Больной и месяц Рамадан
Правовые нормы шариата в отношении больного человека в месяц Рамадан
Хвала Аллаху Господу миров, Его мы восхваляем, к Нему мы обращаемся за помощью и Его молим о прощении, у Аллаха мы ищем защиты от зла наших душ и наших плохих деяний.
Да благословит Всевышний Аллах нашего пророка Мухаммада, его близких и всех сподвижников, а также тех, кто последует за ним до Судного дня.
Больной человек имеет право не соблюдать пост, если есть опасения того, что он усилит его болезнь, если же он станет терпеть и поститься, то это будет нежелательным, однако его пост будет засчитан. Учёные пришли к консенсусу относительно того, что, в целом, больному разрешается не соблюдать пост, и основой в данном вопросе являются слова Всевышнего:
«А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время»[1].
Болезнью, по причине которой разрешается не соблюдать пост, считается серьёзная болезнь, которая может усилиться по причине поста, или если есть опасность того, что пост задержит выздоровление больного.
Когда кто-то спросил имама Ахмада: «Когда больной может прервать пост?», он ответил: «Если он не может не сделать этого». И когда тот человек спросил: «Например, из-за лихорадки?», Ахмад ответил: «А есть ли болезнь, ещё более сильная, чем лихорадка?!»[2]
Также от кото-то из благородных предшественников передаётся, что он разрешал прервать пост по причине любой болезни, даже если это боль в пальце или зубе, так как в аяте о болезни говорится в общем, подобно тому, как путнику разрешается прервать пост, даже если он и не нуждается в этом, то же самое касается и больного.
Наиболее правильным является то, что тот, кому болезнь не причиняет страданий, и ему легко переносить её, должен поститься, так как он застал месяц[3], а сам пост не причиняет ему страданий.
Условием, по которому больному разрешается не соблюдать пост, является следующее: если есть опасение того, что пост может навредить человеку. Но если он в состоянии переносить болезнь и поститься при этом, то он совершит порицаемый поступок, так как это вредит ему. То, что он не станет соблюдать пост, является облегчением для него со стороны Всевышнего Аллаха, и отказ от поста будет принятием этого разрешения. Но вместе с этим его пост будет правильным и действительным, так как это обязательное действие, оставить которое ему было разрешено. Однако если он переносит его трудности, то его пост будет действительным, к примеру, подобно тому, как больному разрешается не присутствовать на пятничном намазе, но если он будет терпеть и придёт на него, то он для него будет действительным, или подобно тому, кому разрешено не совершать намаз стоя, но он будет терпеть и станет совершать его стоя.
Правильным мнением является следующее: тому, кто опасается усиления болезни по причине поста, разрешается не соблюдать его, так как есть опасность усиления его болезни или задержки выздоровления. И если он боится за своё здоровье, если станет поститься, то наиболее предпочтительным для него будет отказ от поста.
В число болезней, дозволяющих не соблюдать пост, не входят следующие: рана на пальце, фурункул или ячмень, небольшой нарыв, чесотка, офтальмия[4] и другие подобные заболевания, так как они не усложняют пост. В хадисе, переданном от Пророка Мухаммада r, говорится следующее: «(Однажды) Посланник Аллахаr, который находился в пути, увидел толпу людей, (собравшихся вокруг одного) человека, и закрывавшую его от солнца, и спросил: „Что происходит?". (Люди) ответили: „Он постится", (и тогда Пророк r) сказал: „Пост во время путешествия не от благочестия"»[5].
Также, когда в день взятия Мекки Посланник Аллаха r прервал свой пост, и до него дошло известие о том, что часть людей продолжает поститься, он сказал: «Они ослушались, они ослушались»[6].
Если же есть надежда на то, что больной выздоровеет, то больному лучше отложить пост и восполнить его в другие дни, но если болезнь хроническая и нет надежда на выздоровление, и это основано на словах опытного врача-мусульманина, то больному следует кормить за каждый день поста по одному бедному человеку. Это основано на словах Всевышнего Аллаха:
«А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка»[7].
Также Ибн Аббас сказал: «Престарелым мужчинам и женщинам, которые могут поститься, но делают это с трудом, было дано разрешение кормить за каждый день пропущенного поста одного бедняка. То же самое касается беременных и кормящих женщин, если они опасаются за своего ребёнка – они не соблюдают пост и кормят одного бедняка».
- [1] Сура «Корова», аят 184.
- [2] «Масаиль сульх ли-имам Ахмад» (3/14, хадис № 1226 и 1227), см. также подробное разъяснение этого вопроса в «аль-Мугни» (3/147), «аль-Фуру’» (3/27) и в «аль-Инсаф» (3/285).
- [3] В соответствии со словами Всевышнего «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» – примечание переводчика.
- [4] Офтальмия (от др.-греч. «воспаление глаз») – общее название некоторых воспалительных поражений глаза, к примеру, вследствие заболевания или повреждения глаза (симпатическая офтальмия), при занесении в глаз инфекции с током крови (метастатическая офтальмия), при интенсивном ультрафиолетовом облучении глаза – примечание переводчика.
- [5] Этот хадис передают аль-Бухари (хадис № 1946) и Муслим (1115) от Джабира бин Абдуллы, да будет Аллах доволен ими обоими.
- [6] Этот хадис передал Муслим (хадис № 1114) от Джабира бин Абдуллы, да будет Аллах доволен ими обоими.
- [7] Сура «Корова», аят 184.
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.