Семьдесят вопросов, связанных с постом (ч2)
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
10. Лица, для которых пост является обязательным.
Пост обязателен для каждого совершеннолетнего, разумного мусульманина, не находящегося в пути, способного поститься по состоянию здоровья (эти условия в равной степени распространяются как на мужчин, так и на женщин), и мусульманки, не имеющей месячных и послеродовых кровотечений.
Что касается вышеупомянутого условия «совершеннолетие», то оно определяется по одному и трёх признаков:
- Выделение спермы во время сна (поллюция) или наяву.
- Вырастание грубых волос на лобке.
- Достижение пятнадцати лет для мальчиков, и девяти лет для девочек (по лунному летоисчислению).
- В отношение девочек прибавляется дополнительный признак: появление месячных кровотечений, если даже это произойдёт до десятого года жизни.
Необходимо повелевать ребёнку поститься по достижении семи лет, если он в состоянии перенести голод и жажду. Также некоторые учёные упомянули, что нужно наказывать ребёнка, если он отказывается поститься по достижении десяти лет, проводя аналогию с намазом.[1] Вознаграждение за соблюдение поста будет идти ребёнку, а его родителям будет награда за воспитание и указывание на благие дела. Сообщается, что ар-Рубаййи‘ бинт Му‘аввиз (да будет доволен ею Аллах) сказала в отношении поста в день Ашура, когда он был обязательным: «С тех пор мы соблюдали пост (в этот день) сами и заставляли поститься наших детей. И мы делали для них игрушки из шерсти, а когда кто-нибудь из них начинал плакать, желая еды, мы давали ему (такую игрушку), пока не наступало время разговения».[2]
К сожалению, некоторые родители проявляют послабление в отношении своих детей в том, что связано с постом. Случается даже такое, что ребёнок воодушевленно начинает поститься, и он в состоянии сделать это, однако, родители из проявления жалости к нему заставляют его прервать пост. Если бы они знали, что настоящее проявление жалости заключается в приучении ребёнка к посту. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено».[3]
Следует обратить особое внимание на дочку при достижении ею совершеннолетия, так как она может поститься во время её месячных, стесняясь говорить об этом, и затем не возмещать эти дни.
12. Пост в отношении неверующего, который принял Ислам, и ребёнка, который стал совершеннолетним.
Что касается неверующего, который принял Ислам, ребёнка, который стал совершеннолетним, а также человека, который пришёл в себя после потери рассудка, то они все должны начать соблюдать пост в оставшийся день, так как пост стал обязательным для них. При этом пропущенные дни, в которых они не постились, возмещать не надо, потому, что пост в те дни был для них не обязательным.
13. Дела сумасшедшего не записываются.
Если человек теряет свой рассудок иногда и приходит в себя иногда, то ему необходимо поститься в те дни, когда он пришёл в себя, не соблюдая пост в те дни, когда он теряет свой рассудок. Если постящийся потерял рассудок в течение дня, его пост тем самым не нарушается, остаётся действительным, так же, как если он потерял сознание по причине болезни или по любой другой причине, так как в момент намерения он был в себе. [4] Такое же религиозное положение имеет больной эпилепсией.
14. Если кто-то умер в течение месяца Рамадан.
Если кто-то умрёт в течение месяца Рамадан, оставшиеся дни месяца отпадают от него и его родственников, т.е. за него пост не нужно соблюдать.
15. Кто не знал об обязательном статусе поста в месяц Рамадан.
Что касается того, кто не знал, что пост в Рамадан обязателен, или не знал, что нельзя кушать или иметь половую близость, то большинство учёных считают, что он оправдан своим невежеством, если его невежество действительно можно оправдать, как например, невежество новообращенного мусульманина или верующего, который вырос среди неверующих. А если человек находился с мусульманами и мог спросить о посте, обучиться этим вопросам, то такой не может оправдаться своим невежеством.
Пост путника.
16. Условие для прерывания поста в пути.
Для того, чтобы можно было прервать пост в пути, необходимо выполнение следующих условий:
1. Постящийся должен считаться путником, а именно, должен находиться в пути, измеряемой либо определённым расстоянием, либо определяемой обычаем людей. (В этом вопросе существует разногласие среди учёных).
2. Необходимо выйти за пределы последнего строения своего населённого пункта. Поэтому большинство учёных запретили прерывать пост тому, кто ещё не выехал из своего населённого пункта, так как он не считается путником. Такому нельзя прерывать пост, ведь он застал месяц, а Всевышний Аллах сказал по этому поводу: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься».[5] Кроме того, его нельзя назвать путником, пока он не выйдет из своего поселения. В отношении такого человека распространяются религиозные положения местного жителя, поэтому он совершает намазы полностью не сокращая их.
3. Путник не должен преследовать от своего путешествия греховные цели. (В соответствии с мнением большинства учёных).
4. Человек не должен умышленно выходить в путь с целью несоблюдения поста.
17. Разговение путника.
В соответствии с единогласным мнением путнику разрешается разговляться, всё равно, может ли он поститься или нет, составляет ли ему трудность пост или нет. Таким образом, даже если путник будет находиться в тени, или в воде и с ним будет прислуга, выполняющий всю его работу, то разрешается ему разговляться и сокращать молитвы.[6]
18. Вопрос в отношение того, кто вознамерился выйти в путь в Рамадане.
Если кто-то решил в Рамадане выйти в путь, не разрешается брать намерение разговляться до тех пор, пока он не выйдет в путь, так, как есть вероятность того, что он по какой-либо причине не сможет выехать.[7]Можно путнику прерывать пост только после выхода за пределы своего населённого пункта. То же самое касается человека, который вылетает из своего города, его самолёт должен выйти за пределы последнего строения этого населённого пункта. Если же аэропорт находится за пределами города, то постящийся может прервать свой пост там, однако если здание аэропорта находится в черте города или примыкает к населённому пункту, то в таком случае прерывать пост нельзя, так как считается, что постящийся ещё не покинул своё поселение.
19. Вопросы, связанные с постом в самолёте.
Если постящийся совершил разговение на земле по причине заката солнца, затем взлетев на самолёте, на горизонте увидел солнце, то ему не надо воздерживаться от еды и питья, так как он полностью завершил пост этого дня, и не нужно совершать поклонение заново после его окончания. Если же самолет взлетел до захода солнца, и постящийся хочет завершить свой пост, будучи уже путником (т.е. не хочет прерывать пост по причине пути), то он должен разговляться сразу после того, как увидит закат солнца (на какой бы высоте он не находился). Лётчику при этом не разрешается умышленно лететь на той высоте, на которой не видно солнца с целью разговения, так как это способ ухищрения. Однако, если самолет по причине снизил высоту, при которой диск солнца скрывается за горизонтом, то постящийся может совершить разговение.[8]
20. Прибытие путника в страну для долговременного жительства.
Если постящийся прибыл в населённый пункт с намерением оставаться там более четырёх дней, то для него пост становится обязательным (уаджиб) в соответствии с мнением большинства учёных. Поэтому, кто уезжает с целью учёбы за пределы своего поселения на месяцы и годы, тот в соответствии с мнением большинства учёных, среди которых четыре имама (Абу Ханифа, Аш-Шафи’и, Малик и Ахмад ибн Ханбаль), будет считаться местным, должен поститься и совершать намазы полностью, не сокращая.
Если путник, будет проезжать не родной населённый пункт, и у него не будет намерения пребывать там более четырёх дней, то пост для него не обязателен (т.е. он может прервать его). Если же он останется там более, чем на четыре дня, то он должен поститься, так как он становится подобно местному.[9]
21. Начал поститься, а затем вышел в путь.
Кто начал соблюдать пост, будучи у себя в населённом пункте, а затем в течение дня вышел в путь, тому можно прервать уразу, так как Всевышний Аллах сделал путешествие причиной, разрешающей прерывать пост: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время».[10]
22. Пост того, кто часто находится в пути.
Для лиц, которые часто находятся в пути, такие, как таксисты, совершающие рейсы между городами, лётчики, моряки и другие работники, которые постоянно находятся в разъездах, и у них при этом есть постоянное место жительства, разрешается прерывать пост в пути. Однако, если моряк вышел в море с семьёй и со всеми необходимыми вещами, и долгое время находится в пути, то он не имеет права разговляться и сокращать молитвы.
Что касается кочевников, которые перемещаются из зимних поселений в летние или наоборот, то им можно прерывать пост и сокращать намазы во время этих перемещений. Однако, если они обосновались на лето, или на зиму в каком-либо месте, нельзя ни прерывать пост, ни сокращать намазы, если даже выйдут в поисках пастбищ.[11]
23. Если путник возвращается на родину днём.
Если путник вернётся на родину днём, то по поводу воздержания от еды, питья и удовлетворения полового желания в оставшейся день существует известное разногласие среди учёных.[12] Но всё же лучше ему воздержаться от всего того, что нарушает пост, проявляя почтение к благословенному месяцу. Кроме того, ему необходимо будет возместить пропущенный день всё равно, воздержался ли он в оставшийся день или нет.
24. Если человек начал пост в одной стране, а закончил в другой.
Если мусульманин начал поститься в одной стране, а затем поехал в другое государство, в котором Рамадан начался на день раньше или наоборот позже, то на него распространяется положение жителей той страны, куда он приехал. Поэтому он разговляется только вместе с ними, если даже его пост превысил тридцать дней, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост начинается в день, когда вы (т.е. община мусульман) начинаете его, и завершается в день, когда вы завершаете его».[13] Если же его пост окажется по количеству дней меньше, чем двадцать девять, то после праздника разговения ему необходимо довести свой пост до двадцати девяти дней, так как месяц по лунному календарю не бывает меньше, чем двадцать девять дней.[14]
Пост больного.
25. Положение поста в отношении больного.
Если человек болен, то разрешается ему прерывать пост. Основой данному положению является слова Всевышнего Аллаха: «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время».[15] Если же человек слегка захворал, как например, у него насморк или головная боль, то нельзя прерывать пост по этой причине.
Разрешается прерывать пост, и более того пост является нежелательным в том случае, когда подтверждается медициной, или человек знает по своему опыту, или он предполагает, что по всей вероятности пост станет причиной болезни, или усилит имеющейся недуг, или станет причиной задержки выздоровления. И если человека охватила болезнь, то ему не обязательно брать намерение поститься с ночи, если даже есть вероятность того, что он выздоровеет к утру, так как берётся во внимание его нынешнее состояние.
26. Если пост вызывает потерю сознания.
Если пост вызывает у кого-либо потерю сознания, то ему надо прервать пост и возместить его в другой день.[16] В случае, когда постящийся теряет сознание в течение дня, и затем приходит в себя до заката солнца, то его пост является действительным. Если же постящийся будет находиться в бессознательном состоянии с утреннего рассвета и до самого заката солнца, то в соответствии с мнением большинства учёных его пост считается недействительным. По мнению большинства учёных, возмещение поста того, кто находился в бессознательном состоянии, является обязательным вне зависимости от продолжительности потери сознания.[17]
Некоторые учёные дали фетву по поводу того, кто потерял сознание или находился под воздействием наркоза меньше трёх дней, что такой человек должен возместить пропущенные дни так же, как проспавший несколько дней подряд. Если срок бессознательного состояния будет больше трёх дней, то не нужно возмещать пропущенные дни так же, как потерявший рассудок.[18]
27. Нестерпимый голод и сильная жажда.
Если постящийся почувствует нестерпимый голод или сильнейшую жажду так, что у него появятся серьёзные основания для беспокойства за своё здоровье, появится большая вероятность потери какого-либо из органов чувств, а не просто воображение, то в таком случае разрешается ему прервать пост, и затем необходимо будет возместить его, так как сохранение здоровья является обязательным. При этом нельзя прерывать пост просто по причине голода или жажды, которые можно перенести, а также из-за усталости или воображаемой болезни. Поэтому работникам в тяжёлых условиях нельзя прерывать свои посты, и им необходимо брать намерение поститься с ночи. Если же рабочие не могут оставить работу, и при этом есть серьёзные основания бояться за своё здоровье или они почувствовали нестерпимую трудность, которая заставила их прервать пост, то они прерывают свой пост, отстранив возникшую сложность, воздерживаясь от еды и питья в оставшийся день до заката солнца, и затем возмещают прерванный пост.
Рабочий в тяжёлых условиях, как например, человек, работающий с доменными печами, который физически не в состоянии соблюдать пост, должен постараться перейти на ночную смену или взять отпуск на время месяца Рамадан, если даже он не будет оплачиваться. Если же он не может сделать перечисленные вещи, то пусть лучше ищет другую работу, на которой он смог бы объединить свои религиозные и мирские обязанности. И кто боится Аллаха, тому он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже и не предполагает.[19]
Также стоит заметить, что экзамены в ВУЗах не являются причиной для прерывания поста, поэтому не следует прерывать его, даже если придётся ослушаться родителей в этом, так как нельзя подчиняться человеку в том, что является грехом перед Создателем.[20]
28. Вопросы в отношении излечимой и неизлечимой болезни.
Если постящийся заболел излечимой болезнью, ему необходимо дождаться выздоровления, и затем восполнить пропущенные дни, а кормление бедняков в его случае не будет засчитано.
Если человек болен неизлечимой болезнью или он достиг преклонного возраста так, что неспособен поститься, то он кормит одного бедняка за каждый день поста в размере половины са’а (мера объёма) употребляемого в данной стране продукта (это равно примерно полтора килограммам риса). При этом разрешается собирать продукты, предназначенные в качестве искупления, и кормить бедняков в конце месяца, так же, как это можно делать ежедневно.
Следует выплачивать фидьйя[21] только продуктами, как об этом сказано в аяте: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка».[22] Выплата искупления беднякам в денежной форме не засчитывается.[23]При этом можно поручить покупку продуктов и распределение их среди бедняков доверенному лицу и благотворительной организации.
Если постящийся, будучи больным, не соблюдал пост в Рамадане, ожидая выздоровления и дальнейшего восполнения пропущенных дней, однако позже узнал, что его болезнь неизлечимая, то ему необходимо кормить бедняка за каждый пропущенный день.[24]
Если тот, чья болезнь излечима, не постился, ожидая выздоровления, и умер, то ни с него, ни с его родственников ничего не требуется.
Что касается того, чья болезнь считалась неизлечимой, и поэтому он кормил бедняков вместо поста, однако с прогрессом медицины появились способы лечения, используя которые, он вскоре выздоровел, то с него ничего не требуется за прошлые посты, так как он делал то, что было предписано ему.[25]
29. Тот, кто был болен, затем выздоровел, но скончался, не возместив пропущенные дни, при этом имея возможность.
Если человек был болен во время поста, затем выздоровел, и у него была возможность возместить пропущенные дни, однако он умер, так и не сделав этого, то выплачивается за него фидьйя для кормления бедняка за каждый пропущенный день с оставленного им имущества. Если кто-то из его родственников пожелает поститься за него, то это зачтётся. В обоих сборниках достоверных хадисов передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть за умершего, которому предстояло соблюдать пост, постится (кто-нибудь из его) близких».[26] [27]
Пост человека преклонного возраста, не способного соблюдать пост.
30. Старуха и дряхлый старик.
Пост не является обязательным в отношении людей очень преклонного возраста, которые становятся физически слабыми и с каждым днём их положение ухудшается. Если соблюдение поста истощает и отягощает их, то они прерывают пост. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал по поводу слов Всевышнего Аллаха: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка», что этот аят неотмененный, а говорится в нём о старике и старухе, которые не в состоянии поститься, они должны накормить бедняка за каждый день.[28]
Что касается людей преклонного возраста, которые впали в старческое слабоумие, то ни на них, ни на их родственниках нет никакой обязанности в отношении поста, так как с них снимаются религиозные предписания. Если же подобная категория людей иногда приходит в здравый разум, то в такой ситуации они должны поститься, если же вновь теряют рассудок, то на них нет обязанности восполнять дни, в котором находились без рассудка.[29]
31. Пост во время военных действий.
Если кто-то участвует в военных действиях с врагом, или враги окружили его страну, и при этом пост обессиливает его от участия в сражениях, то в таком случае разрешается прерывать пост, если даже постящийся не находится в пути. Также если постящийся будет нуждаться в прерывании поста перед боем, разрешается ему сделать это. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам:«Утром вы встретитесь с врагом, и разговение будет лучше для вас, разговляйтесь же».[30]
Продолжение следует…
- [1] Смотри «Аль-мугни», (3/90).
- [2] Аль-Бухари (1960) в «Фатх аль-Барий».
- [3] Сура «Ат-Тахрим», 6.
- [4] «Маджалис шахр Рамадан», ибн Усеймин, стр. 28.
- [5] Сура «Аль-Бакара», 185.
- [6] «Маджму’ аль-фатауа», Ибн Таймийя, 25/210.
- [7] Тафсир Аль-Куртуби, 2/278.
- [8] Устные фетвы шейха Ибн База.
- [9] Смотри «Фатауа ад-да’уа», Ибн Баз, стр. 977.
- [10] Сура «Аль-Бакара», 185.
- [11] «Маджму’ аль-фатауа», Ибн Таймийя, 25/213.
- [12] «Маджму’ аль-фатауа», Ибн Таймийя, 25/212.
- [13] Этот хадис привёл Ат-Тирмизи, (697). И он сказал, что этот хадис относится к категории хасан гариб (хороший, малоизвестный)).
- [14] Взято из фетв муфтия, шейха Ибн База, «Фатауа ас-сыйям», стр. 15-16.
- [15] Сура «Аль-Бакара», 184.
- [16] «Маджму’ аль-фатауа», Ибн Таймийя, 25/217.
- [17] «Аль-Мугни» вместе с «Аш-Шарх аль-кабир», 1/412, 3/32. А также «Аль-маусу’а аль-фикхийя аль-кувейтийя», 5/268.
- [18] Устные фетвы шейха Ибн База.
- [19] Фетва постоянного комитета учёных, 10/233-235.
- [20] Фетва постоянного комитета учёных, 10/241.
- [21] Искупление.
- [22] Сура «Аль-Бакара», 184.
- [23] Фетва постоянного комитета учёных, 10/198.
- [24] Фетвы шейха Ибн Усеймина.
- [25] Фетва постоянного комитета учёных, 10/195.
- [26] Сахих аль-Бухари, 1952. Сахих Муслим, 1147.
- [27] Фетва постоянного комитета учёных, из журнала «Ад-Да’уа», стр. 806.
- [28] Сахих аль-Бухари, 4505.
- [29] «Маджалис шахр Рамадан», Ибн Усеймин, стр. 28.
- [30] Привёл Муслим, 1120. Этого мнения придерживался Ибн Таймийя, кроме того, учёные Шама дали такую фетву, когда на их страну напали татаро-монголы.
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.