Заговоры (ар-рукъа)
От Ауфа бин Малика сообщается, что он сказал: «Мы читали заговоры в эпоху невежества (джахилии) и сказали: «О посланник Аллаха, как ты смотришь на это?» Он ответил:
اعرضوا علي رقاكم لا بأس بالرقى ما لم يكن فيه شرك
«Предоставьте (покажите) мне ваши заговоры. Заговоры не являются скверными, если в них нет многобожия (ширка)» (Муслим, 2200).
Также Анас бин Малик упомянул про рукъи. Он сказал:
رخص رسول الله صلى الله عليه و سلم في الرقية من العين و الحمة و النملة
«Посланник Аллаха дал разрешение (на чтение заклинаний) от жара, намли (сыпи на коже тела) и сглаза» (Муслим, 2196).
Также от Джабира бин Абдуллаха сообщается, что он сказал, что посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم сказал:
من استطاع أن ينفع أخاه فليفعل
«Если кто-то из вас может принести пользу своему брату, то пусть делает!»(Муслим, 2199).
От Аиши приводится, что она сказала: «Когда кто-либо из нас жаловался (по причине болезни), посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم протирал его своей правой рукой, а затем говорил:
أذهب البأس رب الناس و اشف أنت الشافي لا شفاء إلا شفاؤك شفاء لا يغادر سقما
«Отведи зло, о Господь людей! Исцели! Ты — Исцелитель. Нет излечения, кроме Твоего излечения, — излечением, не оставляющим недуга!» (Муслим, 2191).
А теперь, уважаемый читатель, мы упомянем ряд условий, соблюдение которых обязательно при чтении рукъи. Эти условия обуславливают правильность и дозволенность заговора в исламе.
Первое – это убежденность в том, что сам по себе заговор или заклинание не приносит пользы, кроме как с помощью Аллаха. Тот же, кто считает, что заговор сам по себе может приносить пользу (без помощи Аллаха), тот впал в многобожие (ширк). Согласно нашим убеждениям, рукъя – это всего лишь причина, которую мы делаем, чтобы излечиться, и эта причина приносит пользу только с соизволения Аллаха, свят Он и велик.
Второе – это отсутствие в заговоре всего того, что противоречит шариату, как, например, дуа обращенное не к Аллаху, или просьба о помощи обращенная к джинну и т.п. Все это является запретным в исламе, и подобные действия входят в категорию многобожия (ширка).
Третье – это наличие ясности в заговорах, которые произносятся человеком, читающим рукъю. Все то, что не понятно, будь то написано или сказано, не дозволенно и запретно.
Имама Малика спросили: «Допустимо ли читать заговор или просить, чтобы его прочитали? Он сказал: «В этом нет ничего плохого, нужно только, чтобы это было понятными, хорошими словами».
Теперь поговорим о запретном заговоре, который не разрешен в исламе и является запрещенным (харам). Итак, любой заговор, в котором не соблюдены все выше перечисленные условия, является греховным и запретным. Приведем простые примеры: например, человек, читающий рукъю или тот, на кого ее читают, считает, что сама по себе рукъя приносит пользу и исцеление; или, например, заговор содержит слова, содержащие в себе многобожие, неверие или что-либо из нововведений; или, как мы сказали, заговор произносится на непонятном языке, с непонятными словами и звуками. Такие виды заговоров являются недопустимыми и греховными.
Амулеты (ат-тамаим)
Амулет – это то, что вешается на шею или на другие части тела. Это могут быть всевозможные бусы, ожерелья, кости и так далее. Такие амулеты вешаются с целью привлечения пользы или для отведения вреда и всего негативного. В эпоху невежества арабы вешали подобные амулеты на шеи своих детей, чтобы уберечь их от сглаза, при этом они пребывали в полном заблуждении по этому вопросу.
Каково же шариатское постановление касательно амулетов? В исламе ношение амулетов и придавание им каких-либо свойств является запретным, греховным действием. Амулеты в исламе являются одним из видов многобожия (ширка), так как в них есть зависимость и приверженность к различным вещам. А мы знаем, что только Аллах способен и мощен защищать от вреда, и только к Нему мы обращаемся через Его имена и атрибуты.
Передается от Ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, что он сказал, что слышал как посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم сказал:
إن الرقى و التمائم و التولة شرك
«Поистине, заговоры, амулеты и колдовство – ширк (многобожие)» (Ибн Маджа, 3530).
Также сообщается от Абдуллаха бин Укаймы, что он слышал, как посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
من تعلق شيئا وكل إليه
«Тот, кто повесил на себя что-то, вверяется этому» (ат-Тирмизи, 2072).
Также сообщается от Укбы бин Амира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
من علق تميمة فقد أشرك
«Тот, кто повесит амулеты, впадет в многобожие» (Ахмад, 156/4).
Все эти священные тексты несут в себе предупреждение и предостережение от заговоров, содержащих в себе многобожие, а также строгие запреты касательно всего того, что связано с многобожием и неверием.
Теперь рассмотрим вопрос о том, что некоторые люди вешают на шею определенные суры из Корана, завернутые в специальные кожаные мешочки, для исцеления: что же говорит об этом ислам, что же говорят ученые по этому поводу?
Ученые в этом вопросе разошлись во мнениях: часть из них сказала, что это разрешено в исламе, а другая часть ученых запретила это действие. И все- таки более правильное мнение — тех, кто запретил вешать что-либо из Корана на шею человека с целью излечения, по следующим причинам:
Первое – это общий запрет на вешание амулетов и отсутствие выделения частного из общего.
Второе – это преграждение любого средства, которое может привести к запретному. Например, человек придерживается мнения, что разрешено вешать на шею некоторые суры из Корана. Затем, по прошествии времени, человек может начать думать, что раз в основе разрешено вешать на шею подобные вещи, то почему бы не повесить какой-нибудь амулет или талисман? Тем самым человек впадает в запретное, так как изначально все пути и средства к запретному не были пресечены.
Третье. Допустим, человек повесил себе на шею что-либо из Корана, и может случиться так, что человек выкажет пренебрежение к Корану и зайдет с ним в туалет по нужде. Это может произойти и неосознанно, — например, по забывчивости.
Четвертое. Способ излечения Кораном приходит в хадисах определенным образом — это чтение Корана для больного.
Одевание колец, подвязывание нити.
Кольцо – это то, что надевается на запястье кисти, оно может быть из железа, золота, серебра, меди.
Нить – это широко известная вещь, которая повязывается также на запястье кисти, она может быть шерстяной или льняной.
В доисламскую эпоху, эпоху невежества и мрака, арабы использовали эти вещи для защиты от вреда и сглаза, а также для привлечения пользы их носителям.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
قُلْ أَفَرَأَيْتُم مَّا تَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ إِنْ أَرَادَنِيَ اللَّهُ بِضُرٍّ هَلْ هُنَّ كَاشِفَاتُ ضُرِّهِ أَوْ أَرَادَنِي بِرَحْمَةٍ هَلْ هُنَّ مُمْسِكَاتُ رَحْمَتِهِ ۚ قُلْ حَسْبِيَ اللَّهُ ۖ عَلَيْهِ يَتَوَكَّلُ الْمُتَوَكِّلُونَ
«Скажи: «Видели ли вы тех, к кому вы взываете вместо Аллаха? Если Аллах захочет навредить мне, разве они смогут отвратить Его вред? Или же, если Он захочет оказать мне милость, разве они смогут удержать Его милость?» Скажи: «Довольно мне Аллаха. На Него одного уповают уповающие» (сура «аз-Зумар», 38).
Известный толкователь Корана ас-Саади сказал по поводу этого аята: «Напомни им о Его могуществе и о беспомощности ложных богов и скажи: «Если Аллаху будет угодно причинить мне горе, то смогут ли они избавить меня от злой судьбы или хотя бы облегчить мою участь? А если Он захочет одарить меня милостью, неужели они смогут воспрепятствовать этому?» Вне всякого сомнения, многобожники признаются, что их божества не смогут помешать Аллаху ни наказать, ни облагодетельствовать человека. Ни один неверующий не в силах опровергнуть этот убедительный логический довод. А это значит, что теперь ты можешь возвестить многобожникам о том, что только Аллах достоин поклонения Своих рабов, только Он способен творить и создавать, приносить радость и ниспосылать несчастья. Что касается всех остальных, то они являются всего лишь беспомощными творениями, которые никому не способны причинить вреда вопреки воле Аллаха. Посему положись на своего Господа, попроси Его защитить тебя от козней неверующих и скажи: «Довольно мне Аллаха. Только на Него должны надеяться и полагаться верующие, потому что Он самым совершенным образом заботится о своих праведных рабах. Он оберегает их не только от зла, которое причиняет им беспокойство, но и от зла, которому они не придают особого значения» («Тафсир» ас-Саади).
Также Всевышний Аллах сказал:
قُلِ ادْعُوا الَّذِينَ زَعَمْتُم مِّن دُونِهِ فَلَا يَمْلِكُونَ كَشْفَ الضُّرِّ عَنكُمْ وَلَا تَحْوِيلًا
«Скажи: «Взывайте к тем, кого вы считаете богами наряду с Ним. Они не властны, отвратить от вас беду или перенести ее на другого» (сура «аль-Исра», 56).
Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал: «О Мухаммад! Предложи многобожникам, которые приравнивают творения к Аллаху, молятся на них и поклоняются им так, как надлежит поклоняться одному Аллаху, испытать правильность тех воззрений, которые они провозглашают и исповедуют. Если они действительно верят в своих богов, то пусть обратятся к ним за помощью и посмотрят, могут ли они принести им пользу или отвратить от них беду. Воистину, они не способны избавить их от болезней, нищеты, несчастий или других напастей. Они не только не способны отвратить от людей беду, но и не властны перенести часть ее на другого человека, чтобы тем самым облегчить участь первого. И если божество обладает такими ничтожными качествами, то почему многобожники обращаются за помощью к ним вместо того, чтобы взывать к Аллаху? Воистину, эти божества несовершенны и не способны приносить пользу. А поклоняется им только тот, кто исповедуют порочную религию, лишен здравого смысла и принимает глупые решения. И удивительно, что люди, которые перенимают религию своих заблудших предков, как правило, считают свои порочные воззрения правильными и вполне разумными и называют глупостью искреннее служение одному Аллаху — Единственному Благодетелю, Который одаряет творения всеми зримыми и незримыми щедротами» («Тафсир» ас-Саъди).
От Имрана бин Хусайна передается, что однажды посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم увидел мужчину, на руке которого было кольцо из меди, он сказал:
ما هذه؟
«Что это?» Мужчина ответил ему: «Это от слабости (бессилия)». Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
انزعها فإنها لا تزيدك إلا وهنا انبذها عنك فإنك لو مت و هي عليك ما أفلحت أبدا
«Удали его, поистине, оно только увеличивает твое бессилие, брось его от себя, — поистине, если ты умрешь, когда оно будет на тебе, ты никогда не преуспеешь» (Ахмад, 445/4).
Также сообщается от Хузейфы бин аль-Ямана, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды он увидел человека, на руке которого была нить от лихорадки. Хузейфа порвал эту нить и прочитал ему следующий аят из Корана:
وَمَا يُؤْمِنُ أَكْثَرُهُم بِاللَّهِ إِلَّا وَهُم مُّشْرِكُونَ
«Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» (сура «Юсуф», 106).
Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал: «Сколько есть на небесах и земле знамений, свидетельствующих в пользу единобожия! Неверующие отворачиваются от них, и даже если они соглашаются уверовать в часть того, во что следует уверовать, они все равно продолжают приобщать к Аллаху сотоварищей. Они признают Всевышнего Аллаха своим Господом, Который сотворил все сущее, дарует им пропитание и управляет всеми делами во Вселенной. Однако они приобщают к Нему сотоварищей в поклонении и обожествляют творения. И поскольку они обладают такими качествами, они не заслуживают ничего, кроме наказания, которое постигнет их, когда они будут чувствовать себя в полной безопасности» («Тафсир» ас-Саъди).
Что же говорит шариат по поводу надевания такого кольца и нити?
Ответ: это харам, и если тот, кто надевает их, считает и убежден, что они сами по себе влияют на что-либо, то такой человек впал в большой ширк (многобожие), совершив ширк в таухиде ар-рубубийя (единобожии в господстве), т.к. такой человек допустил в своих убеждениях, что есть еще один Творец и Управитель, помимо Всевышнего Аллаха. Если же этот человек убежден, что все в руках Аллаха и это кольцо или эту нить он надел только как причину, то такой человек впадает в малый ширк, т.к. он сделал причиной то, что не является причиной, своим сердцем он обратился не к Аллаху, а своим действием он сделал средство для перехода от малого ширка к большому. Да убережет Аллах нас всех от этого.
Перевод выполнил Абу Рамадан по книге «Основы имана в свете Корана и Сунны», специально для сайта www. al-iman.ru.
Источник: Sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.