Отказ Адама и его забывчивость
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в своих хадисах сообщил об истории нашего праотца Адама (мир ему), рассказал нам о его характере, о некоторых его особенностях, которые мы у него унаследовали. Также из этих хадисов мы узнаем о тех законах, которые Всевышний установил для Адама (мир ему) и для его потомков. Поистине, знание о некоторых моментах прошлого не возможно без откровения от Аллаха. Примером тому является нижеследующий хадис.
Текст хадиса
Ат-Тирмизи в своём сборнике «Сунан» передаёт от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Когда Аллах создал Адама, Он провёл по его спине, и высыпались из спины его все люди из потомства Адама, которых создаст Аллах до Судного Дня. Аллах сделал между глаз каждого человека сияние и свет, после чего показал их Адаму. Адам сказал: «О Господь, кто они такие?», Аллах ответил: «Это твои потомки».
Среди людей он увидел какого-то человека, и Адаму понравилось свечение между глаз этого человека, и он сказал: «О Господь, кто этот человек?», Всевышний сказал: «Это один из твоих потомков, относящийся к поздним поколениям. Его зовут Дауд[1]». Тагда Адам спросил: «Господи, какой ты дал ему возраст?» Аллах ответил, что дал ему шестьдесят лет, тогда Адам попросил: «Прибавь ему от моей жизни сорок лет». Когда же завершилась жизнь Адама, к нему явился ангел смерти, но Адам возразил ему: «А разве мне не осталось жить ещё сорок лет?», ангел сказал: «А разве ты не отдал их своему сыну Дауду?». Затем Пророк сказал: «Адам отпирался, и потомки его отпираются, Адам был подвержен забывчивости, и потомки его подвержены тому же, Адам ошибался и потомки его ошибаются».
Абу Иса[2] сказал: «Это хороший, достоверный хадис(хасан сахых), этот хадис передаётся от Абу Хурайры от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, несколькими путями.
Также Ат-Тирмизи передал от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха сказал:
«Когда Аллах создал Адама и вдохнул в него душу, тот чихнул и сказал: «Хвала Аллаху!» (Аль-хамду лиЛлях!), и таким образом восхвалил Аллаха по Его воле, тогда Господь сказал ему: «Да окажет тебе Аллах свою милость (ярхамукя-Ллах), о Адам. Иди к тем ангелам, которые сидят в собрании, и скажи им: «мир вам! (ас-саляму аляйкум!)». Ангелы ответили ему: «И тебе мир и милость Аллаха! (ва аляйкя ассалям ва рахмату-Ллах!)». После этого Адам вернулся к своему Господу, который сказал: «Воистину, таково будет приветствие твоё, и приветствие сынов твоих между собой».
Затем Аллах обратился к Адаму, в то время как обе Руки его были сжаты, и сказал: «Выбери из них какую пожелаешь». Адам сказал: «Я выбрал правую Руку Господа моего». Ведь обе Руки Аллаха правые[3] благие. Тогда Он распростёр Руку Свою, и в ней был Адам и все его потомство. Адам спросил: «О Господь, кто это такие?», – «Это потомство твоё», ответил ему Всевышний. У каждого человека между глаз был написан срок его жизни, и в среде их был мужчина, от которого исходило одно из самых сильных свечений, Адам спросил: «Кто этот человек?», Аллах ответил ему: «Это твой сын Дауд и ему написано жить сорок лет». Адам сказал: «О Господь, продли его жизнь», Аллах сказал: «Такой срок Я ему предписал», Адам вновь обратился: «О Господь, я дарю ему от своей жизни шестьдесят лет», на что Аллах ответил: «Да будет по-твоему».
Потом он был поселён в Раю на столько, на сколько пожелал Аллах, затем был изгнан из него, и всегда вёл для себя счёт (своих дней). Когда ангел смерти пришёл к нему, Адам сказал ему: «Ты поспешил, мне предписано тысячу лет», ангел сказал: «Да это так, но ты подарил своему сыну Дауду шестьдесят лет». Отпирался Адам и потомки его отпираются, Адаму была внушена забывчивость и потомкам его внушена забывчивость. И с тех пор велено людям записывать договора и призывать свидетелей».
Ат-Тирмизи сказал: «этот хадис хороший (хасан гариб) в этой цепочке передатчиков, он также передаётся другими путями от Абу Хурайры от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в передаче Зайда ибн Аслямы от Абу Салиха от Абу Хурайры от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Источники Хадиса
Этот хадис передал Ат-Тирмизи в книге «Сунан», глава тафсира, раздел суры Аль-Аараф (Преграды) (4/267). Смотри в книге «Сахых сунани-ттирмизи» (3/52) под номером: 3282 .
Второй хадис передал Ат-Тирмизи, также в главе тафсира, в разделе двух последних сур Корана (муаввизатайн) Аль-Фаляк (Рассвет) и Ан-Нас (Люди) (4/453). Смотри в книге «Сахых сунани-ттирмизи» (3/137) под номером: 3607.
Объяснение хадиса
Аллах создал Адама в совершенном и законченои виде, а не так как утверждают те, у кого нет знания, что человек эволюционировал из животного или растения. Всевышний мгновенно сотворил его разумным, в идеальном состоянии, понимающим всё, что ему говорят, и здраво отвечающим на задаваемые ему вопросы.
После того как в него была вдохнута душа, он чихнул и восхвалил Аллаха, а Аллах сказал ему: «Да окажет тебе Аллах свою милость (ярхамукя-Ллах), о Адам», потом он повелел ему пойти к группе сидящих ангелов, и поприветствовать их, на что они ответили ему приветствием лучшим, чем приветствие Адама. Затем Всевышний сообщил ему, что таким будет приветствие Адама и приветствие его потомков, при встрече друг с другом. Это говорит о том, что Адам сразу же мог ходить, слушать, разговаривать, чихать, размышлять и понимать обращенную к нему речь.
Обратите внимание на то внимание Аллаха к своему рабу Адаму; после того как он чихнул и восхвалил Аллаха, Всевышний сказал ему: «Да окажет тебе Аллах свою милость (ярхамукя-Ллах), о Адам». Ведь тот, кому Аллах дарует свою милость, находится под Его заботой, охраной и получает от Него великий почёт. Поистине, Аллах принимает покаяние тех, кто отклонился от прямого пути, а потом вернулся на него. Он снисходителен к нашему нерадению, дарует нам силу убеждения и Веру, защищает нас от врагов и укрепляет нас духом от Него.
Аллах предписал Адаму, когда он ещё был в Раю, и его потомкам, восхвалять Аллаха после чихания, и научил нас, какими словами нужно отвечать тому, кто чихнул и воздал Ему хвалу. После урока по этикету чихания, Всевышний дал нам урок этикета связанного со встречей и расставанием, и сделал салям (ас-саляму аляйкум)приветствием для сыновей Адама.
Наш пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил нам, что Господь провел по спине Адама, и высыпалось из неё все его потомство, все люди, которых Он создаст, начиная от него самого и до последнего часа этого бренного мира. Всех их Господь сжал в Своей деснице (правая рука) и предоставил Адаму выбрать одну из Его благословенных Рук. Адам выбрал правую руку своего Господа, ведь обе руки Его, Велик Он и Славен, благие и правые. Когда Аллах раскрыл десницу Свою, то в ней оказался сам Адам и все его потомки.
Адам увидел все свое потомство, которое будет создано после него, а между очами их Аллах сделал свет, в котором Адам мог видеть начертание возраста каждого человека. Он заметил человека, свет которого был прекрасен, и Аллах поведал Адаму, что это один из его сыновей, который будет жить в одной из последних общин этого мира, его имя Дауд, а продолжительность его жизни шестьдесят лет. В другом хадисе говориться, что ему была определена жизнь длинной в сорок лет, но первая версия более достоверна. Адам посчитал жизнь Дауда слишком короткой, и попросил Господа увеличить его срок, но Всевышний сказал, что такой срок предписан ему изначально, тогда Адам подарил Дауду от своих лет, столько, чтобы жизнь его достигла ста лет.
Из хадиса становится ясно, что Адаму было известно и о том, сколько было предписано жить ему самому и, что он проживет тысячу лет. Но когда ему исполнилось, без сорока, тысяча лет, к нему явился ангел смерти, для того, чтобы забрать душу нашего праотца. Но Адам не согласился с тем, чтобы ангел забрал его душу, пока он не проживет отведенную ему тысячу полностью. Из хадиса мы узнали, что Адам считал годы своей жизни. Когда ангел смерти напомнил Адаму, что подарок, который он сделал своему сыну Дауду, это и есть – те оставшиеся годы его жизни, но Адам начал отрицать этот факт. Он начал отказываться и отпираться по забывчивости, это качество унаследовали от своего «отца» и его «дети». Люди начали отказываться от своих слов, как отказывался Адам, и забывали, как забывал он. Поэтому Аллах повелел людям записывать договора и приглашать свидетелей, чтобы противопоставить это тем, кто будет отказываться от своих слов, или просто забудет о том, что говорил.
Польза и уроки, извлекаемые из хадиса
1) Аллах изначально создал человека в совершенном и законченном виде, а не так как об этом говорят заблудшие, что он был создан ущербным, а потом на протяжении долгих эпох, путем эволюции достиг совершенства. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сообщил нам, что совершенство Адама также заключалось в его гигантском росте, который был равен шестидесяти локтей[4], а остальные люди после него начали постепенно уменьшаться в размере, пока не достигли современных размеров человека. В День Воскресения, Аллах введёт мусульман в Рай в совершенном облике, в котором был сотворён их отец Адам (мир ему).
В сборниках хадисов аль-Бухари и Муслим приводится хадис о том, что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Аллах создал Адама ростом в шестьдесят локтей. Затем сказал ему: «Иди и пожелай мира тем ангелам и послушай, каким приветствием они ответят тебе, и это станет приветствием твоим и твоих потомков». Тогда Адам сказал ангелам: «Мир вам (ас-саляму аляйкум)», они ответили: «И тебе мир и милость Аллаха (ва аляйкя ас-салям ва рахмату-Ллах)», добавив слова «…и милость Аллаха (…ва рахмату-Ллах)». Каждый кто войдёт в Рай будет такого же сложения, как был Адам. И до наших дней люди не перестают уменьшаться в размере».
Это ещё раз доказывает сказаное мною выше, что Адам с того момента, как в него была вдохнута душа был совершенным, как об этом говорится в хадисе: «Воистину Аллах создал Адама в его облике», то есть, именно в том виде, в котором его знали. Он не прогрессировал, и не эволюционировал из одного вида в другой, из одного облика к другому, в отличие от его потомков, которые были созданы Аллахом в утробе своих матерей: сначала, в виде капли, затем как прилипший сгусток, потом как небольшой кусочек мяса, а после вдыхания души, Аллах взрастил их в новом творении.
2) В этом хадисе содержится знание о событиях произошедших с нашим праотцом Адамом: о том, как он чихнул, а потом сказал «Хвала Аллаху!» (Аль-хамду лиЛлях!), о том, как Аллах ответил ему словами «Да окажет тебе Аллах свою милость (ярхамукя-Ллах). Также мы узнаём о приветствии Адамом ангелов, об их ответе ему и о том, что Аллах провел по спине Адама, и много других знаний, содержащихся в этом хадисе.
3) Из хадиса мы узнаём, что восхваление Аллаха после чихания, и пожелание чихнувшему милости Аллаха, а также приветствование людей словами мира, всё это относится к великим предписаниям Шариата, которые имели место во всех пророческих Шариатах, и не является особенностью какой-то определённой общины. Это является наследием нашего праотца Адама (мир ему).
4) Этот хадис служит доказательством Предопределения. Аллах изначально знал о длине жизни своих рабов и начертал это всё в Хранимой Скрижали. Всевышний показал Адаму всех его потомков, которые будут созданы в будущем, и у каждого человека написал срок его жизни между глаз.
5) Хадис содержит указание на наличие у Аллаха двух рук и Он сжимает их, когда пожелает, и как пожелает. Но мы не можем знать истинную суть Его святых дланей, мы не знаем какие они. Также мы не можем отрицать это качество нашего Господа, также как не можем и уподоблять Его творениям. «Нет ни чего подобного Ему, Он – Слышаший Видящий» (Аш-Шура: 11)
6) Хадис говорит нам об особом достоинстве Пророка Аллаха Дауда, о силе его веры, на что указывало особенно яркое свечение между его глаз.
7) Из хадиса мы узнаём, что Адам умел считать и вести учет, так как он подсчитывал свои годы, и знал, сколько он уже прожил, и сколько ему ещё осталось. На этом основании он и вступил в препирательство с ангелом смерти, когда тот хотел забрать душу Адама раньше отведенного ему срока.
8) В хадисе даётся разъяснение точного срока отведённого Адаму, мир ему, это – тысяча лет. Это также является исправлением ошибки содержащейся в Торе в седьмой главе книги Бытие, в которой говорится, что жизнь его была девятсот тридцать лет, но правильным является то, что указано в хадисе. Также в хадисе содержится указание на возраст Дауда, мир ему.
10) Установление закона о записи договоров и сделок, как действенное средство для решения проблем в случаях отказа от данных слов или при забывчивости.
- [1] Библейский Давид.
- [2] Имеется ввиду имам Ат-Тирмизи
- [3] «Правая рука» по-арабски будет «ямин», что в основе арабского языка значит благой, полезный, благословенный. И правая рука названа «ямин» по причине своей полезности и благости.
- [4] Около тридцати метров.
www.sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.