home  
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Клянусь предвечерним временем (или временем)! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение! Суры «аль-Аср»
Главная » Фетвы » Знание и Призыв » Наука как потребность Шариата

Наука как потребность Шариата

Print Friendly and PDF

Наука является одним из необходимых благ, на котором базируется жизнь всей нации и ее частей. Уклад жизни не будет правильным, если нарушена это положение. Если бы исчезли эти необходимые блага, то для состояния нации было бы характерно разложение, и она бы свернула с пути, уготовленного ей Творцом.
Причины того обстоятельства, что наука является законной необходимостью:
1. потому, что мы нуждаемся в ней не меньше, чем в пище, питье, одежде, лекарствах, и потому что она дает правильное понимание веры и земной жизни;
2. потому что колонизаторы, точнее злобные захватчики, в силу многих причин, важнейшей из которых являются невежество мусульман, захватили мусульманские страны;
3. распространение разрушительных учений, несостоятельных религиозных толков, что случилось лишь в силу того, что им противостояли пустые сердца, которые они заполнили собой. Сердца, не защищенные шариатской

 наукой , становятся объектом самообмана через заблуждения и различные отклонения.

Здесь я хотел бы отметить, что исламское возрождение сегодня нуждается в тех, кто стремится к

 науке . Мне доводилось встречаться со многими достойными молодыми людьми в этой и других странах и меня мучило ощущение, что многим из них не хватает знания шариатской  науки , несмотря на их стремление к добру, их воодушевление призывом и религиозное рвение.
Исходя из этого, я отправился в одну из стран. Там я нашел благословенное мусульманское возрождение. Это меня весьма обрадовало. Однако меня сильно огорчила смелость в фетве. Я увидел, что многие молодые руководители чрезвычайно далеки от шариатской  науки . Я спросил себя: могут ли призывы возглавляться руководителями, не сведущими в шариатской  науке ? Что ждет возглавляемые ими группы и движения?
Несомненно, призыв не должен возглавляться такими людьми. Усилия этих призывов и их надежды будут напрасными, поскольку если руководство невежественно в делах своей веры, в Писании своего Господа и Сунне своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то рано или поздно оно будет не в состоянии решать задачи призыва.
Странно, что люди единодушны в том, что дом может спроектировать компетентный в этом деле инженер, и чрезвычайно снисходительны в важнейшем деле — в деле призыва. Поэтому и возглавляют его люди, которым не достает знания  шариата !!
4. То, что не может быть достигнуто каким-то другим способом, и есть долг.
Возможно, все это вкратце и есть важнейшие причины, превращающие  науку  в законную потребность.Причины слабости мусульман в эту эпохуЭти причины можно свести к следующему.
1. Отсутствие воздействия мечети. Сегодня мечеть во многих мусульманских странах — это всего лишь место оправления пяти молитв.
Так мечеть стала местом коленопреклонения. Из жизни общины исчезла истинная задача мечети, и отсюда община пришла в жалкое состояние. Однако при жизни посланника, да благословит его Аллах и приветствует, мечеть олицетворяла собой руководство, новизну, планирование,  науку , образование.
2. Нехватка действующих ученых, посвятивших себя служению  науки  и ее распространению. Сегодня в любой мусульманской стране можно найти тысячи обладателей диплом (магистров и докторов  наук ), специализирующихся в  шариате . Однако, когда речь заходит о действующих ученых — подвижниках, отдающих свои знания делу Аллаха, чтобы ликвидировать невежество этой общины, то таких очень мало и их можно пересчитать на пальцах.
3. Плохие учебные планы на различных этапах обучения в мусульманских странах: учебные планы во многих мусульманских странах донельзя плохие: это или светские, или левые планы, заимствованные у Востока или Запада. Лишь в немногих из них присутствуют проблески света.
4. Слабое рвение и недостаточная решимость. Можно встретить такое положение: шейх начинает урок — учащихся много, затем их число начинает уменьшаться, пока учащихся не остается так мало, что их можно пересчитать на пальцах одной руки.
Возможно, объяснение этого явления заключается в том, что энтузиазм давлеет над нашей жизнью, определяет наши действия. Немногим из нас свойственны постоянство, дальновидность, широта взгляда, осознанное действие, серьезное наблюдение, умение преодолевать трудности.
5. Открытость земной жизни и погружение в ее услады и преходящие мирские блага. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Клянусь Аллахом, не бедности для вас страшусь я, а того, что вы соблазнитесь этой жизнью, как соблазнились те, кто был до вас, и будете соперничать из-за нее, как они. И она погубит вас, как погубила их”. Аль-Бухари, 2988, Муслим, 2961. Многие стали больше сожалеть о том, что получают в этой жизни, чем о том, что ждет их в потусторонней жизни.
6. Множество средств развлечения, забав и прочих препятствий, которые уводят человека от достойных дел и служения высоким целям.
7. Частичная специализация, ослабившая шариатские  науки . Раньше ученый был сведущ во всех шариатских науках: тафсире (объяснение), хадисе (предании), аксиде (учении), усуль (основах), фикхе (мусульманском праве). Сейчас же фикх разделен на две части; одни специализируются в фикхе, другие же в основах фикха. Таким образом, шариатские науки были отделены друг от друга, а университеты стали выпускать полуобразованных; спросишь такого, так затруднится ответить, поскольку это не по его профилю. Беда заключается в том, что это стало общепринятой нормой.
Давайте бросим беглый взгляд на то, какими прежде были некоторые ученые общины, такие как, например, ат-Табари, который, если посмотреть на него в области тафсира — вершина, в области хадиса — пик, в области языка — очень выразителен с верной методикой.
Или Ибн Теймийя, книги которого изучаются на различных отделениях шариатских факультетов: некоторые — на отделении тафсира, другие — на отделении хадиса, третьи — на отделении акиды, четвертые — на отделении фикха, пятые — на отделениях юриспруденции, призыва, истории, шариатской политики. Вглядись и сравни знание этих и знание тех.
8. Капитуляция перед некоторыми материалистическими науками и подход к специализации в шариатских науках с позиций земной жизни. Это — трагедия, наличие которой мы должны признать в нашей прискорбной действительности в большинстве мусульманских стран.
Я беседовал с рядом специалистов. Они отмечали: "Трагично, что мы видим, как некоторые ученые Аль-Азхара гордятся тем, что их сыновья учатся на медицинском и инженерном факультетах. Это обусловлено изъянами их душ, духом пораженчества, вселившегося в их сердца, некомпетентностью подхода к поступлению в учебное заведение и специализации.
Удивительно, как перевернулись понятия в головах некоторых образованных. Если спросить их: "Где учились?” — то один с гордостью ответит: "В Америке!”, другой — с горечью: "Отец не разрешил поехать, и я учился здесь”.
Все это проистекает из психологической капитуляции, приведшей к искажению представлений и изменению взглядов, что превратило нас в слабых, отсталых, вызывающих жалость людей.
Изучение шариатских наук, внимание к Писанию Аллаха и Сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, — это большая честь. Однако смертельные удары, нанесенные средствами  вестернизации по общине, которая все еще пятится от того, что составляет предмет ее гордости и новаторской роли, привели к отвратительной психологической капитуляции, принесшей многие беды.  Части шариатской науки с точки зрения суждения

В шариатской науке три части:
1. Индивидуальная обязанность: изучение того, чему неукоснительно надлежит следовать, как-то: устои ислама, веры и т.д.
2. Коллективная обязанность: получение знаний в отношении того, что необходимо людям в ведении своих религиозных и мирских дел. Что делают одни люди — необязательно для других.
3. Одобряемое: углубленное изучение основ доказательств, проникновение в то, что стоит за предопределением, которое рассматривается в коллективной обязанности. Тот, кто специализируется в науке, рассматривая это своим долгом, для того другие науки имеют факультативное значение.

  Тексты о пользе науки и ученых

Всевышний Аллах сказал: "Говори: "Господи мой! Умножь же знание”. (Сура "Таха”, аят 114). "Скажи: "Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?” (Сура "Толпы”, аят 9). "Возвышает Аллах на разные ступени тех из вас, которые уверовали и тех, кому дано знание.” (Сура "Препирательство”, аят 11). "Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием.” (Сура "Фатыр”, стих 28).
И сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Кого Аллах хочет облагодетельствовать, того он наставляет в вере.” (Бухари и Муслим). Этот хадис показывает несостоятельность ошибочного подхода многих молодых мусульман, находящихся под воздействием психологической капитуляции, к шариатским наукам.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Сообщите обо мне, хотя бы в аяте”. Аль-Бухари. "Тому, кто шел путем науки, Аллах облегчит путь в рай”. Муслим.
Говорит посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Со смертью человека его дело не прерывается, если было связано с тремя вещами: постоянной раздачей милостыни, полезной наукой, благочестивым, помнящим его сыном”. Муслим "Стремиться к знанию — обязанность каждого мусульманина”. Ибн Маджа. "Аль-мукаддима”, 1/224 (отредактировал по-своему).
Говорит посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Жизнь — проклята, проклято все в ней, кроме поминания Всевышнего Аллаха, того, к чему Он был расположен, а также ученого и образованного”. Поведал ат-Термизи, 4/2322.
"Превосходство ученого над невеждой, как мое превосходство над самым ничтожным из вас”. Затем он сказал: "Аллах, Его ангелы, все живущие на небесах и на земле, даже муравей, даже рыба желают добра тому, кто учит людей”. Поведал ат-Термизи, 5/2685.
"Ученые — наследники пророков. Пророки оставляют в наследство ни динары, ни дирхемы, а науку, И тот, кто занялся ею, приобрел огромное счастье”. Поведал ат-Термизи, 5/2685

Занятие наукой с раннего возраста и некоторые высказывания ученых на этот счет

Ценнейший совет, который мы даем молодежи — это заниматься наукой с раннего возраста. Ранний возраст — это возможность, достойная того, чтобы ей воспользовался разумный человек. Быть может в будущем он будет неспособен сделать то, что может сделать сегодня.
На этот счет существуют многочисленные высказывания ученых, указывающие на значение учебы в раннем возрасте и ее отличие от учебы в зрелом возрасте.
Аль-Хасан сказал: "Учеба в раннем возрасте, как резьба по камню”. Введение в "Ас-сунун аль-Кубра”, № 640.
Алькама сказал: "То, что я запомнил молодым, как будто вижу сейчас перед собой на бумаге”. Так сильно он запомнил.
Урва бен аз-Зубейр сказал своим сыновьям: "Спешите учиться у меня! Вы почти взрослые. Когда я был маленький, никто не смотрел на меня. Когда же с возрастом я постиг, то, что удалось постичь, люди стали обращаться ко мне. Хуже всего, когда человека спрашивают о чем-либо, касающегося его веры, а он не знает”. Абдель Барр. Баян аль-ильм во фадлюху.
Рассказывают, что Лукман сказал своему сыну: "Сынок! Будь с учеными, не отходи от них ни на шаг. Аллах воскрешает сердца, наполняя их мудростью, как воскрешает мертвую землю ливнем с небес”. Введение в "Ас-сунан аль-кубра” (445).
И сказал он: "Сынок, не учись, чтобы хвастаться ученостью перед учеными, спорить с глупцами и красоваться на людях. Не оставляй науку, отказываясь от нее, или по глупости. Сынок! Общество выбирай внимательно. Если ты увидишь людей, упоминающих Аллаха, подсаживайся к ним; если ты ученый, тебе понадобится твоя наука, если ты не знаешь, тебя научат. Если же увидишь людей, не вспоминающих Аллаха, то не подсаживайся к ним; если ты ученый, твоя наука тебе не пригодится, а если ты не знаешь, то они увеличат твое заблуждение”. "Джамиа баян аль-ильм ва фадлюху”.
"Сынок, мудрость ввела бедняков в общество королей”. Там же.

Путешествия в поисках знания

Путешествия в поисках знания известны в истории и, особенно, в истории этой общины. Это, в частности, распространяется и на предшественников, да будет доволен ими Аллах.
Среди крупнейших путешествий, увековеченных благородным Кораном, — путешествие Моисея, да будет над ним мир, в Аль-Хадыр, как об этом говорится в суре "Пещера”.
Среди удивительных примеров на этот счет:
Путешествие Джабира бин Абдаллы, да будет доволен им Аллах, в Сирию, длившееся месяц, чтобы услышать от Абдаллы бин Унейса один хадис, а именно: "В день страшного суда будут втиснуты босоногие, раздетые”. Муслим, 2859.
Путешествие Абу Аиба аль-Ансари из Медины в Египет к Укбе бен Амиру, чтобы услышать хадис: "Кто спрятал мусульманина, того спрячет Аллах в день страшного суда”. Аль-Бухари, 2310 и Муслим, 2580. Услышав хадис по прибытию в Египет, он тот час же вернулся в Медину.
Басар бин Убейдалла: "Если бы я мог, то отправился бы в другую страну ради одного хадиса”.
Пусть стремящиеся к науке сегодня сравнят свое отношение с отношением корифеев, отличавшихся большой энергией. Может быть это побудит их стать серьезными и засучить рукава.

Отношение праведных предшественников к занятиям наукой

Отношение предшественников общины к занятиям наукой было удивительным. Им они отдавали все свое время и молодость. Достигнутые ими результаты вызывают удивление, поражают ум, возбуждают энергию.
Абу Зура сказал: "Ахмад бен Ханбаль помнил тысячу тысяч (т.е. миллион) хадисов. И когда его спросили: "Откуда ты их знаешь?”, — он ответил: "Я запомнил и не позволял себе забыть”. "Сифат ас-сафва”, 2/337. И я спрашиваю: "Много ли нас, помнящих тысячу хадисов?” Более того, кто из нас точно помнит сорок пророчеств?!
Сулейман бин Шуаба сказал: "Со слов Абу Дауда записано сорок тысяч хадисов. И при этом он не пользовался книгой”.
Абу Зура ар-Рази сказал: "Я помню двести тысяч хадисов, как всякий помнит: "Скажи, Аллах — единственный”. Вообще же я помню триста тысяч хадисов”. "Сифат ас-сафва”, 4/88.
Имам Абу Бакр бин аль-Араби составил свой "большой комментарий” в восьмидесяти частях. У него есть ряд сочинений: "Шарх ат-Тирмизи”, "Аль-мавтаа”, "Ахкам аль-йоран аль-кубра ва с-сугра”, "Аль-авасим мин аль-кавасим”, "Аль-махоуль филь усуль”. Все эти сочинения высочайшего уровня.
Ибн Аби ад-Дунья оставил после себя тысячу сочинений. Аль-Хаким — автор "Аль-Мсотадрак” — написал более тысячи глав.
Ибн Асакир написал свою "Историю” в восьмидесяти томах. Абу аль-Мавахиб сказал о нем: "Я не встречал другого такого человека, который бы оставался верным выбранному пути сорок лет”.
Мухаммад бин Исхак слушал 1700 шейхов. В возрасте двадцати лет он покинул дом в поисках науки, а вернулся, когда ему было 65 лет.
Имам аль-Бухари посетил многие страны и слушал больше 1000 шейхов. Когда он просыпался, то зажигал светильник и записывал пришедшую на ум мысль. Затем засыпал и вновь просыпался. Иногда так происходило раз двадцать за ночь.
Что же касается Ибн Теймийя, то достаточно и того, что о нем сказал аз-Захаби: "Он настолько известен, что нет нужды его представлять”.
Аль-Хафиз ибн Радкеб аль-Ханбали сказал о Абу аль-Вафа бин Акиль аль-Ханбали: "Это был титан, необыкновенно умный и с широким кругозором. Он сказал: "Я не позволю себе потерять и часа своей жизни, даже, если мой язык лишит меня возможности беседовать и дискутировать, а зрение — читать. Я заставляю мысль работать, даже отдыхая лёжа. Я поднимаюсь только тогда, когда мне на ум приходят мысли, которые я записываю. В мои восемьдесят лет у меня такой же интерес к науке, как и в двадцать лет”. А у нас, если кто-нибудь достиг 60 лет, ему говорят: "Отдыхай на пенсии”.
Ибн Акиль говорил: "Самое дорогое, чем располагают ученые, все ученые, — это время, являющееся добычей, благодаря которой реализуются возможности. Стоит же это дорого”.
Он, да смилуется над ним Аллах, написал книгу "Аль-фунун”, объемом в восемьдесят томов. У него есть небольшая книга в двадцать томов!!!
Ибн Акиль аль-Варрак сказал: "Абу Дкафар ат-Табари спросил своих коллег и учеников:
— Вы возьметесь за комментарии к Корану?
— А каков их объем?
— Тридцать тысяч листов.
— И жизни не хватит, чтобы завершить их. Тогда он сократил их до трех тысяч листов. Затем он спросил их:
— Вы возьметесь за написание истории мира от Адама, да будет над ним мир, до наших дней?
— А каков ее объем?
Он упомянул такой же объем, как и в случае с "Комментариями”. И они ответили так же, как тогда. "На всё воля Божья, — сказал он, — …Умерло старание” и сократил объем также, как и в случае с "Комментариями”.
Если у учеников Ибн Джарира ат-Табари умерло старание, то найдем ли мы в словаре определение, характеризующее сегодняшних студентов … студентов, которые ленятся написать несколько листков вместе с преподавателем, следить за его словами и записывать объяснения. В конце же года за несколько риалов они переснимают записи, которые берут у других, заучивают за несколько часов и воспроизводят их на экзаменационных листах. Так они относятся к делу, за исключением тех, кому помогает Аллах.
Аль-Хатиб сказал: "Я слышал, как ас-Самсами рассказывал, что Абу Джафар ат-Табари каждый день в течение сорока лет писал по сорок листов”.
Мухаммад Карад Али в своей книге "Кунуз аль аждад” в переводе Ибн Джарира говорит: "О нем рассказывают, что он потерял минуту своей жизни, без пользы для себя и других”.
Доказательством этого служит то, что рассказал аль-Муафи бин Закрийя со слов некоторых авторитетов, и в частности, что в обществе Ибн Джарира, незадолго до его кончины, была упомянута молитва в передаче Джафара бин Мухаммада — и Ибн Джарира потребовал подать чернильницу и лист бумаги и записал ее. Ему сказали: "В таком состоянии?” Он ответил: "Человек должен заимствовать знание до самой смерти”. А через час или менее того, он скончался, да смилуется над ним Аллах.
Да смилуется Аллах над теми выдающимися людьми, которые сквозь эпохи озаряют своим светом историю общины.

Сопоставление науки с богатством

Ибн аль-Кайим сопоставил науку с богатством, что будет уместно здесь воспроизвести. Он отдал предпочтение науке в силу ряда характеристик, важнейшими из которых являются:
Наука — наследие пророков, а богатство — наследие королей и богатых.
Наука охраняет того, кто ею владеет, а владелец богатства охраняет богатство.
Наука прирастает благодаря усердию и распространению, а богатство уносят расходы, кроме милостыни.
Наука сопровождает своего владельца даже в могиле. Богатство, за исключением того, что было отдано в виде повседневной милостыни, оставляет своего владельца после его смерти.
Наука стоит над богатством. Наука — правит, богатство — управляет.
Богатство — удел благочестивых и порочных, мусульман и неверных, а полезная наука — удел лишь верующих.
В ученом нуждаются короли и нижестоящие, в богаче же — бедняки, неимущие и обездоленные.
Богач однажды может потерять всё. Науке же не грозит гибель, если ученый не бездействует.
Богатство делает человека рабом земной жизни. Наука же призывает его поклоняться Господу.
Богатство может быть причиной гибели его владельца; сколько богатых погибло из-за своего богатства! Наука же — это жизнь ученого, даже после его смерти.
Счастье от науки — постоянно, а счастье от богатства — преходяще.
Значимость и ценность ученого — это он сам, ценность же богатого — это его богатство.
Своим богатством богатый обращает людей к земной жизни, ученый же своей наукой обращает к потусторонней жизни.
Подумай, да сохранит тебя Аллах, какой из двух путей тебе избрать!!

Влияние невежества на нацию и превосходство над ним науки

Нация, которая мирится с невежеством, безразлична к науке, не заботится о ней и об ученых, должна будет заплатить за это вдвойне и дорогой ценой.
Божественные предписания, история и действительность свидетельствует о том, что невежество ведет к огромным, чреватым для нации последствиям. Наиболее существенными из них являются:
1. Маловерие и недостаточная богобоязненность. Невежда не знает, чего остерегаться и не может осознанно распознать путь, веющий к его опасению,
2. Нарастание ослушания, распространение непристойных поступков, неверия, зависти, раболепия перед земной жизнью и появление прочих язв.
Я познакомился с докладом одной реформистской организации, в которой содержатся данные о тех, с кем она имеет дело. Все они — это лица, совершившие моральные проступки или что-либо в этом роде. Я увидел, что большинство их — из семей, где царит невежество. В то же время я заметил, что в тех кварталах, где высока доля образованных людей, преступлений меньше. Более того, к большинству совершаемых там преступлениям их жители не имеют никакого отношения.
3. Невежество ведет к потере лица перед врагами, к потребности в них и в привносимых ими отклонениях в образе мыслей и поведении.
4. Невежество обрекает нацию на отсталость во всех областях: в мировоззренческой, этической, политически, общественной, экономической, а также в промышленности и т.п.
5. По причине невежества увеличиваются проблемы семьи, слабеет роль воспитания, общество теряет своих членов и пожинает за это горькие, тяжелые плоды.
6. Инертность, лень, нерадение, непонимание подлинного смысла — все это неизбежные результаты невежества.

Кто страшится подниматься в гору,
Пусть всю жизнь проживет среди ям.

Нация же, которая особо заботится о науке и ученых, предъявляет спрос на образование, ради чего мобилизует свои ресурсы, и ориентируется на ученых, — такая нация живет под благодатной сенью науки и в благоденствии, что проявляется в:
1. Вере в Аллаха, базирующейся на доказательствах науки и практики.
2. Глубоком постижении Аллаха, страхе перед ним и обращении к нему. Кто лучше других постиг Аллаха, тот более других богобоязнен.
3. В избежании, благодаря науке, дурных поступков с их рано или поздно проявляющимися ужасными последствиями и болезненными результатами. В опасении нации от гибели через послушание и приближение к Аллаху.
4. В осуществлении прав каждым: родителями, родственниками, соседями и т.д., поскольку знание прав побуждает человек реализовывать и придерживаться их.
5. Психологическом счастье, в осязаемом наслаждении земной и потусторонней жизнью.
6. В обращении к шариату Аллаха во всех случаях жизни. Как разнится просвещенная, смотрящая вперед нация от невежественной и презренной!

Насир ибн Сулейман аль-Умар


Источник: Sawab.ru

Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг

Если Вы нашли ошибку на сайте, отправьте, пожалуйста, сообщение модератору.
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Categories: Знание и Призыв / Date: 14/08/2013
Comments 0