Умайр ибн Саад
Как бы мне хотелось, чтобы у меня были люди, подобные Умайру Ибн Сааду, на помощь которых я мог бы опереться в делах мусульман”. (Умар Ибн аль-Хаттаб)
Ранее мы уже познакомились с ярким и
прекрасным событием в жизни славного сподвижника посланника Аллаха
Умайра Ибн Саада во времена его юности. А теперь давайте познакомимся с
другим блестящим и замечательным эпизодом в его жизни, когда Умайр был
уже взрослым человеком. Вы убедитесь, что по своему величию и
великолепию второе событие нисколько не уступает первому. Жители Хомса
всегда проявляли сильное недовольство в
отношении своих правителей и много жаловались на них. Всякий раз, как
только к ним прибывал новый наместник, они тут же находили в нём
недостатки, подсчитывали проступки, ставили об этом в известность халифа
мусульман и просили его заменить этого наместника другим, более
подходящим для них.
В конце концов аль-Фарук решил прислать им в качестве наместника
безупречного и лишённого всяких недостатков человека. Подобно тому, как
воин тщательно проверяет стрелы в своём колчане, аль-Фарук так же
тщательно испытал всех своих соратников и пришёл к выводу, что никто
лучше Умайра Ибн Саада не справится с этой задачей. В это время Умайр
находился в боевом походе на северо-востоке аш-Шама во главе армии,
сражающейся во имя Аллаха. Он освобождал города, сокрушал крепости,
подчинял племена и сооружал мечети всюду, где ступала его нога. Несмотря
на всё это, вождь правоверных отозвал Умайра и, назначив его
наместником Хомса, приказал ему отправиться туда. Умайр подчинился
приказу, хотя это ему и не понравилось, так как его любимым делом был
Джихад во имя Аллаха.
Прибыв в Хомс, Умайр созвал людей на соборный Намаз. Закончив его, он
обратился к людям. Воздав хвалу Аллаху и возблагодарив Его, Умайр
благословил Его пророка Мухаммада, а затем сказал:
— О люди! Поистине, Ислам — это прочная цитадель и крепкие врата. Оплот
же Ислама — это справедливость, а его врата — это истина. Если же рухнет
цитадель и будут сокрушены врата, то будет попрана святость и
неприкосновенность этой религии. Но пока силён правитель, Ислам
несокрушим. Сила же правителя не заключается в искусстве владения плетью
и отрубании голов мечом. Эта сила состоит в справедливом и законном
правлении. После этого Умайр приступил к исполнению своих обязанностей в
соответствии с изложенным им в своей краткой проповеди основным
законом.
В течение целого года правления в Хомсе
Умайра Ибн Саада он не написал ни одного письма вождю правоверных и не
направил в мусульманскую казну ни дирхема или динара налогов. Душу Умара
начали обуревать сомнения, поскольку он очень сильно опасался за
самоуправство своих наместников и вероятность выхода их из-под своей
власти. Непогрешимым для него был только посланник Аллаха, да
благословит его Аллах и приветствует. Умар сказал своему писарю: "Пиши
послание Умайру Ибн Сааду, в котором укажи: "Когда ты получишь это
послание вождя правоверных, то оставляй Хомс и отправляйся прямо к нему,
захватив с собой всю сумму собранных для мусульман налогов””.
Получив послание Умара, Умайр Ибн Саад приготовил котомку с припасами,
повесил на плечо миску и сосуд для омовения, взял в руку копьё и,
оставив за своей спиной Хомс и территорию этого эмирата, пешком
отправился в путь, взяв направление на Медину. Подходя к Медине, Умайр
имел вид бледного и измождённого человека с длинными лохматыми волосами,
на лице которого в полной мере отразились тяготы нелёгкого пути. Когда
Умайр вошёл к вождю правоверных Умару Ибн аль-Хаттабу, тот изумился его
видом и спросил:
— Что случилось с тобой, о Умайр?
Умайр ответил:
— Ничего со мной не случилось, о вождь правоверных! Хвала Аллаху, я
здоров и в полном порядке. Я несу с собой весь мир и тащу его за рога.
Умар спросил:
— И какой же мир ты несёшь с собой? (Он полагал, что Умайр привёз деньги в мусульманскую казну.)
— Со мной моя котомка с провизией, миска для еды, мытья головы и стирки
одежды, а также бурдюк для омовения и питьевой воды. Таким образом, о
вождь правоверных, весь мир и сводится к этому моему багажу, а в
излишестве ни я, ни другие не испытывают нужды.
— Ты что, пришёл пешком? — спросил Умар.
— Да, о вождь правоверных, — ответил Умайр.
— Разве твои подданные в эмирате не дали тебе верховое животное, чтобы ты мог приехать на нём? — спросил Умар.
— Нет, сами они мне ничего не дали, а я не стал просить у них, — сказал Умайр.
— А где же то, что ты привёз в казну мусульман? — спросил Умар.
— А я ничего и не привёз, — сказал Умайр.
— Отчего же? — воскликнул Умар.
— Когда я прибыл в Хомс, — ответил Умайр, — то собрал самых праведных из
его жителей и поручил им сбор причитающихся налогов. Всякий раз, когда
они что-нибудь собирали, я советовался с ними по поводу этих средств и
тут же распределял их среди тех, кто этого заслуживал из местных
жителей.
Тут Умар повелел своему писарю:
— Возобнови приказ о назначении Умайра наместником Хомса.
Умайр воскликнул:
— Ни в коем случае! Это как раз то, чего мне совсем не хочется. Я не
собираюсь больше быть ни твоим, ни чьим-то ещё после тебя наместником, о
вождь правоверных.
Затем Умайр попросил у Умара разрешения поселиться в деревне в
пригородах Медины, где проживали его родственники, на что Умар дал своё
согласие.
Прошло не так много времени с тех пор,
как Умайр отправился в свою деревню, и Умар решил проверить надёжность и
правдивость своего соратника. Он сказал одному из своих приближённых по
имени аль-Харис:
— О Харис, отправляйся к Умайру Ибн Сааду и остановись у него дома в
качестве гостя. Если заметишь, что он живёт в достатке, возвращайся, как
ни в чём не бывало. Если же увидишь, что он сильно бедствует, то отдай
ему эти деньги.
И Умар передал аль-Харису кошелёк со ста динарами. Прибыв в деревню
Умайра Ибн Саада, аль-Харис спросил о нём, и люди показали его дом.
Встретившись с Умайром, аль-Харис сказал:
— Мир тебе и милость Аллаха.
— И тебе мир, милость Аллаха и Его благословение, — ответил Умайр. — Откуда ты прибыл?
— Из Медины, — ответил аль-Харис.
— Ну и как там дела у мусульман? — спросил Умайр.
— Всё в порядке, — ответил аль-Харис.
— А как поживает вождь правоверных, — спросил Умайр.
— В добром здравии, — ответил аль-Харис.
— Продолжает ли он наказывать людей? — спросил Умайр.
— Да, конечно. Он так побил своего сына за совершённый грех, что тот умер от побоев, — ответил аль-Харис.
Умайр воскликнул:
— О Аллах, помоги Умару. Я уверен в его сильнейшей любви к Тебе!
Аль-Харис пробыл в гостях у Умайра Ибн Саада три дня, и каждый день
Умайр подавал ему ячменную лепёшку. На третий день один из жителей
деревни сказал аль-Харису: "Ты очень обременил Умайра и его родных,
поставив их в сложное положение. У них ничего нет, кроме этой лепёшки,
которую они отрывают от себя и угощают тебя. Они все голодают и
бедствуют. Если ты не возражаешь, то переходи в мой дом, и я тебя охотно
приму”. После этого аль-Харис достал кошелёк с динарами и вручил деньги
Умайру.
—Что это? — воскликнул Умайр.
Аль-Харис сказал:
— Эти деньги послал тебе вождь правоверных.
— Верни их ему, — сказал Умайр. — Передай ему привет и скажи, что Умайр в них не нуждается.
Тут в дело вмешалась жена Умайра, которая слышала разговор своего мужа с гостем.
— Возьми эти деньги, о Умайр! — воскликнула она. — Если ты нуждаешься в
них, то потрать их. Если же они тебе не нужны, то израсходуй их по
прямому назначению, так как здесь много нуждающихся.
Услышав эти слова, аль-Харис сунул динары в руки Умайра и поспешно
удалился. Взяв деньги, Умайр разложил их по маленьким кошелькам и начал
каждый день раздавать их нуждающимся, в первую очередь сиротам павших в
походах воинов .
Когда аль-Харис вернулся в Медину, Умар спросил его:
— Ну, что ты видел, о Харис?
— Большую нужду, о вождь правоверных, — ответил аль-Харис.
— Отдал ли ты ему динары? — спросил Умар.
— Да, о вождь правоверных, — ответил аль-Харис.
— А что он сделал с ними? — спросил Умар.
— Не знаю, — сказал аль-Харис. — Я не думаю, что он возьмёт себе хотя бы один дирхем из этих денег.
Аль-Фарук направил Умайру письмо, в котором написал: "Если ты получишь
это моё письмо, то не выпускай его из рук, пока не прибудешь ко мне”.
Умайр Ибн Саад направился в Медину и по прибытии предстал перед вождём
правоверных. Умар поздоровался с ним и горячо поприветствовал его,
усадив рядом с собой. Затем Умар спросил:
— Ну, что же ты сделал с динарами, о Умайр?
— А какое тебе до них теперь дело, о Умар, если ты отдал их мне? — воскликнул Умайр.
— Я твёрдо решил, что ты обязан сообщить мне, что ты с ними сделал, — сказал Умар.
— Я сберёг их для себя, чтобы они принесли мне пользу в тот день, когда уже не помогут ни богатства, ни люди.., — сказал Умайр.
Глаза Умара наполнились слезами, и он сказал:
— Свидетельствую, что ты из тех людей, которые всегда стремятся оказать
помощь другим, даже если и сами испытывают сильную нужду.
Затем он повелел одарить Умайра продовольствием в размерах полной поклажи одного верблюда и двумя комплектами одежды.
Умайр сказал:
— В продовольствии у нас нет нужды, о вождь правоверных. Я оставил у
родственников две меры ячменя, а до тех пор, пока мы съедим его,
Всемогущий Аллах ниспошлёт нам пропитание. Ну а одежду я возьму для
жены. Её одеяние настолько стало ветхим, что она ходит почти обнажённая.
Вскоре после этой встречи аль-Фарука
(Умара) со своим соратником, Аллах позволил Умайру Ибн Сааду
присоединиться к Его любимому Пророку Мухаммаду Ибн Абдулле, да
благословит его Аллах и приветствует, после долгого периода страстного
стремления Умайра встретиться с ним. С чистой душой и уверенным шагом
Умайр ушёл по пути Будущей жизни, не отягощённый никакими мирскими
тяготами и не изнемогая под грузом земных забот. Он ушёл из этой жизни,
неся с собой его свет, его наставление, набожность и благочестие… Когда
до аль-Фарука дошла весть о кончине Умайра, глубокая грусть появилась на
его лице, а сердце преисполнилось скорбью. Он сказал: "Как бы мне
хотелось, чтобы у меня были люди, подобные Умайру Ибн Сааду, на помощь
которых я мог бы опереться в делах мусульман”.
Да будет Аллах доволен Умайром Ибн Саадом, и да упокоит Он его… Умайр
был уникальным образцом среди всех людей, прилежным и успевающим
учеником в школе Мухаммада Ибн Абдуллы, да благословит его Аллах и
приветствует.
Абдурахман Рафат аль-Баша, "Картинки из жизни сподвижников Пророка Мухаммада". Подготовил: www.sawab.ru
Источник: Sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.