home  
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Клянусь предвечерним временем (или временем)! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение! Суры «аль-Аср»
Главная » Фетвы » Основы Веры » Тавхид » Можно ли обращаться к Аллаху с просьбой о прощении всех мусульман, зная, что некоторые мусульмане понесут наказание (за свои грехи)?

Можно ли обращаться к Аллаху с просьбой о прощении всех мусульман, зная, что некоторые мусульмане понесут наказание (за свои грехи)?

Print Friendly and PDF Можно ли обращаться к Аллаху с просьбой о прощении всех мусульман, зная, что некоторые мусульмане понесут наказание (за свои грехи)?

Вопрос: У меня вопрос о некоторых формах мольбы. Например: «О Аллах, прости мусульманам и мусульманкам!», «О Аллах, прости нас всех!» Можно ли произносить подобные мольбы, зная, что ответ на них не соответствует воле Аллаха? Как отвечать тем людям, которые сомневаются в верности произнесения подобной мольбы в то время, когда мольба не остается без ответа?

Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых.
В просьбе о прощении за всех мусульман и мусульманок вообще нет ничего плохого. На это указывает ряд доказательств:
1. Слова Всевышнего Аллаха:

فَاعْلَمْ أَنَّهُ لا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَاسْتَغْفِرْ لِذَنْبِكَ وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ

«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин. Аллах знает о ваших передвижениях и вашей обители» (сура «Мухаммад», аят 19).

От ‘Асыма аль-Ахуаля передается, что ‘Абдуллах ибн Сарджиса видел пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и ел месте с них хлеб и мясо, или сарид (сарид – вид блюда). Тогда я спросил его: «Попросил ли пророк, да благословит его Аллах и приветствует, у Аллаха прощения для тебя?» На что он ответил: «Да, и для тебя», а после прочел аят: «…и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин» (Муслим № 2346).

Есть разные мнения о толковании слов «…и проси прощения за свой грех», одно из мнений гласит, что просьба о прощении всех мусульман является обязанностью (уаджиб).

Аль-Куртуби, да помилует его Аллах, сказал:

«Некоторые сказали, что это обращение к нему (к пророку – прим. пер.), но подразумевается вся община. Исходя из этого мнения, этот аят делает мольбу о прощении всех мусульман обязательной» (Тафсир аль-Куртуби. Т. 16. С. 242).

Ибн Джурейдж сказал: «Я спросил ‘Ату: „Могу ли я просить прощения для всех мусульман и мусульманок?" Он ответил: „Да, ведь пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было велено это. Это обязательно для людей, ведь Аллах сказал Своему пророку:

وَاسْتَغْفِرْ لِذَنْبِكَ وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالمُؤْمِنَاتِ

„…и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин"". Тогда я сказал ему: „Оставляешь ли ты эту мольбу при совершении обязательной молитвы?" Он ответил: „Нет". Я спросил:„С кого ты начинаешь: с себя или с мусульман?" Он сказал: „С себя, как сказал Аллах:

وَاسْتَغْفِرْ لِذَنْبِكَ وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالمُؤْمِنَاتِ

„…и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин""».

2. Сообщается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передал слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые он произнес во время погребальной молитвы (джаназа). Он сказал: «О Аллах, прости живому и мёртвому из нас, младому и старому, мужчине и женщине, присутствующему и отсутствующему! О Аллах, сделай так, чтобы тот из нас, кому Ты даруешь жизнь, жил, веруя, а тому из нас, кого Ты упокоишь, упокой соблюдающим Ислам! О Аллах, не лишай нас награды за него и не сбивай нас с пути после него!» (ат-Тирмизи № 1024, Абу Дауд № 3201 и ан-Насаи № 1986).

Ибн ‘Иллян ас-Сыддыки, да помилует его Аллах, сказал:
«„О Аллах, прости живому и мёртвому", то есть: всем живым, мертвым, всем мусульман. Это относится ко всем» (Далилу-ль-фалихин ли-турук рийады-с-салихин. Т. 6. С. 240).

3. Так поступали ангелы, мир им. Сказал Всевышний Аллах:

وَالْمَلائِكَةُ يُسَبِّحُونَ بِحَمْدِ رَبِّهِمْ وَيَسْتَغْفِرُونَ لِمَن فِي الأَرْضِ

«Ангелы прославляют хвалой своего Господа и просят прощения для тех, кто на земле» (сура «аш-Шура», аят 5).

4. Таким же образом поступали пророки, сподвижники, таби‘ины и многие ученые: как предшествующего, так и последующего поколений.

А. Нух, мир ему, сказал:

رَبِّ اغْفِرْ لِي وَلِوَالِدَيَّ وَلِمَنْ دَخَلَ بَيْتِيَ مُؤْمِنًا وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ

«Господи! Прости меня и моих родителей и тех, кто вошел в мой дом верующим, а также верующих мужчин и женщин» (сура «Нух», аят 28).

Б. Ибрахим, мир ему, сказал:

رَبَّنَا اغْفِرْ لِي وَلِوَالِدَيَّ وَلِلْمُؤْمِنِينَ يَوْمَ يَقُومُ الْحِسَابُ

«Господь наш! Прости меня, моих родителей и верующих в тот день, когда будет представлен счет» (сура «Ибрахим», аят 41).

В. С мольбой о прощении обращался и ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах.
‘Абдурраззак в «аль-Мусаннаф» приводит слова от Ибн Джурейджа. Он сказал: Ата сообщил мне, что слышал, как ‘Убейд ибн ‘Умейр рассказывал о мольбе кунут ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Он говорил: „О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, мусульманам и мусульманкам, сплоти их сердца и примири их"» (аль-Мусаннаф. Т. 3. С. 111).
Аль-Бейхаки в «ас-Сунан аль-кубра» (Т. 2. С. 210) сказал, что хадис достоверный. См. также «Тухфату-ль-мухтадж ила адилляти-ль-минхадж» (Т. 1. С. 410).

Г. Таково наставление Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах.
В книге «Фадлу-с-саляти ‘аля-н-наби» (С. 67) Исма‘иля аль-Кады передается предание, которое шейх аль-Альбани называл достоверным. Ибн ‘Аббас сказал: «Не призывайте благословления ни на кого, кроме пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Однако обращайтесь с просьбой о прощении всех мусульман и мусульманок».

Д. Просьба о прощении является обычаем всех мусульман, как об этом сказал Аллах:

وَالَّذِينَ جَاءُوا مِنْ بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِلَّذِينَ آَمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَءُوفٌ رَحِيمٌ

«А те, которые пришли после них, говорят: „Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный"» (сура «аль-Хашр», аят 10).

В ответе № 104460 мы говорили о том, что шейх Ибн Теймийа и его ученик Ибн Кайим считали мольбу в этой форме дозволенной, и даже побуждали произносить её. Также там указываются слабые хадисы по этой теме.

Во-вторых.
Что же касается мнения о том, что эта мольба противоречит предопределению Аллаха, и что не все мусульмане получат прощение, и, несомненно, часть из них войдет в Огонь, то это мнение неверно. Так как здесь происходит путаница между понятиями «предопределение» и «шариат» (закон или веление Аллаха). Нам велено следовать Шариату, а мольба о прощении для всех мусульман является по Шариату желательной. Она не противоречит тому, что нас не касается: тому, что Всевышний Аллах предопределил определенной группе из мусульман. Доводом этому является то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучил нас мольбам о прощении, заповедовал мусульманам произносить их. И мы знаем, что некоторые мольбы останутся без ответа. Упомянутые нами выше доказательства также указывают на ошибочность утверждения о том, что подобная мольба запрещена. А также подтверждают верность мольбы о прощении для всех мусульман.

Самым первым известным нам ученым, который высказывался против произнесения подобной мольбы, был Абу ‘Аббас аль-Карафи (ум. 684 г. по Х.). Он считал, что подобную мольбу произносить категорически запрещено! Он сказал:

«Пятый вид деяний, которые являются запретными, но не являются неверием: обращение человека к Аллаху с просьбой удалить то, на существования чего указывают хадисы, дошедшие путём ахад. Словами „путём ахад" я вывожу все хадисы, дошедшие путём мутаватир (мутаватир – предание, которые дошло через многочисленных передатчиков так, что в достоверности его сомнений нет – прим. пер.). Так как просьба удалить то, что подтверждается хадисами мутаватир, является неверием, как об этом уже было сказано. Несколько примеров этому.

Во-первых, мольба словами „О Аллах, прости мусульманам все их грехи". Достоверные хадисы гласят, что, несомненно, определенная часть мусульман войдет в Огонь, а после посредством заступничества или без него покинет его. А войдут в Огонь они за свои грехи, и если бы Аллах простил все их грехи, то они бы не вошли в Огонь. И подобная мольба делает достоверные хадисы ложными! Поэтому, это грех, но не неверие, ведь эти предания – предания ахад. Неверующим человек становится только тогда, когда отрицает то, что дошло по пути мутаватир…

Что же касается слов ангелов: „Прости же тех, которые раскаялись", а также аята „…и просят прощения для тех, кто на земле", то эти слова не являются общими, так как глаголы здесь в утвердительной форме, а утвердительная форма не указывает на нечто универсальное или общее. Таково единодушное мнение всех ученых. И если бы эта форма была бы универсальной, то мы бы были обязаны верить, что здесь подразумеваются определенное, а именно прощение в общем, (а не каждого человека по отдельности – прим. пер.). На это указывают доказательства…» (аль-Фурук ма‘а хауамиши-хи. Т. 4. С. 463).

Абу аль-Касым ибн аш-Шатт аль-Малики, да помилует его Аллах, (ум. в 723 г. по Х.) в комментариях к книге «аль-Фурук» под названием «Идрару-ш-шурук» сказал:
«Автор заявляет, что мольба подобного вида является грехом. Его слова являются словами без доказательств. Что указывает на то, что человеку следует обращаться к Аллаху только с тем, что может произойти?! Я не знаю этому доказательств.

Что мешает тому, чтобы Аллах велел своим творениям обращаться к Нему с просьбой о прощении для каждого верующего, но наряду с этим, предопределил, что некоторые из них прощения не получат?! Что указывает на противоречие между просьбой о прощении и о том, что Аллах не простит?! Я не вижу причины и основания этому, и подобные заявления построены только на предположении.

Его слова о том, что аяты „Прости же тех, которые раскаялись" и „…и просят прощения для тех, кто на земле" не указывают на общее, так как глаголы приходят в утвердительной форме, то это грубейшая ошибка. Так как он обратил внимание только на глаголы, оставив управляемые слова, следующие за ними. А управляемые слова в этих двух аятах подразумевают общность и универсальность…» (Идрару-ш-шурук. Т. 4. С. 488).

Шейху ‘Абдулькариму аль-Худайру, да хранит его Аллах, задали вопрос:
«Каково доказательство человека, который говорит, что мольба против неверующих есть несправедливость и преступление, так как Аллах знает, что они будут существовать до Судного Дня?»
Он ответил:
«Мусульманин обязан поступать в соответствии с законодательной волей Аллаха (с Шариатом), что же касается вселенской или создающей воли Аллаха, то он не обязан в своих поступках ссылаться на неё.
Если же человек скажет: „Почему ты обращаешься с просьбой о прощении для всех мусульман, тогда как среди них есть тот, кто умер, совершив большой грех?", то мы ответим так. Да, и даже среди ученых были те, кто запрещал обращаться к Аллаху с просьбой о прощении для всех мусульман. Есть те, кто запрещают обращаться к Аллаху за всех мусульман, говоря, что Аллах знает тех мусульман, которые умирают, совершая большой грех, и что это противоречит вселенской воле Аллаха! Тогда ты и для себя не проси прощения! Ведь только Аллах знает о том, каков будет твой конец! Не проси прощения и для своих детей, ведь только Аллах знает, каково их будущее!
От тебя – лишь мольба, это законодательная воля Аллаха, это то, что требует Шариат. Что же касается вселенской воли, то она – у Аллаха, и тебя не касается» (Шарху-ль-муватта. Китабу-ль-джанаиз. Баб ан-нахъйи ‘ани-ль-букаи аля-ль-майит).

А Аллаху ведомо лучше.

Сайт "Ислам:Вопрос и Ответ" фатва № 140798


Источник: Sawab.ru

Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг

Если Вы нашли ошибку на сайте, отправьте, пожалуйста, сообщение модератору.
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Categories: Тавхид / Date: 17/11/2013
Comments 0