home  
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Клянусь предвечерним временем (или временем)! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение! Суры «аль-Аср»
Главная » Фетвы » Фикх » Молитва » Движения во время молитвы

Движения во время молитвы

Print Friendly and PDF Вопрос: Во время молитвы некоторые теребят одежду, чистят ногти, смотрят на часы и т.п., особенно когда имам читает Коран. Это часто мешает молящимся, которые стоят рядом. Какой хукм в этом вопросе?

Ответ: Хвала Аллаху

Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал, что основа движений в молитве – нежелательность, если только они не вызваны необходимостью. Движения во время молитвы можно разделить на пять категорий:

  1. Обязательные
  2. Запрещенные
  3. Нежелательные
  4. Желательные
  5. Дозволенные

К обязательным движениям относятся те, от которых зависит действительность молитвы. Например, если человек заметил нечистоту на своем головном уборе, то он должен почистить его и снять, потому что однажды, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вел коллективную молитву, к нему явился Джибриль и сказал, что на его сандалиях нечистота. Поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) снял сандалии во время молитвы и не прерывал ее. Хадис передал Абу Дауд, 650; шейх аль-Альбани назвал его достоверным в «Аль-Ирва», 284.

Также, если кто-то говорит верующему, что он молится не в направлении киблы, то он должен повернуться в ее сторону.

К запрещенным движениям относятся частые беспричинные движения, потому что они нарушают молитвы, а все, что нарушает молитву – запрещено, и это подобно насмешкам над знамениями Аллаха.

К желательным движениям относятся те, посредством которых делают что-то желательное. Например, если человек двигается, чтобы выровнять ряд, или он видит брешь в переднем ряду и переходит в него, или видит брешь в своем ряду и двигается, чтобы заполнить пустое пространство и т.д. Подобные движения позволяют человеку достигнуть желательного и делают молитву более полной и совершенной. Поэтому однажды, когда Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) встал молиться слева от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), тот взял его сзади за голову и поставил справа от себя. Хадис согласован.

К дозволенным движениям относятся незначительные движения, для совершения которых есть причина, или многочисленные движения, вызванные необходимостью. Примером незначительных движений, для совершения которых есть причина, служит молитва Пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда он молился, держа на руках свою внучку Умаму, дочь своей дочери Зайнаб. Перед совершением земного поклона Пророк (мир ему и благословение Аллаха) опускал девочку на землю, а когда поднимался, снова брал её на руки. Аль-Бухари, 5996; Муслим, 543.

Многочисленные движения, вызванные необходимостью, включают в себя молитву во время сражений. Аллах говорит:

حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلاةِ الْوُسْطَى وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ* فَإِنْ خِفْتُمْ فَرِجَالاً أَوْ رُكْبَاناً فَإِذَا أَمِنْتُمْ فَاذْكُرُوا اللَّهَ كَمَا عَلَّمَكُمْ مَا لَمْ تَكُونُوا تَعْلَمُونَ

«Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно.

Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали»(Корова 2:238-239).

Если человек молиться во время ходьбы, то совершает множество посторонних движений, но в случае необходимости это дозволено и не нарушает молитву.

К нежелательным относятся все движения, которые мы не перечислили. Это основа движений в молитве. Поэтому мы говорим тем, кто совершает посторонние движения в молитве, что их действия нежелательны и отвлекают от молитвы. Можно часто видеть, как человек трогает свои часы, ручку или головной убор, поглаживает нос или бороду и т.п. Эти действия считаются нежелательными, а если их совершают много и часто, то они запрещены и делают молитву недействительной.

Шейх (да смилуется над ним Аллах) также сказал, что нет определенного количества движений, которые бы нарушали молитву. Движение считается противоречащим молитве, если посторонний видит это движение у молящегося и это выглядит так, как будто он не молится. Именно такое движение делает молитву недействительной. Поэтому ученые (да смилуется над ними Аллах) установили, что это определяется обычаем и сказали: «Если посторонних движений много и их делают часто, то они нарушают молитву, без упоминания определенного числа». Некоторые ученые сказали, что три посторонних движения нарушают молитву, но такое утверждение требует доказательств, потому что любой, кто устанавливает определенное количество или манеру исполнения, должен привести доказательства, иначе он привносит нововведения. См. «Маджму Фатава аш-Шейх»,13/309-311.

Шейха Абдуль-Азиза ибн База (да смилуется над ним Аллах) спросили о человеке, который много двигается в молитве: нарушает ли это молитву и как избавиться от этой привычки?

Он (да смилуется над ним Аллах) ответил: «Сунна для верующего – это настроиться на молитву с полной покорностью души и тела, и это относится ко всем обязательным и добровольным молитвам. Аллах говорит:

قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ * الَّذِينَ هُمْ فِي صَلاتِهِمْ خَاشِعُون

«Воистину, преуспели верующие,/ которые смиренны во время своих намазов»(Верующие 23:1-2).

Верующему надлежит молиться с достоинством и спокойствием. Это один из столпов молитвы, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал человеку, который молился в спешке: «Вернись и соверши молитву, ибо, поистине, ты не помолился!», и это повторилось трижды. Тогда этот человек сказал: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я не могу совершить её лучше, научи же меня, как это нужно делать!».  В ответ на это Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  сказал: «Когда будешь вставать на молитву, соверши омовение должным образом, и затем, повернувшись в сторону киблы, скажи: «Аллаху акбар». Потом прочти, что сможешь, из Корана, потом соверши поясной поклон и оставайся в таком положении, пока не успокоишься в нем. Потом выпрямись полностью, пока не встанешь ровно. Потом соверши земной поклон, и оставайся в таком положении пока не достигнешь спокойствия в земном поклоне. Потом выпрямись сидя и оставайся в таком положении пока не достигнешь спокойствия сидя. Потом опять соверши земной поклон, и оставайся в таком положении пока не достигнешь спокойствия в земном поклоне, после чего вставай и выпрямись стоя, и затем поступай так на протяжении всей своей молитвы». Хадис согласован.

В версии Абу Дауда говорится: «Потом прочти основу Писания (Фатиху) и что пожелает Аллах».

Этот достоверный хадис указывает, что спокойствие при совершении молитвы является ее обязательным столпом, без которого она недействительна. Кто клюет во время молитвы (т.е. двигается быстро и прерывисто, подобно тому, как птица клюет зерно), тот не совершает молитву. Смиренность – основа молитвы. Верующий должен обращать на это внимание и стремиться к должной смиренности.

Не пришло достоверных хадисов от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), где количество движений, которые нарушают молитву, ограничивалось бы тремя. Это предположение некоторых ученых и нет у него надежных доказательств.

Нежелательно во время молитвы беспокойно двигаться, трогать нос, бороду или одежду и отвлекаться от молитвы. Если человек много суетится, то это нарушает молитву. Если посторонних движений мало (в зависимости от того, что считается нормой в данном месте), или много, но они быстрые, то это не нарушает молитву. Но верующему надлежит проявлять должное смирение и достоинство в молитве, избегать посторонних движений и стремиться к совершенству в молитве.

Доказательством того, что незначительные движения или повторяющиеся непродолжительные движения не нарушают молитву, является хадис о том, что однажды во время молитвы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) открыл дверь Айше (да будет доволен ею Аллах). Абу Дауд, 922; ан-Насаи, 601; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих ат-Тирмизи», 601.

Передается в достоверном хадисе от Абу Катады (да будет доволен им Аллах), что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вел коллективную молитву, держа на руках свою внучку Умаму, дочь Зайнаб. Перед совершением земного поклона Пророк (мир ему и благословение Аллаха) опускал девочку на землю, а когда поднимался, снова брал её на руки.

Фатава Уляма аль-Баляд аль-Харам, 162-164.

Islam Q&A фатвы № 12683 
Перевод: www.sawab.ru


Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг

Если Вы нашли ошибку на сайте, отправьте, пожалуйста, сообщение модератору.
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Categories: Молитва / Date: 25/09/2013
Comments 0