home  
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Клянусь предвечерним временем (или временем)! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение! Суры «аль-Аср»
Главная » Фетвы » Манеры » Братство в Исламе » Желайте братьям и сестрам того же, чего желаете и себе

Желайте братьям и сестрам того же, чего желаете и себе

Print Friendly and PDF

Хорошо известно, что человек не обретёт настоящую веру, пока не станет желать своим братьям и сёстрам то же, что он желает самому себе. Об этом говорится в одном из достоверных хадисов нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Но как обрести это замечательное качество, когда живёшь в обществе, лишённом милосердия и сострадания, среди людей, которые видят друг в друге соперников и считают сострадание слабостью и малодушием? Нужно воспитать его в себе, борясь с низменными устремлениями своей души, неустанно творя добро и испрашивая помощь у Аллаха. Хочу перечислить лишь несколько деяний, которые помогут нам приблизиться к этой заветной цели.
Для того чтобы возлюбить верующих так же сильно, как мы любим самих себя, мы должны часто поминать Аллаха, размышлять над Его прекрасными именами и над Его безграничной милостью, а также делать добро людям и другим живым тварям, помогая им бескорыстно и часто, так часто, чтобы добродетель, снисхождение и всепрощение стали неотъемлемыми нашими качествами. Поразмыслите над словами нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Если кто-либо развеет печаль верующего в этом мире, Аллах развеет его печаль в день воскресения. Если кто-либо покроет недостаток мусульманина, Аллах покроет его как в этом мире, так и в последней жизни. Если кто-либо облегчит положение тому, кто испытывает нужду, Аллах облегчит его положение, как в этом мире, так и в последней жизни. Аллах продолжает помогать Своему рабу, пока тот помогает своему брату. Кто отправляется в путь в поисках знаний, тому Аллах облегчает путь в рай. Если люди собираются в одном из домов Аллаха для того, чтобы читать и совместно изучать Его писание, то их непременно окружают ангелы, на них опускается умиротворение и милость окутывает их. Аллах вспоминает их среди тех, кто находится рядом с Ним. Тому же, кто отстал из-за своих деяний, не поможет его происхождение» (Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа).
Перечисленные здесь качества, укореняясь в душе, очищают её от скупости и зависти, облегчают искреннее служение людям, помогают возлюбить своих близких так же сильно, как самого себя. Поистине, только тот способен развеять чужую печаль, кто научился сопереживать людям, и только тот способен покрыть чужие недостатки, кто осознаёт собственные пороки и ценит добродетели в других. Только тот способен помочь людям в достижении их целей, кто научился радоваться чужим успехам и воспринимать их как свои собственные. Поистине, испытывающий к верующим такие чувства обязательно ищет их общество, чтобы вместе с ними помянуть Господа, почтившего их верой и сплотившего их сердца. И, поистине, обладающий такими прекрасными качествами, обязательно попадает в числе особых рабов Аллаха, которых поминают добрым словом и на земле, и на небесах.
Задумайтесь над тем, почему так важно покрывать недостатки верующего. Мусульмане поступают так не потому, что относятся к людям предвзято, обеляя своих единоверцев и отмечая недостатки в других. Видя грехи своих собратьев по вере, верующий искренне переживает за них и жаждет их исправления. В то же время он понимает, что человек слаб по своей природе и склонен ошибаться и что двери покаяния раскрыты перед каждым грешником. Поэтому он относится к своему брату так же, как желает, чтобы люди отнеслись к нему самому. Прежде всего, он обращается с мольбой к Аллаху, чтобы Он защитил его самого и остальных мусульман от всего, что отдаляет их от Его милости. После этого он использует удобную возможность для того, чтобы дать своему брату добрый совет, принимая во внимание все особенности их взаимоотношений, общественного положения и сложившейся ситуации. Но самое главное — он задумывается над своими деяниями и исправляет их, чтобы на собственном примере показать своему брату, как искупить содеянное и исправить положение.
Абу Давуд передал со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующий — зеркало для верующего, и верующий — брат верующему: он удерживает его от погибели и прикрывает его сзади». Ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (2/596) назвал иснад хадиса хорошим. Сравнение с зеркалом объясняется тем, что человек, увидев недостатки в своём отражении, не касается зеркала, а приводит в порядок свой внешний вид. Так и верующий, заметив недостатки в людях, не спешит прочесть им нравоучение, а начинает с исправления собственных изъянов.
Наши предшественники руководствовались этими предписаниями и искренне желали друг другу то, что желали самим себе. Они были снисходительны к своим братьям, не скупились расходовать своё имущество на благие дела и делали добро всем людям, независимо от их вероисповедания или цвета кожи. Поколения мусульман, воспитанных на идеалах веры, явили человечеству непревзойдённые образцы праведности, благородства и самопожертвования. Мы упомянем лишь два примера из жизни ранних мусульман, свидетельствующих о том, какими должны быть взаимоотношения в обществе.
Абу Ну‘айм в «Хилйа ал-аулийа» (3/16) передал со слов Гассана ибн ал-Муфаддала, что однажды какая-то женщина принесла Йунусу ибн ‘Убайду шёлковое покрывало, чтобы он выставил его на продажу. Йунус взглянул на покрывало и спросил: «Почём?» Она ответила: «За шестьдесят дирхемов». Он передал его своему соседу и спросил: «А что ты думаешь?» Тот сказал: «Сто двадцать». Йунус согласился и сказал: «Думаю, оно стоит столько или что-то около того». Потом он сказал женщине: «Ступай и попроси у домашних разрешения продать его за сто двадцать пять дирхемов». Она сказала: «Они велели продать его за шестьдесят». Он же ответил: «Вернись и спроси у них разрешения».
В том же сборнике (5/31) сообщается, что как-то раз Абу Суфйан Ваки‘ ибн ал-Джаррах рассказал о Зубайде ибн ал-Харисе ал-Аййами: «Знаете ли вы, каким был Зубайд? Он был аййамитом. У него в доме была овца, которая оставляла много помёта, и как-то раз он сказал: "Я бы не хотел, чтобы у меня было столько дирхемов, сколько здесь помёта”. В дождливую ночь Зубайд разжигал факел и обходил старых женщин в своём квартале, спрашивая их: "Не протекает ли ваш дом? Не нужен ли вам огонь?” А по утрам он обходил старых женщин в своём квартале, спрашивая: "Нужно ли вам что-нибудь на рынке? Хотите ли вы чего-нибудь?”»
О Аллах, помоги нам стать похожими на этих праведников и возлюбить наших верующих братьев и сестёр так же сильно, как мы любим самих себя! Не позволяй нам оставаться безразличными к чужим страданиям и научи нас радоваться успехам наших близких! Прости нас и тех верующих, которые опередили нас в добрых делах, введи нас в Рай вместе с пророками и праведниками и помоги нам взглянуть им в глаза, не стыдясь наших слов и поступков!
(Фрагмент из книги «Сладость веры» с небольшими изменениями)

Перевод: Эльмир Кулиев


Источник: Sawab.ru

Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг

Если Вы нашли ошибку на сайте, отправьте, пожалуйста, сообщение модератору.
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Categories: Братство в Исламе / Date: 28/08/2013
Comments 0