Хукм обучения психологии и юриспруденции
Вопрос: Я в настоящее время изучаю психологию и право, думаю, что я
получу степень в области научной психологии. Допустимо ли изучение
психологии и права и получение научной степени в данных науках, и, если
это допустимо, я надеюсь, что мне будут предоставлены доказательства,
соединенные с вашим ответом.
Ответ: Хвала Аллаху… Эти две науки (психология и право), в них изучают вопросы, противоречащие исламскому шариату; и это дело понятное и логичное – на том основании, что право у немусульман сопоставляется исламскому шариату, а психология у них равняется ахляк’у (этика), зухду (аскетизм, как одно из значений этого слова), любезности, развитию, морали и воспитанию. Ввиду того, что этот народ не исповедует религию Ислам, то эти науки пропитаны их мазхабом (образом действия, поведения). И логично также, что они издают в своем праве и этике не исходя из того, что установил Аллах Та‘аля и чем Он доволен для Своих рабов. И, поистине, они издают в них опираясь на свой опыт, или свой разум, или представления, или свои обычаи, или другое, что они делают для них, и систему, которым они следуют.
И Пророк (салл Аллаху ‘алейхи уа саллям) запретил мусульманам смотреть в книги людей Писания и других и разгневался, когда увидел в руках ‘Умара (да будет доволен им Аллах) книгу из книг евреев, как пришло в Муснаде Ахмада (14623) (…).
И исиливается запретность изучения и обучения этим наукам, когда мусульманин не обладает необходимыми знаниями для познания того, что в них содержится из зла и различения между ним и тем, что в них из блага. Если дело обстоит так, то его непременно постигнет что-то из их зла, как это видно во многих из тех мусульман, кто изучал эти науки за последнее время, кто называет себя пионерами просвещения в арабском мире, они посеяли смуту, и были в авангарде дисквалификации положения шариата в мусульманских странах, и разрешили вместо него римские каноны и французские. И старались и усердствовали в придании исламским сообществам западный характер во всех сторонах жизни и клеймили тех из мусульман, кто держится за свою религию, приписывая им реакционность, отсталость, застой, фундаментализм и мракобесие, и примеры этих выражений взяты из европейского общества.
Если же мусульманин обладает достаточной убежденностью и разумом, с той точки зрения, что для него не страшны подобные этим сомнения и отклонения, имеющиеся в этих науках, то разрешено для него обучаться им. Даже обязательно для отдельных членов общества из аристократии следить за новыми теориями, идеями и философиями у немусульман для опровержения их и разъяснения того, что в них из отклонений, если эти идеи просочились в страны мусульман в завуалированном виде посредством моды, искусства, литературы, культуры и учебных программ образования, экономики, социологии и систем управления и регулирования.
И подтверждается это дело, когда оно по поручению от правителя мусульман, советующим для своей общины, подобно тому как Пророк (салл Аллаху ‘алейхи уа саллям) приказал Зейду ибн Сабиту изучать язык евреев.
И Бухари (да помилует его Аллах) озаглавил этим главу, сказав: "Глава перевода для правителя и допустимо ли один переводчик”.
Хариджа бин Зайд ибн Сабит передал от Зайда ибн Сабита, что Пророк (салл Аллаху ‘алейхи уа саллям) приказал ему изучить письмо евреев так, что «я писал для Пророка (салл Аллаху ‘алейхи уа саллям) его послания и зачитывал ему их послания, когда они писали ему» (привел Тирмизи и назвал его достоверным, 2639, и Альбани назвал его достоверным «Машака» 4659).
В Постоянный Комитет по фатвам (Ляджнату дааима лиль ифтаи) поступил вопрос с похожим смыслом и ответил, что недопустимо изучать позитивные законы, чтобы практиковать их, до тех пор, пока они противоречат закону Аллаха, и разрешено изучать их и обучать им для разъяснения того, что в них из недостатков и отклонения от истины, и разъяснения, что в Исламе есть из справедливости, прямоты, исправления к лучшему, и что в нем из богатств и соответствия интересам людей. Недопустимо мусульманину обучаться философии и установленным человеком законам и т.п., если он недостаточно силен, чтобы различать, что является правильным, а что ложным, из опасности фитны и отклонения от правильного пути, и разрешено тому, кто усвоит ее и силен для понимания ее после изучения Курана и Сунны, чтобы отличил скверное от хорошего, и подтвердить истину, и опровергнуть ложь. Но пусть это не отвлекает его от того, что является более обязательным с точки зрения шариата. И поэтому нужно знать, что недопустимо вводить изучение этих наук повсеместно в кружках знания и институтах, но пусть будет для того, кто квалифицирован в этом, чтобы они соблюдали свои исламские обязательства в помощи истине и опровержении лжи (Фатва Постоянного Комитета, 14/232-233).
И наставления для дорого брата, чтобы он смотрел на свое состояние: имеются ли у него все вышеупомянутые условия из знания правильной акыды, приверженности ей, обладание большим умом, различающим между истиной и ложью, и способность опровергать сомнения и отклонения с правильными доказательствами и наставления к Исламу. И если он замечает это в себе, то пусть начнет изучение этих наук после испрашивания благословения у Аллаха (молитва истихара), а если нет, то первостепенно для него оставить это обучение и заняться чисто физическими науками. И пусть знает, что тот, кто оставит что-то ради Аллаха, то Аллах заменит ему лучшим.
Просим у Аллаха для тебя содействия (тауфик’), руководства (хидая) к тому, что поможет тебе в твоей религии и жизни.
А Аллах знает лучше.
Islam Q&A, Фатва № 99983 Источник: salihat.com
Источник: Sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.