Ознакомление с любимым Пророком
Ознакомление с любимым Пророком
(мир ему и благословение Аллаха).
Нравственные примеры из жизнеописания Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
(Часть первая).
Жизнеописание Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) являетсялучшим примером высокой нравственности и является историей, достойной похвалы. Нравственные ценности в полной мере представлены во всей его биографии, так что его отношение ко всем, было пронизано благородным нравом, добродушием и милосердием, даже к животным и птицам.
И для того, чтобы долго не перечислять многочисленные примеры и свидетельства высокой нравственности Пророка (мир ему и благословение Аллаха), речь пойдёт о наиболее ярких картинах проявления благонравия и их значении. Для этого мы поговорим о его более значительных нравственных качествах, которые проявились в его отношениях со своим Господом (Свят Он и Велик). А также, поговорим о его нраве со своими сподвижниками (да будет доволен ими Аллах), а затем с теми, кто выступил против него.
Нрав пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)в отношениях со своим Господом (Свят Он и Велик).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) полностью осознал великую милость Всевышнего Аллаха, оказанную ему, и воспринял её со всеми вытекающими последствиями, выражая благодарность своему Господу, выполняя все Его приказы, призывая к Его пути, терпеливо перенося тяготы и лишения, проявляя любовь к Нему и смиренность перед Ним, и возвеличивая Его повеления. А также многое другое, с помощью которого он искал приближения к Аллаху.
Сообщается, что аль-Мугира ибн Шу‘ба (да будет доволен им Аллах) сказал: «Обычно во время ночных молитв Пророк (мир ему и благословение Аллаха) стоял так долго, что его ступни (или: ноги) опухали, а когда его спрашивали (об этом), говоря ему: «Ты совершаешь всё это в то время, как Аллах простил тебе прошлые и будущие грехи?», он говорил: "Разве не (следует) мне быть благодарным рабом?”»[1]
Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Проявление благодарности соответствует пути всех посланников Аллаха и Его пророков (мир им и благословение Аллаха) . Что же может быть достойнее благодарности, ведь она включает в себя все степени веры, такие как любовь, довольство, упование на Аллаха (таваккуль) и т.п. Кроме того, благодарность будет правильной только после достижения этих степеней веры. Клянусь Аллахом! Проявление благодарности является лучшим путём для людей, приближённых к Аллаху и поклоняющихся Ему». [2]
В качестве примера смирения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) перед своим Господом (Свят Он и Велик) можно привести следующий хадис. «Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) входил в Мекку в качестве завоевателя, его голова была склонена, так, что кончик его бороды чуть не прикасался к седлу, выражая тем самым смиренность перед Аллахом за победу, которой Он одарил его».[3]
Также проявлением благонравия Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в отношении своего Господа (Свят Он и Велик) был гнев ради Него. Передаётся от Айши (да будет доволен ею и её отцом Аллах) что она сказала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда никого не бил, ни женщину, ни слугу, а если и боролся, то на пути Аллаха. Он не мстил тому, кто причинял ему вред, кроме тех, кто нарушал границы Аллаха. И если он мстил им, то ради Аллаха».[4]
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возвеличивал повеления Всевышнего Аллаха. Он поступал с людьми в соответствии с Его законом, и Его повелением: он давал и лишал, любил и ненавидел, проявлял милость и суровость, выражал довольство и гневался, всё это он делал ради Аллаха, желая Его награды. Как об этом сообщила Айша (да будет доволен ею и её отцом Аллах): «Его благонравием был Коран».[5]
Шейх Ибн Таймия (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Суть его нрава заключалась в том, что он спешил искренне выполнить то, что любит Аллах».[6]
Таким образом, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) выражал благодарность своему Владыке сердцем, словами и делами.
Нрав Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) в отношениях со своими сподвижниками (да будет доволен ими Аллах).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) проявлял прекрасный и совершенный нрав в отношении своих сподвижников. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выражал им признательность за их благодеяния, прощал тем, кто поступал с ним плохо, добивался их расположения, жертвуя ради них, и совершая добро им. Как прекрасно об этом сказал Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью): «Что же касается жизнеописания Пророка Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) в отношении его близких соратников и сподвижников, то Всевышний Аллах повелел ему быть терпеливым вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его лику, и не отвращать от них своего взора. Также Господь приказал ему прощать их, просить для них прощения, советоваться с ними о делах, молиться за них (делать дуа за них), исполнять законы Всевышнего в отношении тех, кто нарушил их, вне зависимости от социального статуса и знатности».[7]
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был известен своей щедростью и благородством. Передаётся, что Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: ««Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был щедрейшим из людей, а наибольшую щедрость проявлял он в Рамадане, когда с ним встречался Джибрил (мир ему). Во время Рамадана он встречался с ним каждую ночь, повторяя с ним Коран, и, поистине, (в эти дни) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был более щедр на всё благое, чем вольный ветер(ветер, посылаемый Аллахом на благо людям)»[8].
В качестве примера благодушия Пророка (мир ему и благословение Аллаха) можно привести то, как он поступил с хавазинитами, когда они пришли к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уже приняв Ислам. Однако до принятия Ислама они воевали с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) . Поэтому, одержав победу в Хунейне, мусульмане взяли в плен женщин и детей хавазинитов, а также захватили трофеи.
Вот сама история: «Ибн Исхак сказал: «Рассказал мне ‘Амр ибн Шу’айб со слов отца своего, со слов своего деда Абдаллаха ибн ‘Амра, что послы хавазинитов пришли к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) уже приняв ислам, и сказали: «О, Посланник Аллаха! Мы — род и племя. На нас обрушилось несчастье, о котором тебе известно. Окажи нам такую же милость, какую оказал тебе Аллах! (т. е. верни нам людей и имущество без выкупа)». Один из хавазинитов из рода Бану Саад ибн Бакр по имени Зухайр, по прозвищу Абу Сурад встал и сказал: «О, Посланник Аллаха! В загонах — твои тетки по матери и отцу, твои кормилицы, опекавшие тебя. Если бы мы вскормили аль-Харса ибн Абу Шамара или ан-Нуамана ибн аль-Мунзира и он увел бы то, что ты увел от нас, мы бы надеялись на его благосклонность и его хорошее отношение к нам. Но ведь ты самый лучший из подопечных». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Что вам дороже: ваши дети и жены или ваше имущество?» Ответили: «О, Посланник Аллаха! Ты заставил нас выбирать между нашим имуществом и родными — верни нам наших женщин и детей, ибо они нам дороже». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «То, что принадлежит мне и Бану Абд аль-Мутталибу, я вам верну. Когда я буду совершать вместе с людьми полуденную молитву, встаньте и скажите: «Мы просим Посланника Аллаха и мусульман о милости: вернуть нам детей и женщин наших». Тогда я вам их отдам и буду просить также других, чтобы вернули вам их».
Во время совершения полуденной молитвы совместно с людьми хавазиниты встали и сказали то, что велел им говорить Пророк (мир ему и благословение Аллаха) . После этого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) объявил: «То, что принадлежит мне и роду Бану Абд аль-Мутталибу, я вам возвращаю». Мухаджиры заявили: «То, что принадлежит нам, принадлежит Посланнику Аллаха». Ансары заявили: «То, что принадлежит нам, принадлежит Посланнику Аллаха». Аль-Акраа ибн Хабис сказал: «Я и Бану Тамим несогласны». Уйайна ибн Хисн заявил: «Я и Бану Физара не согласны». Аббас ибн Мирдас сказал: «Я и Бану Сулайм несогласны». Бану Сулайм возразил: «Нет. То, что принадлежит нам, принадлежит Посланнику Аллаха». Аббас ибн Мирдас сказал Бану Сулайме: «Вы своим возражением ослабили мое слово!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) тогда заявил: «Кто из вас не отказывается от своей доли пленных, тому я дам за каждого человека шесть долей первой же добычи, которую я добуду». После этого они вернули им их детей и женщин».[9]
Из этой истории можно сделать следующие полезные выводы: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) с одной стороны оказал благоволение к этой делегации хавазинитов, которая добровольно приняла Ислам, а с другой, не принуждая никого, стимулировал сподвижников оказать им благосклонность, обещая им высокую награду за возращение хавазинитам того, что они приобрели в качестве трофеев. Ведь среди мусульман были новообращённые, вера которых ещё не окрепла в их сердцах. Такой подход указывает на мудрость, дипломатичность Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его умение строить прекрасные взаимоотношения с людьми, а также на способность воспитывать в своих соратниках доброжелательность и щедрость.
Кроме того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) раздавал новообращённым мусульманам милостыню с целью смягчения их сердец. Так, например, он (мир ему и благословение Аллаха) после битвы у Хунейна раздал знатным представителям племён по сотне верблюдов.[10]
Смысл подобных действий Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил во многих своих изречениях. Так, например, он (мир ему и благословение Аллаха) сказал одному из ансаров после битвы у Хунейна: «Курайшиты совсем недавно пребывали в невежестве, и их постигла беда, поэтому я хотел утешить их и добиться их расположения». [11]
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Са’аду ибн Абу Уаккасу (да будет доволен им Аллах) : «Я даю кому-либо, хотя другой любимее для меня, так, как я опасаюсь, что он может быть ввергнут в огонь».[12]
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) с терпением переносил неприятности, исходящие от сподвижников (да будет доволен ими Аллах) с целью найти их расположения к себе. Поэтому, когда Умар (да будет доволен им Аллах) попросил разрешения отрубить голову лицемеру Абдулле ибн Убей за его слова, произнесённые по возвращении из битвы Бани аль-Мусталак: «Когда мы вернёмся в Медину, то могущественные среди нас (лицемеры) непременно изгонят оттуда униженных (мусульман)», то Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в ответ ему сказал: «Оставь его. А то люди будут говорить, что Мухаммад убивает своих соратников».[13]
В другом хадисе передаётся, что ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Один из ансаров сказал во время раздела Пророком (мир ему и благословение Аллаха) военных трофеев: "Клянусь Аллахом, не ради Аллаха был осуществлён этот раздел”. Тогда я (ибн Мас’уд) сказал: "Я непременно сообщу об этом Пророку (мир ему и благословение Аллаха)”. Я пришёл в то, время, когда он был среди сподвижников, и шепотом сообщил ему об этом. После чего изменилось лицо Пророка (мир ему и благословение Аллаха), он разгневался, так, что я пожалел, что рассказал ему об этом. Затем он сказал: "Сподвижники Мусы (мир ему) доставляли ему ещё больше неприятностей, и он проявил терпение”».[14]
Также сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Однажды я шёл с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), на нём был плащ из Наджрана, края которого были грубой отделки. Вдруг нас догнал бедуин и резко потянул за верхнюю часть его одежды. Я посмотрел на его шею, и увидел на ней следы от воротника его плаща. Затем этот бедуин сказал ему: "О, Мухаммад! Прикажи своим людям, чтобы они дали мне из благотворительных средств, имеющихся у тебя”. На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повернулся к нему, улыбнулся и велел выделить ему милостыню».[15]
Таким образом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не просто оправдал невежество этого бедуина, и не просто простил его грубое обращение, но и ответил ему добром, выделив ему немного милостыни, дабы расположить его к себе.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также проявлял высокие нравственные качества в отношениях со своими сподвижниками, советуясь с ними, несмотря на ниспослание ему откровения от Аллаха (Свят Он и Велик). Он (мир ему и благословение Аллаха) делал это с целью достижения их расположения и обучения своей общины.
Аль-Куртуби (да одарит его Аллах своей милостью) комментируя слова Всевышнего Аллаха: «И советуйся с ними о делах» [16] сказал: «Некоторые ученые сказали, что в этом аяте речь идёт о советах в военных вопросах при встрече с врагами. И что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) делал это для того, чтобы стало приятно сподвижникам, и они почувствовали, что с их мнением считаются, дабы расположить их к религии. Ведь после ниспослания откровения от Всевышнего Аллаха он не нуждался в чьих-либо советах». Катада и другие ученые также сказали, что знатным арабам не нравилось, когда с ними не советовались. Поэтому Аллах (Свят Он и Велик) повелел Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) советоваться с ними в делах, потому, что совет с ними вызывает у них симпатию к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), устраняет возможную злобу к нему с их стороны. Также Катада и аль-Даххак (да одарит их Аллах своей милостью) сказали: «Всевышний Аллах хотел тем самым указать на достоинство совещания, и научить людей прибегать к нему, следуя за своим Пророком (мир ему и благословение Аллаха)».[17]
Возможно, имеется виду все эти значения совещания, приведённого в этом аяте. И если учитывать, что, в основном, в совещаниях принимали участие знатные представители общества и старейшины, то и здесь мы можем увидеть, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) умело использовал этот момент. Иными словами, он каждому выделял место, соответствующее его положению. В жизнеописании Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) таких примеров очень много. Приведём некоторые из них.
Так, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) посовещался со своими сподвижниками, когда узнал о наступлении Абу Суфьяна в день битвы у Бадра. Услышав согласие своих соратников вступить в бой, он (мир ему и благословение Аллаха) вместе с ними выдвинулся против язычников Мекки к местечку Бадр.[18]
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) посовещался со своими сподвижниками перед битвой у горы Ухуд, обсуждая с ними, оставаться ли им в Медине или выдвигаться навстречу к наступающемуся врагу.[19]
Перед битвой Хандак (у рва) Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прислушался к совету Сальмана аль-Фариси, который посоветовал вырыть ров между Мединой и врагом. И подобных примеров можно привести очень много.
Кроме того, были случаи, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прислушивался к советам сподвижников даже в вопросах, касающихся его семейных отношений. Так, во время известной истории, связанной с клеветой в адрес Айши (да будет доволен ею Аллах), когда лицемеры обвинили её в грехе, Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) посоветовался с Али и с Усамой ибн Зейдом (да будет доволен ими обоими Аллах) в вопросе о разводе с женой. Али (да будет доволен им Аллах) посоветовал развестись, а Усама (да будет доволен им Аллах) посоветовал не делать этого. После чего Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проявил терпение, не разводясь с Айшей, пока не было ниспослано откровение, указывающее на непричастность Айши (да будет доволен ею Аллах) к греху и её невиновность.[20]
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был справедлив со своими сподвижниками. Поэтому, исполняя законы Аллаха, он не смотрел на происхождение и на достаток провинившегося. Кроме этого, он остерегал их от несправедливости, и запрещал им проявлять нерадение в вопросах наказания. Так, сообщается от Айши (да будет доволен ею Аллах), что курайшитов заинтересовало дело женщины из рода Махзум, которая совершила кражу. Поэтому, с целью избежать ответственности, они стали искать того, кто мог бы заступиться за неё,. Для этой миссии был избран Усама, любимец Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который попробовал заступиться за неё перед Пророком (мир ему и благословение Аллаха) . Однако, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему в ответ: «Как ты можешь заступаться там, где вынесено решение Аллаха». После чего Пророк (мир ему и благословение Аллаха) встал и произнёс проповедь: «О, люди! Народы, которые были до вас, были погублены за то, что они оставляли безнаказанным представителя знатного рода, если тот совершал кражу. Однако, если воровал бедный из них, то его непременно наказывали. Клянусь Аллахом! Если Фатима, дочь Мухаммада, совершит кражу, то я непременно отрублю ей руку».[21]
Кроме того, благонравие Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проявлялось не только в его отношениях со своими сподвижниками, но и охватило всю его общину. Ведь религия, к которой он призывал, является религией для всех людей. Поэтому он побуждал совершать некоторые желательные предписания Аллаха, при этом, не вменяя в обязанность. Возможно, сподвижники могли бы выполнить любое предписание, если бы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязал их совершить его, так, как первое поколение мусульман было более старательным и энергичным, однако Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) учитывал и тех, кто придёт после сподвижников. В качестве примера можно привести побуждение к использованию зубочистки (сивака). При этом Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил причину, по которой он не вменил её использование в обязанность, сказав: «Если бы не было затруднительно для моей общины, то я повелел бы им чистить зубы зубочисткой (сиваком) перед каждой молитвой».[22]
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), несмотря на желание и любовь к совершению поклонения, иногда оставлял некоторые желательные виды поклонения, опасаясь, что они могут стать обязательными. Примечательна история с ночными молитвами в месяц Рамадан. Сообщается от Айши (да будет доволен ею и её отцом Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в одну из ночей Рамадана совершил с людьми ночную молитву в мечети. Затем на следующую ночь также совершил намаз в мечети, при этом количество молящихся увеличилось. Потом люди собрались в мечети и на третью (или четвёртую) ночь, однако Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не вышел к ним. С наступлением утра он вышел к сподвижникам и сказал: «Я видел, что вы совершили намаз. Но я не вышел к вам только из опасения, что этот намаз станет обязательным для вас».[23]
Всевышний Аллах сказал, описывая своего Пророка: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы испытываете сложности и лишения. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим».[24]
Результатом прекрасного отношения Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) к своим сподвижникам и ответственного подхода к выполнению пророческой миссии, возложенной Аллахом на его плечи, стали уважение и любовь его последователей. Множество хороших отзывов о нём и реальные факты из его жизни свидетельствуют об этом. Приведём некоторые из них. Так, например, язычники вывели Хубейба ибн ‘Адий, закованного в железо, для того, чтобы убить его, и когда направили на него оружие, воскликнули: «А хотел бы ты, чтобы на твоём месте оказался Мухаммад?». На что Хубейб ответил: «Нет! Клянусь Аллахом! Я не хочу, чтобы даже колючка уколола его ногу. Пусть лучше меня уколет, нежели его».[25]
Любовь сподвижников к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) достигло такого предела, который вызывал изумление даже у его неприятелей. Так ‘Урва ибн Мас’уд ас-Сакафи сказал: «Клянусь Аллахом! Даже будучи у царя персов, императора Византии и правителя Эфиопии, я не видел, чтоб соратники одного из них так проявляли свое уважение и любовь к ним, как это делали сподвижники в отношении Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)». Клянусь Аллахом! Если Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сплёвывал слюну, то сподвижники непременно растирали ею свои лица и тела. Если он приказывал им, то они спешили выполнить его повеление. Если он брал омовение, то они чуть ли не дрались за то, чтобы капли от его омовения попали на них. Когда Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил, то они сохраняли молчание. А когда сподвижники смотрели на него, то не смотрели на него в упор из-за уважения к нему».[26]
__________________
[1] Привёл аль-Бухари (1130) и Муслим (2819).
[2] Ибн аль-Кайим, «Мадаридж ас-саликин», 4/249.
[3] Ибн Хишам, «Жизнеописание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует», 4/405.
[4] Привёл Муслим (2328).
[5] Привёл Муслим (746).
[6] Ибн Таймия, «Фетвы», 10/658.
[7] Ибн аль-Кайим, «Зад аль-Ма’ад», 3/161.
[8] Привёл аль-Бухари, 6; Муслим, 2308.
[9] Ибн Хишам, «Жизнеописание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует», 4/488-490. Основа этой истории приводится у аль-Бухари, смотри: Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», 8/24.
[10] Привёл Муслим (2313).
[11] Привёл Муслим (2313).
[12] Привёл аль-Бухари, 27; Муслим, 150. Эта версия принадлежит Муслиму.
[13] Привёл аль-Бухари, 4905; Муслим, 2584.
[14] Привёл аль-Бухари, 3150; Муслим, 1062.
[15] Привёл аль-Бухари, 3149; Муслим, 2426.
[16] Коран, сура 3 «аль-Имран», аят 159.
[17] Аль-Куртуби, «Аль-Джами’ ли ахкам аль-Куран», 4/250.
[18] История приводится в сборнике Муслима, 4597.
[19] Ибн Хишам, «Жизнеописание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует», 3\63.
[20] История приводится у аль-Бухари, 4757, и у Муслима, 2770.
[21] Привёл аль-Бухари, 6788; Муслим, 1688.
[22] Привёл аль-Бухари, 887; Муслим, 2520.
[23] Привёл аль-Бухари, 1129.
[24] Коран, сура 9 «ат-Тауба», аят 128.
[25] Привёл аль-Бухари, 4086.
[26] Привёл аль-Бухари, 2731, 2732.
Автор: доктор Абдулла Мухаммад аль-Амр.
Перевела и подготовила статью редакция сайта WHYISLAM.RU
Источник: Sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.