Итикаф и его ахкамы
И’тикаф является таким поступком, посредством которого достигают приближения к Аллаху. Однако нет ни одного достоверного хадиса о его достоинстве. Абу Дауд сказал: «Я спросил имама Ахмада: "Известно ли тебе что-либо о достоинстве и’тикафа?”. Он ответил: "Нет, кроме того, что недостоверно”».
Разновидности
И’тикаф бывает желательным и обязательным. Желательный – этот тот, который соблюдается мусульманином с целью приближения к Аллаху, получения вознаграждения и следования примеру Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Наиболее желательным он становится в последние десять дней Рамадана, в соответствии с вышеприведённым хадисом.
Обязательный и’тикаф – это тот, который человек сам сделал для себя обязательным, как посредством общего обета (назру-ль-мутляк), например, словами: «Я обязан перед Аллахом соблюдать и’тикаф столько-то…», — так и посредством связанного с чем-то обета (назру-ль-му’аллик), как например, словами: «Если Аллах исцелит мою болезнь, то я буду соблюдать и’тикаф такое-то время…».
В «сахихе» аль-Бухари приводится, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Кто даст обет, что будет проявлять покорность Аллаху, пусть проявляет её!». Там же приводится со слов ‘Умара, – да будет доволен им Аллах! – как он сказал: «О Посланник Аллаха, я дал обет, что буду соблюдать и’тикаф одну ночь в мечети аль-Харам», — а Пророк ответил ему: «Исполни свой обет!».
Время соблюдения
Обязательный и’тикаф соблюдается столько, сколько было оговорено в обете. Если обет был дан на то, что и’тикаф будет соблюдаться день или более, то именно столько и нужно будет его соблюдать.
У желательного и’тикафа нет определённого времени. Если пребывать в мечети с намерением на и’тикаф, то он будет считаться состоявшимся, независимо от длительности этого пребывания. И всё то время, что человек будет оставаться в мечети, он будет получать награду.
Если человек выйдет из мечети, а затем вернётся в неё, то ему необходимо будет повторить намерение, если он собирается продолжить соблюдение и’тикафа.
Передают, что Йа’ля б. Умейа говорил: «Если я нахожусь в мечети какой-то промежуток времени, то только соблюдая и’тикаф». ‘Ата сказал: «Если человек сядет в мечети рассчитывая на получение за это награды, то он станет му’такифом (соблюдающим и’тикаф), а иначе нет».
Необязательный и’тикаф при желании можно прерывать в любой момент до завершения означенного намерением срока.
Передают со слов ‘Аишы: «Когда Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – хотел соблюдать и’тикаф, он совершал утреннюю молитву (фаджр), а затем заходил в место, предназначенное для его соблюдения. А Однажды, когда он захотел соблюдать и’тикаф в последние десять дней Рамадана, он повелел установить ему в мечети палатку и её установили. Когда я увидела это, то повелела установить палатку и мне, и её установили. Затем то же самое повелели и другие жены Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – и им установили палатки. [После этого], когда Пророк совершил утреннюю молитву, он посмотрел на эти палатки и сказал: "Это еще что? И вы еще хотите быть покорными?”, — а потом повелел, чтобы его палатку разобрали, и повелел чтобы разобрали палатки его жен. После этого он отложил соблюдение и’тикафа на первые десять дней», — то есть, на первые десять дней Шавваля.
То, что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – повелел своим женам разобрать палатки и не соблюдать и’тикаф после того, как они вознамерились его соблюдать, свидетельствует о том, что допускается прерывать и’тикаф после того, как уже начато его соблюдение.
Этот хадис также указывает на то, что мужчина вправе запрещать своей жене соблюдать и’тикаф без его разрешения. Этого мнения придерживаются все ученые. Разногласие между ними возникло относительно того вправе ли муж запрещать своей жене соблюдать и’тикаф после того как он дал ей разрешение на его соблюдение. Аш-Шафи’и, Ахмад и Дауд сказали, что он вправе как запретить ей, так и заставить её прекратить соблюдать необязательный и’тикаф.
Условия
Тот, кто соблюдает и’тикаф (будь то мужчина или женщина), должен быть мусульманином, как минимум мумайизом, не должен находиться в состоянии полового осквернения, и у него не должно быть в момент соблюдения и’тикафа месячных и послеродовых кровотечений. И’тикаф, соблюдаемый неверным, либо не достигшим тамйиза ребёнком, либо тем, кто находится в состоянии полового осквернения, либо женщиной в период месячных или послеродовых кровотечений, будет недействительным.
Столпы
И’тикаф представляет собой нахождение в мечети с намерением приблизиться ко Всевышнему Аллаху. Не в мечети, или без соответствующего намерения, и’тикаф будет недействительным.
На необходимость наличия соответствующего намерения указывают слова Всевышнего Аллаха: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне» (Св. Коран, 98: 5), — а также слова Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – «Воистину, дела [оцениваются] по намерениям, и воистину, каждому достанется лишь то, что он намеревался обрести».
На неотъемлемость такого элемента и’тикафа, как нахождения в мечети, указывают слова Всевышнего Аллаха: «Не вступайте с ними в близость, когда вы совершаете и’тикаф в мечети» (Св. Коран, 2: 187). То есть, если бы соблюдение и’тикафа не в мечети было допустимым, то запрет на вступление в половую близость не был бы ограничен и’тикафом в мечети, так как половая близость является обстоятельством нарушающим и’тикаф. Отсюда становится ясно, что смысл обращения сводится к тому, что и’тикаф бывает только в мечетях.
Мнения ученых относительно мечетей, и’тикаф в которых считается действительным
Между учеными имеется расхождение относительно мечетей, в которых действительно соблюдение и’тикафа. Абу Ханифа, Ахмад, Исхак и Абу Саур говорили, что соблюдение и’тикафа будет действительным в любой мечети, в которой совершают пять обязательных молитв и в которых собирается джамаат, в соответствии с хадисом, в котором Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – говорит: «В любой мечети, в которой имеется муаззин и имам, будет действителен и’тикаф» (ад-Даракутни).
Однако это слабый хадис. Он не может применяться как довод.
Малик, аш-Шафи’и и Дауд говорили, что его соблюдение будет действительно в любой мечети, поскольку нет ни одного ясного достоверного сообщения, которое бы ограничивало и’тикаф какими-то отдельными мечетями.
Шафи’иты говорят, что предпочтительнее соблюдать и’тикаф в той мечети, где совершается обязательная пятничная молитва (джум’а), потому что Посланник – мир ему и благословение Аллаха! – соблюдал его в такой мечети, а также потому что на молитву там собирается больше людей, и что нельзя соблюдать и’тикаф в другой мечети (то есть не в той, в которой совершается коллективная пятничная молитва), если время его соблюдения настолько совпадает с временем пятничной молитвы, что можно её пропустить.
Му’такиф может возвещать азан с минарета, если дверь в него находится в мечети или во дворе мечети, а также может подниматься на крышу мечети, так как всё это относится к ней. Если же дверь в минарет находится за пределами мечети, то при нахождении в этом минарете и’тикаф будет считаться недействительным. По ханафитскому и шафи’итскому мазхабам, а также по одному из высказываний Ахмада, двор мечети считается её частью. По другому высказыванию Ахмада и по мнению Малика, двор к мечети не относится и му’такиф не может в него выходить.
Как утверждает большинство ученых, соблюдение женщиной и’тикафа в масджид аль-бейт (помещение с ограничением доступа людей, которое собственник дома выделил как предназначенное для совершения молитвы) будет считаться недействительным, поскольку в отношении этого помещения не применимо слово «мечеть». Среди ученых нет разногласия в том, что такое помещение можно продавать. К тому же достоверно известно, что жены Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – соблюдали и’тикаф в мединской мечети.
Соблюдение поста му’такифом
Хорошо, когда му’такиф постится. Но если он не соблюдает пост, то это никак не влияет на его и’тикаф.
Аль-Бухари передаёт, как однажды Ибн ‘Умар – да будет доволен Аллах им и его отцом! – сказал: «О Посланник Аллаха, во времена джахилийи я дал обет, что буду соблюдать и’тикаф одну ночь в мечети аль-Харам», — на что Пророк ответил: «Исполни свой обет!».
Веление Посланника Аллаха – мир ему и благословение! – исполнить данный обет свидетельствует о том, что пост не является условием действительности и’тикафа, так как ночью пост не соблюдается.
Са’ид б. Мансур передаёт со слов Абу Сахля, который рассказывает: «На моей жене лежала обязанность соблюсти и’тикаф. Я спросил ‘Умара б. ‘Абду-ль-‘Азиза и он сказал, что на ней не лежит обязанность наряду с этим и поститься, если она сама не возложит на себя пост. Тогда аз-Зухри сказал: "Не бывает и’тикафа без поста”. ‘Умар спросил его:
— [Об этом сообщается] от Пророка, мир ему и благословение Аллаха?
— Нет… — ответил аз-Зухри. Тогда ‘Умар спросил:
— От Абу Бакра?
— Нет… — ответил тот.
— От ‘Умара? — вновь спросил ‘Умар.
— Нет…
— Я так полагаю, от ‘Усмана?
— Нет… — ответил аз-Зухри.
Затем я вышел от него и встретил ‘Ату и Тавуса. Я задал им этот же вопрос. Тавус ответил: "Такой-то утверждал, что на неё не возлагается соблюдение поста наряду с и’тикафом, если она сама его на себя не возложит”, — а ‘Ата сказал: "Она не должна соблюдать пост, если не даст обет на его соблюдение”».
Аль-Хаттаби сказал:
«Среди людей возникло разногласие по этому поводу. Аль-Хасан аль-Басри сказал: "И’тикаф засчитывается и без соблюдения поста”. Этого мнения придерживался аш-Шафи’и. Передают, что ‘Али и Ибн Мас’уд говорили: "Если му’такиф хочет, то может поститься, если не хочет, может не поститься”.
Аль-Ауза’и и Малик сказали, что и’тикаф без поста не бывает. Этого мнения также придерживались ахлю-р-ра’йи. Об этом также передаётся от Ибн ‘Умара, Ибн ‘Аббаса и ‘Аишы. Такой же позиции придерживались Са’ид б. аль-Мусейиб, ‘Урва б. аз-Зубейр и аз-Зухри».
Время вступления в и’тикаф и завершения его соблюдения
Выше уже говорилось, что у желательного и’тикафа нет строго определённого времени. Если кто войдёт в мечеть и вознамерится посредством присутствия в ней приблизится к Аллаху, то он становится му’такифом, и будет пребывать в и’тикафе пока не выйдет из мечети.
Если он вознамерится соблюдать и’тикаф последнюю декаду Рамадана, то он должен зайти в место соблюдения своего и’тикафа до того, как зайдёт солнце.
Аль-Бухари передаёт со слов Абу Са’ида, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Кто из вас желает соблюдать и’тикаф по моему примеру, пусть соблюдает его в последние десять [ночей Рамадана]».
Первая из последних ночей Рамадана – это двадцать первая или двадцатая ночь.
Также сообщается в хадисе, что когда он – мир ему и благословение Аллаха! – вознамерился соблюдать и’тикаф, он прежде совершил утреннюю молитву, а затем зашел в место соблюдения и’тикафа. Имеется ввиду, что он заходил в мечеть и направлялся в то место внутри неё, которое он специально подготовил для и’тикафа.
Как говорят Абу Ханифа и аш-Шафи’и, для полноценного завершения и’тикафа последних десяти суток Рамадана, соблюдающий его должен выйти из мечети после того, как в последний день этого месяца зайдёт солнце.
Малик и Ахмад сказали, что если он выйдет после того, как зайдёт солнце, его и’тикаф будет засчитан как полноценный, однако, по их мнению, ему всё же желательно остаться в мечети до тех пор, пока он не выйдет на совершение праздничной молитвы (саляту-ль-‘ид).
Аль-Асрам передаёт от Абу Айуба о том, что обычно в ночь перед праздником разговения Абу Кыляба ночевал в мечети, а к утру отправлялся на праздничную молитву в том же виде, в котором он соблюдал и’тикаф, а соблюдал он и’тикаф не имея при себе какой-нибудь подстилки или коврика, на котором бы он мог сидеть, и сидел он как простой, обычный, не выделяющийся из толпы человек. Так, Абу Айуб рассказывает: «Как-то я зашел к нему в день праздника разговения, и в его комнате находилась нарядная Джувейрия. Я решил, что это одна из его дочерей, но она была его рабыней, которую он отпустил на свободу. Он же вышел на праздничную молитву в обычном своём виде».
Ибрахим сказал: «Предшественникам нравилось, когда тот, кто соблюдал и’тикаф последние десять дней Рамадана, оставался в мечети в ночь на праздник разговения, а затем сразу из мечети отправлялся в мусаллю (место, предназначенное для совершения праздничной молитвы).
Тот, кто даст обет соблюдать и’тикаф один день или определённое количество дней, либо же вознамерится соблюдать желательный и’тикаф один день или некоторое оговорённое количество дней, должен приступить к своему и’тикафу до того, как он увидит, что наступил рассвет, а завершить и’тикаф – как только солнечный диск скроется за горизонтом, независимо от того, делается ли это в Рамадане, или в другом месяце.
А кто даст обет, что будет соблюдать и’тикаф одну ночь или некоторое определённое количество ночей, или же вознамерится соблюдать желательный и’тикаф одну ночь или определённое их количество, тот должен приступить к его соблюдению до того, как солнечный диск полностью зайдёт за горизонт, а завершает его – после того как увидит, что наступил рассвет.
Ибн Хазм сказал: «Это потому что ночь наступает после захода солнца и завершается с появлением рассвета, а день наступает с появлением рассвета и завершается заходом солнца, и ни на кого ничто из и’тикафа не возлагается, кроме того, что он сам сделает для себя обязательным, или вознамерится соблюсти».
Для того, кто даст обет соблюдать и’тикаф целый месяц, или вознамерится соблюдать столько же желательный и’тикаф, исчисление месяца наступает с первой его ночи. Он начинает соблюдать и’тикаф до того, как солнечный диск полностью зайдёт за горизонт и завершает после того, как полностью зайдёт солнце в последний день месяца, независимо от того совершается ли это в Рамадане, или в другом месяце.
Желательные и порицаемые действия при соблюдении и’тикафа
Му’такифу желательно совершать много дополнительных видов поклонения, занимать себя совершением молитвы, чтением Корана, произнесением слов: «субхана-Ллах!», «аль-хамду ли-Ллях!», «ля иляха илля Ллах!», «Аллаху акбар!», «астагфиру-Ллах!», — просить у Аллаха благословения для Пророка, – мир ему и благословение Аллаха! – обращаться к Аллаху с мольбами и заниматься другими делами, которые приближают к Всевышнему Аллаху и связывают человека с его Создателем, величественно Его упоминание.
Желательно также проводить исламские уроки, изучать книги толкования Корана и хадисы, читать о жизни пророков и праведников, а также читать другие религиозные книги и книги по фикху.
Также му’такифу желательно установить для себя во дворе мечети палатку, следуя в этом примеру Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Нежелательно для него занимать себя такими разговорами и поступками, которые не должны его заботить. Ат-Тирмизи и Ибн Маджах передают со слов Абу Басры, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Признаком хорошего исповедания человеком Ислама, является его отказ от того, что его не касается».
Нежелательно для него воздерживаться от разговора, если он считает, что благодаря этому воздержанию он приближается к Всемогущему и Великому Аллаху. Аль-Бухари, Абу Дауд и Ибн Маджах передали, что Ибн ‘Аббас рассказывал: «Как-то раз Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – обращался с проповедью, а в этот момент один мужчина стоял. Пророк спросил, кто это, и ему ответили, что это Абу Исраиль, который дал обет, что будет стоять, не сядет, не будет находиться в тени, не заговорит и будет поститься. Тогда Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Велите ему, чтобы он разговаривал, находился в тени, сидел, но пусть завершит свой пост!».
Также Абу Дауд передал со слов ‘Али – да будет доволен им Аллах! – что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Не становятся сиротой после достижения совершеннолетия и нельзя молчать целые сутки!».
То, что разрешается му’такифу
Му’такифу разрешено следующее:
1) Выходить из мечети, чтобы проводить свою жену.
Сафийа рассказывает: «Как-то раз я пришла к Посланнику Аллаха, – мир ему и благословение! – чтобы навестить его, когда он соблюдал и’тикаф. Я поговорила с ним, затем встала и отправилась уходить, а он встал вместе со мной, чтобы сопроводить меня. — Жила она тогда в доме Усамы б. Зейда, — [В тот момент] мимо проходили два ансара, которые увидев Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – ускорили свои шаги. [Заметив это,] Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: "Идите не спеша, это Сафийа бинт Хуйай!”. Они сказали: "Пречист Аллах, О Посланник Аллаха!” (тем самым, они хотели сказать, что не могли подумать ничего дурного о Посланнике Аллаха), — а [Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – ] ответил: "Воистину, шайтан бегает внутри человека в тех местах, где циркулирует кровь, и я испугался, что он может внушить вам что-нибудь”», — или же он сказал: «… внушить вам дурное». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и Абу Дауд.
2) Расчесывать волосы, брить голову, стричь ногти, приводить себя в опрятный вид, очищать тело от грязи, надевать самую нарядную одежду и умащаться благовониями.
‘Аиша рассказывает: «Бывало, что соблюдая в мечети и’тикаф, Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – просовывал мне в комнату свою голову, а я мыла её, — а в версии Мусаддада: "… а я расчесывала её”, — и при этом у меня были месячные кровотечения». Этот хадис передают аль-Бухари, Муслим и Абу Дауд.
3) Выходить по крайней нужде.
‘Аиша рассказывает: «Будучи в и’тикафе, Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – склонял ко мне свою голову и я расчесывала её. [В тот период] он не входил в дом, кроме как по естественной человеческой необходимости». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и др.
Ибн аль-Мунзир сказал: «Ученые единогласны в том, что му’такиф может выходить из мечети для того, чтобы сходить в туалет, так как без этого никак, а в мечети справлять нужду нельзя. Сюда же относится необходимость в приёме пищи и питья. Если нет того, кто может принести му’такифу пищу, то он вправе выходить из мечети, чтобы поесть. Также, если человека тянет на рвоту, он может выйти, чтобы изрыгнуть вне мечети. Да и вообще, для всего, в чем есть насущная необходимость и что невозможно сделать в мечети, разрешается выходить из мечети, и и’тикаф при этом не нарушается, если это не затянется на слишком долго» (конец цитаты).
Подобно этому, разрешается выходить из мечети для того чтобы совершить гусль (ритуальное купание) после джанаба (полного нарушения ритуальной чистоты) и для того чтобы очистить своё тело и одежду от наджаса (нечистот).
Са’ид б. Мансур передал, что ‘Али б. Аби Талиб сказал: «Если человек соблюдает и’тикаф, то пусть [несмотря на это] присутствует на пятничной молитве, является на похороны, посещает больного, заходит к себе домой, чтобы распорядиться о своих насущных потребностях. [При всём этом,] он должен будет стоять».
Также он – да будет доволен им Аллах! – предоставил сыну своей сестры в дар семьсот дирхемов на покупку слуги. Тот сказал, что соблюдает и’тикаф, но ‘Али сказал ему: «А что такого, если ты выйдешь на рынок и сделаешь покупку?».
Также сообщают, что Катада считал допустимым для му’такифа участвовать в похоронах и посещать больного, не садясь при этом.
Аль-Хаттаби говорит: «Часть ученых утверждает, что и’тикаф не нарушается из-за ухода для совершения пятничной молитвы, посещения больного и участия в похоронах. Об этом также передаётся от ‘Али, – да будет доволен им Аллах! – и также утверждали Са’ид б. Джубейр, аль-Хасан аль-Басри и ан-Наха’и».
Абу Дауд передал со слов ‘Аишы: «Будучи в состоянии и’тикафа, Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – проходил мимо больного. В таком состоянии он проходил мимо него, спрашивал о нём, но не заходил к нему».
Из того, что она сообщила, следует, что согласно сунне, му’такифу не следует посещать больного. То есть, ему не следует покидать место соблюдения и’тикафа с целью посещения больного, но он не ограничен в том, чтобы проходить мимо него и не заходя к нему спрашивать о его состоянии.
4) Принимать в мечети пищу и питьё, спать в ней, соблюдая при этом чистоту и порядок, заключать в ней договора и соглашения, как например, брачное соглашение, договор купли-продажи и т.п.
То, что нарушает и’тикаф
И’тикаф нарушают следующие обстоятельства:
1) Умышленный выход из мечети без крайней необходимости хоть даже на короткий промежуток времени.
Этим действием нарушается пребывание в мечети, которое является столпом и’тикафа.
2) Вероотступничество.
Оно нарушает и’тикаф так как вообще нарушает поклонение, а также потому что Всевышний Аллах сказал: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния» (Св. Коран, 39: 65).
3, 4 и 5) Потеря рассудка, по причине сумасшествия или опьянения, а также наступление месячных и послеродовых кровотечений.
Это нарушает и’тикаф так как нарушает условия его действительности, такие как наличие здравого рассудка и отсутствие месячных и послеродовых кровотечений.
6) Половой акт.
На это указываю слова Всевышнего Аллаха: «Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллаха, не приближайтесь к ним» (Св. Коран, 2: 187).
Нет ничего такого в том, чтобы просто прикоснуться к жене без вожделения, так как одна из жен Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – расчесывала его, когда он соблюдал и’тикаф.
Что касается поцелуя и прикосновения к жене с вожделением, то, по словам Абу Ханифы и Ахмада, допускающий такие поступки совершает грех, поскольку он совершает то, что в его положении ему запрещено, однако его и’тикаф от этого не нарушается, если при этом не было семяизвержения. Малик сказал, что даже если эти деяния не приводят к семяизвержению, они всё равно нарушают и’тикаф по той причине, что являются запрещенным сближением. От аш-Шафи’и передаются два разных высказываний по этому поводу, и эти его высказывания такие же как и два упомянутых выше утверждения.
Ибн Рушд сказал:
«За разногласием между ними стоит вопрос, может ли слово, которое включает в себя прямой и переносный смысл, иметь общее распространение на оба эти смысла. А в данном случае слово «близость» как раз таки относится к категории таких слов, которые могут пониматься как прямо, так и косвенно.
Те, кто считают, что такими словами охватываются оба смысла, говорят, что под «близостью» в словах Всевышнего: «Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях», — имеются ввиду как половой акт, так и другие виды близости с женщиной.
Те же, кто утверждают, что такие слова не распространяются на оба смысла, – а это подавляющее большинство, – говорят, что это слово указывает либо на половой акт, либо на другие виды близости, но так как мы говорим, что оно указывает на половой акт по единогласному мнению всех исламских ученых, то это слово уже не может охватывать что-то, что не относится к половому акту, так как одно слово не может одновременно распространяться и на прямой и на косвенный смысл».
Восстановление и’тикафа
Кто приступит к соблюдению желательного и’тикафа, а затем прервёт его, тому желательно восстановить его. Также говорят, что он обязан его восстановить.
Ат-Тирмизи сказал:
«Ученые расходятся в вопросе прерывания му’такифом своего и’тикафа до завершения обозначенного намерением срока. Малик говорит, что если и’тикаф был нарушен, то его обязательно надо возместить, и обосновывает это хадисом, в котором сообщается о том, как Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – прервал свой и’тикаф, а потом восстановил его десятидневное соблюдения в месяце Шавваль.
Аш-Шафи’и говорит, что если человек не давал обета соблюдать и’тикаф, и не сделал ничего такого, чем бы он мог обязать сам себя соблюдать его, а соблюдал его исключительно добровольно, то в случае прерывания он не обязан возмещать его, но, если хочет, может и возместить.
Аш-Шафи’и также говорил: "Любое желательное дело ты можешь не совершать, а если ты приступил к его совершению, а затем прервал, то ты не обязан его возмещать, если только это не хадж и ‘умра”».
Что касается того, кто дал обет один или несколько дней соблюдать и’тикаф, затем приступил к его соблюдению и нарушил его, то, по единогласному мнению всех имамов, он обязан возместить этот и’тикаф.
Если же он умрёт прежде, чем возместит его, то за него этот его нарушенный и’тикаф не возмещают.
Хотя Ахмад говорил, что обязанность возместить его в таком случае лежит на опекуне этого человека. Также ‘Абду-р-Раззак передал, что ‘Абду-ль-Карим б. Умейа говорил: «Я слышал, как ‘Абдуллах б. ‘Абдуллах б. ‘Утба говорил: "Когда умерла наша мать, за ней осталась не исполненная обязанность соблюдать и’тикаф. Тогда я спросил об этом Ибн ‘Аббаса, и он ответил: «Соблюдай и’тикаф за неё и постись!»”». Также Са’ид б. Мансур передал, что ‘Аиша соблюдала и’тикаф за своего брата после его смерти.
Му’такиф может занять себе место в мечети и установить там палатку
1) Ибн Маджах передал от Ибн ‘Умара, – да будет доволен Аллах им и его отцом! – что Посланник Аллаха соблюдал и’тикаф в последней декаде Рамадана, и, как сказал ан-Нафи’, ‘Абдуллах б. ‘Умар показал ему то самое место, где находился Посланник Аллаха, когда соблюдал и’тикаф.
2) Также передают с его слов, что когда Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – соблюдал и’тикаф, он стелил для себя постель [в мечети] или ставил себе кровать позади столба покаяния (устувана-т-таубати).
3) Передают также со слов Абу Са’ида аль-Худри, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – соблюдал и’тикаф, находясь под турецким шатром (куба туркийа), на дверях которого висел кусок ткани.
Обет на соблюдение и’тикафа в какой-то конкретной мечети
Если кто даст обет соблюдать и’тикаф в Мечети аль-Харам, или в Мечети Пророка, или в Мечети аль-Акса, тот он обязан будет исполнить свой обет именно в той из этих мечетей, которую он оговорил в своём обете, в соответствии со словами Посланника Аллаха – мир ему и благословение Аллаха! – «Не отправляются в путь, кроме как к трём мечетям: Мечети аль-Харам, Мечети аль-Акса и к этой моей мечети».
А кто даст обет соблюдать и’тикаф в какой-то другой конкретной мечети, кроме этих трёх, тот не обязан исполнять свой обет именно в той мечети, которую он оговорил в обете. Он может соблюдать и’тикаф в любой мечети, какой хочет, потому что Всевышний Аллах не выделил специального места для поклонения Ему, и ни у одной мечети нет достоинств перед другими мечетями, кроме как у трёх вышеуказанных мечетей. Известно, что посланник Аллаха – мир ему и благословение Аллаха! – говорил: «Молитва в этой моей мечети лучше тысячи молитв в любой другой мечети, не считая мечети аль-Харам. А молитва в мечети аль-Харам лучше, чем сто молитв в этой моей мечети».
Поэтому, кто даст обет соблюдать и’тикаф в Мечети Пророка, тот может исполнить этот обет и в Мечети аль-Харам, так как достоинство последней выше.
Сайид Сабик «Фикху-с-Сунна»
перев. с араб.: Арсен Шабанов
Источник: Сунна Онлайн
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.