تصعر خدك للناس ولا تمش في الأرض مرحا إن الله لا يحب كل مختال فخور . واقصد في مشيك واغضض من صوتك ، إن أنكر الأصوات لصوت الحمير

«Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов.

Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос – это рев осла» (Лукман 31:18-19)

Сказал аль-Куртуби: «Слова «не шествуй по земле кичливо» запрещают высокомерие и призывают к скромности. Арабское слово «мара», переведенное как «кичливость», означает чрезмерный восторг или, как было сказано, высокомерие в походке и слишком высокое самомнение.

Сказал Катада: «Это значит хвастливая походка; или это означает тщеславие.

Все эти толкования близки по смыслу, но их можно разделить на две категории: порицаемые и восхваляемые.

Высокомерие, тщеславие, хвастовство, высокое самомнение являются порицаемыми; радость и энергичность являются восхваляемыми». См. «Тафсир аль-Куртуби», 10/260.

Другим способом избавления от высокомерия является осознание того факта, что в день Воскресения человек будет воскрешен маленьким, как муравей, которого топчут ногами. Высокомерный человек ненавистен другим людям так же, как он ненавистен Аллаху. Люди любят скромных, терпеливых и мягких людей, и ненавидят грубых и жестоких.

Чтобы избавиться от высокомерия, необходимо помнить, что человек и моча вышли из одного места; он взял свое начало из презренной капли спермы, а закончит свою жизнь изгнившим трупом, а в промежутках между этим он является лишь сосудом с нечистотами. Чем же гордиться и восхваляться?!

Мы просим Аллаха избавить нас от высокомерия и сделать нас скромными.

И Аллах знает лучше.

Islam Q&A фатва № 9229
Перевод: www.sawab.ru 
 


Источник: sawab.ru

Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг

Если Вы нашли ошибку на сайте, отправьте, пожалуйста, сообщение модератору.
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Categories: Оставление грехов / Date: 07/06/2013
Comments 0