Признаки лицемерия
عن عبد الله بن عمرو قال: قال رسول الله
صلى الله عليه وسلم: أربع من كنّ فيه كان منافقا خالصا، ومن كانت فيه خصلة
منهنّ كانت فيه خصلة من النّفاق حتّى يدعها، إذا ائتمن خان، وإذا حدّث كذب،
وإذا عاهد غدر، وإذا خاصم فجر
(رواه الشيخان وأصحاب السنن الثلاثة أبو داود والترمذي والنسائي)
Абдуллах ибн `Амр (да будет доволен Аллах ими обоими) передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «[Человек], которому присущи четыре [качества], является истинным лицемером, тот же, кому присуще хотя бы одно из них, будет обладать одним из качеств лицемерия до тех пор, пока не избавится от него. [Это – качества того], кто предает, когда ему доверяются, лжет, когда рассказывает [о чем-либо], поступает вероломно, заключив договор, действует незаконно в случае возникновения расхождения [с кем-либо]» [Хадис передали: Бухари (34), Муслим (207), Абу Дауд (4688), Тирмизи (2632), Насаи (5035)].
Комментарии хадиса
«…является истинным лицемером…»
Лицемерие (нифáк) в арабском языке означает «противоречие внутреннего внешнему». Корень его происходит от слова (нафак), что означает «подземный ход в земле, имеющий выход в другом месте». Либо, как еще можно перевести на наш современный язык, это – «туннель». Так же основа этого слова берет свое начало из арабского «нáфикá аль-ярбу´». Переводится это выражение как «норки дикого зверька (наподобие крысы или тушканчика)». Т.е. этот зверек роет свою норку так хитро, что при опасности может зайти в неё и засыпать вход землей, чтобы хищник снаружи не обнаружил ее.
Лицемер (мунáфик) подобен норке этого хитрого зверька. Снаружи не видно, что он является лицемером, таит в своем сердце вражду и ненависть к религии Аллаха. Все это он держит внутри себя.
Лицемерие (нифáк) бывает двух видов:
- лицемерие, имеющее отношение к убеждениям (нифáк и`тикадий), которое является неверием (куфром) и выводит человека из Ислама.
- лицемерие, проявляющееся в делах (нифáк амалий), которое, в отличие от первого, не выводит человека из Ислама (в данном хадисе имеется в виду этот вид лицемерия).
«…поступает вероломно, заключив договор…»
Под словом «вероломство» (аль-гадр), в хадисе подразумевается: обман, нарушение обещаний, невыполнение данных условий.
«…и действует незаконно в случае возникновения расхождения [c кем-либо]»
«…действует незаконно…» – т.е. уклоняется от истины в своих ответах, всячески обманывая и хитря.
«…в случае возникновения расхождения…» – т.е. в спорах или конфликтах.
Иначе говоря, преступает пределы дозволенного Шариатом в случае возникновения каких-либо разногласий с другими людьми, независимо от их вероисповедания.
Из вышеприведенного хадиса Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объяснил нам, что человек, которому присущи четыре качества, является истинным лицемером. Тот же, в ком имеются некоторые из них, присутствие лицемерия в таком человеке ровно столько, сколько в нем этих качеств.
Эти качества:
- 1) предательство либо несохранение доверенного (амáна);
- 2) ложь в разговоре;
- 3) нарушение (невыполнение) обещаний (договоров), обман;
- 4) беззаконие в спорах или конфликтах (преступание пределов дозволенного Шариатом).
Несомненно, эти качества являются одними из больших грехов. И у мусульманина, чьё сердце наполнено верой и единобожием, ни в коем случае не должно быть этих презренных и мерзких качеств!
Сейчас мы разберем более подробно каждое из них.
Первое качество: предательство (хыя´на) – это несправедливость, причиненная тому, кто доверил тебе что-либо на хранение (амáна). Предательство полностью уничтожает былое доверие между людьми. И как сказали ученые, является одним из видов воровства.
Ведь если человек отдает что-либо на хранение своему товарищу, то он полностью доверяет ему, и если этот товарищ не сохраняет доверенное, портит его, расходует по своему усмотрению, как ему заблагорассудится, то тем самым он совершает воровство.
Также слово «предательство» (хыя´на) можно объяснить как распоряжение доверенным неподобающим по Шариату образом. Примером предательства может служить продажа доверенного (амáна) без ведома хозяина. Либо использование этого на свои нужды, либо порча, проявление небрежности в хранении и т.д.
Доверенное (амáна) включает в себя имущество, отданное на хранение, секреты, тайны, а также какие-либо поручения, которые человек обязан выполнять в быту или на работе.
Амáна включает в себя и нашу религию – Ислам, которую Аллах Всевышний вверил нам на хранение, чтобы мы призывали людей к ней, обучали их, и сами, в первую очередь, выполняли все требуемые от нас шариатские предписания и законы.
Аллах (Свят Он и Велик) назвал предательством то, что противоречит Его Книге и Сунне Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Сказал Господь:
يا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لا تَخُونُوا اللَّهَ وَالرَّسُولَ وَتَخُونُوا أَماناتِكُمْ وَأَنْتُمْ تَعْلَمُونَ
«О те, которые уверовали! Не предавайте Аллаха и Посланника и не покушайтесь на то, что вверено вам сознательно» (Коран, 8:27).
Второе качество: ложь. Она является основой лицемерия, по ней можно судить о нраве человека. Обманщика не уважают в обществе, более того, презирают. Лгун также не вызывает доверия у людей, ему нельзя поручить никакое дело. Сама же ложь, в действительности, подобна мертвому среди живых.
Третье качество: нарушение (невыполнение) обещаний (договоров) и вероломство после их заключения. Оно также относится к разделу лжи.
Аллах Всевышний сказал:
وَبِما كانُوا يَكْذِبُونَ فَأَعْقَبَهُمْ نِفاقاً فِي قُلُوبِهِمْ إِلى يَوْمِ يَلْقَوْنَهُ بِما أَخْلَفُوا اللَّهَ ما وَعَدُوه
«Он наказал их, вселив в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали» (Коран, 9:77).
Перечитайте еще раз внимательно этот аят и посмотрите, как Великий и Всемогущий Аллах наказал невыполнивших свои обещания и лгунов, поместив в их сердца лицемерие!
Невыполнение обещаний – это потеря доверия, нарушение порядка в обществе и в жизни каждого человека.
Однако следует упомянуть здесь, что нарушение (невыполнение) обещаний (договоров) является большим преступлением, признаком лицемерия в том случае, если человек намеревался нарушить данное им обещание (либо договор) изначально, при его заключении. Если же человек искренне намеревался выполнить свое обещание, но, по каким-либо независящим от него обстоятельствам, не смог этого сделать, то такое действие не будет считаться грехом. Ведь этот человек не виновен в случившемся.
В случае же, если человек, давший обещание, изначально намеревался выполнить его, и это было в его силах, но он не сделал то, что обещал, то на нем будет грех за нарушение (обещания). Но такой проступок не считается признаком лицемерия, т.к. изначально в сердце этого человека, присутствовало намерение на исполнение договора.
Четвертое качество:
беззаконие в спорах. Это – преступание пределов дозволенного Шариатом в
разногласиях и конфликтах, а также очевидное и упрямое отрицание истины.
Нет сомнений, что данный поступок является страшным грехом, который
влечет за собой другие грехи и приводит к тяжелым последствиям. Человек,
проявляющий беззаконие в конфликтах и в случаях возникновения
расхождений с кем-либо, явно отрицает истину, которая находится на
стороне другого человека. Он позволяет себе посягать на честь и
имущество людей. При этом сам он прекрасно осознает свою неправоту, но
наотрез отказывается признать это перед другими.
Беззаконие в спорах – опаснейшая болезнь, разрывающая родственные связи и распространяющая преступления!
Имам ан-Нававий (да смилуется над ним Аллах) упомянул, что некоторые ученые зачислили разобранный сегодня нами хадис в раздел трудных (требующих пояснения). Они аргументировали свою точку зрения тем, что иногда все эти четыре качества лицемера перечисленные в хадисе встречаются у мусульманина, но, тем не менее, никто не вправе обвинить этого мусульманина в неверии и вывести его из Ислама…
Ответом на их высказывание было
следующее: «Тот, в ком присутствуют все эти качества, подобен лицемеру в
своем нраве (характере), но никак не является им в действительности (в
полном смысле этого слова)».
Также был дан и другой ответ: «Не следует понимать хадис буквально. Т.е.
«[Человек], которому присущи четыре [качества], является истинным
лицемером…«. На самом же деле целью такого высказывания посланника
Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было предостережение
общины (уммы) от этих опасных и губительных качеств!».
А что касается имама аль-Куртубий (да смилуется над ним Аллах), то он сказал следующее: «Под словом «лицемерие» (в данном хадисе) подразумевается лицемерие, проявляющееся в делах (нифáк амалий). [Но никак не лицемерие в убеждениях]». И это мнение является самым правильным.
Другие же ученые сказали: «Под словом «лицемерие» [в данном хадисе] подразумевается лицемерие в убеждениях (в Вере), [которое выводит человека из Ислама]. И тот, в ком присутствуют все эти четыре качества, заслуживает самую низшую степень в Аду!».
Вот перед тобой, о мусульманин, четыре ответа на вышеприведенное высказывание группы ученых, зачисливших разобранный сегодня нами хадис в раздел трудных (требующих пояснения) и сказавших: «…порой в мусульманине можно наблюдать все эти четыре качества, но, тем не менее, никто не вправе обвинить его в неверии и вывести из Религии…». И как уже упоминалось выше, мнение имама аль-Куртубий является самым правильным.
Данный хадис, несомненно, является великой основой, на которой должна зиждиться нравственность каждого человека. И нам следует тщательно поразмыслить над всем вышесказанным и уберечь себя и свои семьи от всего, что может привести к лицемерию и вызвать гнев Аллаха. Ведь Всевышний сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ
«О вы, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, топливом для которого служат люди и камни…» (Коран, 66:6).
На основе материалов из книги:
«аль-Адаб ан-набавий»,
шейха Мухаммада Абдуль-Азиза аль-Хавлий
Перевод и адаптация:
редакция сайта WhyIslam.ru
Источник: sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.