home  
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Клянусь предвечерним временем (или временем)! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение! Суры «аль-Аср»
Главная » Фетвы » Коран и Хадисы » Толкование аята «Воистину, Аллах обязался принимать покаяния тех, которые совершают дурной поступок по своему невежеству и вскоре раскаива..

Толкование аята «Воистину, Аллах обязался принимать покаяния тех, которые совершают дурной поступок по своему невежеству и вскоре раскаива..

Print Friendly and PDF

Вопрос: Принимается ли покаяние того, кто намеренно совершает грех, зная, что он нарушает приказы Аллаха? В суре «Женщины» 4:17-18 говорится, что Аллах, Свят Он и Велик, принимает покаяние только тех, кто грешит по незнанию и быстро раскаивается. В суре «Семейство Имрана» 3:135 Аллах говорит: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили». Говорил ли Муджахид в комментариях к первому аяту, что всякий, кто совершил грех, осознанно или неосознанно, является невеждой (джахилем)?

Ответ: Хвала Аллаху

Во-первых: Если человек совершает грех, зная, что он ослушается Аллаха, нарушает Его приказы и навлекает на себя Его наказанию, но потом искренне раскаивается, то Аллах примет его покаяние и простит его, независимо от того, как велик был его грех. Сказал шейх уль-Ислам Ибн Теймийя (да смилуется над ним Аллах):

«Аллах простит того, кто раскаивается в грехе, будь это ширк или любой другой грех. Он говорит в Коране:

يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنْفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ إنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (Толпы 39:53)

Маджму аль-Фатава, 18/340

Сказал Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах):

«Если человек искренне покаялся, то его дурные поступки будут уничтожены, а за хорошие поступки он получит награду». Аль-Уабиль ас-Сайиб, стр. 12.

Во-вторых: Аллах говорит в Коране:

  إِنَّمَا التَّوْبَةُ عَلَى اللَّهِ لِلَّذِينَ يَعْمَلُونَ السُّوءَ بِجَهَالَةٍ ثُمَّ يَتُوبُونَ مِنْ قَرِيبٍ فَأُولَئِكَ يَتُوبُ اللَّهُ عَلَيْهِمْ وَكَانَ اللَّهُ عَلِيمًا حَكِيمًا

«Воистину, Аллах обязался принимать покаяния тех, которые совершают дурной поступок по своему невежеству и вскоре раскаиваются. Их покаяния Аллах принимает, ведь Аллах – Знающий, Мудрый» (Женщины 4:17)

Под словом «невежество» подразумевается решение ослушаться Аллаха; это не значит, что человек не осознает греховность своего поступка. Но если он раскаялся, то Аллах примет его покаяние. Под скорым раскаянием («и вскоре раскаиваются») подразумевается раскаяние до того, как человек встретится лицом к лицу со смертью. Такова милость и щедрость Аллаха к Своим рабам.

Сказал шейх уль-Ислам Ибн Теймийя (да смилуется над ним Аллах):

«Абуль Алия сказал: «Я спросил сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) об этом аяте и они ответили мне: «Невежда тот, кто ослушается Аллаха, а «вскоре раскаявшийся» тот, кто раскаялся до своей смерти». Это также мнение большинства толкователей Корана.

Сказал Муджахид: «Каждый грешник является невеждой во время совершения греха. Аль-Хасан, Катада, ‘Ата, ас-Саади и другие говорили: «Они невежды по причине своего ослушания, а не потому, что не могут отличить плохое от хорошего».

Сказал аз-Заджадж: «Смысл аята не в том, что они не знают о греховности своего поступка; потому что если мусульманин не знает о том, что совершает запрещенный поступок, то он не считается ослушником. Скорее здесь подразумевается одно из двух: либо они не знали о запретности совершаемого поступка, либо они знали о его запретности, но предпочли получить выгоду в мирской, а не в Будущей жизни. Они невежды по причине того, что предпочли ничтожное земное удовольствие вместо вечного довольства и благоденствия Будущей жизни. Каждый, кто ослушается Аллаха, является невеждой; а тот, кто боится Его, является обладателем знания». Маджму аль-Фатава, 7/22.

Смотрите также «Тафсир» Ибн Касира, 2/235.

Ученым Постоянного Комитета был задан вопрос: «Я пожилой человек 59-ти лет. Я очень испугался, когда услышал слова Аллаха:

إِنَّمَا التَّوْبَةُ عَلَى اللَّهِ لِلَّذِينَ يَعْمَلُونَ السُّوءَ بِجَهَالَةٍ ثُمَّ يَتُوبُونَ مِنْ قَرِيبٍ فَأُولَئِكَ يَتُوبُ اللَّهُ عَلَيْهِمْ وَكَانَ اللَّهُ عَلِيمًا حَكِيمًا * وَلَيْسَتِ التَّوْبَةُ لِلَّذِينَ يَعْمَلُونَ السَّيِّئَاتِ حَتَّى إِذَا حَضَرَ أَحَدَهُمُ الْمَوْتُ قَالَ إِنِّي تُبْتُ الْآنَ

«Воистину, Аллах обязался принимать покаяния тех, которые совершают дурной поступок по своему невежеству и вскоре раскаиваются. Их покаяния Аллах принимает, ведь Аллах – Знающий, Мудрый.

Но бесполезно покаяние для тех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, то говорит: «Вот теперь я раскаиваюсь»…» (Женщины 4:17-18)

Может ли покаяться тот, кто совершил греховный поступок, зная о его запретности?»

Они ответили: «Осознанное совершение греха не препятствует покаянию. Существуют три условия для раскаяния: оставление греха, сожаление о содеянном и намерение никогда не возвращаться к этому греху. Если при совершении греха были нарушены права другого человека, то необходимо восстановить его в правах или попросить его о прощении. Каждый, кто ослушивается Аллаха, является невеждой». Фатава аль-Ляжна ад-Даима, 24/308-309.

В-третьих: Аллах говорит в Коране:

وَالَّذِينَ إِذَا فَعَلُوا فَاحِشَةً أَوْ ظَلَمُوا أَنْفُسَهُمْ ذَكَرُوا اللَّهَ فَاسْتَغْفَرُوا لِذُنُوبِهِمْ وَمَنْ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلَّا اللَّهُ وَلَمْ يُصِرُّوا عَلَى مَا فَعَلُوا وَهُمْ يَعْلَمُونَ

«Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили» (Семейство Имрана 3:135)

Этот аят не противоречит тому, о чем мы говорили до этого. Смысл его в том, что одно из качеств благочестивых рабов Аллаха — это поспешность в раскаянии. Всевышний сообщил об извинениях, которые богобоязненные рабы приносят своему Господу, когда совершают грехи и преступления. Совершив их, они торопятся принести покаяние и попросить у Аллаха прощения. Они вспоминают своего Господа, наказание, которым Он пригрозил ослушникам, и вознаграждение, которое обещано богобоязненным праведникам. Они просят Господа простить их грехи и покрыть их недостатки, твердо намереваются больше не возвращаться к ослушанию и сожалеют о содеянном. Тафсир ас-Саади, стр. 148.

Сказал шейх уль-Ислам Ибн Теймийя (да смилуется над ним Аллах): «Если он усердствует в малом грехе, то этот грех превращается в большой. Но если он раскаивается, то ему будет даровано прощение…Если он искренне раскаивается, то его прегрешения будут прощены. Если он снова грешит, то он должен снова раскаяться. И если он покается, то Аллах вновь простит его». Маджму аль-Фатава, 11/700.

И Аллах знает лучше

Islam Q&A фатва № 177990 
Перевод: www.sawab.ru


Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг

Если Вы нашли ошибку на сайте, отправьте, пожалуйста, сообщение модератору.
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Categories: Коран и Хадисы / Date: 11/07/2013
Comments 0