home  
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Клянусь предвечерним временем (или временем)! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение! Суры «аль-Аср»
Главная » Фетвы » Манеры » Имена » Имена, куньи и прозвища на весах шариата. Часть 1 - 5

Имена, куньи и прозвища на весах шариата. Часть 1 - 5

Print Friendly and PDF Часть 1

Лекция шейха Мухаммада бин Салеха аль-Мунаджжида حفظه الله

Вступление; слова ахлиссунны об именах и сыфатах Аллаха; шариат и важность шариатских имен

Вступление

Воистину, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим Его о помощи и прощении. Мы призываем к Аллаху от зла наших душ и наших дурных деяний. Кого Аллах направит прямым путем, того никто не введет в заблуждение, а того Он введет в заблуждение, никто не направит на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Единого Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник.

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلا تَمُوتُنَّ إِلَّا وَأَنْتُمْ مُسْلِمُونَ

О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами! (сура Аль Имран, 102).

يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ مِنْ نَفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالاً كَثِيراً وَنِسَاءً وَاتَّقُوا اللَّهَ الَّذِي تَسَاءَلُونَ بِهِ وَالْأَرْحَامَ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيباً

О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами (сура ан-Ниса, 1).

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَقُولُوا قَوْلاً سَدِيداً * يُصْلِحْ لَكُمْ أَعْمَالَكُمْ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَمَنْ يُطِعْ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ فَازَ فَوْزاً عَظِيماً

О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха (сура аль-Ахзаб, 70-71). А затем:

Воистину, самое правдивое повествование – Книга Аллаха, и лучшее руководство – руководство Мухаммада صلى الله عليه وسلم, и худшие из дел – религиозные новшества, и каждое религиозное новшество – бидъа, и каждая бидъа – заблуждение, и каждое заблуждение – в огне.

Самое лучшее руководство – это руководство пророка صلى الله عليه وسلم. К этому руководству относится сохранение исламских адабов в именах, куньях и прозвищах. Это великие исламские адабы, к которым небрежно относятся многие мусульмане. Глядя на важность, содержащуюся в этой теме, т.к. имя – это заглавие названного им человека, указывающее на определенное значение, становится понятно, что мусульманам необходимо внимательнее относиться к имянаречению своих детей.

Слова ахлиссунны об именах Аллаха и Его сыфатах.

Знайте, да помилует вас Всевышний Аллах, что ваш Господь сказал:

وَلِلَّهِ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى فَادْعُوهُ بِهَا وَذَرُوا الَّذِينَ يُلْحِدُونَ فِي أَسْمَائِهِ

«У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые отрицают Его имена» (сура аль-Аъраф, 180). Ему принадлежат самые прекрасные имена, которые достигли предела в своей красоте. Они не просто красивые, они – прекраснейшие. Разум и знание рабов не может постигнуть, какие имена Аллаха наилучшие. И из милости Аллаха – что Он научил нас, рабов, людей, группе Своих имен, чтобы мы совершали поклонение Ему, используя эти имена, призывали бы к Нему посредством их, приближались к Нему с их помощью. Поэтому одно из правил ахлиссунна валь-джамаъа: недозволенность называть Аллаха именами, которые не приводятся в Коране и сунне, как аль-Къадим القديم или аль-Мавджуд  الموجود, например. Также из адабов с Аллахом и Его созданиями – что мы не называем ангелов Аллаха именами, которые не приводятся в Коране и в сунне, и мы не называем этих благородных рабов Аллаха так, как, например, распространилось среди людей, которые считают, что ангела смерти зовут Азраиль. Это имя не приводится в достоверных текстах, и необходимо оставить подобные вопросы, потому что они – из мира гейба (скрытого).

Внимательность ислама к шариатским именам

Ислам стремится к утверждению хороших имен даже для фард-намазов. Ты найдешь в достоверном хадисе, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم предостерег мусульман от того, чтобы они называли, как бедуины, иша-намаз «атама-намазом», и приказал им называть этот намаз «иша عشاء », т.к. нежелательно уходить от его шариатского названия, и это – «иша». Бедуины называли этот намаз словом «атама عتمة », и пророк صلى الله عليه وسلم запретил им это и завещал использовать шариатское название. И даже если в некоторых хадисах приводится называние этого намаза «атамой» со слов тех, кто не использовал его название, принятое в шариате, все равно нужно, чтобы шариатское название было распространенным и общеупотребительным.


Часть 2

Лекция шейха Мухаммада бин Салеха аль-Мунаджжида حفظه الله

Хукм называть именем или сыфатом, принадлежащим Аллаху; самые любимые для Аллаха имена.

Хукм называния именем или сыфатом, связанным со Всевышним Аллахом.

Одно из самых больших преступлений, которое совершают рабы с именами и сыфатами Аллаха – оспаривание одного из Его имени или сыфата и присвоение их Его созданиям. Поэтому пророк صلى الله عليه وسلم говорит в достоверном хадисе:

إن أخنع اسم عند الله: رجل تسمى ملك الأملاك؛ لا ملك إلا الله

«Воистину, самое униженное имя перед Аллахом будет у человека, которого звали Малик аль-Амляк  ملك الأملاك («царь царей»), нет царя, кроме Аллаха».

Пророк صلى الله عليه وسلم также сказал:

أغيظ رجل عند الله يوم القيامة وأخبثه: رجلٌ كان يسمى ملك الأملاك لا ملك إلا الله

«Больше всего разгневает Аллаха в Судный день человек, которого зовут Малик аль-Амляк, нет царя, кроме Аллаха».

К этому также относятся другие имена, которыми неарабы называли своих царей – Шахиншах, что значит «царь царей», и тот, кого так зовут, сильно разгневает Аллаха и будет сквернейшим человеком. По аналогии с этими именами некоторые ученые осудили, когда называют «Къадыль-къудат» قاضي القضاة («Судья судей»), потому что настоящим Къадыль-къудат может быть только Всевышний Аллах, и Он – лучший из разделяющих, и если Он захочет что-то, то скажет ему «Будь», и оно будет. Подобные имена также – Султан ас-салатын سلطان السلاطين («султан султанов») и т.д.

Самые любимые имена для Аллаха и право ребенка на своего отца в именах

Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم завещал рабам называть детей наиболее любимыми именами перед их Господом. Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:

إن أحب أسمائكم إلى الله: عبد الله وعبد الرحمن

«Воистину, самые любимые ваши имена для Аллаха – Абдуллах и Абдуррахман». Когда рабы узнают, что их Господь больше всего любит имена Абдулла и Абдуррахман, для них становится мустахаббом (желательным) называть своих детей этими именами. Наречение ребенка именем – одно из прав ребенка на своего отца, и отцу нужно внимательно отнестись к этому и хорошо назвать ребенка. Имя оставляет большой след в жизни, как мы это увидим далее ин ша Аллах. Из руководства пророка صلى الله عليه وسلم, – что когда к нему приходил человек с именем, которое ему не нравилось, он изменял это имя, как пришло в достоверном хадисе:

«Когда пророк صلى الله عليه وسلم слышал некрасивое имя, он изменял его на лучшее имя». Эта перемена имен не ограничивалась людьми. Пророк صلى الله عليه وسلم  также изменял названия мест и земель, которые носили некрасивые названия. В достоверном хадисе говорится: «Когда он слышал некрасивое имя, он изменял его. Он проходил мимо деревни, которая называлась Асира, и он назвал ее Хадыра». Несмотря на то, что это просто земля, но распространение хороших имен и называние красивыми именами – один из символов ислама. Хейсама бин Абдуррахман бин Аби Сабра рассказал, что его дед пошел с его отцом к посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم, и тот сказал ему:

ما اسم ابنك؟

«Как зовут твоего сына?» Он ответил: «Азиз». Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:

لا تسمه عزيزاً ولكن سمه عبد الرحمن

«Не называй его Азизом, но назови Абдуррахманом».

Потом он сказал:

أحب الأسماء إلى الله عبد الله وعبد الرحمن والحارث

«Самые любимые имена для Аллаха – Абдуллах, Абдуррахман и аль-Харес». Хадис привел имам Ахмад с несколькими иснадами, Ибн Хиббан в сокращении и аль-Хаким, и он сказал: «Иснад хадиса сахих», с ним согласился аз-Загаби, и хадис находится в «ас-Сильсиля ас-Сахиха».

В двух «Сахихах» приводится следующий хадис: «К посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم пришли с аль-Мунзиром бин Аби Усейдом, когда он родился, и пророк صلى الله عليه وسلم положил его себе на бедро, и люди забрали его. Он сказал:

أين الصبي؟

«Где мальчик?» Абу Саид сказал: «Мы перевернули его, о посланник Аллаха», т.е. «отдали его». Он сказал:

ما اسمه؟

«Как его зовут?». Они ответили: «Так-то», и передатчик не сказал, как его звали, но это определенно было некрасивое имя. Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:

ولكن سمه المنذر.

«Назови его аль-Мунзир». Хадис сахих.

Имам Муслим رحمه الله привел в своем «Сахихе», что пророк صلى الله عليه وسلم изменил имя Асыя («непокорная, непослушная») عاصية  (родственники назвали девочку Асыей) на Джамилю جميلة , и к нему пришли с человеком, которого звали Асрам أصرم  («отрезанный; строгий, жесткий»), и пророк صلى الله عليه وسلم назвал его Зуръа زرعة("место, где сажают растения”). Хадис привел Абу Дауд, и это достоверный хадис.

Одного человека из числа сподвижников звали Хазном («неровная твердая почва») حزن, и пророк صلى الله عليه وسلم назвал его Саглем («равнина; легкий; мягкий») سهل , и человек отказался переименоваться и сказал: «Сагль топчут и не уважают», как будто он не понял, что имел в виду посланник Аллахаصلى الله عليه وسلم, который назвал его Саглем от слова «сугуля سهولة» – «легкость, простота». Он сказал: «Сагль топчут, и по нему ходят рабы», в другом риваяте говорится: «Я не изменю имя, которым меня назвал мой отец». Мы еще вернемся ин ша Аллах к этому риваяту.

В «Сахихе» Муслима приводится хадис от Джабера бин Самуры, что он сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم говорил:

إن الله سمى المدينة طيبة أو طابة

«Воистину, Аллах назвал Медину Тайибой или Табой».

Поэтому нежелательно называть Медину именем, которым она была известна в джахилии – Ясриб, от слова «тасриб» – «сильная ругань; поношение», и это плохое название. И Аллах назвал ее Тайибой или Табой, и это правильное, желательное имя, которым можно называть Медину посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم. Аллах рассказал о ней в Коране, упоминая слова мунафикъов:

وَإِذْ يَقُولُ الْمُنَافِقُونَ وَالَّذِينَ فِي قُلُوبِهِمْ مَرَضٌ مَا وَعَدَنَا اللَّهُ وَرَسُولُهُ إِلَّا غُرُوراً * وَإِذْ قَالَتْ طَائِفَةٌ مِنْهُمْ يَا أَهْلَ يَثْرِبَ لا مُقَامَ لَكُمْ فَارْجِعُوا

Вот сказали лицемеры и те, чьи сердца поражены недугом: «Обещания Аллаха и Его Посланника были всего лишь обольщением». Вот некоторые из них сказали: «О жители Ясриба, вы не сможете выстоять! Вернитесь!» (сура аль-Ахзаб, 12-13).


Часть 3

Лекция шейха Мухаммада бин Салеха аль-Мунаджжида حفظه الله

Нежелательность тазкии (восхваления); плохие предзнаменования (ташаум) в именах.

Нежелательность некоторых имен по причине того, что они содержат самовосхваление.

Так же, как изменение имени бывает из-за его некрасивости и безобразности, изменить имя иногда следует и в другом случае, когда имя на первый взгляд может казаться красивым. Аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад»и Абу Дауд привели хадис от Мухаммада бин Исхакъа, который сказал: «Мне рассказал Мухаммад бин Амр бин Ата, что он вошел к Зейнаб бинт Аби Саляма, и она спросила его, как зовут его сестру, и я сказал: «Ее зовут Барра». Она сказала: «Измени ее имя. Воистину, пророк عليه الصلاة والسلام женился на Зейнаб бинт Джахш, и ее звали Барра, и он услышал, как меня звали Барра, и сказал:

لا تزكوا أنفسكم فإن الله أعلم بالبرة منكن والفاجرة، سميها زينب

«Не восхваляйте самих себя, воистину, Аллах лучше знает, кто из вас благочестивая, а кто порочная. Назови ее Зейнаб», и Умм Саляма сказала: «Она Зейнаб». В «ас-Сильсиля ас-Сахиха» сказано по поводу этого хадиса, что его иснад хасан.

И из-за того, что в имени Барра содержится самовосхваление, хотя с виду оно красивое, пророк صلى الله عليه وسلم изменил его по этой причине и сказал:

لا تزكوا أنفسكم فإن الله أعلم باهل البر منكم

«Не восхваляйте самих себя, Аллах лучше знает о том, кто из вас благочестивый». Поэтому изменение такого имени – мустахабб (желательно), но не ваджиб (обязательно). К подобным нежелательным именам относятся имена ат-Такъи التقي («благочествый, набожный»), аль-Муттакъи المتقي («благочестивый, богобоязненный»), аль-Мутыъ المطيع («послушный»), ат-Таиъ الطائع («послушный»), ар-Рады الراضي («приятный»), аль-Мухлис المخلص («искренний»), аль-Муниб المنيب («кающийся»), ар-Рашид الرشيد («благоразумный»), ас-Садид السديد («правильный»), как упомянул Ибн аль-Къаййим رحمه الله, и сказал: «Что касается того, чтобы называть куффаров этими именами (т.е. называть их Таиъ, Муниб, Рашид, Барр, Барра и т.д.), то это совершенно неразрешено. Поэтому если ты увидишь человека, оставившего намаз, покинувшего религию Аллаха, которого зовут Мухсин محسن («благодетельный»), то не зови его Мухсином. И если ты увидишь человека, оставившего намаз, покинувшего религию Аллаха, которого зовут Мутыъ مطيع («покорный»), то никогда не называй его Мутыъ. Если ты увидишь человека, оставившего намаз, ослушавшегося приказов Аллаха, настаивающего на разврате и грехах, которого зовут Муниб منيب («раскаивающийся»), то никогда не называй его Мунибом, ведь он еще не покаялся. Что касается того, чтобы называть так куффаров, то не допустимо называть их этими именами, сообщать о них при помощи этих имен. И Аллах гневается, когда их так называют. Что касается остальных имен, в которых содержится значение благочестия, то их не нужно изменять, особенно если это одно из имен пророков, как, например, Салех صالح («благочестивый, праведный»). Поэтому имя Барра имеет определенную особенность в этом случае, и то, что оно макрух, это не значит, что все остальные имена, в которых содержится значение, похожее на значение имени Барра, так же нежелательны.

Отвращение у некоторых обладателей слабых душ.

Среди причин изменения некоторых хороших имен – то, что приводится в достоверном хадисе:

لئن عشت إن شاء الله لأنهين أن يسمى رباح ونجيح وأفلح ويسار

«Если бы я жил дольше, то, ин ша Аллах, запретил бы называть Рабахом, Наджихом, Афляхом и Ясаром».

В достоверном риваяте также приводится:

لأنهين أن يسمين بنافعة وبركة ويساراً

«Воистину, я запрещаю называть Нафиой, Баракой и Ясаром».

Также достоверно приводится, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:

لا تسمين غلامك يساراً ولا رباحاً ولا نجيحاً ولا أفلح

«Не называй своего ребенка ни Ясаром, ни Рабахом, ни Наджихом, ни Афляхом».

В чем причина? Разве это некрасивое имя? Нет. Пророкعليه الصلاة والسلام  говорит:

فإنك تقول: أثمت هو؟

«Воистину, ты говоришь: «Есть ли он там?», ты приходишь и спрашиваешь о нем дома, такой-то дома? И его нет, и ему говорят: «Нет». И некоторые люди начинают видеть в этом дурное предзнаменование, раз в этом доме нет ясара («богатства») или нет рабаха («прибыли»), и так происходит с людьми, среди которых распространена вера в дурные предзнаменования. Значения, подобные Ясару и Рабаху – Хейр خير («добро, благо»), Сурур سرور («радость»), Ниъма نعمة («милость») и другие подобные имена. И если в доме есть человек, которого зовут Хейр или Сурур или девочка, которую зовут Ниъма, человек пришел и спрашивает: «У вас есть Ниъма?» Если ее нет дома, то говорят: «Нет». «У вас есть Хайр?» Если он не дома, говорят: «Нет». «У вас дома есть Сурур?» Если он отсутствует, говорят: «Нет». И у некоторых людей, в душах которых не до конца укрепилась акъида тавхида, появляется возможность увидеть в таких ответах дурные предзнаменования. Поэтому пророк صلى الله عليه وسلم был близок к тому, чтобы запретить эти имена, если бы жил дольше, или запретил бы называть так рабов, чтобы не возникало дурных предзнаменований, а не потому, что это плохие имена.

Красивое имя имеет свою пользу: в нем можно видеть хорошие предзнаменования, и это относится к руководству посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, поэтому в достоверном хадисе говорится: «Ему нравилось, когда он выходил по своим делам, слышать, как кто-то говорит «О Рашид!» в плане рашада (благоразумности) и успеха. Он видел в этом хорошее предзнаменование, выходя по своим делам. Если он слышал слова «О Рашид», он радовался, что благоразумность и успех будут его спутниками в его деле.


Часть 4

Отрывок из лекции шейха Мухаммада бин Салиха аль-Мунаджжида حفظه الله

Имена, в которых содержится поклонение не Аллаху; дозволенность называть именами пророков

Имена, включающие в себя поклонение не Аллаху عز وجل

Среди запрещенных вещей – называть любым именем, в котором содержится поклонение не Аллаху, как Абдулджинн («раб джиннов»), Абдуддар عبد الدار, Абдулкаъба عبد الكعبة , Абдутамим عبد تميم , Абдулхаджар عبد الحجر , Абдулузза عبد العزى , Абдуррида عبد الرضا , Абдулхусейн عبد الحسين , Абдуррасул عبد الرسول , Абдулмасих عبد المسيح , Абдуали عبد علي , Абдулимам عبد الإمام , Абдулхасан عبد الحسن , Абдуламир عبد الأمير , Абдуссаджжад عبد السجاد , Абдулбакъир عبد الباقر , Абдуссадикъ عبد الصادق , Абдулказым عبد الكاظم , Абдулмагди عبد المهدي , Абдуванис عبد ونيس , Абдуннаим عبد النعيم , Абдуррады عبد الراضي , Абдуннаби عبد النبي , Абдутаха عبد طه , Абдулмакъсуд عبد المقصود , и аль-Макъсуд не относится к именам Аллаха. Сюда же относится все имена на «абд», после которых следуют имена, которые не являются достоверными именами Аллаха, как Абдулаль عبد العال , и правильно – Абдулмутааль عبد المتعال , потому что аль-Мутааль – имя Аллаха. Также – Абдулвахид (ударение на последний слог) عبد الوحيد , Абдулфадыль عبد الفضيل , Абдуссахиб عبد الصاحب , Абдуссада عبد السادة , Абдулхадыр عبد الخضر , Абдулаты عبد العاطي , Абдуззубейр عبد الزبير , Абдуннур عبد النور  – все эти имена не разрешены. Ан-Нур – не имя Аллаха. Эта группа запрещенных имен запрещена потому, что в них содержится поклонение не Аллаху, и это один из видов ширка. Среди далилов, указывающих на то, что недозволенно присваивать себе имена и сыфаты Аллаха – достоверный хадис: Абу Дауд привел в своем «Сунане» от Гани, что когда он со своим народом прибыл в Медину к посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم в составе делегации, пророк صلى الله عليه وسلم услышал, как его называют Абуль-Хакам, и он позвал его к себе и сказал:

إن الله هو الحكم وإليه الحُكم، فلا تكنى أبا الحكم

«Воистину, Аллах – аль-Хакам («Судья»), и Ему принадлежит хукм, и почему твоя кунья Абуль-Хакам?».

Хани сказал: «Когда у моего народа были разногласия, они пришли ко мне, и я рассудил их так, что обе группы остались довольны, и поэтому они дали мне кунью Абуль-Хакам». Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:

ما أحسن هذا

«Как это хорошо».

И то, чтобы судить людей справедливо, чтобы обе группы остались довольны, – хорошо, но кунья Абуль-Хакам – другое дело. И пророк صلى الله عليه وسلم  спросил:

فما لك من الولد؟

«Есть ли у тебя дети?» Он ответил: «У меня есть Шурейх, Масляма и Абдулла». Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:

فمن أكبرهم؟

«Кто из них старший?»

Он ответил: «Шурейх».

Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:

فأنت أبو شريح

«И ты – Абу Шурейх».

Дозволенность нарекать именами пророков

Что касается наречения именами пророков, то это хорошие имена, и называние такими именами известно в истории мусульман. Пророк صلى الله عليه وسلم  назвал своего сына Ибрагимом إبراهيم. Аль-Бухари написал главу в своем «Сахихе» «О тех, кто был назван именами пророков», и там он привел хадис от Исмаила, который сказал: я сказал Абу Ауфе: «Я видел Ибрагима, сына пророка صلى الله عليه وسلم, который умер в детстве. Если бы было предопределено, что после Мухаммада صلى الله عليه وسلم будет пророк, его сын бы жил, чтобы стать пророком после него, но после него не будет пророка». В «Сахихе» Муслима есть глава о том, чтобы называть именами пророков и праведников. Муслим привел хадис аль-Мугиры бин Шуъбы, который сказал: «Когда я прибыл в Наджран, христиане Наджрана сказали: «Воистину, вы читаете:

يَا أُخْتَ هَارُونَ

«О сестра Харуна!» (сура Марьям, 28), а Муса жил до Исы на столько-то и столько-то. Они встретились ему и сказали: «Вы в Коране говорите о Марьям:

يَا أُخْتَ هَارُونَ مَا كَانَ أَبُوكِ امْرَأَ سَوْءٍ وَمَا كَانَتْ أُمُّكِ بَغِيّاً

«О сестра Харуна! Твой отец не был скверным человеком, и мать твоя не была блудницей» (сура Марьям, 28). А между Марьям и Гаруном, братом Мусы, прошли сотни лет, а, может быть, и тысячи, так как же вы говорите в Коране «О сестра Гаруна!» на Марьям, а Марьям не была сестрой Харуна».

Он сказал: «Когда я прибыл к посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم  и спросил его об этом, он сказал:

إنهم كانوا يسمون بأنبيائهم والصالحين قبلهم

«Воистину, они называли в честь своих пророков и праведников, живших до них».

И Гарун, брат Марьям, – не тот Гарун, который был братом Мусы. Это был другой Гарун. Из обычаев народа Марьям было то, что они называли именами пророков и праведников, живших до них, и среди них был Гарун.

Среди некрасивых нежелательных имен – имена фараонов и тиранов, как Фиръавн, Къарун, Гаман. Есть разногласия по поводу наречения именами ангелов, как Джибраиль, Микаиль, Исрафиль. Ибн аль-Къаййим в «Тухфат аль-Мавдуд» посчитал их нежелательными, и лучше будет отдалиться от наречения такими именами.


Часть 5

Отрывок из лекции шейха Мухаммада бин Салиха аль-Мунаджжида حفظه الله

Хукм называния отдельными буквами из Корана (хуруф мукъаттаа); связь между именем и человеком.

Хукм называния отдельными буквами (хуруф мукъаттаа).

Среди имен, которыми запрещается называться – имена и названия Корана и его сур, как Таха طه, Ясин يس и Хамим حم . Имам Малик сказал о нежелательности называния Ясином ياسين. Что касается слов простых людей – что Ясин и Таха относятся к именам пророка صلى الله عليه وسلم, то это неверно, и нет ни одного достоверного хадиса об этом. Таха относится к хуруф мукъаттаъа (отдельные буквы), как Хамим. Ясин тоже относится к хуруф мукъаттаъа, как Каф Га Я Айн Сад كهيعص , и это не имена, принадлежащие пророку صلى الله عليه وسلم. И даже если тысячи людей скажут, что это имена пророка صلى الله عليه وسلم, они от этого не станут его именам. Я лично слышал о человеке из полуострова Индостан, который назвал своего сына Тасин طس.

Среди нововведений, произошедших в эти дни – называние детей путем открытия мусхафа. Люди открывают мусхаф, и если попадут на какое-нибудь имя, называют им мальчика или девочку. Если они попадут на «Афнан» أفنان, то назовут девочку Афнан, а если ничего не найдут, назовут ее Ая آية  («аят»), и это бидъатческий путь, и если бы он был хорошим, салафы опередили бы нас в нем. У нас, хвала Аллаху, есть имена детей сподвижников, табиинов, детей тех, кто последовал за ними, мужского и женского пола, и это очень красивые имена.

Связь между именем и человеком

Т.к. имена – формы значений, указывающие на них, между именем и значением существует связь и схожесть. Имена оказывают влияние на названные ими вещи, и названные вещи имеют воздействие на свои имена, – в красоте или безобразности, в легкости или тяжести, в мягкости и грубости. Поэт сказал:

Редко когда посмотрят твои глаза на человека, обладающего прозвищем,

И его значение, если ты подумаешь – в его прозвище.

Пророк عليه الصلاة والسلام любил красивые имена. Когда он хотел отправить посланца, он приказывал, чтобы был выбран человек с хорошим именем и красивым лицом, чтобы люди со слабыми душами не увидели в нем дурное предзнаменование, и чтобы единобожники сочли его хорошим предзнаменованием. Пророк صلى الله عليه وسلم использовал значения имен во сне и наяву. Так, пророк صلى الله عليه وسلم однажды ночью увидел во сне, что он и его сподвижники находятся в доме Укъбы бин Рафеъ, и принесли свежие финики (рутаб) Ибн Таба, и пророк صلى الله عليه وسلم истолковал этот сон, что у них будет рифъа (возвышенность) в этой дунье, от имени Рафеъ رافع («возвышающий»), и акъиба (награда) в ахирате, от слова Укъба عقبة, и что религия, которую Аллах избрал для них, увлажнилась (от слова рутаб رطب – "свежие финики”) и стала хорошей (от слова «таб»).

Также он истолковал легкость их дела в день аль-Худейбии, когда пришел Сугейль бин Амр, и пророк عليه الصلاة والسلام сказал:

سهل لكم من أمركم

«Ваше дело стало легким», и он увидел доброе предзнаменование в имени Сугейль, когда тот к нему пришел. Когда пророк صلى الله عليه وسلم прибыл в Медину, ее называли Ясрибом, и он знал, что это слово от «тасриб» – «сильная ругань, поношение», и пророк صلى الله عليه وسلم изменил ее на «ат-Тайиба» или «ат-Таба».

Пример того, как имена влияют на то, что названо ими

Если ты хочешь узнать влияние имен на то, что ими названо, взгляни на этот хадис: когда Хазн حزن («неровная твердая почва») пришел к посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم, и он был дедом Саида бин аль-Мусайиба, посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم изменил его имя с Хазна на Сахль سهل, и этот человек сказал: «Я не изменю имя, которым меня назвал мой отец». И Саид رحمه الله сказал: «В нашей семье распространялась эта хузуна («жесткость») от того, что человек не послушался, когда посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم назвал его именем Сахль, и он настаивал на имени Хазн, несмотря на то, что это имя некрасивое». И эта жесткость в их характере и нравах осталась из-за того непослушания. Кто посмотрит на сунну, найдет, что значения связаны с именами, как будто значения были взяты из этих имен. Посмотри на слова пророка صلى الله عليه وسلم:

أسلم سالمها الله، وغفار غفر الله لها -ولكن قبيلة عصية قال:- عصية عصت الله ورسوله

«Аслам (название племени) – да помирит ее Аллах, Гифар – да простит ей Аллах». На племя Усейя он сказал: «Усейя – ослушалась Аллаха и Его посланника».

Исторические факты сообщают, что племена Аслам и Гифар подчинились Аллаху, Господу миров, и люди из этих племен пришли к посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم, что касается племени Усейя, то оно вело войну с посланником Аллаха صلى الله عليه وسلم, участвовало вместе с племенами Риъль и Закван в убийстве сподвижников пророка عليه الصلاة والسلام. Посмотри, как произошло это предопределение, и Аслам и Гифар были из тех, кто пришел к посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم, кающимися и направленными на верным путь, а Усейя ослушалась Аллаха и Его посланника.

Когда аль-Хусейн رضي الله عنه и его товарищи остановились в Карбале, они спросили, как называется это место, и им ответили: «Карбала». Он сказал: «Карб كرب» («скорбь, печаль») и «Бала بلاء» («беда, несчастье»), и так действительно было. Когда Халима ас-Саъдия пришла к Абдулмутталибу, прося его о том, чтобы взять на вскармливание посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, когда он был маленьким, он спросил ее: «Кто ты?» Она ответила: «Женщина из бану Саъд». Он сказал: «Как тебя зовут?». Она ответила: «Халима حليمة» ("кроткая, мягкая”). Он сказал: «Бах, бах… Саъд («счастье») и Хильм («кротость, мягкость, доброта») – в этих двух качествах содержится богатство веков».

Из-за этого родителям следует выбирать для своего ребенка, будь он мальчиком или девочкой, хорошее имя, которое содержит в себе хорошее значение, и Аллах سبحانه по Своей мудрости и предопределению внушает людям, чтобы они назвали именами, которые будут соответствовать названным ими людям по своему произношению и значению, как соответствуют причины и следствия.

Влияние имени на того, кто его слышит

Абуль-Фатх бин Джинни, один из ученых арабского языка, сказал: «…я слышал имя и не знал, что оно значит. Я брал его значение из того, как оно звучит, затем открывал словарь, и это было то самое значение или близко от него». Ибн аль-Къаййим رحمه الله сказал после предисловия: «Я сказал об этом шейхуль-исламу Ибн Теймие رحمه الله, и он сказал: «И со мной это часто случается». Посмотри, например, на слово «Саид سعيد » ("счастливый”) – как это слово указывает на его значение. Потом посмотри на слово «Шакъи شقي » ("несчастный”), как буквы «шин», «къаф» и «я» указывают на неприятное для человека значение. Если ты скажешь слово «хинзир», например, кому-нибудь, кто не знает, что оно значит и на что указывает, а потом спросишь его, красивое ли это имя или нет? Влияние букв «ха», «нун», «зай» вызывают плохое впечатление, и он скажет тебе: «Имя Хинзир – некрасивое, и у него плохой смысл», если у него все нормально с фитрой.

В итоге, нравы, дела и плохие деяния имеют имена, которые подходят к ним, и, наоборот, хорошие дела вызывают имена, которые подходят им. Это касается описаний и личных имен. Обладатель красивого имени может стесняться перед своим именем, и имя будет побуждать его делать то, что подходит к ему. Поэтому ты видишь, что, как сказал Ибн аль-Къаййим, имена большинства подлецов соответствуют им, как Абу Ляхаб, а имена большинства возвышенных людей подходят к ним, как Мухаммад صلى الله عليه وسلم, Умар, Али бин Аби Талиб رضي الله عنه и т.д. Это небольшое вступление про связь между именем и названным предметом. И хотя эта связь не всегда очевидна, она существует.



Источник: Muslimnames.ru

Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг

Если Вы нашли ошибку на сайте, отправьте, пожалуйста, сообщение модератору.
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Categories: Имена / Date: 30/08/2013
Comments 0