Этикет приема пищи по Исламу
Правила, которые следует соблюдать до приема пищи
1) Перед едой следует вымыть руки, если они загрязнены или запачканы как об этом говорится в хадисе[1].
2) Пищу следует расположить на скатерти, расстеленной на полу. Это ближе к тому, как поступал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), нежели использование стола. Также приём пищи на полу больше соответствует принципам скромности и смирения.
3) Садиться у скатерти рекомендуется следующим образом: уложить левую ногу под собой, а правую ногу поставить на стопу (то есть так, чтобы колено правой ноги оказалось возле груди).
4) Перед едой человек должен осознавать, что он принимает пищу, дабы подкрепить свой организм для поклонения Всевышнему Аллаху, чтобы эта пища помогла ему выполнять свои религиозные обязанности. Человек не должен думать только о насыщении и наслаждении. Признаком такого правильного намерения при принятии пищи является то, что человек ест только необходимую меру, но не наедается досыта. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Сын Адама не наполнял сосуда худшего, чем живот. Любому достаточно небольшого количества пищи, которое выпрямит его спину. Если же это всё-таки необходимо, то в таком случае пусть будет треть желудка для еды, треть для питья и треть для дыхания»[2].
Такое намерение требует от человека не протягивать своей руки к еде, если он не голоден, а также прекращать приём пищи до того, как он полностью наестся. Тот, кто будет поступать таким образом, вряд ли будет нуждаться в помощи врачей.
5) Мусульманин должен быть доволен той пищей, которую имеет, и не следует пренебрегать ничем, даже малым.
6) Надо стараться организовывать приём пищи так, чтобы за столом собиралось как можно больше людей, даже если речь идёт о детях и членах семьи (то есть чтобы приём пищи происходил совместно, а не так, когда каждый член семьи ест отдельно от остальных).
Правила, которые следует соблюдать во время приёма пищи
1) Когда человек начинает приём пищи, он должен помянуть имя Аллаха и сказать: «Би-сми-Ллях» (С именем Аллаха).
2) При завершении следует восхвалить Аллаха словами «аль-хамду ли-Ллях» (хвала Аллаху).
3) Кушать следует только правой рукой.
4) Класть пищу в рот надо небольшими кусочками и тщательно её пережёвывать.
5) Человек не должен протягивать руку к еде до тех пор, пока не проглотит то, что у него во рту.
6) Нельзя порицать еду (то есть упоминать об отрицательных качествах пищи без особой необходимости).
7) Следует брать ту пищу, что находится ближе к человеку, кроме тех случаев, когда еда разнообразна, как, например, фрукты.
8) Кусочки еды нужно брать и подносить ко рту тремя пальцами.
9) В случае, если что-либо из еды упало на пол, то её необходимо подобрать.
10) Нельзя дуть на горячую еду[3].
11) Не следует класть косточки от фиников в одну тарелку с финиками[4], а также держать их вместе в руке. Извлекая косточки изо рта, следует вынуть их на внешнюю сторону кисти, а затем выбросить. Так следует поступать с любой пищей, которая имеет мякоть и косточки.
12) Не следует пить воду во время еды, и это лучше с медицинской точки зрения.
13) При питье сосуд надо держать правой рукой.
14) Перед началом питья надо посмотреть в сосуд.
15) Пить следует всасывая воду, а не заливая в себя и не взахлёб. Сообщается со слов Али ибн Абу Талиба, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пейте воду всасыванием, и не вливайте её в себя, потому что болезнь печени случается из-за питья взахлёб[5]».
Правила, которые следует соблюдать после приёма пищи
1) Приём пищи нужно прекратить до наступления полного насыщения.
2) Облизать пальцы[6].
3) Завершив трапезу, следует очистить тарелку[7].
4) Затем восхвалить Аллаха и произнести слова благодарности.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, Аллах доволен своим рабом, который ест пищу и восхваляет Его за это, пьет напиток и восхваляет Его за это»[8].
5) После еды следует помыть руки и очистить их от остатков мяса и жира.
Некоторые правила этикета, которые следует учитывать при коллективной трапезе
Человеку не стоит начинать кушать первым, если в собрании присутствует кто-то более достойный, например, какой-нибудь уважаемый человек или старший по возрасту.
За едой не нужно молчать, нужно вести благие разговоры, например, говорить о делах и поступках праведных людей и т.д.
Во время совместной трапезы каждый должен отдавать предпочтение своим товарищам, но и в этом не должно быть вычурности, не надо вынуждать людей говорить тебе: «Кушай, кушай»[9]. Человек должен быть открытым, и щедрость его должна быть настоящей, неподдельной, и даже отдавая предпочтение своим сотрапезникам, он не должен делать так, чтобы его воздержание от какой-либо еды ради друзей было заметно другим.
Не следует смотреть на своих товарищей во время того, как они принимают пищу, дабы они не испытывали неловкости или стеснительности.
Человек не должен делать за едой того, что ему не хотелось бы видеть от других. Например, нельзя шарить рукой по всему блюду, из которого люди едят вместе. Нельзя склонять свою голову над общим блюдом во время еды. Если же по какой-то причине необходимо достать что-либо изо рта и выкинуть, то надо обязательно отвернуться от общего блюда. Не стоит макать жирный кусок в уксус, которым пользуются остальные, и также не надо поливать уксусом жирную еду, которую едят все, потому что другим это может не понравиться[10]. Также нужно добавить, что в общую посуду с бульоном или супом нельзя макать кусочек начатой пищи.
Некоторые правила этикета при подаче угощения гостям
Угощать людей едой – это поощряемое дело. Сообщается, что Али ибн Абу Талиб (да будет им доволен Аллах) говорил: «Позвать своих братьев и сделать им небольшое угощение мне нравится больше, чем отпустить раба на волю».
Бывало Хайсама[11] (да одарит его Аллах своей милостью) готовил хабис[12] и вкусные блюда, затем приглашал Ибрахима[13] и аль-А’маша[14] и говорил им:«Угощайтесь, я приготовил это только для вас».
Подавать надо то, что есть в наличии без неестественности и излишеств. Излишеством является уже то, что человек выставляет на стол всё, что у него есть, достаёт все запасы. Гостеприимство должно быть естественным и непринуждённым.
Не надо спрашивать у посетителя разрешения подать угощение, это следует делать без вопросов.
Гость, придя к кому-либо в дом, не должен просить приготовить какое-то определённое блюдо, а если ему предлагают выбрать, то следует выбрать блюдо, которое легче готовить. Исключение может быть только в том случае, если хозяин будет действительно рад вашему предложению и это не составит для него труда. Сообщается, что аш-Шафии (да одарит его Аллах своей милостью) пришёл в гости к аз-За’фарани. Аз-За’фарани каждый день записывал на бумаге название блюда, которое он хотел, а затем отдавал своей служанке. Имам аш-Шафии взял эту бумагу и написал на ней другое блюдо. Когда аз-За’фарани узнал об этом, то очень сильно обрадовался[15].
Посещение людей во время приёма пищи
Если человек знает, что какие-то люди принимают пищу, то ни в коем случае не подобает заходить к ним.
Если же человек вошёл к ним случайно, и они позвали его присоединиться, в таком случае надо смотреть на ситуацию. Если человек увидит, что люди приглашают его по причине того, что им неудобно перед ним, то в таком случае не надо присоединяться и кушать с ними. Если же человек уверен, что эти люди действительно хотят, чтобы он поел с ними, и хотят его общества, тогда ему разрешается поесть в их компании.
Этикет принятия гостей
Нужно стараться приглашать в гости бедных и нуждающихся людей, а не богатых и знатных. Также нельзя пренебрегать своими родственниками, ведь если человек не будет звать их и собираться с ними, это приведёт к отчуждённости между близкими и даже к разрыву родственных связей. Также следует позаботиться о порядке приглашения друзей и знакомых.
Приглашая людей, человек не должен ставить целью показать свою щедрость и превосходство над другими. Основным желанием хозяина должно быть намерение следовать Сунне, кормить людей, сближать сердца братьев и вносить радость в жизнь верующих.
Не стоит приглашать в гости человека, которому будет проблематично ответить на приглашение. Также не следует приглашать тех, кто по какой-либо причине будет испытывать негативные чувства в присутствии других приглашённых или кого-то из них.
Если мусульманина пригласили в гости, то ему нужно помнить о соблюдении следующих правил.
Так, если кого-то приглашают на свадьбу, то обязательно (ваджиб) прийти в первый день свадьбы. Отвечать на приглашение в последующие дни торжества обязательным не является, но это и не запрещено. Нельзя отвечать лишь на приглашение богатых людей, отказываясь от приглашения бедных.
Не следует отказываться от приглашения по причине поста (то есть добровольной уразы). Постящийся должен прийти к позвавшему, и если он увидит, что брат-мусульманин будет рад тому, что он прекратит пост и станет кушать, то лучше будет прервать пост.
Если приглашённый знает, что на столе будет запретная еда или в том собрании, куда он приглашён, происходят порицаемые вещи, как, например, там будет мебель, сделанная из запретных материалов (шкур хищных животных и т.п.), запретная посуда (золото, серебро), музыкальные инструменты, иконы и т.д., то в таком случае приглашение следует отклонить.
Также следует отказаться от приглашения несправедливых угнетателей, развратников, грешников, еретиков[16], а также тех, кто, созывая гостей, желает похвастаться перед остальными, кичится своим положением и показывает своё превосходство над другими.
Если человек идёт в гости, ответив на приглашение, то основным его намерением должно быть следование Сунне и оказание уважения своему верующему брату, а не сама еда. Также надо иметь в виду, что, отзываясь на приглашение, человек ограждает себя от обвинений, ведь если человек без повода отказывается прийти в гости, то люди могут расценить это как высокомерие.
Гостю следует вести себя скромно, не выделяться среди других. Если хозяин указал гостю, в каком месте ему расположиться, то он не должен садиться в каком-то другом месте. Также, находясь в гостях, не следует часто смотреть в ту сторону, откуда выносят еду, потому что это указывает на жадность.
Этикет подачи пищи к столу
1) Еду следует подавать как можно скорее, потому что это является выражением уважения и почтительности к гостю.
2) Лёгкую пищу, такую как фрукты, следует подавать вначале, это полезнее в том числе и с медицинской точки зрения. Говоря о райской пище, Всевышний Аллах упомянул это в такой же последовательности:
«…с фруктами, которые они выбирают, и мясом птиц, которое они желают»(Коран, 56: 20-21).
После фруктов лучше всего подать мясное блюдо, причем желательно, чтобы оно было жареным[17]. Лучшей едой после мяса является сарид[18]. Затем следует подать сладости. В завершении надо предложить гостям прохладную воду.
3) Хозяину следует по возможности разнообразить стол и предложить гостям сразу все блюда, приготовленные для них.
4) Хозяин не должен торопиться убирать со стола, надо дать гостям возможность наесться вдоволь, и убирать только после того, как гости полностью наедятся.
5) Хозяин должен предоставить гостям еду в достаточном количестве, потому что несоблюдение этого правила будет нарушением этикета гостеприимства и нанесет ущерб его репутации.
6) Если хозяин собирается оставить часть приготовленной пищи для своих домочадцев, то это следует сделать до того, как он вынесет её к гостям.
Когда гость уходит, хозяин должен проводить его до двери дома, это является Сунной и признаком уважительного отношения к гостю. Хозяин должен смотреть на гостей с радушным выражением лица, вести с ними приятные беседы и говорить им красивые слова, когда они садятся за стол и когда встают.
Что касается гостя, то он обязан выходить с довольством в душе, даже если его право гостя было исполнено не полностью, это говорит о культурности, воспитанности и скромности человека. Гость не должен покидать собрание, не спросив позволения хозяина. Также гость должен учитывать обстоятельства и возможности принимающей стороны и не обременять хозяев, например, задерживаясь у них надолго.
Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.
- [1] «Благословенна пища, до и после, которой были омыты [руки]». «Сильсилят аль-ахадис ад-да’ыфа» (168). Данный хадис относится к категории слабых хадисов, но тем не менее мытьё рук до и после приёма пищи является предпочтительным действием, исходя из общих принципов Ислама побуждающих к чистоте. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Очищение – это половина имана» (Муслим). Ввиду этого мусульманину следует всегда стремиться к соблюдению чистоты во всех смыслах этого слова.
- [2] Хадис привели Ахмад (17155), «Сахих ат-Тирмизи» (1939, 2380), «Сахих Ибн Маджа» (2704, 3349) и аль-Хаким от аль-Микдама ибн Ма’да Якруба. Также см.: «Сахих аль-Джами’» (5674), «аль-Ирва» (1983) и «ас-Сахих» (2265).
- [3] Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал вообще дуть в посуду, как ртом, так и носом.
- [4] Так поступал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), как об этом сообщается в хадисе передаваемом в сборнике Муслима (2042).
- [5] Хадис передал Абдур-Раззак.
- [6] Прим. переводчика: Облизывание пальцев, также как и полное очищение тарелки, у некоторых народов считается нарушением этикета и даже показателем дурного тона. Мусульмане же в этом вопросе исходят в первую очередь из образа действий Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Сподвижник Анас ибн Малик сказал: «Если Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) кушал, то [после этого] облизывал пальцы трижды, и он (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если у кого-то из вас упадёт кусочек еды, пусть удалит с него грязь и съест, не оставляя его шайтану». Также он велел нам вычищать тарелку и говорил: «Вы ведь не ведаете, в какой части вашей пищи содержится благодать».
Мы видим, что этикет западных стран исходит из их пренебрежительного отношения к дарам Аллаха и высокомерию по отношению к уделу, который дан нам по милости Аллаха. Мусульманский этикет, напротив, учит нас смиренности, скромности и признанию всех милостей нашего Господа, как больших, так и малых. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) воспитывал своих сподвижников в духе бережливости и учил избегать расточительства даже в малых вещах. В свете этого мы видим, что исламский этикет приёма пищи намного выше, чище, логичнее и правильнее, чем этикет западных стран.
Возникает вопрос, будет ли грехом, если мусульманин оставит данное действие в обществе людей, которые видят в облизывании пальцев нарушение этикета и признак дурного тона? Если человек оставит данное действие не из-за того, что ему не нравится сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха), но с целью не подавать повода для дискредитации Ислама в глазах людей, которые ещё не готовы понять исламских установлений, то в этом случае не будет греха, если мусульманин не будет облизывать пальцы после еды. Как говорил Али ибн Абу Талиб (да будет им доволен Аллах): «Обращайтесь к людям с речами, которые они понимают, неужели вы хотите, чтобы люди не верили Аллаху и Его Посланнику!?» Облизывание пальцев является желательным действием (мустахабб), а не обязательным (ваджиб), поэтому её оставление в определённых обстоятельствах не является греховным. Если же мусульманин оставляет данное действие из-за того, что он не доволен этой Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха) или считает это действие отсталостью и поступком, неприемлемым для воспитанного человека, то в таком случае человек совершает грех и отдаляется от пророческих установлений Шариата. Как сказал сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха): «Кто не желает моей Сунны, тот не имеет ко мне отношения».
- [7] Т.е. необходимо вытереть остатки еды на тарелке кусочком какой-либо пищи, например, хлебом.
- [8] Хадис привели Муслим (2734), ат-Тирмизи (1483, 1816), также см.: «ас-Сильсилят ас-сахиха» (1651).
- [9] Т.е. вести себя неискренне, так, чтобы люди обратили на него внимание и стали просить его поесть.
- [10] Так следует поступать не только с уксусом, но и со всеми другими приправами, такими как соус, майонез, кетчуп, соль и т.д. Если эти приправы находятся в общей тарелке, то нельзя макать туда свой кусок еды, но следует взять её ложкой и нанести на свою пищу, можно также отложить приправу в свою тарелку или на свой край общего блюда и использовать его индивидуально.
- [11] Хайсама ибн Абдуррахман ибн Абу Сабра аль-Джа’фи аль-Куфи (умер в 80 г.х.) – учёный и признанный передатчик хадисов.
- [12] Хабис – сладость, приготовленная из финиковой массы и растительного жира.
- [13] Ибрахим ибн Язид ибн Кайс ибн аль-Асвад ибн Амр ан-Нах’ы Абу Имран аль-Куфи (146-147 г.х.), известный учёный, факих, был прославлен своей удивительной праведностью, набожностью и благодетельностью.
- [14] Сулейман ибн Михран аль-Асди аль-Кахили Абу Мухаммад аль-Куфи аль-А’маш (61-147 г.х.), великий исламский учёный.
- [15] Это действие указывает на близкие и непринуждённые дружеские отношения между двумя великими учёными.
- [16] Люди, вносящие нововведения в религию и искажающие её.
- [17] По видимому, говоря о желательности угощения жареным мясом, автор ссылается на то, что пророк Ибрахим предоставил своим гостям именно такое угощение, как об этом говорится в Коране: «Наши посланцы принесли Ибрахиму (Аврааму) радостную весть и сказали: «Мир!» Он сказал: «И вам мир!» – и поторопился, чтобы принести жареного теленка» (Коран, 11: 69). И конечно же, нет сомнений, что мясо – это один из лучших видов пищи, а мясо, приготовленное путём жарки на открытом пламени, делает его аппетитнее, нежели то, что приготовлено путём варки или другим способом.
- [18] Сарид – это каша, приготовленная из раскрошенного сухого хлеба, вымоченного в бульоне. Если у человека нет возможности накормить гостя жареным мясом, то можно предложить какое-то блюдо, которое содержит в себе бульон и мучные изделия в виде второго.
Источник: Sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.