home  
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Клянусь предвечерним временем (или временем)! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение! Суры «аль-Аср»
Главная » Фетвы » Фикх » Жертвоприношение » Фетвы больших ученых относительно обрядов жертвоприношения

Фетвы больших ученых относительно обрядов жертвоприношения

Print Friendly and PDF

Одним из великих видов поклонения, который совершается в месяце Зуль-Хиджа, считается обряд жертвоприношения. В преддверии великого праздника ‘Ид аль-адха хотелось бы более подробно рассмотреть часто задаваемые вопросы относительно обрядов жертвоприношения, используя ответы Постоянного Комитета по научным исследованиям и фетвам.

Фетвы больших ученых относительно обрядов жертвоприношения

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении! Мы прибегаем к Аллаху от зла нас самих и зла наших поступков. Тот, кого Аллах ведет прямым путём, никогда не заблудится, а тот, кого Он вводит в заблуждение, никогда не найдет Истинного Пути. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад –  Его раб и Его Посланник!

По милости Всевышнего Аллаха  через считанные дни наступает один из заповедных месяцев – месяц Зуль-Хиджа. Мусульмане стараются использовать эти дни, выделенные Всевышним, с максимальной пользой для себя, дабы ещё больше приблизиться к своему Господу, выполняя предписанные виды поклонения. Одним из таких видов поклонения, который совершается в месяце Зуль-Хиджа, является жертвоприношение.

Несомненно, жертвоприношение занимает достойное и важное место среди других видов поклонения, ведь оно входит в число обрядовых символов Аллаха, выполнение которых указывает на богобоязненность и покорность верующего. Всевышний Аллах сказал:

{ذَلِكَ وَمَنْ يُعَظِّمْ شَعَائِرَ اللَّهِ فَإِنَّهَا مِنْ تَقْوَى الْقُلُوبِ} [الحج: 32]

«Вот так! И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит из богобоязненности в сердцах» (Коран, сура «Аль-Хадж», 32).

Известный толкователь Корана Ибн Касир говорил: «Слова Всевышнего: "И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха” означают:

"Если кто-либо почтительно относится к приказам Всевышнего”, то подобное "исходит из богобоязненности в сердцах”.

К этому относится и возвеличивание жертвоприношения, об этом говорил Аль-Хакам, передавая сообщение от Максама, от Ибн Аббаса:

"Возвеличивание жертвоприношения включает в себя откармливание животного и уход за ним”.

Абу Умама ибн Сахль говорил:

"Мы откармливали жертвенных животных в Медине, и мусульмане продолжают поступать именно так” (привёл аль-Бухари)».[1]

Кроме того, в Пречистой Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха) приводится большое количество хадисов, побуждающих нас совершать жертвоприношение.

Достаточно упомянуть то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принёс в жертву двух рогатых баранов с белыми пятнами у глаз, зарезав их своими руками, сказав "Бисмиллях. Аллаху акбар” и возложив свою ногу на их бока.[2]

В связи с этим, в преддверии великого праздника, Праздника Жертвоприношения «’Ид аль-адха», хотелось бы более подробно рассмотреть часто задаваемые вопросы, связанные с жертвоприношением, используя материалы фетв и ответов Постоянного Комитета по научным исследованиям и фетвам.

Вопрос. Какой религиозный статус имеет обряд жертвоприношения?

Ответ. Жертвоприношение является желательным (сунной), и не является обязательным (уаджибом).[3]

Вопрос. Чего следует избегать человеку, желающему совершить жертвоприношение?

Ответ. Тому, кто намеревается совершить жертвоприношение, не следует удалять волосы (стричь, брить), подстригать ногти, убирать что-либо с кожи в течение первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа. Так следует продолжать до тех пор, пока не будет принесена жертва, как на это указывает достоверный хадис, передаваемый от Умм Салямы (да будет доволен ею Аллах). В нем передается, что  Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

مَنْ كَانَ لَهُ ذِبْحٌ يَذْبَحُهُ فَإِذَا أُهِلَّ هِلاَلُ ذِى الْحِجَّةِ فَلاَ يَأْخُذَنَّ مِنْ شَعْرِهِ وَلاَ مِنْ أَظْفَارِهِ شَيْئًا حَتَّى يُضَحِّىَ

«Когда наступит месяц Зуль-Хиджа, пусть тот, кто желает совершить жертвоприношение, не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесет жертву!»[4]

Таким образом, это особое религиозное положение касается тех, кто желает принести жертву. При этом такой человек не считается «мухримом», то есть лицом, вошедшим в состояние ихрама (состояние, в которое входит желающий совершить малое или большое паломничество).

Что касается удаления волос или ногтей по забывчивости или по незнанию, то каких-либо осложнений в связи с этим не будет. Всевышний Аллах сказал:

{رَبَّنَا لَا تُؤَاخِذْنَا إِنْ نَسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا} [البقرة: 286]

«Господь наш! Не взыскивай с нас, если мы позабыли или ошиблись» (Коран, сура «Аль-Бакара», 286). Из достоверной Сунны мы также знаем, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), прочитав этот аят, поведал нам, что Аллах ответил: «Я так и сделал (то есть, не взыскал с вас за забывчивость и ошибки.[5]

Что касается человека, не намеревающегося совершить жертвоприношение, то он может удалять волосы и ногти с наступлением первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа, и в его действиях нет никаких проблем.[6]

Вопрос. Если человек совершает хадж с семьёй, нужно ли ему принести жертву (удхийя) или будет достаточным хадьи (закалывание животного паломником во время хаджа)?

Ответ. Если паломник совершает хадж (большое паломничество), выбрав вариант тамату’ или кыран, то достаточным для него будет выполнить лишь хадьи (то есть заколоть жертвенное животное во время хаджа). При этом совершать жертвоприношение (удхийя) совсем не обязательно. Если же это жертвоприношение было завещанием, то необходимо исполнить его. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) заколол в качестве жертвы двух баранов, но когда он совершал хадж, то принёс в качестве жертвы только хадьи, то есть тех животных, которых он пригнал с собой, и при этом он не совершал жертвоприношения (удхийя) в Мекке.[7]

Вопрос. Какие животные приносятся в жертву?

Ответ. В жертву можно приносить домашний скот: верблюдов (верблюд-верблюдица), коров (корова-бык), коз (козёл-коза) и баранов (баран-овца). При этом, обязательным условием является то, чтобы животные были здоровыми, без явных пороков и болезней, таких как повреждение глаза, худоба, хромота и т.д. Кроме того, животные, предназначенные для жертвоприношения должны быть достигшими определенного возраста:

  • овцы (в том числе и бараны) должны достигнуть шести месяцев,
  • козы и козлы должны достигнуть годовалого возраста,
  • коровы и быки должны достигнуть двух лет,
  • верблюды и верблюдицы должны достигнуть пяти лет.

Животные, не достигшие указанного возраста, не будут приняты в качестве жертвоприношения.[8]

Таким образом, если в жертву принести животных, не достигших необходимого возраста, то они не будут засчитаны в качестве жертвоприношения, даже если в них будет много мяса. Доказательством этому является хадис, передаваемый со слов Джабира ибн Абдуллы (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لا تذبحوا إلا مُسِنة إلا أن يعسُر عليكم فتذبحوا جَذًعَة من الضأن

«Приносите в жертву только то животное, которое достигло определённого возраста (мусинна). Если же это затруднит вас, то можете принести в жертву овец не моложе шести месяцев».[9]

Имам Ан-Навави (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Учёные пояснили, что «мусинна» – это любое животное из числа верблюдов, коров, коз и овец, достигшее такого возраста, когда у них появляются постоянные передние резцы. Тем самым хадис ясно указывает, что нельзя ни при каких обстоятельствах закалывать животное, достигшее шестимесячного возраста, кроме овцы, и по этому вопросу существует единогласное мнение, как об этом упомянул Аль-Кади ‘Ийяд».[10]

Вопрос. Можно ли закалывать в качестве жертвы кастрированного барана?

Ответ. Да, можно приносить в жертву кастрированного барана, потому что кастрация не является недостатком в животном, а только улучшает вкус мяса. Кроме того, сообщается в достоверном хадисе, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) принёс в качестве жертвы два черно-белых кастрированных барана. Текст хадиса приводится у Аль-Хакима, как пришло в книге «Аль-Мунтака».[11]

Вопрос. Будет ли принято жертвоприношение, если после закалывания была обнаружена опухоль?

Ответ. Имеющаяся опухоль в жертвенном животном является одним из видов болезни. Однако, поскольку она не была явно выражена при покупке животного, то она не влияет на правильность жертвоприношения, и иншаАллах жертвоприношение будет принято, потому что этот недостаток не препятствует принятию жертвы. Изъян, по причине которого жертвоприношение не принимается, должен быть явно выраженной болезнью, как, например, когда из-за опухоли портится основная часть мяса. Передают, что аль-Бара ибн ‘Азиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встал перед сподвижниками и сказал[12]:

أربع لا تجوز في الأضاحي: العوراء البين عورُها و المريضة البين مرضها و العرجاء البين ظلعها و الكسير التي لا تُنْقي

 «Не дозволено приносить в качестве жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое животное, изъян которого очевиден; больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна. И истощенное животное, у которого отсутствует костный мозг».[13]

Вопрос. Можно ли вместо закалывания животного выплатить его стоимость в качестве благотворительности?

Ответ. Выплата стоимости вместо закалывания жертвенного животного не засчитывается ни в случае ‘акыки (жертвоприношение, совершаемое на седьмой день после рождения ребёнка), ни в случае удхыйи (жертвоприношение, совершаемое в праздник жертвоприношения). Причина в том, что само закалывание, употребление мяса заколотого животного, раздача его в качестве милостыни – всё это является поклонением, которое не может быть заменено выплатой стоимости в качестве благотворительности.[14]

Вопрос. Можно ли вместо живого жертвенного животного купить заколотое и разделанное животное?

Ответ. Приобретённое заколотое и разделанное животное не засчитывается в качестве жертвоприношения, потому что намерение жертвоприношения отсутствовало во время закалывания, ведь мясник не брал намерения ни за  себя, ни за другого, что он закалывает в качестве жертвоприношения. Поэтому это считается обычным мясом и не считается жертвоприношением.[15]

Вопрос. Когда совершается жертвоприношение?

Ответ. Время закалывания жертвенного животного начинается после совершения праздничной молитвы, приуроченной к празднику Жертвоприношения («’Ид аль-адха») в той местности, в которой вы находитесь. Если же праздничная молитва в данной местности совершается в нескольких местах, то смотрится на окончание молитвы, которая была совершена раньше всего, потому что религиозное положение времени жертвоприношения связано с окончанием праздничной молитвы, а не связано с определённым временем.[16]

Заканчивается же время жертвоприношения с закатом солнца тринадцатого числа месяца Зуль-Хиджа, потому что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

كل أيام التشريق ذبح

«Закалывание происходит во все дни ташрика (одиннадцатое, двенадцатое и тринадцатое числа месяца Зуль-Хиджа)».[17]

Али (да будет доволен им Аллах) говорил: «Дни жертвоприношения – это день Праздника жертвоприношения и три дня после него».

Ибн Аль-Кайим также сказал: «Эти дни особенны тем, что это дни Мины, дни ташрика, в которых запрещается пост».[18]

 Вопрос. Можно ли человеку, находящемуся заграницей, выслать деньги семье для принесения жертвоприношения?

Ответ. Если человек, находящийся заграницей, вышлет стоимость жертвенного животного своим детям, чтобы они купили и совершили жертвоприношение от его имени на его родине, то ничего плохого в этом мы не видим, так даже будет лучше, потому что будет соответствовать Сунне.[19]

Сунной является закалывание жертвенного животного на родине, там, где живёт семья человека, чтобы они смогли поесть мяса заколотого животного и раздать в качестве милостыни. Поэтому можно поручить кому-то, чтобы он совершил жертвоприношение от его имени в его стране.[20]

Вопрос. Человек живёт со своим отцом. Будет ли достаточным, если отец заколет одно жертвенное животное, или сын тоже должен зарезать животное от своего имени?

Ответ. Каждый человек может принести в жертву барана от своего имени и имени своих домочадцев. Поэтому, если отец, принося в жертву барана, включил и сына в своё жертвоприношение, то это будет засчитано и от сына, потому что он является одним из домочадцев, и ему не надо будет приносить второе жертвоприношение от своего имени.[21]

Сколько овец надо приносить в жертву, если у человека несколько семей?

В соответствии с Сунной человеку достаточно зарезать одну овцу в качестве жертвы от своего имени и имени своих домочадцев. Доказательством этому служит хадис, передаваемый от ‘Аммара ибн Абдулла, который сказал: «Я слышал, как ‘Ата ибн Йясар говорил: "Я спросил Абу Айюба Аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) о том, что из себя представляло жертвоприношение во время посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. На что он ответил: "Человек закалывал в качестве жертвы овцу от своего имени и имени членов своей семьи, и они ели (из этого мяса) и кормили (раздавали другим), пока люди тем самым не стали хвастаться и не произошло то, что вы видите”» (привёл Ат-Тирмизи в своём сборнике, смотри: «’Аридатуль-ахуази», 6/304).

Несмотря на то, что у человека две семьи (две жены), и каждая семья живёт в отдельном доме, жертвоприношение включает в себя всех, ведь все они – члены его семьи, поэтому достаточно этому человеку принести в жертву только одну овцу. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принёс в качестве жертвы барана от своего имени и имени членов своей семьи, и, как известно, у пророка (мир ему и благословение Аллаха) было несколько семей, при этом у каждой семьи был отдельный дом.[22]

Вопрос. Сколько овец надо принести в жертву, если братья и сёстры со своими семьями живут с родителями в одном дворе?

Ответ. Если у всех членов этого двора общее имущество и общие расходы, то достаточно будет принести в жертву одного животного, потому что все они имеют статус членов одного дома.

Если же хозяин каждого дома в этом дворе будет иметь своё независимое имущество и расходы, то каждый дом имеет свой независимый статус, и поэтому с каждого дома требуется своё жертвоприношение, если только кто-то один из них не зарежет своё жертвенное животное от имени всех, исходя из благотворительных намерений.

При этом необходимо знать, что жертвоприношение является сунной, и не является уаджибом (обязательным).[23]

Вопрос. Кто входит в категорию членов семьи, за которых можно совершить жертвоприношение?

Ответ. В категорию членов семьи, за которых можно совершить жертвоприношение, входят жена, дети, внуки, если дети и внуки находятся под попечительством отца, а также входят родители, если они находятся на его содержании.

Вопрос. От какого количества людей можно закалывать жертвенное животное? 

Засчитывается жертвоприношение овцой от имени одного человека и членов его семьи. Что касается верблюда (и верблюдицы) и коровы (и быка), то жертвоприношение ими засчитывается за семерых. Сообщается, что  Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал[24]: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел нам приносить в жертву верблюда и корову за семерых из нас».[25] При этом, одна седьмая часть верблюда или коровы засчитывается только за одного человека (живого или мёртвого).[26]

Вопрос. Что лучше: овца или одна седмая часть верблюда и коровы?

Ответ. Одна овца лучше, чем одна седьмая часть верблюда или коровы.

Вопрос. Можно ли при закалывании упоминать имена тех лиц, за которых совершается жертвоприношение?

Ответ. Да, можно при закалывании упоминать имена лиц, за которых совершается жертвоприношение, потому что пророк (мир ему и благословение Аллаха) при закалывании сказал: «О Аллах, прими от Мухаммада и семьи Мухаммада».

Вопрос. Разрешается ли жертвоприношение за умерших?

Ответ. Да, жертвоприношение разрешается совершать за живых и умерших в соответствии с тем, как поступают мусульмане и в соответствии с доказательствами, имеющими общий смысл.[27]

Жертвоприношение за умершего человека разрешается как в соответствии с завещанием, так и без него, потому что это относится к разделу милостыни.[28]

Вопрос. Что делать с мясом жертвенного животного?

Ответ. Человеку и членам его семьи желательно поесть мяса жертвенного животного, оставить что-то на запас, раздать бедным и нуждающимся в качестве милостыни, а также угостить родственников и соседей. Всевышний Аллах сказал:

{فَكُلُوا مِنْهَا وَأَطْعِمُوا الْبَائِسَ الْفَقِيرَ} [الحج: 28]

«Ешьте из него (мяса жертвенных животных) и кормите неимущего страдальца».[29]

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал по поводу мяса жертвенных животных[30]:

كلوا و ادخروا و تصدقوا

«Ешьте, запасайтесь и раздавайте в качестве милостыни».[31]

Вопрос. Можно ли угостить немусульман мясом жертвенного животного?

Ответ. Да, можно угостить немусульман мясом жертвенного животного, если они не проявляют враждебности к нам, ведь Всевышний Аллах сказал:

{لَا يَنْهَاكُمُ اللَّهُ عَنِ الَّذِينَ لَمْ يُقَاتِلُوكُمْ فِي الدِّينِ وَلَمْ يُخْرِجُوكُمْ مِنْ دِيَارِكُمْ أَنْ تَبَرُّوهُمْ وَتُقْسِطُوا إِلَيْهِمْ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُقْسِطِينَ} [الممتحنة: 8]

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит справедливых».[32]

Кроме того, будет даже желательным угостить их мясом с целью привлечения и призыва их к Исламу.[33]

Вопрос. Что говорится во время закалывания жертвенного животного?

Ответ. При закалывании жертвенного животного обязательно надо произнести:

بسم الله

«С именем Аллаха»

/Бисмилля/.

Кроме того, желательно произнести еще следующие слова:

الله أكبر، اللهم إن هذا منك و لك فتقبله مني

«Аллах Превелик! О Аллах, это от Тебя и для Тебя, прими же от меня».

/Аллаху Акбар. Аллахумма инна хаза минка уа ляка фатакаббаль-минни/.

Если жертвоприношение совершается за кого-то, то говорится:

عن فلان

«За такого-то»  (и называется его имя).

/’ан фулян/.[34]

При этом, если мусульманин хочет совершить жертвоприношение за себя и за кого-то другого, то он должен начать с себя, а потом уже заколоть за другого.[35]

Вопрос. Что делать со шкурой жертвенных животных?

Ответ. Является сунной (желательным) раздать шкуры жертвенных животных в качестве милостыни. ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел мне следить за его жертвенными животными и раздать в качестве милостыни их мясо, шкуры и попоны, и ничего не давать мяснику за убой скота. Он сказал: «Мы им дадим что-нибудь из того, что у нас есть»”.[36] При этом шкуры жертвенных животных можно давать в качестве милостыни как непосредственно нуждающимся, так и благотворительным организациям.[37]

Постоянный комитет изучил вопрос продажи шкур жертвенных животных и ответил, что после того, как эти шкуры были отданы нуждающемуся, разрешается ему или его порученному лицу продавать их и получать выгоду от их стоимости. Кроме того, благотворительным фондам также дозволено продавать шкуры жертвенных животных и расходовать полученные средства на помощь нуждающимся.

Что касается запрета на продажу шкур жертвенных животных, то этот запрет распространяется только на того, кто совершает жертвоприношение.[38]

Фетвы постоянного комитета
Перевод: Вахитов М.
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Каноническая редакция:
М. Каримов
Для сайта – www.whyislam.ru

  • [1] Тафсир Ибн Касир, 10/53.
  • [2] Аль-Бухари, (5553), Муслим, (1966).
  • [3] Из фетвы постоянного комитета, 10/426, номер фетвы 19356. (Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль-Азиз ибн Баз).
  •  [4] Привели Ахмад и Муслим в своём сборнике достоверных хадисов (1977 (42)).
  • [5] Фетвы постоянного комитета, 10/434, номер фетвы 16507. (Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль-Азиз ибн Баз).
  • [6] Из фетвы постоянного комитета, 10/435, номер фетвы 17720. (Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль-Азиз ибн Баз).
  • [7] Фетвы постоянного комитета, 10/421-422, номер фетвы 15706. (Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль-Азиз ибн Баз).
  • [8] Фетвы постоянного комитета, 10/415, номер фетвы 16875. (Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх, Салих Аль-Фаузан, Абдуль-Азиз ибн Баз).
  • [9] Муслим (1963).
  • [10] Фетвы постоянного комитета, 10/416, номер фетвы 16977. (Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль-Азиз ибн Баз).
  • [11] Фетвы постоянного комитета, 10/417, номер фетвы 20222. (Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль-Азиз ибн Баз).
  •  [12] Привели Абу Дауд  (2802), Ан-Насаи (4369), а также Ат-Тирмизи (1497) с похожим текстом и он подтвердил достоверность хадиса.
  • [13] Фетвы постоянного комитета, 10/418, номер фетвы 19611. (Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль-Азиз ибн Баз).
  • [14] Фетвы постоянного комитета, 10/436, номер фетвы 18280. (Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль-Азиз ибн Баз).
  • [15] Из фетвы постоянного комитета, 10/421, номер фетвы 13766. (Члены комитета: Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ‘Афифи, Абдуль-Азиз ибн Баз).
  • [16] Фетвы постоянного комитета, 10/419, номер фетвы 19449. (Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх, Салих Аль-Фаузан, Абдуль-Азиз ибн Баз).
  • [17] Привёл Ахмад (4\82), Аль-Хайсами в «Маджма’ аз-зауаид».
  • [18] Из фетвы постоянного комитета, 10/420, номер фетвы 20140. (Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль-Азиз ибн Баз).
  • [19] Фетвы постоянного комитета, 10/422, номер фетвы 17940. (Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх, Салих Аль-Фаузан, Абдуль-Азиз ибн Баз).
  •  [20] Из фетвы постоянного комитета, 10/439, номер фетвы 20126. (Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль-Азиз ибн Баз).
  • [21] Фетвы постоянного комитета, 10/423, номер фетвы 19226. (Члены комитета: Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх, Салих Аль-Фаузан, Абдуль-Азиз ибн Баз).
  •  [22] Из фетвы постоянного комитета, 10/424-425, номер фетвы 19198. (Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль-Азиз ибн Баз).
  •  [23] Из фетвы постоянного комитета, 10/426, номер фетвы 19356. (Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль-Азиз ибн Баз).
  •  [24] Привёл Муслим (1318-(351)).
  • [25] Из фетвы постоянного комитета, 10/430, номер фетвы 18463. (Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль-Азиз ибн Баз).
  • [26] Здесь фетва постоянного комитета как будто склоняется к мнению, что одна седьмая засчитывается только за одного человека, однако при более детальном рассмотрении этого вопроса становится ясным, что по этому вопросу есть разногласие, и что Ибн Баз, руководитель Постоянного комитета на то время, считал, что предпочтительным мнением в этом вопросе является то, что одна седьмая часть верблюда или коровы засчитывается за человека и его семью.
  • [27] Все эти вопросы рассматриваются в фетве постоянного комитета, 10/430, номер фетвы 18463. (Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль-Азиз ибн Баз).
  • [28] Из фетвы постоянного комитета, 10/442, номер фетвы 21367. (Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх).
  • [29] Священный Коран, сура «Аль-Хадж», 28.
  • [30] Привёл аль-Бухари 5569.
  • [31] Из фетвы постоянного комитета, 10/431, номер фетвы 18002. (Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль-Азиз ибн Баз).
  •  [32] Священный Коран, Сура «Аль-Мумтахана», 8.
  • [33] Из фетвы постоянного комитета, 10/437-438, номер фетвы 18769. (Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх, Салих Аль-Фаузан, Абдуль-Азиз ибн Баз).
  • [34] Из фетвы постоянного комитета, 10/440, номер фетвы 20127. (Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль-Азиз ибн Баз).
  •  [35] Из фетвы постоянного комитета, 10/442, номер фетвы 21367. (Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх).
  • [36] Муслим, (1317).
  • [37] Из фетвы постоянного комитета, 10/442-443, номер фетвы 15703. (Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль-Азиз ибн Баз).
  • [38] Из фетвы постоянного комитета, 10/445-446, номер фетвы 16411. (Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Абдуль-Азиз Али Аш-Шейх, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ‘Афифи, Абдуль-Азиз ибн Баз).


Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг

Если Вы нашли ошибку на сайте, отправьте, пожалуйста, сообщение модератору.
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Categories: Жертвоприношение / Date: 11/10/2013
Comments 0