Откровения в Коране о курайшитах
В
числе тех курайшитов, которые упоминаются в Коране, нам называли дядю
Пророка Абу Лахаба ибн Абд аль-Мутталиба и его жену Умм Джамиль Хаммала
аль-Хатаб (мать Джамила, несущая дрова), Всевышний Аллах назвал ее
«несущей дрова» потому, что она, как дошло до меня, приносила шипы и
разбрасывала их на дороге Пророка, когда он проходил. Всевышний Аллах
ниспослал о них следующее откровение: «Пусть пропадут обе руки Абу Лахаба, и пусть он сам пропадет! Не поможет ему его
богатство и то, что приобрел. Будет он гореть в огне пламенем, и жена
его тоже — несущая дрова, на шее у нее веревка из пальмовых волокон» (111:1—5).
Ибн Исхак сказал: «Мне рассказали, что Умм Джамиль Хаммала аль-Хатаб,
когда услышала о том, что говорится о ней и о ее муже в Коране, пришла к
Посланнику Аллаха, который сидел в мечети возле Каабы вместе с Абу
Бакром ас-Сиддик. Она держала в руке камень размером с кулак. Когда
встала над ними, Аллах отнял у нее зрение, чтобы не видела Пророка, так
что она видела только одного Абу Бакра. Сказала: «О Абу Бакр! Где твой
друг?
До меня дошло, что он насмехается надо мной. Ей-богу, если я найду его,
то разобью ему рот этим камнем! Я ведь, ей-богу, поэтесса!» Потом
произнесла:
«Мы порочного избили,
Дело его отвергли,
Религию его возненавидели!»
Потом она ушла. Абу Бакр сказал: «О Посланник Аллаха! Как ты думаешь,
она увидела тебя?» Ответил: «Она не увидела меня. Аллах отвел ее взгляд
от меня».
Ибн Хишам сказал, что ее слова «религию его возненавидели» у Ибн Исхака отсутствуют.
Ибн Исхак сказал, что курайшиты называли Пророка порочным, потом
обзывали его плохими словами. Пророк говорил: «Разве вас не удивляет то,
что Аллах отводит от меня зло курайшитов, когда они поносят, обзывают
словом «музаммам» — порочный, в то время как я Мухаммад — хвалимый».
А Умаййа ибн Халаф, когда видел Пророка, начинал поносить его, обзывать всякими дурными словами. О нем в Коране Аллах сказал: «Горе
всякому хулителю-поносителю, который собрал богатство и пересчитал его,
думая, что богатство дает ему вечность. Нет, никогда! Он будет ввергнут
в ад! А откуда тебе знать, что такое ад? Это огонь Аллаха
воспламененный, который вздымается над сердцами! Он над ними воздвигнут
сводом на колоннах вытянутых» (104:1—9).
А также об аль-Ас ибн Ваиль ас-Сахми. Хаббаб ибн аль-Аратту, сподвижник
Посланника Аллаха, был кузнецом в Мекке, ковал мечи. Он продавал мечи
аль-Асу ибн Ваилу, который задолжал ему. Он пришел к нему за долгом.
Аль-Ас сказал ему: «О Хаббаб! Правда ли, что ваш приятель Мухаммад —
тот, религии которого ты придерживаешься, — утверждает, что в раю есть
сколько хочешь золота, серебра, одежды и слуг?» Хаббаб ответил: «Да».
Аль-Ас сказал: «Тогда дай мне отсрочку до дня Воскресения, чтобы я
вернулся в то жилище и там тебе вернул долг. Ей-богу, ни ты, ни твои
друзья, о Хаббаб, не будете при Аллахе более любимы, чем я, и не более
удачливы в этом». Всевышний Аллах сказал о нем следующие слова: «Видел
ли ты того, кто не веровал в Наши знамения и говорил: «Конечно, мне
будет даровано и богатство, и потомство!» и до слов Всевышнего «Мы
возьмем у него то, о чем он говорит, — и придет он к нам один» (19:77—80).
Абу Джахль ибн Хишам встретил Пророка и, как дошло до меня, сказал
следующее: «Ей-богу, Мухаммад, прекрати оскорблять наших богов, или мы
будем оскорблять твоего бога, которому ты поклоняешься!» О нем Аллах
сказал: «Не оскорбляйте тех, кто обращается с молитвой не к Аллаху, а то они станут оскорблять Аллаха из вражды и без умысла»
(6:108). Мне сказали, что Пророк перестал оскорблять их богов и начал
призывать их к Аллаху. Из них также ан-Надр ибн аль-Харис. Бывало, что
Пророк сидел с людьми, вел с ними беседы, призывая к Аллаху, читал
Коран, предупреждая курайшитов об участи исчезнувших наций. Когда Пророк
уходил, его место занимал ан-Надр ибн аль-Харис и начинал рассказывать
людям о Рустеме, об Асфандияре и о персидских царях. Потом он говорил:
«Ей-богу, Мухаммад рассказывает не лучше меня, его рассказы — это лишь
сказки древних людей. Я. их переписал точно так же, как и он». О нем
Аллах сказал: «Они сказали: «Это
лишь сказки древних людей. Он велел переписать их для себя, и ему читают
их по утрам и вечерам». Скажи: «Ниспослал его тот, кто знает тайны
небес и земли. Он, воистину, — милостивый и милосердный!» (25:5—6). О нем же говорится: «Когда перед ним читают наши знамения, он говорит: «Это сказки древних людей!» (68:15). О нем же говорится: «Горе
всякому лжецу, грешнику! Он слушает знамения Аллаха, читаемые ему, а
потом упорствует, возносясь, точно не слыхал их. Сообщи ему весть о
предстоящем мучительном наказании!» (45:7—8).
Однажды Пророк, как дошло до меня, сидел вместе с аль-Валидом ибн
аль-Мугира в мечети. Пришел ан-Надр ибн аль-Харис и сел вместе с людьми.
А там было несколько мужчин из курайшитов. Пророк заговорил, ему
возразил ан-Надр ибн аль-Харис. Пророк обратился к нему и заставил его
замолчать. Потом он прочитал, обращаясь к нему и курайшитам: «Поистине,
вы сами и то, чему поклоняетесь кроме Аллаха, это — дрова для ада, в
который вы войдете! Если бы эти были богами, они бы не вошли туда, а все
в нем пребывают вечно. Они там будут стонать, и их там никто не
услышит» (21:98—100).
После того как это произнес Пророк, подошел Абдаллах ибн аз-Зибара и
сел. Аль-Валид ибн аль-Мугира сказал Абдаллаху ибн аз-Зибара: «Только
что ан-Надр ибн аль-Харис выступил против Ибн Абд аль-Мутталиба и не
сумел его побороть в споре. Мухаммад утверждал, что мы и те боги,
которым мы поклоняемся, — дрова для ада». Абдаллах ибн аз-Зибара сказал:
«Ей-богу, если бы я присутствовал при этом, то поспорил бы с ним.
Спросите Мухаммада, все ли то, чему поклоняются, и все ли те, кто им
поклоняется, попадут в ад! Так мы поклоняемся ангелам, евреи поклоняются
Узайре, христиане поклоняются Исе сыну Марьям». Удивился аль-Валид и
все, кто был вместе с ним на посиделках, словам Абдаллаха ибн аз-Зибара.
Они увидели, что он привел веское доказательство и победил его в споре.
Посланнику Аллаха передали эти слова Ибн аз-Зибара. Пророк сказал:
«Каждый, кто любит поклоняться чему-то другому, помимо Аллаха, то он
вместе с тем, чему он поклонялся. Поистине, они поклоняются шайтанам и
тем, кто велел им поклоняться».
Аллах по этому поводу сказал: «Поистине,
те, которым мы раньше обещали всякие блага, не получат их. Они даже
шороха не услышат от этих благ! А будут там, чего они сами пожелали,
пребывать вечно» (21:101—102). То есть Иса сын Марьям,
Узайр и те иудейские и христианские святые, которым молились, ушли по
воле Аллаха, хотя им поклонялись, как богам, помимо Аллаха.
Относительно того, что они поклоняются ангелам и что они Дочери Аллаха, в Коране сказано: «Они
говорят: у Милостивого есть дети. Хвала ему! Нет, они только высокие
слуги ему. Они не упреждают Его в слове, а все делают только по Его
велению» и до слов: «И кто из них скажет: «Кроме Него я еще бог», тому
Мы воздадим гееной. Так Мы вознаграждаем неправедных!» (21:26—30).
Аль-Ахнас ибн Шарик ибн Амр ибн Вахаб ас-Сакафи, союзник Бану Зухра — он
был в числе высокородных людей племени, к кому прислушивались. Он
обижал Пророка и возражал ему. О нем Аллах сказал: «Не
уступай расточителю клятв, низкому, пересудчику, разносителю клеветы,
не допускающему к доброму, ненавистнику, беззаконнику, обидчику и, сверх
того, незаконнорожденному» (68:10—13).
Аль-Валид ибн аль-Мугира сказал: «Почему Коран приходит к Мухаммаду, а
не ко мне? Ведь я старший из курайшитов и их вождь. Почему не приходит к
Абу Масуду Амру ибн Умайру, вождю племени Сакиф? Мы оба самые главные
люди в этих двух поселениях». Аллах ниспослал следующее откровение: «Они сказали: «Почему
этот Коран не был ниспослан на человека почетного в этих двух
поселениях?» Они разве делят милость Господа твоего? Мы раздаем им
пропитание в этой жизни, возвышаем одних над другими в степенях, так что
одни из них держит других подвластными себе невольниками. Но милость
Господа твоего лучше того, что они себе собирают» (43:31—32).
Убай ибн Халаф и Укба ибн Абу Муаит были большими друзьями, любили друг
друга. Укба однажды подсел к Пророку и слушал его. Это дошло до Убаййи.
Он пришел к Укбе и спросил: «Правда ли, что ты подсел к Мухаммаду и
слушал его?» Потом сказал: «Я с тобой больше не буду разговаривать!» И
взял с него страшную клятву: «Если ты подсядешь к нему или послушаешь
его и не подойдешь к нему и не плюнешь ему в лицо!» Это сделал враг
Аллаха Укба ибн Абу Муаит, да проклянет его Аллах. Аллах о нем сказал в
Коране следующие слова: «И в тот
день, когда неправедный будет кусать свои руки, говоря: «О если бы я
пошел вместе с Посланником по одному пути! Горе мне, если бы я не взял
такого-то другом! Он отвратил меня от этого учения после того, как оно
пришло ко мне. Поистине, сатана человека предает» (25:27—29).
Однажды Убай ибн Халаф пошел к Пророку с нетленной костью, которая уже
разрушилась, и сказал: «О Мухаммад! Ты утверждаешь, что Аллах воскрешает
это после того, как оно истлело?» Потом он раскрошил кость своей рукой и
сдул все это на ветер в сторону Пророка. Посланник Аллаха сказал: «Да, я
это говорю. Аллах воскресит это и тебя после того, как вы превратитесь в
это, и потом тебя Аллах ввергнет в огонь».
Об этом Всевышний Аллах сказал: «И
приводит он нам притчи и забыл про свое происхождение. Он говорит о том,
кто же оживит кости, когда они уже сгнили? Скажи, что их оживит Тот,
кто в первый раз создал их, потому что Он может сотворить все: Он
сотворил вам огонь из зеленого дерева, и вот вы от него зажигаете» (36:78—80).
Как дошло до меня, Посланнику Аллаха, когда он совершал обход вокруг
Каабы, преградили путь аль-Асвад ибн аль-Мутталиб ибн Асад ибн Абд
аль-Узза, аль-Валид ибн аль-Мугира, Умаййа ибн Халаф и аль-Ас ибн Ваиль.
Они были известны своим острословием в народе. Они сказали: «О
Мухаммад! Давай мы поклонимся твоему Богу, а ты поклонись нашему, и
тогда мы будем в одинаковом выигрыше; если твой Бог лучше нашего — мы
возьмем свою долю, а если наш Бог лучше твоего — ты получишь свою долю!»
О них Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «О вы неверные! Я не стану поклоняться тому, чему вы будете поклоняться»… и т. д. до конца суры (109:1—6).
Абу Джахль ибн Хишам, когда Аллах упомянул дерево Заккум для устрашения
курайшитов, сказал: «О собрание курайшитов! Знаете ли вы, что такое
дерево Заккум, которым пугает вас Мухаммад?» Они сказали: «Нет». Он
сказал: «Это финики Иасриба с маслом. Ей-богу, если бы мы их достали, то
разом проглотили бы их». Аллах об этом сказал: «Ведь дерево Заккум — это пища для грешника. Оно обжигает живот как кипящая медь» (44:43—66). О нем же Всевышний сказал: «…И дерево, проклятое в Коране. И мы устрашаем их, но это увеличивает в них только великую непокорность» (17:60).
Аль-Валид ибн аль-Мугира стоял рядом с Пророком, который разговаривал с
ним, желая обратить его в ислам. И вот в это время мимо проходил сын Умм
Мактума, который был слепым. Он заговорил с Пророком и стал просить
прочесть ему Коран. Это стало тяготить Пророка и даже раздражать, потому
что он был занят с аль-Валидом, желая обратить его в ислам. Когда
слепой очень сильно стал досаждать, Пророк ушел и оставил его
нахмурившимся. По этому поводу Аллах сказал: «Он нахмурился и отвернулся, когда подошел к нему слепой» до слов «в свитках почтенных, возвышенных, очищенных»
(80:1—14). То есть я тебя послал увещевателем, предвестником, особо
наделяя тебя. Не отвергай того, кто желает слушать его (Коран), и не
удерживай того, кто не хочет его.
Ибн Хишам: "Жизнеописание Пророка Мухаммада". Перевод с арабского: Гайнуллин Я. А. Подготовил: www.sawab.ru
Источник: Sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.