Страх
Шейх Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими (Да смилуется над ним Всевышний Аллах!) сказал:
Доказательством того, что скрытый страх это один из видов поклонения, являются слова Всевышнего Аллаха: «Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими.» (Аль ‘Имран,175)
Комментарий:
Смысл этого аята заключается в том, что шайтан внушает приверженцам
единобожия бояться их врагов. Однако Аллах запретил им поступать таким
образом, и этот запрет носит категорический характер. Аллах запретил
бояться кого-либо, кроме Него, и это означает, что страх не перед
Аллахом является одним из проявлений многобожия. Аллах также повелел
правоверным бояться Его, и это свидетельствует о том, что страх является
одной из форм поклонения. Здесь подразумевается не все виды страха, а
страх скрытый.
Скрытый страх – это когда ты боишься того, что не мощен сделать никто, кроме Аллаха.
Страх не перед Аллахом может быть либо проявлением многобожия, либо
менее тяжким запрещенным поступком, либо незапрещенным поступком.
Страх делится на четыре вида:
1. Скрытый страх – это страх перед могилой или покоящимся в ней, или
идолом, или святым и т.д. И причина его — опасение, что они наведут
беду, недуг, бедность, несчастье или смерть и тому подобное, когда
пожелают.
Именно этот вид страха испытывают суфии по отношению к своим шейхам (Последователи
суфизма, произнося слово «шейх», имеют в виду суфийского шейха, а не
исламского ученого. Суфии утверждают, что люди подобны овцам, тогда как
шейх, направляющий их и наставляющий, является пастырем, и кто не избрал
себе шейха, тот служит мишенью для шайтана, как одинокая и заблудшая
овца служит предметом охоты для волка. Ахлю-с-Сунна говорят, что люди
вовсе не овцы, а представители рода человеческого и дети Адама (Мир
ему!), и они действительно нуждаются в руководстве, попечении и
наставлении, только это руководство и попечение должны осуществляться
согласно Корану и Сунне. То есть, человеком благочестивым и
богобоязненным, хорошо знающим Коран и Сунну, а не суфийским шейхом,
впавшим в заблуждение и вводящим в него других, призывающим людей к
ширку и поклонению себе) опасаясь, что они причинят им вред, или
нашлют на них бедность или болезнь, или умертвят их, или собьют их с
пути Истины, или отдадут их во власть джиннам или диким зверям, или
лишат их успеха и удачи в их работе или торговле и т. д. Точно так же
они боятся и обитателей могил, опасаясь, что те наведут на них беду, или
прогневаются на них, или лишат их блага и т. д. Подобных страхов у
поклоняющихся могилам не счесть.
Подобный страх не имеет известных среди людей причин или обоснований, но
он исходит из ложных убеждений последователей суфизма относительно их
шейхов
Мусульманин не должен бояться этим видом страха никого, кроме Аллаха,
потому что никто не наставляет на Прямой Путь и не сбивает с него, кроме
Аллаха, и не насылает болезнь и не исцеляет от нее никто, кроме Аллаха,
и не дарит успех никто, кроме Аллаха, и не дает жизнь и не забирает ее
никто, кроме Аллаха, и не под силу шейху или вали.(Вали —
«приближенный Аллаха». Вали, по мнению Ахлю-с-Сунна, — это раб Аллаха,
уверовавший в Него, боящийся Его и стремящийся снискать Его довольство
согласно правилам установленным Шариатом. Сказал Всевышний:
«Воистину, авлияъ (угодники) Аллаха не познают страха и не будут опечалены. Это те, которые уверовали и были богобоязненны» (Сура 10 «Йунус», аят 62–63).
Из аята следует, что свойством раба, необходимым для того, чтобы он
являлся вали, или приближенным Аллаха, является вера и богобоязненность,
и каждый, кто уверовал в Аллаха и боится Его, является «приближенным»
Всевышнего Аллаха, и степень этой «приближенности» зависит от уровня его
веры и богобоязненности. Исходя из этого, лучшие авлияъ — это
посланники (Мир им!), потому что они обладают большей верой и
богобоязненностью, чем все остальные люди. За ними следуют пророки,
затем сподвижники Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!),
затем другие «приближенные».
Суфии же применяют этот термин к своим шейхам и к некоторым другим
людям, никак не связывая это с верой и богобоязненностью, но основывая
свои утверждения на «чудесах», совершаемых ими, или просто странном,
неестественном поведении, необычных словах или поступках, считая это
признаком «избранности» Аллахом).
Все эти свойства являются Божественными, и не может обладать ими никто,
кроме Аллаха, и, соответственно, нет причины бояться кого-либо, кроме
Аллаха, в том, что касается вышеупомянутых дел. Этот вид страха является
страхом поклонения, и кто обращает его не к Аллаху — тот совершает
ширк, и если он умер, не покаявшись, Аллах не простит его.
Сказал Всевышний, приказывая своим рабам испытывать подобный страх только перед Ним:
«Это всего лишь шайтан пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие» (Аль ‘Имран, 175).
И сказал Всевышний: «Не бойтесь же людей» (аль-Маъида,44).
И сказал Он: «…и только Меня бойтесь!» (ан – Нахль, 51).
Написано в «Ат-Тайсире»: «Кто придал Аллаху сотоварища, боясь его подобным видом страха, тот совершает ширк» («Ат-тайсир», 484.).
Поистине, этот вид страха чрезвычайно распространен, и не только в суфийской среде.
Из вышеупомянутого мы можем заключить, что первый вид страха — скрытый
страх — является поклонением, и он присутствует в суфизме, последователи
которого пытаются вселить его в души мюридов и простых людей, а народы,
жившие до нас, пытались испугать подобным образом своих пророков.
Сказали ‘адиты своему пророку Худу (Мир ему!):
«Мы думаем, не иначе, как наслал на тебя порчу один из наших объектов поклонения» ( Худ, 54).
Ибн Кясир в своем тафсире говорит: «Они говорят: "Мы убеждены, что
некоторые из наших богов навели на тебя помешательство и слабоумие,
потому что ты отказался поклоняться им сам, и запрещаешь другим делать
это…”»(«Тафсиру-ль-Кур’ани-ль-‘Азым», 2/450.)
2. Страх естественный — как страх человека перед огнем, что он сожжет
его, или страх перед хищным животным, что оно нападет на него, или страх
перед скорпионом, что он его ужалит, страх перед несправедливым
правителем, что он причинит ему какой-то вред и тому подобное. От этого
страха не свободен никто, и каждый из нас хоть раз испытывал его, потому
что он — врожденный, Аллах так создал своих созданий, что они боятся
то, на что есть какие-то явные причины для боязни, и не были избавлены
от него даже пророки.
Сказал Всевышний Аллах о Мусе (Мир ему!): «И
вышел он оттуда [из страны Фараона] со страхом, и проявляя
осмотрительность [оглядываясь, не преследуют ли его]. (И Муса) сказал:
«Господи, спаси меня от несправедливых людей!»» (аль-Касас, 21).
Он также сказал о Йа’кубе (Мир ему!): «Он сказал: "Мне грустно от того, что вы уведете его. Я боюсь, что волк растерзает его, когда вы оставите его без присмотра”» (Йусуф, 13).
И сказал он об Ибрахиме (Мир ему!): «А
когда он увидел, что руки их [ангелов, которые были в образе людей] не
касаются его [угощения], он их не признал (и усомнился в них) и
почувствовал к ним страх (подумав, что они враги или воры). (Увидев, что
его охватил страх, ангелы) сказали: «Не бойся, мы посланы к народу Лута
(чтобы подвергнуть их наказанию)» ( Худ, 70).
К этому виду страха относятся опасение человека, что правительство
посадит его в тюрьму или задержит, и страх, испытываемый, когда человек
слышит о военных укреплениях врага и его силе, большом количестве его
людей и оружия. За этот вид страха никто не достоин порицания, хоть мы и
признаем, что не будь его, было бы лучше, но он не должен становиться
причиной отказа от исполнения обязанностей, таких как Джихад, призыв к
религии Аллаха, произнесения слов Истины где нужно и т. д. В подобном
случае человек должен преодолеть свой страх и не поддаваться ему, а
предпринимать необходимые действия по обеспечению безопасности, после
чего уповать на Аллаха, говоря: «Достаточно мне Аллаха, и прекрасный Он
Покровитель!»
Говорит Всевышний Аллах, хваля тех из Своих рабов, которые свободны от подобного страха:«Люди
сказали им: "Народ собрался против вас. Побойтесь же их”. Однако это
лишь приумножило их веру, и они сказали: "Нам достаточно Аллаха, и
прекрасный Он Покровитель!”» (áли ‘Имран, 173).
И сказал Всевышний о Мусе (Мир ему!):«О Муса! Не бойся, ибо при Мне не боятся посланники» (ан-Намль, 10).
3. Третий вид страха — страх перед мучением могилы и мучением в Огне, и
страх перед наказанием, которое Аллах обещал неверным и нечестивцам, а
также страх перед хитростью Аллаха. Этот вид страха является
обязательным и необходимым, и он — из свойств, которыми обладают
благочестивые, и Аллах восхваляет тех, в чьих душах есть подобный страх,
во многих аятах Своей Книги. Сказал Всевышний:«…и
тех, которые страшатся наказания своего Господа [боятся оставлять свои
обязанности перед Аллахом и совершать запрещённое Им], – (ведь) поистине
наказание их Господа не безопасно! –» (аль-Ма’аридж, 27–28).
И сказал Всевышний: «Они исполняют обеты и боятся наказания Аллаха) в День (Суда), зло распространяется (на всех, кроме тех, кого помиловал Аллах)» (аль-Инсан, 7).
И сказал Он: «А кто боялся
предстать перед Господом своим (в Судный День) и удерживал себя (свою
душу) от прихоти [от совершения запретного], то, поистине, Рай (станет
его конечным) пристанищем » (ан-Нази’ат, 40–41).
4. Боязнь упреков — этот вид страха приводит к отказу от ухода на
Джихад, когда это узаконено религией, или оставлению слов Истины, или
оставлению призыва к одобряемому и запрета порицаемого, оставлению дел
согласно Сунне и тому подобное.
Причина этого вида страха — слабость веры и отсутствие достоверных
знаний и глубокой убежденности, и чем больше становится этот страх в
душе человека, тем больше его привязанность к земной жизни и отвращение к
смерти, и тем больше он боится упреков и порицания.
Этот вид страха не делает мусульманина неверующим, но он все равно
является запретным, поскольку он удерживает от исполнения обязанностей.
Сказал Всевышний, упоминая качества верующих: «О
вы, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей Веры
[станет неверующим], то Аллах приведёт (других) людей, которых Он любит и
которые любят Его, смиренных [милостивых] перед верующими, великих
[суровых] над неверными, которые будут сражаться на пути Аллаха и не
будут бояться порицания порицающих. Это – щедрость Аллаха: дарует Он её,
кому пожелает, – ведь Аллах – объемлющий (и) знающий!» (аль-Маъида,54).
Страх же перед людьми не является достаточной причиной и не должен
служить поводом для оставления того, что Аллах сделал нашей
обязанностью.
__________
Использованная литература:
1) Шейх Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими «Салясату-ль-усуль»
2) Комментарий к «Салясату-ль-усуль» Мухаммад бин Салих аль-’Усеймин (Да смилуется над ним Всевышний Аллах!)
3) Комментарий к «Салясату-ль-усуль» Салих али-ш-шейх (Да сохранит его Аллах!)
4) Комментарий к «Китабу-т-тавхид» Салих али-ш-шейх (Да сохранит его Аллах!)
4) «Тафсир» ас-Са’ди, перевод Э. Кулиева.
5) «Перевод смыслов аятов и их краткое толкование» Абу Аделя
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Источник: Sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.