home  
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Клянусь предвечерним временем (или временем)! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение! Суры «аль-Аср»
Главная » Фетвы » Знание и Призыв » Средства обучения

Средства обучения

Print Friendly and PDF

1. Пребывание в страхе перед Аллахом, хвала Ему Всевышнему. Сказал Аллах, Велик он и Всемогущ: "И бойтесь Аллаха. Поистине, Аллах вас учит.” (Сура "Корова”, аят 282). Это — важнейшее и величайшее средство, без которого нет прока от всех других.
2. Постоянно общаться с учеными и шейхами в мечетях и молельных домах. Я призываю стремящихся к науке внимательно отнестись к этому средству и использовать наличие в этой стране большого числа ученых и научных авторитетов. Около двадцати лет тому назад мы мечтали, чтобы у нас было столько ученых, занятых преподаванием, как сейчас. Тогда же в Ар-Рияде их было не больше двух-трех.
3. Школы, институты, университеты, и особенно, шариатские.
4. Чтение с приятелями, друзьями и теми, кто стремится к науке.
5. Обширный поиск, специальное, упорядоченное и отобранное чтение. Руководство в этом деле мнением ученых и авторитетов с решимостью выполнить и следовать намеченное.
6. Подготовка настоящих исследований, в которых анализируются вопросы, делаются выводы и глубоко рассматриваются проблемы.
7. Бережное отношение ко времени, хорошая его организация, стремление использовать его таким образом, чтобы каждому делу отдавалось должное — не больше и не меньше.
8. Работа с кассетами, на которых записаны лекции и выступления. Это вспомогательное средство для стремящегося к науке, хотя и не только для него.
Эти средства, в совокупности, помогут овладеть наукой. Если же ограничиться лишь некоторыми из них, то, возможно, их будет недостаточно, для овладения ею должным образом.

  Некоторые качества стремящегося к науке

Преданность Всевышнему Аллаху: через науку он должен обратиться к Аллаху и потусторонней жизни, а не помышлять о неискреннем или преходящем в этой жизни, или о известности.
Стремящийся к науке должен сочетать верность Аллаху с боязнью его и его контроля: "И бойтесь Аллаха. Поистине, Аллах вас учит” (Сура "Корова”, аят 282).

  Терпение, умение переносить трудности, великодушие

Наука — это борьба, а не страсть. Как прекрасно сказал поэт: Если тебя мучает тара лета, сухость осени и холод зимы. И радует красота весны, то я возьму тебя в науку. Скажи мне: "Когда?”.
Скромность в занятиях наукой, стремление уберечься от высокомерия в зазнайства. Наукой не овладеет гордец или опозорившийся.
Кто не отведал горечи учебы, хотя бы в течение часа, всю жизнь будет пить глотками из кубка невежества.
Высвобождение для науки от других дел, усердие в овладении ею Наука, если отдаешь ей всего себя, обязательно приоткрой свои двери.
Уважение ученых, понимание их роли, недопустимость игнорирования и умаления их значения1.
Девизом стремящегося к науке должно быть: "Мудрость — это предмет исканий верующего. И чем медленнее он достигает его, тем вернее”.
Быть вежливым со своими наставниками и преподавателями, хорошо слушать и внимать, быть корректным и сведущим в дискуссии.
Дистанцирование от пустых споров и людей: "Спорить только по делу!”

  Обязанности стремящегося к науке

1. Быть благочестивым, богобоязненным, трудолюбивым. Стремящийся к науке особенно должен быть благочестивым, чрезвычайно богобоязненным и трудолюбивым в своих занятиях наукой, придерживаться ислама в своем мировоззрении и поведении, на словах и на деле.
2. Делиться с людьми, вообще, и с отдельными людьми, в частности, знаниями, просвещать их в вопросах веры, распространять среди них добро. Утаивание и сокрытие знания от нации — опасное дело. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Кто скрывает знание, того Аллах взнуздает огненной уздой в день страшного суда”. Абу Дауд и Ибн Маджа.
3. Осознанно призывать к обращению к Аллаху, призывать к дозволенному и удерживать от порицаемого. Сферы, к которым для этого должны обратиться стремящиеся к науке, — многочисленны, и разговор о них может затянуться. К нему мы вернемся в соответствующем месте. "И пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное и удерживает от неодобряемого. Эти — удачливы.” (Сура "Семейство Имрана”, аят 102).
4. Быть праведным примером. Люди по-особому смотрят на стремящегося к науке. Поэтому он обязан быть привлекательным примером, а иначе станет причиной заблуждения людей. Прегрешение обычного человека — это одно прегрешение, а прегрешение стремящегося к науке — это уже несколько прегрешений, потому что люди подражают ему. Как часто обоснованно или необоснованно приходится слышать, когда простые люди негодуют на приобретение кем-либо из них таких средств растления, как видеоаппаратура, что у такого-то стремящегося к науке в доме есть такая аппаратура. Пусть знают это стремящиеся к науке. Если об ошибке ученого "бьют в барабан”, то нечто похожее происходит, когда ошибается стремящийся к науке.
5. Заниматься наукой до самой смерти, не допуская мысли о том, чтобы ее оставить, ограничиться достигнутых или возвыситься над другими. Хорошим примером в этом отношении являются видные предки общины. Так, имам ат-Табари, которого мы уже упоминали, не переставал заниматься наукой даже за несколько мгновений до своей смерти, тогда как некоторые, считающиеся стремящимися к науке, получив диплом, этим и ограничиваются, перестают заниматься наукой. Примером этого может служить случай, когда один из стремящихся к науке, завершив написание своей научной работа, продал книги. Это — трагедия, отступление, неправильное понимание сущности науки.
Также некоторые стремящиеся к науке, получив, например, докторский диплом, чувствуют свое превосходство над другими. Это заслуживает осуждения, вызывает глубокое сожаление, свидетельствует о ничтожности подобных людей и о том, что они презирают других.
6. Быть смелым в правом деле. Это качество очень ценится в общине и редко встречается у ее членов. Как велика потребность в тех, кто безупречен перед Аллахом, кто не боится за себя, за свое состояние и т.д. во имя Всевышнего Аллаха, в таких, как Абу Саяд аль-Хадври, который публично осудил халифа Ади Нирвана за то, что в праздник проповедь предшествовала молитве.
Или как король ученых, аль-Изз бен Абдуссалям. Как часто он открыто говорил правду! Например, когда на базаре, схватив за уздечку лошадь султана, он обрушился на него, порицая за наличие в стране вина. Он сказал ему: "Твой отец лучше тебя. При нем не было вина”, — и продолжал наседать на султана в присутствии людей. Султану не ничего не оставалось делать, как извиниться перед ним, пообещать и попросить, чтобы он оставил его. И он оставил его, когда султан повелел закрыть все лавки. После того, как он отступился от султана, люди спросили: "Слава! Это жестокий и деспотичный султан. Ты не боялся его нрава?” Аль-Изз ответил громко, и его ответ вошел в историю: "Я представил себе величие Аллаха, хвала Ему Всевышнему, после чего султан показался с кота”.
Или, как шейх-уль-ислям Ибн Теймийя, который также являл собой многочисленные примеры смелости, как, например, в случае с татарским царем Казан, который подступил с войском к Дамаску, чтобы захватить его. Ему навстречу вышел шейх-уль-ислям и сказал: "Ты утверждаешь, что ты мусульманин, что с тобой Судья, имам и муэззии, и ты тот, кто нас покорит. Твой отец, твой дед — неверные и то не поступали так, как ты: если они обещали, то выполняли. Ты же обещал — и проявил вероломство”. Что-то надломилось внутри царя. Он потребовал от шейха, чтобы он призвал благословение на него, и отказался от нападения на мусульман. Люди полагали, что царь расправится с шейхом.
Как нужны общине сегодня подобные удивительные примеры! Как она нуждается в тех, кто открыто выступает за правое дело, не обращая внимания на произвол притеснителей и тех, кто возомнил себя великими.
7. Глобально, всесторонне знать положение общины, взаимодействовать с проблемами общества, не уходить от забот людей. Вызывает грусть то обстоятельство, что многие стремящиеся к науке меньше всех знают о положении, в котором находится их община. Это напоминает ситуацию со стремящимися к науке, когда колонизаторы пришли в Сирию. Они всё спорили и обсуждали вопрос: может ли ханифитка выйти замуж за шафиита или нет? А вооруженные до зубов войска крестоносцев тем временем распространяли свое влияние на Сирию!!
Мне рассказывал человек, посетивший страну, где мусульмане переживают трагедию из-за попрания святынь и преследования тех, кто призывает к исламу. Он рассказывал: "Я пошел на урок одного ученого и сел в круг подле него. И вот шейх стал славить и благодарить Аллаха. Затем сказал: "Вопрос: "Если у женщины выросла борода, может ли она ее обрит или нет?!”
Шейх выдвигает такой вопрос, обсуждает эту тему, а мусульмане находятся в тюрьмах, женщин обесчещивают, сироты страдают от лишений и произвола. Это ли не удивительно!!
Вызывает также удивление, что находятся такие стремящиеся к науке, которые ничего не знают о священной войне в Афганистане.., также ничего о священной войне на Филиппинах. Более того, кое-кто не знает, что в мире существуют Филиппины, не говоря уже о том, что не знает о трагедии мусульман.
Может быть кто-то скажет: "Нам нужны такие, кто помнит наизусть Книгу Аллаха, Сунну пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сведут в шариатских науках и нам не нужно следить за тем, что происходит в мире и на местах. Это — ошибка и неправильный подход, противоречащий содержащемуся в благородном Коране призыву знать путь преступников и ясному описанию положения общины.
Замечания   и   наставления  в занятии наукой

1 — необходимы всеобъемлемость и сбалансированность в поисках науки. Не следует заниматься производным за счет основного. Стремящийся к науке тафсира, хадиса, акиды, фикха, основ, политики, экономики, информатики, сознания получает представление о положении общины и определяет всю дальнейшую специализацию, Нет сомнения в том, что человек не может быть специалистом во всех этих науках и должен специализироваться лишь в одной из них. В то же время он должен поддерживать прочную связь с другими науками. Если же он будет специалистом в какой-то определенной науке и невеждой в других, то он нам не нужен2.
2 — быть благочестивым в фетве и выносить ее без спешки. Я вижу, как стремящиеся к науке в наше время спешат с фетвой, тогда как предшественники, да будет доволен ими Аллах, тщательно обдумывали фетву и не торопились с ее вынесением. О чем думают стремящиеся к науке сегодня, когда быстро разделываются с ней, не обращая внимания на последствия?!
Один человек из Ирака пришел к Малику бин Анасу, да смилуется над ним Аллах, и спросил его о сорока вещах. Тот вынес фетву только по трем, как об этом говорится в одной из историй, и извинился в отношении остальных тридцати семи. Тогда тот, кто спрашивал, сказал: "Мы даем тебе печень верблюда, а ты сведущ лишь в трех вопросах!” Имам ответил ему: "Поезжай на своей верблюдице и скажи тому, кто тебя послал: "Малик бин Аанс совершенно несведущ в науке”.
Своей скромностью и благочестием в отношении фетвы имам Малик завоевал большой авторитет и достойное место среди ученых.
3 — опасайся полуобразованных, которые считают, что они знают, когда же на самом деле они не знают. Более того, они разрушители страны и ее бремя. Я искренне призываю стремящихся к науке изучать веру по надежным первоисточникам, чтобы, если позволит Аллах, стать честными, действующими учеными, чтобы быть во всеоружии и спасти общины от гибели. Рассказывают, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Аллах не одерживает науку через отчуждение, а одерживает ее через смерть ученых, даже если не останется и одного из них. Люди стали внимать невежественным головам. Когда их спросили, они вынесли фетву, не обладая знанием. Они сами заблудились и сбили с пути других”. Аль-Бухари и Муслим.

  Потребность науки в практике

Потребность рассмотрения этой темы вызвана следующим:
1. Потребностью нации в действующих, оказывающих влияние ученых, которые призывают к дозволенному и удерживают от порицаемого.
2. Обилием образованных и малым числом тех, кто действует. Образованных в этой стране и в других странах много, как об атом говорит статистика. Это и специализирующиеся в шариатской науке и занятые другими науками. Однако большинство этих образованных совершенно неграмотно в том, что касается практики. Как сказал Абу Шакара: "Неграмотность буквы и неграмотность в служении”3.
Все эти образованные, вне зависимости от их специализации, понимают, что необходимо следовать предписаниям Аллаха. Вместе с тем существует огромная пропасть между данными официальной статистики о числе образованных и тем, что демонстрирует нам действительность относительно существующей неграмотности в области служения, предписаний и практики.
3. Непониманием большинством образованных опасности игнорирования дела Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и упущениями в следовании ему. Вот мы сегодня и испытываем беды этих упущений на уровне отдельных людей и обществ!
4. Очевидными недостатками учебных программ. Учебные программы в мусульманском мире в наибольшей степени повинны в разрыве между наукой и практикой. Они готовят нам неполноценных читателей и не готовят действующих ученых.
Составные части этих программ в теоретическом отношении, возможно и хороши вообще, и в этой стране, в частности. Однако трагедия заключается в практической стороне этих программ. Например, эти программы знакомят студента со многими положениями: долгом, разрешенном и запрещенном. Так он узнает, что коллективная молитва — это долг, курение — запрещено, ростовщичество — также, что ниспускание одежда и бритье бороды запрещено. И если во время экзамена ответит иначе, то будет считаться, что он ошибся. Когда же дело касается практики, то можно видеть, что многие студенты не совершают коллективную молитву, курят, имеют дело с ростовщическими банками, ниспускают одежду, бреют бороду и вместе с тем не считают, что они ошибаются и не "проваливаются”.
Таким образом, институты системы образования в мусульманском мире выпускают лишь "зубрил”.
5. Восторгом многих стремящихся к науке от своих званий и забвением своей миссии в отношении своей общины и общества. Многие ищут, где бы получить ученую степень (например, докторскую). Затем, получив требующееся, заболевают тщеславием и самолюбованием. Так, они не содействуют распространению своих знаний.

  Необходимость сочетания науки и практики

Связь науки с практикой — это колоссальная проблема и существенный вопрос в жизни ученых и стремящихся к науке. Практика — это высшая цель науки. Без нее ничего не стоит и от нее нет никакой пользы.
Отсюда многие тексты Писания и Сунны указывают на необходимость сочетать науку с практикой и предостерегают от отрыва их друг от друга. Многое на этот счет было оказано предшественниками. Этой же теме посвящены многочисленные Аяты. Сказал Всевышний Аллах: "Не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших”.
Ученые говорят, что находящиеся под гневом — это те, кто не использовал свое знание. А заблудшие — это те, кто действует, пребывая в невежестве и сбившись с пути. Этот аят мы повторяем каждый день по нескольку раз. Поняли ли мы, усвоили, что имеется в виду в этих высказываниях?! И сказал Он, хвала Ему, осуждая бани Исраиль: "Неужели вы будете повелевать людям милость и забывать самих себя, в то время как вы читаете Писание? Неужели же вы не образумитесь?” (Сура "Корова”, аят 44).
И сказал Он, Всемогущий и Великий: "И вот взял Аллах с тех, кому даровано писание, завет! "Вы будете разъяснять его людям и не будете скрывать”. Но они бросили это за свои спины и купили за это малую цену. Скверно же то, что они покупают!” (Сура "Семейство Имрана”, аят 187).
И сказал Он, Всемогущий и Великий: "О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете?” (Сура "Ряды”, аят 2)
Ибн Аббас, разъясняя слова Всевышнего: "…и кто читает его надлежащим образом…” (Сура "Корова”, аят 121), говорит, что имеется в виду "они следуют ему надлежащим образом”.
И сказал он, да будет славно Его имя, понося иудеев: "Те, кому было поручено придерживаться Таурата (Торы) и которые не придерживались его, подобны ослу, который везет на себе много книг. Как же скверно сравнение с людьми, которые считают ложью знамения Аллаха!” ("Собрание”, стих 5). Таковы некоторые аяты на эту тему.
А что касается хадисов, то их очень много. Вот некоторые из них: "Не исчезнут ноги раба в день страшного суда, пока не будет спрошен о четырех вещах: о погубленных годах, о науке: что сделал с ее помощью, о богатстве: откуда пришло и на что израсходовал, о здоровье: на что потратил?” (Хадис, имеющий достоверную передаточную цепочку). Ат-Термизи, 2417.
И сказал он, благословение и приветствие на него: "Приведут человека в день страшного суда и бросят его в огонь. Когда вылезут его лопатки, его спросят: "Призывал ли к дозволенному и удерживал ли от порицаемого?” Он ответит: "Вы поручали мне призывать к дозволенному, но я не делал этого, и удерживать от порицаемого — я тоже не делал этого.” Аль-Бухари, 3094 и Муслим, 2989.
Со слов Зейда бен Аркама: посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Господи, взываю к Твоей защите от науки, которая бесполезна, от сердца, которое не благоговеет, от души, которая не насыщается, от призыва, которому не внемлют.” Муслим, 2722.
И сказал он, да благословит и приветствует его Аллах: "Подобно тому, который учит людей добру и забывает о себе, подобно фитилю, который освещает людям и сжигает себя.” (рассказал Баззаз и подтвердил аль-Альбани). См. "Сахих ат-таргиб ва ат-тархиб”, 1/128.
И в историях: "Они слушают книгу Аллаха, не не поступают согласно ей”. Рассказали Ибн Аби ад-Дунья, Ибн Хиббан, аль-Бейхаки и удостоверил аль-Альбани в "Сахих ат-таргиб ва ат-тархиб”.
Таковы некоторые хадисы об избраннике, да благословит его Аллах и приветствует, на эту тему, показывающие потребность науки в практике и разъясняющие опасность их отрыва друг от друга, как на уровне ученых, так и на уровне стремящихся к науке или получивших минимум знаний.
Что же касается высказываний предшественников в этой связи, то их очень много. Остановимся на некоторых из них:
Омар бен аль-Хаттаб сказал: "Да не обольстит вас тот, кто читал Коран. Смотрите на тех, кто действует в соответствии с ним”.
Абу Хурайра сказал: "С наукой не обращаются, как о богатством, которое не тратят во имя Аллаха, Велик он и Всемогущ”.
Аль-Хасан сказал: "Ученые стремятся помогать, глупые — рассказывать”.
Аль-Фадль бен Айяд сказал: "Ученый остается невеждой до тех пор, пока не претворяет науку в практику. А если претворяет, то он ученый”.
Ают сказал: "Хуже нечестивого читателя никого нет.” (Имеется в виду нечестивый образованный человек).

  Беды науки

Мы заканчиваем эту работу указанием на важнейшие беды, подстерегающие науку, чтобы стремящийся к ней остерегался их.
1. Ослушание Аллаха. Это беда всех бед. Она уничтожает науку, как огонь дрова. Как часто недозволенный подход приводил к большим потерям в науке, как часто кусочек сомнительного или порицаемого происхождения богатства превращал науку в мираж!

Я пожаловался Вакиа на плохую память,
И он наставил меня, чтобы я оставил ослушание
И сказал мне, что наука — свет,
А свет Аллаха не даруется ослушнику.

  Воистину, сказал Аллах Великий: "Среди поклоняющихся Аллаха боятся ученые” (Сура "Фатир”, аят 28).
2. Высокомерие и тщеславие. Кто проявляет смиренность перед Аллахом, того Он возвысит. Чем больше поклоняющийся Аллаху обнаруживает перед Ним покорности, тем больше Он его возвышает. Высокомерие губительно для того, кто им поражен, и для его знания. Высокомерие и наука несовместимы в сердце человека, хотя бы и обладал высшим дипломом и вызубрил кое-что из книг.
Аль-Бухари в "Аль-адаб” и Ахмад в "Аль-муснад” рассказывают со слов Абу Сайда аль-Кудри, да будет доволен им Альтах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Изучайте науку, учитесь спокойствию и достоинству, будьте учтивы с теми, у того вы учитесь и не мните себя гигантами науки”.
3. Сомнение, препирательство, спор. Некоторые предшественники говорили: "Если Аллах желает поклоняющемуся добра, то открывает перед ним врата деятельности и закрывает врата споров. А если Аллах желает поклоняющемуся зла, то закрывает перед ним врата деятельности и открывает врата споров”. Ибрахим ан-Нахии сказал: "Я никогда не ссорился”. А аль-Джазари сказал: "Богобоязненный никогда не ссорится”.
Остерегайтесь, остерегайтесь невежества после науки и заблуждения после правильного пути! Допускаемый шариатом спор, это то, что содержится в словах Аллаха: "Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом.”(Сура "Паук”, аят 46).
4. Сокрытие науки. Ничто так не приумножается в результате потребления, как наука. "Кто занимался наукой, затем скрыл ее в день страшного суда, будет взнуздан огненной уздой” (Рассказал ат-Термизи, сказав: "Это достоверный хадис”).
Сокрытие науки ведет к ее забвению и гибели. Вода, если не течет, застаивается. Также и наука:  если ее скрывают, то она гибнет. Это то, что мы наблюдает и ощущаем.
5. Увлечение земной жизнью. Среди бед, подстерегающих науку, — увлечение земной жизнью и невнимание из-за этого к потусторонней жизни. Один из предшественников сказал: "Если бы домашние поручили мне купить луковицу, то я не знал бы, как к этому подступиться”.
6. Неискренность по отношению к вере Аллаха, молчание в правом и неправом деле, действия, роняющие авторитет и умаляющие достоинство в глазах людей. Это вредит ученому, плохо для него и его науки и является бедой, наносящей науке моральный ущерб.
Также поспешность в вынесении фетвы влияет на авторитет учёного и его Фетв в такой степени, что если в дальнейшем он исправится, то след от предыдущего периода останется в головах людей и его трудно стереть.
7. Забывание. Это наибольшая беда для науки. Лекарство от забывания — обращение к знанию, передача его другим и устранение таких причин, ведущих к гибели науки, как ослушание и т.п.
Таковы некоторые беды, подстерегающие науку. Стремящийся к ней должен о них знать, чтобы, идя правильных путем, не стать невеждой, и, видя свет, не стать слепым.

______________

1 Кое-кто взял в привычку игнорировать и умалять значение ученых, стремясь таким образом добиться известности. Это против воли Творца. См. Трактат автора "Лухум аль-улямаа масмума”.
2 Особенно, если он специализировался в одной из наук, связанных о этой жизнью. Специализирующемуся в шариатских науках необязательно изучать материалистические науки.
3 Т.е. неграмотных два вида: неграмотные, которые не умеют ни читать, ни писать и неграмотные, которые не применяют то, чему учились. См. журнал "Усуль ад-дин”,  № 3.

Насир ибн Сулейман аль-Умар


Источник: Sawab.ru

Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг

Если Вы нашли ошибку на сайте, отправьте, пожалуйста, сообщение модератору.
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Categories: Знание и Призыв / Date: 14/08/2013
Comments 0