Хукм ношения нижнего белья в ихраме
Ответ: Хвала Аллаху.
Во-первых. В отношении надевания мужчинами нижнего белья, прикрывающего половые органы и называемого трусами (короткими шортами), учёные высказывают разные мнения. Некоторые из них говорили, что это разрешено, даже если в этом нет необходимости. Они считают, что в отношении ношения этого вида одежды в состоянии ихрама запрета нет.
Однако большинство учёных считают, что надевание нижнего белья запрещено. Они приравнивают нижнее бельё к брюкам, а некоторые даже говорят, что запрет на ношение нижнего белья распространяется прежде запрета на ношение брюк.
Шейх Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Также трусы (или короткие шорты; туббан). Запретность их сильнее запретности брюк» (Маджму‘ аль-фатауа. – Т. 21. – С. 206).
Ибн Кайим, да помилует его Аллах, сказал: «Аль-Музани сказал: „Учёные со времён посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и до наших дней во всех нормах своей религии применяли метод аль-кыяс (сравнение по аналогии)".
Ибн Кайим сказал: „Они были единодушны, что всё, что соответствует истине, является истиной, а всё, что соответствует лжи, – ложью. И никому нельзя порицать метод аль-кыяс, так как он заключается в сравнении одних вещей с другими…
Среди подобных (сравнений по аналогии): запрет пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на ношение паломником брюк (сиръуаль), рубахи (камис), чалмы и обуви, закрывающей ногу выше щиколотки (хуффейн). Но это не ограничивается только этим. Запрет касается и джуббы (верхней одежды с широкими рукавами), кабаъ (кафтана, халата), такыйа (шапочки), джаураб (носков) и туббан (коротких шортов, трусов) и др."» (И‘лям аль-мукы‘ын. – Т. 1. – С. 205 – 207).
Таким образом, становится понятно, что утверждающие о дозволенности носить туббан из-за того, что этот вид одежды не упоминается в хадисе, в котором пророк, да благословит его Аллах и приветствует, перечисляет запретные для паломника виды одежды, совершили ошибку.
Ибн ‘Абду-ль-Барр, да помилует его Аллах, сказал: «Под рубахами (рубашками), брюками, плащами, что упоминаются в хадисе, подразумевается любая сшитая (по телу) одежда. Никакой из этих видов одежды паломнику носить не дозволено. Так считают все учёные» (Ат-тамхид. – Т. 15. – С. 104).
Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «‘Ийад сказал: „Все мусульмане единодушны в том, что паломник не надевает одежду, что упоминается в хадисе. Упомянув рубаху и брюки (пророк) указал на всё сшитое (или скроенное по телу), упомянув чалму и плащ с капюшоном – на всё, что покрывает голову, сшитым оно является или нет, а упоминанием хуффейн он указал на всё, что прикрывает ногу". Ибн Дакык аль-‘Ид выделил, что второе единодушное мнение учёных – это мнение ахлю-ль-кыйас (учёных, которые считают метод по аналогии доказательством в Шариате – прим. пер.). И это очевидно.
Под запрещением всего сшитого подразумевается всё то, что надевается на то место, для которого эта вещь была сшита, даже если она надевается на часть тела» (Фатх аль-Бари. – Т. 3. – С. 402).
Учёные, которые высказывались о дозволенности ношения коротких шорт (трусов) доказывали свою точку зрения преданием, которое передаётся от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она позволила носильщику надевать их. А также преданием, которое передаётся от ‘Аммара ибн Йасира, да будет доволен им Аллах, что он надевал их.
А) Что касается предания от ‘Аиши.
Аль-Бухари, да помилует его Аллах, в «Сахих» (Т. 2. – С. 558), в главе «Глава о благовонии в ихраме и одежды, которую надевает паломник при вхождении в ихрам» сказал: «‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, считала, что носильщикам, перемещающим её паланкин, ношение коротких шорт разрешено».
Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «Са‘ид ибн Мансур передал по цепочке от ‘Абдур-Рахмана ибн аль-Касыма, тот от своего отца, а тот от ‘Аиши, что она совершила паломничество и вместе с ней его совершили два её слуги. Когда они седлали её верховое животное, то у них открывалась некоторая часть тела, поэтому она приказала им надеть короткие шорты (туббан). И они надевали их, будучи в ихраме».
И это ответ Ибн ат-Тину, который утверждал, что она имела в виду женщин, которым, в отличии от мужчин, дозволено в ихраме облачаться в сшитые (или скроенные) по телу одежды. Он считал, что это и есть мнение ‘Аиши. Однако большинство учёных считают, что нет разницы между короткими шортами и брюками – обе эти категории одежды запрещены для паломника» (Фатх аль-Бари. – Т. 3. – С. 397).
Можно ответить, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, велела им надеть короткие шорты, так как в этом была необходимость (обнажался их ‘аурат). И это предание не указывает на дозволенность надевание коротких шорт без необходимости.
Б) Что касается предания от ‘Аммара.
Ибн Абу Шейба передал, что Хабиб ибн Абу Сабит сказал: «Я видел на ‘Аммаре ибн Йасире короткие шорты. В то время он был на горе ‘Арафа» (Мусаннаф ибн Аби Шейба. – Т. 6. – С. 34).
Это также может быть по необходимости, так как Ибн Шабба в «Ахбар аль-мадина» (Т. 3. – С. 1100) передал, что ‘Аммар ибн Йасир, да будет доволен им Аллах, во время правления ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет доволен им Аллах, болел недержанием мочи.
В «Ан-нихайа фи гариб аль-асар» (Т. 2. – С. 126): «В хадисе ‘Абду хайр сказал: „Я видел на ‘Аммаре короткие шорты. И он сказал мне, что болел воспалением мочевого пузыря"».
В «Лисан аль-‘араб» (Т. 13. – С. 71) передаётся, что ‘Аммар ибн Йасир совершил молитву, будучи в коротких шортах, и сказал, что у него болезнь мочевого пузыря.
И даже если предположить, что одно из этих преданий недостоверно, то все вместе они указывают на то, что у них есть основа.
Верно то, что паломнику во время ихрама запрещено надевать короткие шорты (трусы). В предании от ‘Аиши предполагается крайняя необходимость, но оно не отрицает искупление (фидья) за это действие.
Что же касается предания от ‘Аммара, то вероятно он надевал их по необходимости, так как был болен.
Шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шинкыты, да помилует его Аллах, сказал: «Очевидно, что в предании от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, есть разрешение надевать короткие шорты (или трусы) носильщикам её паланкина. Так как в этом была необходимость, была опасность обнажения ‘аурата. И это указывает, что без необходимости надевать их не дозволено. А Всевышний Аллах знает лучше» (Адъуа аль-байан. – Т. 5. – С. 464).
Во-вторых. Носильщикам и тем, кто боится, что обнажится его ‘аурат, дозволено надевать короткие шорты и трусы. Также дозволено надевать их и тому, у кого из-за трения появляются раны, и он боится нанести вред своему телу, и также тому, у кого есть раны, и их необходимо прикрыть, а также тому, кто страдает недержанием мочи (в похожем состоянии был ‘Аммар ибн Йасир). Во всех этих и похожих случаях человек, надевший короткие шорты, должен искупить это действие: накормить шести бедняков, или поститься в течение трёх дней, или принести в жертву овцу.
Всевышний Аллах сказал:
فَمَنْ كَانَ مِنْكُمْ مَرِيضاً أَوْ بِهِ أَذىً مِنْ رَأْسِهِ فَفِدْيَةٌ مِنْ صِيَامٍ أَوْ صَدَقَةٍ أَوْ نُسُكٍ
«А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания, то он должен в качестве искупления поститься, или раздать милостыню, или принести жертву» (сура «аль-Бакара», аят 196).
Передают, что ‘Абдуллах ибн Ма‘киль сказал: «Однажды я подсел к Ка‘бу ибн ‘Уджра и задал ему вопрос об искуплении (фидья). На что он ответил: „Этот аят был ниспослан из-за меня, но касается он всех вас. Меня принесли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он увидел, что по моему лицу ползают вши. Он сказал: „Я не думал, что ты болен до такой степени. Можешь ли ты найти овцу?" Я ответил: „Нет", на что он сказал: „Тогда (в искупление за бритьё волос головы) соблюдай пост в течение трёх дней или накорми шестерых бедняков, каждому из которых (дай) по половине са‘а пищи"» (приводит аль-Бухари под № 1721 и Муслим под № 1201).
Шейха Мухаммада ибн Салиха аль-‘Усеймина, да помилует его Аллах, спросили о паломнике, надевающем короткие шорты из-за вреда, который его постигнет, если он их не наденет. Он ответил:
«Если он боится вреда, то в надевании их нет ничего плохого. Но, если он может, то пусть накормит шестерых бедняков половиной са‘а пищи. Это лучше» (Ликаъат аль-баб аль-мафтух. 177, вопрос № 16).
Смотрите также ответы на вопросы под № 20870 и № 49033.
А Аллаху ведомо лучше.
Сайт "Ислам:Вопрос и Ответ" фатва № 96679
Источник: Sawab.ru
Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.