Является ли предпочтительным (мустахабб) постоянное выполнение желательных действий (сунна) или лучше иногда не выполнять их, чтобы они ...
Ответ: Хвала Аллаху
Во-первых.
Выполнение и соблюдение того, чем Аллах обязал нас, является обязательным в религии и основой стойкости (человека) на прямом пути Аллаха.
Соблюдение установленных желательных (сунан рауатиб) действий и праведных деяний вообще является предпочтительным по Шариату. Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Какое дело более любо Аллаху?» Он ответил: «То, которое выполняется постоянно, даже если оно мало само по себе» (аль-Бухари № 6465 и Муслим № 782).
Сообщается от ‘Алкамы: «Я спросил ‘Аишу, да будет доволен её Аллах: „Выделял ли посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, свои дни каким-либо образом?" Она ответила: „Его дела были постоянными. Кто из вас сможет делать столько, сколько мог посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?"» (аль-Бухари № 1987 и Муслим № 783).
Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал:
«Слова „постоянными" указывают на постоянство и непрерывное выполнение этих дел».
Сообщается, что Масрук спросил ‘Аишу, да будет доволен её Аллах: «Какие дела были наиболее любы посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» Она ответила: «Те, которые выполнялись постоянно» (аль-Бухари № 6461 и Муслим № 741). ‘Аиша, да будет доволен её Аллах, сказала: «Если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал дело, то устанавливал его (для постоянного выполнения – прим. пер.). Если он засыпал ночью или заболевал, то выполнял днём двенадцать рака‘атов (молитвы)» (Муслим № 746).
Эти хадисы указывают, что нет ничего плохого в том, чтобы человек постоянно соблюдал установленные желательные действия по Шариату и дополнительные праведные дела. Напротив, это желательно и предпочтительно. Потому что так поступал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и к этому он призывал в своих хадисах.
Передается от ‘Аиши, да будет доволен её Аллах, что она слышала, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто будет постоянен в совершении двенадцати рака’атов Сунны, Аллах построит дом в Раю» (ат-Тирмизи № 414) аль-Албани в «Сахих ат-Тирмизи» сказал, что хадис достоверен.
Сообщается от Умм Хабибы, жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что она слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах запретит Огню касаться того, кто станет соблюдать четыре рака‘ата до полуденной молитвы (зухр) и четыре рака‘ата после нее» (Абу Дауд № 1268 и ат-Тирмизи № 428). Аль-Албани в «Сахих Аби Дауд» подтвердил достоверность хадиса.
Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амру, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Есть два деяния, если мусульманин станет совершать их постоянно, то обязательно пойдет в Рай. Они легки, но тех, кто выполняет их, мало. Эти деяния: повторение слов „Субхана-Ллах" десять раз, восхваление Аллаха десять раз и возвеличивание Его десять раз после каждой молитвы. Язык повторяет эти фразы 150 раз, но на Весах они будут равны 1500. Когда же ты ложишься на свою постель, то прославляй, возвеличивай и восхваляй Аллаха сто раз. Для языка – это 100 фраз, но на Весах они будут равны 1000. А кто из вас совершает в течение дня 2500 грехов?» Его спросили: «Как же человек не может делать этого постоянно?» Он ответил: «К любому из вас в молитве может прийти Шайтан и наущать: „Вспомни то-то, вспомни то-то", пока тот не прекращает молиться, (забывает о поминании Аллаха) и не поминает Его (после молитвы). А также он может прийти к человеку, когда тот в постели. Он станет усыплять его, пока тот не заснет» (ат-Тирмизи № 3410). Также этот хадис приводит Абу Дауд (№ 5065). Аль-Албани в «Сахих ат-Тирмизи» сказал, что этот хадис достоверен.
Аль-Мубаракфури в «Тухфату-ль-Ахъуази» сказал: «„Но тех, кто выполняет их, мало", то есть тех, кто выполняет их постоянно».
Во-вторых.
Что касается уподобления этих деяний обязательным. В этом вопросе легко. Человеку достаточно знать о том, что они не обязательны и при выполнении этих деяний намереваться совершить дополнительное поклонение. А также говорить людям, если это будет необходимо, что совершаемое им поклонение – дополнительное. Сейчас мы не в том веке, когда Шариат только устанавливался, чтобы считать, что люди станут путать обязательное поклонение с желательным.
И потом, человек обязательно будет оставлять некоторые желательные по Шариату действия: он может внезапно стать занятым чем-то, или выйти в путь, или заболеть, или может случиться другое. Но человек не должен эти действия оставлять из-за того, что было упомянуто в вопросе.
В-третьих.
Те действия, которые пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выполнял иногда, а иногда – нет, и которые закреплены в Шариате именно таким образом, лучше совершать так, как поступал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: иногда совершать их, а иногда – оставлять. Это предпочтительнее совершению их постоянно. Например, он иногда в последних двух рака‘атах обязательной полуденной (зухр) и послеполуденной (‘аср) молитвы читал дополнительную суру после суры «аль-Фатиха».
А Аллах знает лучше.
Во-первых.
Выполнение и соблюдение того, чем Аллах обязал нас, является обязательным в религии и основой стойкости (человека) на прямом пути Аллаха.
Соблюдение установленных желательных (сунан рауатиб) действий и праведных деяний вообще является предпочтительным по Шариату. Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Какое дело более любо Аллаху?» Он ответил: «То, которое выполняется постоянно, даже если оно мало само по себе» (аль-Бухари № 6465 и Муслим № 782).
Сообщается от ‘Алкамы: «Я спросил ‘Аишу, да будет доволен её Аллах: „Выделял ли посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, свои дни каким-либо образом?" Она ответила: „Его дела были постоянными. Кто из вас сможет делать столько, сколько мог посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?"» (аль-Бухари № 1987 и Муслим № 783).
Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал:
«Слова „постоянными" указывают на постоянство и непрерывное выполнение этих дел».
Сообщается, что Масрук спросил ‘Аишу, да будет доволен её Аллах: «Какие дела были наиболее любы посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» Она ответила: «Те, которые выполнялись постоянно» (аль-Бухари № 6461 и Муслим № 741). ‘Аиша, да будет доволен её Аллах, сказала: «Если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал дело, то устанавливал его (для постоянного выполнения – прим. пер.). Если он засыпал ночью или заболевал, то выполнял днём двенадцать рака‘атов (молитвы)» (Муслим № 746).
Эти хадисы указывают, что нет ничего плохого в том, чтобы человек постоянно соблюдал установленные желательные действия по Шариату и дополнительные праведные дела. Напротив, это желательно и предпочтительно. Потому что так поступал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и к этому он призывал в своих хадисах.
Передается от ‘Аиши, да будет доволен её Аллах, что она слышала, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто будет постоянен в совершении двенадцати рака’атов Сунны, Аллах построит дом в Раю» (ат-Тирмизи № 414) аль-Албани в «Сахих ат-Тирмизи» сказал, что хадис достоверен.
Сообщается от Умм Хабибы, жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что она слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах запретит Огню касаться того, кто станет соблюдать четыре рака‘ата до полуденной молитвы (зухр) и четыре рака‘ата после нее» (Абу Дауд № 1268 и ат-Тирмизи № 428). Аль-Албани в «Сахих Аби Дауд» подтвердил достоверность хадиса.
Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амру, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Есть два деяния, если мусульманин станет совершать их постоянно, то обязательно пойдет в Рай. Они легки, но тех, кто выполняет их, мало. Эти деяния: повторение слов „Субхана-Ллах" десять раз, восхваление Аллаха десять раз и возвеличивание Его десять раз после каждой молитвы. Язык повторяет эти фразы 150 раз, но на Весах они будут равны 1500. Когда же ты ложишься на свою постель, то прославляй, возвеличивай и восхваляй Аллаха сто раз. Для языка – это 100 фраз, но на Весах они будут равны 1000. А кто из вас совершает в течение дня 2500 грехов?» Его спросили: «Как же человек не может делать этого постоянно?» Он ответил: «К любому из вас в молитве может прийти Шайтан и наущать: „Вспомни то-то, вспомни то-то", пока тот не прекращает молиться, (забывает о поминании Аллаха) и не поминает Его (после молитвы). А также он может прийти к человеку, когда тот в постели. Он станет усыплять его, пока тот не заснет» (ат-Тирмизи № 3410). Также этот хадис приводит Абу Дауд (№ 5065). Аль-Албани в «Сахих ат-Тирмизи» сказал, что этот хадис достоверен.
Аль-Мубаракфури в «Тухфату-ль-Ахъуази» сказал: «„Но тех, кто выполняет их, мало", то есть тех, кто выполняет их постоянно».
Во-вторых.
Что касается уподобления этих деяний обязательным. В этом вопросе легко. Человеку достаточно знать о том, что они не обязательны и при выполнении этих деяний намереваться совершить дополнительное поклонение. А также говорить людям, если это будет необходимо, что совершаемое им поклонение – дополнительное. Сейчас мы не в том веке, когда Шариат только устанавливался, чтобы считать, что люди станут путать обязательное поклонение с желательным.
И потом, человек обязательно будет оставлять некоторые желательные по Шариату действия: он может внезапно стать занятым чем-то, или выйти в путь, или заболеть, или может случиться другое. Но человек не должен эти действия оставлять из-за того, что было упомянуто в вопросе.
В-третьих.
Те действия, которые пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выполнял иногда, а иногда – нет, и которые закреплены в Шариате именно таким образом, лучше совершать так, как поступал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: иногда совершать их, а иногда – оставлять. Это предпочтительнее совершению их постоянно. Например, он иногда в последних двух рака‘атах обязательной полуденной (зухр) и послеполуденной (‘аср) молитвы читал дополнительную суру после суры «аль-Фатиха».
А Аллах знает лучше.
هل تستحب المواظبة على السنن بصورة دائمة ، أم أن الأفضل تركها أحيانا حتى لا تصبح مثل الفرض ؟
: السؤال
هل يجوز المواظبة على السنة بصوره دائمة ، أم يمكن أن نتركها بعض الوقت حتى لا تصبح مثل الفرض ؟
الجواب :
الحمد لله
أولا :
المحافظة على ما افترض الله : من واجبات الدين ، وأصول الثبات على صراط الله المستقيم . والمحافظة على السنن الرواتب بصورة خاصة ، وفضائل الأعمال بصورة عامة : من مستحبات الشريعة ، وقد سُئِلَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : " أَيُّ الْأَعْمَالِ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ ؟ قَالَ : ( أَدْوَمُهَا وَإِنْ قَلَّ ) رواه البخاري (6465) ومسلم (782) .
وروى البخاري (1987) ومسلم (783) عَنْ عَلْقَمَةَ : " قُلْتُ لِعَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا هَلْ كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَخْتَصُّ مِنْ الْأَيَّامِ شَيْئًا ؟ قَالَتْ " لَا ، كَانَ عَمَلُهُ دِيمَةً ، وَأَيُّكُمْ يُطِيقُ مَا كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُطِيقُ ؟ " .
قال النووي رحمه الله :
" قَوْلهَا : ( كَانَ عَمَله دِيمَة ) أَيْ يَدُوم عَلَيْهِ وَلَا يَقْطَعهُ " .
وقال الحافظ رحمه الله :
" قَالَ أَهْل اللُّغَة : الدِّيمَةُ مَطَرٌ يَدُومُ أَيَّامًا , ثُمَّ أُطْلِقَتْ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ يَسْتَمِرُّ " .
وروى البخاري (6461) ومسلم (741) عن مَسْرُوقٍ قَالَ : " سَأَلْتُ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا أَيُّ الْعَمَلِ كَانَ أَحَبَّ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ؟ قَالَتْ : الدَّائِمُ " .
وروى مسلم (746) عَنْ عَائِشَةَ قَالَتْ : ( كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا عَمِلَ عَمَلًا أَثْبَتَهُ ، وَكَانَ إِذَا نَامَ مِنْ اللَّيْلِ أَوْ مَرِضَ صَلَّى مِنْ النَّهَارِ ثِنْتَيْ عَشْرَةَ رَكْعَةً ) .
ومن ذلك يتبين أنه لا حرج في المحافظة على السنن ونوافل العمل الصالح ، بل إن ذلك مستحب مندوب إليه ؛ لأن ذلك كان فعل النبي صلى الله عليه وسلم وهديه الكريم ، وهو الذي حض عليه في غير ما حديث ، كما روى الترمذي (414) عن عائشة رضي الله عنها أن النبي صلى الله عليه وسلم قال : ( مَنْ ثَابَرَ عَلَى ثِنْتَيْ عَشْرَةَ رَكْعَةً مِنْ السُّنَّةِ بَنَى اللَّهُ لَهُ بَيْتًا فِي الْجَنَّةِ) . صححه الشيخ الألباني في " صحيح الترمذي ".
وروى أبو داود (1269) والترمذي أيضا (428) عَنْ أُمّ حَبِيبَةَ زَوْجَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قالت : سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ : ( مَنْ حَافَظَ عَلَى أَرْبَعِ رَكَعَاتٍ قَبْلَ الظُّهْرِ وَأَرْبَعٍ بَعْدَهَا حَرَّمَهُ اللَّهُ عَلَى النَّارِ ) . صححه الألباني في " صحيح أبي داود " .
وروى الترمذي (3410) وصححه عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرٍو رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : ( خَلَّتَانِ لَا يُحْصِيهِمَا رَجُلٌ مُسْلِمٌ إِلَّا دَخَلَ الْجَنَّةَ أَلَا وَهُمَا يَسِيرٌ وَمَنْ يَعْمَلُ بِهِمَا قَلِيلٌ : يُسَبِّحُ اللَّهَ فِي دُبُرِ كُلِّ صَلَاةٍ عَشْرًا وَيَحْمَدُهُ عَشْرًا وَيُكَبِّرُهُ عَشْرًا ، قَالَ فَتِلْكَ خَمْسُونَ وَمِائَةٌ بِاللِّسَانِ وَأَلْفٌ وَخَمْسُ مِائَةٍ فِي الْمِيزَانِ ، وَإِذَا أَخَذْتَ مَضْجَعَكَ تُسَبِّحُهُ وَتُكَبِّرُهُ وَتَحْمَدُهُ مِائَةً فَتِلْكَ مِائَةٌ بِاللِّسَانِ وَأَلْفٌ فِي الْمِيزَانِ ، فَأَيُّكُمْ يَعْمَلُ فِي الْيَوْمِ وَاللَّيْلَةِ أَلْفَيْنِ وَخَمْسَ مِائَةِ سَيِّئَةٍ ) قَالُوا فَكَيْفَ لَا يُحْصِيهَا ؟ قَالَ : ( يَأْتِي أَحَدَكُمْ الشَّيْطَانُ وَهُوَ فِي صَلَاتِهِ فَيَقُولُ اذْكُرْ كَذَا اذْكُرْ كَذَا حَتَّى يَنْفَتِلَ فَلَعَلَّهُ لَا يَفْعَلُ ، وَيَأْتِيهِ وَهُوَ فِي مَضْجَعِهِ فَلَا يَزَالُ يُنَوِّمُهُ حَتَّى يَنَامَ ) .
ورواه أبو داود (5065) ولفظه : ( خَصْلَتَانِ أَوْ خَلَّتَانِ لَا يُحَافِظُ عَلَيْهِمَا عَبْدٌ مُسْلِمٌ إِلَّا دَخَلَ الْجَنَّةَ ، هُمَا يَسِيرٌ وَمَنْ يَعْمَلُ بِهِمَا قَلِيلٌ ... ) الحديث . صححه الألباني في " صحيح الترمذي " .
قال المباركفوري في تحفة الأحوذي :
" ( وَمَنْ يَعْمَلُ بِهِمَا قَلِيلٌ ) أي : على وصف المداومة " .
ثانيا :
وأما عدم كونها مثل الفرض : فهذا واضح ، يكفي فيه أن يعلم العبد ذلك ، وينوي بها النافلة وهو يؤديها ، ويبين للناس ذلك ، إذا كان في مقام البيان ، ولسنا الآن في زمان التشريع حتى يتوهم اختلاط الفرض بالنفل .
ثم إن ذلك لا بد وأن يحصل ، فربما يطرأ على المرء شغل عارض ، أو سفر ، أو مرض ، أو نحو ذلك ؛ فمثل هذا يدخر له العبد ذلك الترك ، ولا ينبغي أن يتعمد هو الترك لأجل ما ذكر .
ثالثا :
ما ورد في السنة : فعله أحيانا ، وتركه أحيانا ، بأصل وضعه التشريعي ؛ فمراعاة المكلف ذلك ، بفعله أحيانا ، وتركه أحيانا : أفضل من الاستدامة عليه ، وذلك كالقراءة أحيانا في الركعتين الأخريين من صلاتي الظهر والعصر زائدا على الفاتحة ، ونحو ذلك .
والله أعلم .
موقع الإسلام سؤال وجواب
Источник: Fatwaonline.net
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.