Воздействие милостыни, прощения и смирения
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Милостыня (никак) не уменьшает богатства1; Аллах не добавит (Своему) рабу (, прощающему других,) ничего, кроме славы2, а любого (из тех), кто проявляет смирение ради Аллаха, Аллах неизменно возвышает». Муслим.
В этом хадисе говорится о пользе милостыни, прощения и смирения и
разъясняется, какие плоды всё это приносит в мире дольнем и в мире
вечном. Таким образом, ясно, что представления о том, что милостыня
уменьшает богатство и что прощение несовместимо с достоинством, а
смирение – с возвышением, являются ошибочными и ложными.
Милостыня, подаваемая ради Аллаха, ни в коей мере не уменьшает богатства, на что указывают не только слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но и общеизвестные факты, а кроме того, для подающего её Аллах уготовил огромную награду, благо и возвышение.
Что же касается прощения поступков людей, причиняющих другим зло своими словами и делами, то не следует думать, что такое прощение унижает прощающего. Наоборот, способность прощать указывает на то, что прощающему оказана честь, ибо возвышение пред Аллахом и людьми прощающего, который обладает большей силой, чем его соперники и враги, является честью.
Хорошо известно, что люди воздают благом и испытывают чувство благодарности по отношению к человеку, способному прощать, его враги становятся его друзьями, а другие изменяют своё отношение к нему и помогают ему словом и делом в борьбе против его соперников. Что же касается Аллаха, то Он поступает с человеком так же, как поступает сам человек, а поэтому Аллах прощает того, кто и сам прощает рабов Аллаха. То же самое относится и к тому, кто проявляет смирение пред Аллахом и Его рабами, ибо Он возвышает такого человека, о чём Аллах Всевышний сказал так: «Аллах возвысит (на много) ступеней тех из вас, которые уверовали и которым даровано знание, и Аллаху ведомо о том, что вы творите». "Препирательство”, 11.
Смирение становится одним из важнейших результатов знания и веры, поскольку оно предполагает собой полное подчинение истине и повиновение велениям Аллаха и Его посланника. Это подразумевает не только выполнение велений и удаление от запретного, но и проявление смирения по отношению к рабам Аллаха а также уделение должного внимания малым и старым, знатным и незнатным. Противоположностью смирения является высокомерие, выражающееся в несоблюдении прав других и презрении к людям.Три качества, о которых упоминается в данном хадисе, являются предпосылками к обретению качеств чистосердечных3, поскольку дающий милостыню проявляет чистосердечие в том, что имеет отношение к его богатству, и помогает удовлетворять потребности нуждающихся; прощающий дурные поступки людей проявляет своё чистосердечие по-своему, а чистосердечие смиряющегося и кроткого проявляется в том, что он придерживается благонравия в отношениях со всеми людьми. Такие люди придерживались чистосердечия и благонравия в отношениях со всеми, за что Аллах возвысил их, и они заняли достойнейшее место среди Его рабов, но помимо этого их ждёт ещё и награда, угатованная им Аллахом.
Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «…а если кто-нибудь проявит смирение ради Аллаха…», указывают на необходимость придерживаться добрых намерений и искренности смирения перед Аллахом, поскольку подчас многие люди проявляют смирение перед богатыми и влиятельными людьми ради достижения своих мирских целей или делают то же самое напоказ людям, чтобы прославиться, но всё это будет тщетным. Смирение может принести пользу рабу лишь в том случае, если оно проявляется ради Аллаха, с целью приближения к Нему и в стремлении к Его награде, а также тогда, когда оно становится следствием проявления чистосердечия по отношению к людям, высшим же проявлением чистосердечия и его духом является не что иное, как искренность по отношению к Аллаху.
______________________
1 Это значит, что человек, оказывающий помощь неимущим,
получит благословение свыше и его затраты будут так или иначе
компенсированы уже в этой жизни, или же, что за это он получит награду
Аллаха в мире вечном.
2 Речь идёт либо о том, что благодаря этому человек
приобретёт добрую славу и уважение среди людей, либо о том, что в мире
вечном он займёт более высокое положение.
3 "Мухсинуна”. Это слово образовано от глагола "ахсана” –
"делать добро; оказывать благодеяния”. Другим производным от этого же
глагола является слово "ихсан” ("чистосердечие; искренность”), понятие,
противопоставляемое совершению благих дел напоказ другим ("рий’а”). В
известном хадисе, передаваемом со слов Умара бин аль-Хаттаба, да будет
доволен им Аллах, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и
приветствует, сказал: «Суть искренности (ихсан) в том, чтобы поклоняться
Господу так, будто ты видишь Его, а если ты Его не видишь, (то, помня о
том, что) Он видит тебя».
Шайх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди, "Радость сердец благочестивых".
Источник: Sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.