Ислам – самая древняя из религий (ч5)
Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Его посланнику Мухаммаду и всем, кто последовал Истине.
К власти в Персии пришёл царь Кир, который благоволил евреям, и он позволил всем желающим беспрепятственно покинуть страну своего плена Вавилон и отправиться в Палестину. Пробыв долгие годы на чужбине, еврейский народ наконец-то получил возможность вернуться на родину своих предков. Казалось бы, что весь народ должен был подняться, оставить своих вчерашних угнетателей и броситься прочь из этой проклятой языческой страны, вперед к построению своего самостоятельного свободного общества. Однако дело обстояло не так, в плену выросло два или три поколения евреев, которые никогда не видели Палестины, и для них Персия была родиной, а её жители – соотечественниками. Многие евреи перешли в язычество, подобно персам, другие обжились и пустили корни. Многие евреи настолько ослабли в своей вере и самосознании, что просто отказывались от предоставленной им свободы, и лишь несколько десятков тысяч человек покинули Персию и вернулись в аль-Кудс (Иерусалим). Мусульмане-евреи были рады предоставленной им возможности жить в своей стране под законом Всевышнего Аллаха, поклоняться ему одному и не придавать Ему никого в сотоварищи. Также среди вернувшихся было немало тех, кто руководствовался не столько религиозными соображениями, сколько национально-патриотическими идеями, которые получили распространение в годы угнетения.
Время, которое евреи провели в Персии, не прошло бесследно, они возвращались в Палестину не только с Исламом в сердцах. Многие из евреев пропитались языческими идеологиями, они смешали Ислам с невежеством, заблуждением и многобожием персов. Некоторые из них обучились знаменитому вавилонскому колдовству, которое впоследствии выразилось в сатанинском каббалистическом направлении иудаизма. Многие из евреев переняли учения восточных философов, религиозные взгляды дуалистов и огнепоклонников. Они стали исповедовать это, пытаясь приспособить Ислам к идеологии, которая, на их взгляд, была более прогрессивной и правильной. Потому что, живя среди язычников и под их властью, они привыкли восхищаться их достижениями в мирской жизни, что, как следствие, влекло их и к принятию многих языческих взглядов на жизнь. Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Если вы подчинитесь неверующим, то они обратят вас вспять, и вы вернетесь потерпевшими убыток» (3.Алю Имран: 149).
На истинном и правильном пути оставались только те евреи, которые черпали свои познания из Таурата, беспрекословно подчинялись пророкам, которые, по милости Аллаха, приходили к сынам Исраиля даже когда те были в плену. Истинные мусульмане чтили пророков, уважали, слушались их, выполняли повеления и отстранялись от того, что они запрещали. Таким является настоящий Ислам, нет на этой земле истинного источника знаний о религии, кроме пророков Аллаха, и поэтому каждый, кто утверждает, что он мусульманин, должен подтвердить это тем, что он подчиняется пророку.
Вернувшись на родину, евреи общими усилиями отстроили мечеть аль-Аксу (храм Соломона). По причине слабости, бедности и малочисленности народа, они не смогли восстановить разрушенную мечеть в том виде, в котором она была прежде. Мечеть аль-Акса в своём убранстве и строении не была так великолепна, какой она была при пророке Сулеймане (Соломоне, мир ему). Но и сами евреи уже не были такими, как прежде. Заблуждения так сильно распространились среди этого народа, что представители одного течения отличались от представителей другого так, словно они вообще не принадлежали к одной религии. Появилось не менее семидесяти сект, среди которых были: ессеи, саддукеи, фарисеи и многие другие, каждый из них призывал к своему пути, который они считали наиболее верным.
При этом надо помнить, что пророки всё это время находились среди них, убеждали оставить заблуждения и свои личные умозаключения о религии Аллаха и вернуться к чистому Исламу, источником которого являются пророки и посланники, получающие знания от самого Аллаха (Велик Он и Славен). Как же могут преуспеть люди, слышащие пророков, но остающиеся при своём мнении, как могут они называться покорными Богу?!
Если до вавилонского пленения границы между течениями были размыты, то после возвращения из плена начинается путь к становлению иудаизма как самостоятельной религии. И эта религия с каждым поколением всё дальше и дальше начинает отдаляться от Ислама. Саддукеи и фарисеи являются идеологическими наследниками духовенства, которое воевало с пророками еще до плена. Соперничая друг с другом, эти два течения совместно противостоят пророчеству.
Саддукеи держали под своим контролем официальное духовенство, но в народе не пользовались большой популярностью, потому что все они принадлежали к аристократии, высшему обществу, и поэтому саддукейство считалось религией элиты и ассоциировалось со всем отрицательным, что исходит от правителей и богачей. Фарисеи же были ближе к народу, и самым главным их козырем было облегчение Ислама для людей настолько, что от него не оставалось ничего, кроме названия. Они не отменяли законы Аллаха напрямую, но трактовали их так, что в них не оставалось никакого смысла. Лозунгом фарисеев было: «закон для народа, а не народ для закона». Они аргументировали это словами из Библии: «Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив», но при этом фарисеи прибавляли: «… будет жив ими, а не умрёт из-за них». Настоящие же мусульмане, последователи пророков, готовы были умереть за Закон Аллаха и не пускались в хитрости и ухищрения, подобно фарисеям. Что касается ессеев, то они предпочитали удаляться от мирской суеты, живя изолированными общинами в горах, пустынях и пещерах. Всевышний Господь сказал:
«Обращайтесь к Нему с раскаянием, бойтесь Его, совершайте намаз и не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет» (30.Ар-Рум: 32).
Истинным мусульманам приходилось нелегко. Евреи, которые были покорны Аллаху и послушны пророкам, стали врагами для всех течений. Ни саддукеи, ни фарисеи, ни другие сектанты не любили настоящих мусульман, потому что они боялись их, опасались их разоблачений, ведь довод Истины всегда прост и ясен, а обоснование лжи всегда тяжело и запутанно. Сектанты боялись потерять свою власть и лояльность народных масс. Они клеймили мусульман разными именами, обвиняя их то в крайней нетерпимости, то в чрезмерной агрессивности, или, напротив, обвиняли в попустительстве в некоторых вопросах религии, в пренебрежении к народным традициям, которые сектантам казались важными. Несмотря на межконфессиональную борьбу среди иудейских течений, они были едины в своей неприязни к пророкам и их сподвижникам, потому что правда, исходящая из уст праведных и покорных рабов Аллаха, одинаково остро резала глаза представителям всех заблудших сект. При любой возможности заблудшие иудеи притесняли истинных преемников пророка Мусы и натравливали на них невежественный народ.
В эти трудные для мусульман времена верующие с особым нетерпением ждали прихода великого Пророка, о котором им говорил еще Муса (мир ему) и все другие пророки. Ведь в своих Писаниях они читали:
«Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (Втор.18:18,19).
Все пророки, к какому бы народу они ни принадлежали и в какой бы части земного шара они ни жили, все знали о пришествии великого посланника Аллаха, который станет последним Пророком Ислама и оповещали свой народ о его пришествии. Призыв его должен был дойти до всех концов земли, а Закон Бога восторжествовать, после чего он уже никогда не будет стерт с лица земли. Они знали, что этот Пророк будет великим правителем, который должен появиться в пустыне Фемана[1], которая находится в Аравии, и конкретно – из фаранских гор. Фараном называли местность, в которой жил сын Ибрахима (Авраама) Исмаиль и его потомки, сегодня эта местность известна всем как город Мекка, в котором находился чудесный источник Замзам.[2]
«Бог от Фемана грядет и святый от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою наполнилась земля. Блеск её как солнечный свет; от рук Его лучи и здесь тайник Его силы» (Авваакум.3; 3-4).
Руководствуясь этими пророчествами, некоторые еврейские племена переселялись в Аравию, в те места, в которых должен был появиться великий Пророк. Переселяясь в Аравийскую пустыню, они надеялись создать почву для появления этого пророка, проложить путь ему, ведь большинство великих и известных им пророков было евреями, им трудно было представить, что последний пророк Ислама будет не из рода Исраиля. Поэтому они решили поселиться в этих местах, чтобы обеспечить этот регион соответствующим этническим ресурсом, из которого мог бы выйти этот посланник Аллаха. Из пророчеств они знали, что этому Пророку будет дан поражающий меч, он сокрушит идолов, разобьет несправедливость, распространит Ислам по всему миру, возвысит слово Аллаха. Иудеи считали, что для этого ему понадобятся верные сподвижники в лице богоизбранного народа. Да и кто ещё поможет ему осуществить эту миссию, если не они, евреи? Уж не эти ли невежественные, грубые и дикие арабы, которые только и знают, что без повода сражаться и постоянно вести кровопролитные межплеменные войны по пустякам? Евреи полагали, что в первую очередь нужно будет защищать Пророка именно от этих варваров и истребить их прежде остальных. Но они забыли слова, написанные в их Писаниях:
«…и сказал (Господь): сокрою лице Мое от них [и] увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности; они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их» (Втор.32:20-22).
Впоследствии этот Пророк действительно появится там, откуда они его и ждали. Но он будет не той национальности, которую бы им хотелось. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«К ним явилось от Аллаха Писание, подтверждающее правдивость того, что было у них. Прежде они молили о победе над неверующими. Когда же к ним явилось то, что они узнали, они отказались уверовать в него. Да пребудет проклятие Аллаха над неверными!» (2.Аль-Бакара: 89).
В самой Палестине было неспокойно. Несмотря на ясные знамения Аллаха, евреи часто шли на поводу своих страстей, будучи несправедливыми к самим себе. Всевышний всегда оказывал помощь и поддержку, когда народ начинал придерживаться Ислама. В те периоды, когда они приносили покаяние Богу, отказывались от заблуждений и многобожия, следовали Таурату и подчинялись пророкам, Он давал им победу над врагами, окружающие народы уважали их и боялись. Когда же они отворачивались от Аллаха и отдавали предпочтения заблудшим жрецам, или, что еще хуже, шли на поводу у греков, персов и прочих иноземцев и безбожников, тогда божественное благословение покидало их. Ослушиваясь пророков, забывая об Исламе и единобожии, они шли за лжебогами, ориентировались на чуждые им религии, культурные традиции и веяния, тем самым они гневили Бога. Тогда Всевышний давал им вкусить горечь их преступлений, они терпели поражения от самых беспомощных и разобщенных народов, теряли уважение окружающих, страх перед ними покидал сердца их врагов и наполнял сердца сынов Исраиля. Нарушив завет с Аллахом, они терпели истинный убыток, как в этой жизни, так и в Следующей. Иудеи теряли единство, и между ними начинались междоусобные войны, рушилась экономика, начинался голод и неурожаи, близлежащие народы совершали набеги на их пастбища и уводили в плен женщин и детей. Во времена поражений и бедствий, лишь немногие из них осознавали истинную причину происшедшего и каялись перед Аллахом в своих грехах. Но большинство невежественных людей еще больше погружалось в своё нечестие, и злилось на Аллаха, считая, что раз они богоизбранный народ, то Аллах обязан им помогать во всем, чтобы они ни творили. Они упорствовали в своём неверии и заблуждении, многие из них говорили, что раз Аллах не даёт им победы, то нет смысла соблюдать завет с Ним, надо стать как все другие народы, которые прекрасно живут без всяких заветов. Среди евреев появились те, кто говорил, что религию надо отделить от государства, ориентироваться в законодательстве на «справедливые» и «человеколюбивые» греческие законы и перестать хвататься за «сказки предков», которые тормозили развитие их народа и настраивали против них все окрестные народы и цивилизации. Они говорили, что сейчас настали другие времена, многое изменилось, что Закон Мусы уже изжил себя, и люди нуждаются в модернизации законодательной системы в соответствии с эпохой. Эти глупцы забыли, что периоды величия еврейского народа всегда были связаны с высокой религиозностью и приверженностью Исламу. Величие давалось им только ради Ислама и мусульман, а не из-за того, что они были евреями. Высот развития и могущества они добивались только по милости Всевышнего Господа, который благоволил своим покорным рабам. Во времена Йушаа ибн Нуна (Иисуса Навина) они освободили всю Палестину от язычников и изгнали оттуда многобожников, разрушили их идолов и капища, вырубили все «священные» рощи и горные храмы сатаны. Во время Талута (Саул) они малым войском, не превышающим четырёх сотен воинов, разгромили могучие и многочисленные войска Джалюта (Голиафа). При пророке Дауде (Давиде) в благословенной Палестине было построено мощное и развитое государство. При пророке Сулеймане (Соломоне) страна верующих стала сверхдержавой, которая могла диктовать практически любые условия дальним странам, в том числе и тем, с которыми даже не было общей границы. Мусульмане отстроили мечеть аль-Аксу под руководством Сулеймана и возвели настолько потрясающее и грандиозное строение, что аналогов ему не существовало в то время. Влияние и сила Ислама во время Сулеймана были огромными, потому что мусульмане оставались верны завету со своим Господом, и Он благоволил к ним. Аллах одарял их своей милостью и был Щедр к ним, как ни к кому другому, моря и реки расступались перед ними, ангелы, птицы, животные и духи поддерживали верующих в борьбе против сил Иблиса.
Позднее, слабые в своей вере иудеи, сомневающиеся в Аллахе, не помнили о том, что принесло им славу в прошлом, о том, что величие и мощь были достигнуты не разгульным образом жизни и не людскими вымышленными законами, а богобоязненностью и преданностью Законам Всевышнего Аллаха. Величие запада, весёлая вседозволенность, распущенность и аморальность влекли малодушных слабаков. Они не хотели ограничивать себя рамками закона только ради того, чтобы получить награду за свои дела «где-то там», на том свете. Они хотели взять от жизни всё: веселиться, ликовать, пить, есть и танцевать, вести жизнь подобную той, что ведут язычники и животные. Но они забыли, что когда сатана предоставляет услуги, то от своих клиентов он хочет за это лишь одну плату… чтобы они были его спутниками в Адском пламени, растопкой для которого служат люди и камни.
Воистину, терпение Аллаха бесподобно, Господь продолжал посылать пророков к этому упрямому и жестокосердному народу. Пророки призывали людей вернуться к законам Аллаха и старались образумить смутьянов и лицемеров, которые наущали людей, внушая им злые идеи, и которые говорили, что закон Таурата устарел и неактуален на данное время. Посланники Аллаха также увещевали своих сподвижников, мусульман и праведных людей, чтобы они не переставали трудиться в деле призыва к Исламу, не уставали побуждать людей к добру и запрещать им совершать грехи. Они напоминали людям, что если они перестанут помогать друг другу в религии и проявят пассивность в улучшении всего общества, ограничившись собственными добродетелями, то плоды этого бездействия в скором времени обратятся против них самих. И если Аллах пошлёт кару на грешников, то эта кара коснётся не только злодеев, но и тех, кто видел зло, но не исправлял его, знал добро, но не обучал ему других.
Посланники Аллаха не щадя здоровья, сил и жизни старались спасти свой народ от гибели, денно и нощно призывая их вернуться в лоно чистого единобожия, отказаться от поклонения чуждым богам, идолам и могилам, прекратить совершать обряды, которые были придуманы людьми, оставить новшества и начать жить в соответствии с Книгой Аллаха и учением Его пророков.
Неверно полагать, что Ислам ограничивался только Палестиной и еврейским народом. На протяжении истории существовали сильные государства и империи Ислама, такие как государство Зу-ль-карнайна, который прошел землю от востока до запада, приводя народы к покорности Аллаху, наставляя их на путь единобожия и наказывая язычников и грешников. Также существовало великое множество пророков и посланников, которые были посланы к своим народам или к небольшой группе людей. Эти пророки посылались Аллахом по всему миру как милость для людей. Каждый из них говорил на языке своего народа и жил среди них. Ислам и вера в Одного Бога были знакомы всем сынам Адама, ведь, воистину, Аллах не смотрит на национальности своих рабов, на цвет их кожи и языки общения, но смотрит только на богобоязненность в их сердцах. Аллах (Свят Он и Велик) сказал:
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (49.Аль-Худжурат: 13).
История еврейского народа – это лишь наглядный пример того, как Аллах посылает людям пророков, и как с течением времени они сбиваются с прямого пути, искажая истину и заменяя её ложью. Поэтому можно с большой долей уверенности сказать, что почти все великие религии мира произошли от Ислама и являются его искажённой формой. Некоторые религии и по сей день имеют некоторые сходства с обрядами Ислама, в большей или в меньшей степени, соответственно уровню их искаженности. Если же кого-то удивляет, что столь непохожие на Ислам религии могли произойти от него, то пусть посмотрит на иудаизм, который претерпел столько искажений и изменений, несмотря на то, что пророки посылались к еврейскому народу практически беспрерывно на протяжении тысячи лет или более того. Что же можно сказать о тех народах, к которым пришёл только один или несколько пророков, а после этого прошли тысячелетия и эпохи?! Насколько далеко они могли зайти в своём заблуждении за это время и как сильно их страсти и желания могли сбить этих людей с истинного пути?!
Накануне наступления новой эры евреи ждали появления трёх[3] пророков, о которых говорилось в пророческих предсказаниях. Первый из них должен был оповестить о приходе второго, более великого, чем первый, а второй должен был принести радостную весть о приходе третьего, последнего и самого великого из всех пророков Ислама. Он должен был стать печатью всех пророков, возвеличить и упрочить религию Истины на земле до самого Судного Дня. Пророчества говорили, что приход этих трёх пророков должен начаться в скором времени и все сыны Исраиля жили в ожидании освобождения от вечного гнета окружающих их народов, от постоянных гонений и притеснений.
Они предвкушали, что власть и могущество евреев распространятся на весь мир и их могущество распространится от запада до востока, и все народы преклонят головы перед их могуществом. Однако пророки никогда не обещали им этого, пророчества говорили только о верующих, без упоминания национальностей. В Писаниях говорилось, что могущество будет дано искренним рабам Аллаха вне зависимости от расовой принадлежности, и люди перестанут преклоняться перед себе подобными и станут поклоняться Аллаху, Господу миров.
В одном из городов Палестины, который называется Байтляхем (Вифлеем), произошёл интересный случай. Из одного уважаемого и благородного еврейского рода, который был известен своей религиозностью и праведностью, исчезла девушка, а через некоторое время она появилась с ребёнком на руках. Конечно же, это вызвало порицание людей. Отчитывая её, они сказали, что её родители были хорошими людьми и даже никогда не были заподозрены в чем-то непотребном, а она ушла из дома и вот уже и ребёнка родила. Её обвиняли в том, что она совершила тяжкий грех прелюбодеяния и опозорила свою честную семью. На все обвинения и упрёки девушка не отвечала ни слова, она лишь жестом указывала на ребёнка. Изумление и раздражительность обвинителей только увеличились, и они гневно спросили: «Как же мы будем говорить с младенцем, лежащим в колыбели?!» Но вдруг сердца людей и самих обвинителей встрепенулись, когда новорожденный малыш стал шевелить губами и говорить. Он говорил ясно и четко так, что все присутствующие могли слышать его речь.
«Он сказал: «Воистину, я – раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком.
Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив.
Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным.
Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни».(19.Марьям: 30-31)
Увидев это великое знамение Аллаха, люди поняли, что на их глазах родился пророк. Этого пророка звали `Иса ибн Марьям (Иисус сын Марии), он родился без отца, став знамением могущества Аллаха и признаком великих перемен в истории человечества.
- [1]Феман – родовое селение Фемы, одного из сыновей Исмаиля. Библия: «…и вот имена сынов Измаиловых, имена их по родословию их: первенец Измаилов Наваиоф, [за ним] Кедар, Адбеел, Мивсам,Мишма, Дума, Масса,Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма.Сии суть сыны Измаиловы, и сии имена их, в селениях их, в кочевьях их. [Это] двенадцать князей племен их».(Быт.25:13-16)«Вот родословие их: первенец Измаилов Наваиоф, [за ним] Кедар, Адбеел, Мивсам,Мишма, Дума, Масса, Хадад, Фема,Иетур, Нафиш и Кедма. Это сыновья Измаиловы».(1Пар.1:29-31). Фема – земли вокруг оазиса Ф., где, вероятно, жили потомки Ф., феманитяне, одно из аравийских племен (Иов 6:19; Ис 21:14; Иер 25:23; упоминания о Ф. встречаются также в клинописных источниках). Этот оазис находится в Аравии, в 260 км юго-зап. Эль-Джауфа (см. Дума, 2), на полпути между Дамаском и Меккой. (Библейская энциклопедия Брокгауза)
- [2]Пустыня Фаран и гора Фаран расположены в Аравии, там, где жил Исмаиль, т.е. в Мекке. Библия: «… и услышал Бог голос отрока (Измаила); и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ.И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока.И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука.Он жил в пустыне Фаран»(Быт.21:17-21). В арабском языке слово «фаран» переводится как «два беглеца». Возможно, это место получило такое название по причине того, что Хаджар (Агарь) и Исмаиль переселились в него, убегая от гнева Сары, первой жены Ибрахима, либо потому, что когда они встретились с арабским племенем Джурхум, то были похожи на двух беглых рабов, так как свободный человек никогда не захотел бы жить в горной пустыне, в безлюдной и необитаемой местности.
- [3] Речь идёт о трёх великих пророках: 1) Яхья (Иоанн), 2) Иса ибн Марьям (Иисус сын Марии), 3) Мухаммад (Мир им и благословение Аллаха). Эти три пророка стали последними пророками Ислама. О том, что евреи ожидали пришествия именно трёх пророков, подтверждается также и в христианских писаниях. «И вот свидетельство Иоанна, когда иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: ктоты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? тыИлия? Он сказал: нет. Пророк?Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь господу, как сказал пророк Исаия».(Иоанн 1:19-23). Из этого стиха видно, что они ждали Масиха (Христоса), Илию и Пророка. То, что Масихом (Помазанником-Христосом) был Иса ибн Марьям, это понятно. Но в данном стихе Иоанн (Яхья) отрицает, что он Илия, хотя в соответствии с Библией Иисус сам засвидетельствовал, что Иоанн и есть Илия. «И спросили его ученики его: как же книжники говорят, что Илие надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что он говорил им об Иоанне Крестителе» (Матф. 17:10-13).Нам неизвестно, по какой причине Иоанн не назвал себя Илией, коим он являлся по свидетельству Иисуса, но нам важен факт, что и Библия подтверждает, что должны были прийти три пророка. Первым из них был Яхья (Иоанн), вторым – Иса (Иисус), а третьим – Пророк Мухаммад (мир им и благословение Аллаха).
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташлаш
Если Вы нашли ошибку на сайте, отправьте, пожалуйста, сообщение
модератору.
Сайтдан рекламани олиб ташлаш
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.