home  
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Клянусь предвечерним временем (или временем)! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение! Суры «аль-Аср»
Главная » Фетвы » Фикх » Хадж » Статус хаджа в Исламе и условия обязательности его совершения

Статус хаджа в Исламе и условия обязательности его совершения

Print Friendly and PDF

Вопрос: Каков статус хаджа в Исламе? Для кого он является обязательным?

Ответ: Хвала Аллаху

Паломничество к священному Дому Аллаха является одним из столпов Ислама и его самых главных основ, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам основывается на пяти вещах: свидетельства, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и Мухаммад Его Посланник, совершение ежедневных молитв, выплачивание закята, соблюдение поста в месяц Рамадан и паломничество к священному Дому Аллаха».

Паломничество является обязательным согласно Книге Аллаха, Сунне Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) и единогласному мнению мусульман.

Аллах говорит:

 وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلاً وَمَنْ كَفَرَ فَإِنَّ اللَّهَ غَنِيٌّ عَنِ الْعَالَمِينَ

«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах»(Семейство Имрана 3:97)

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах предписал вам хадж, так совершайте же его». Все мусульмане единодушны в этом. Нет оправдания мусульманину, который не знает об этом. Тот, кто отрицает его обязательность и при этом проживает среди мусульман, является неверующим. Человек, который не совершает хадж из-за халатного отношения к этому вопросу, находится в большой опасности, так как некоторые ученые назвали подобного человека неверующим. Это мнение передается в одном из сообщений от Ахмада, но правильное мнение таково, что пренебрежение обязанностями не делает человека неверующим за исключением того, кто оставил молитву. Сказал Абдулла ибн Шакик (да смилуется над ним Аллах), один из таби’инов: «Сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не считали оставление какого либо дела неверием, кроме оставления молитвы». Тот, кто пренебрегает возможностью совершить хадж до того, как умрет, не является неверующим, но находится в большой опасности.

Мусульманину надлежит бояться Аллаха и спешить в совершении хаджа, если его положение соответствует условиям обязательности его совершения. Мы должны спешить с выполнением обязательных дел, если нет доказательств обратного. Как может мусульманин оставить возможность совершить паломничество к Дому Аллаха, если он в состоянии сделать это и это легко для него? Как он может откладывать хадж, если не знает, сможет ли совершить его в следующем году? Он может стань немощным после того, как имел силу, может обеднеть, после того как обладал богатством или может умереть в то время, когда хадж является обязательным для него, а его наследники не совершат хадж от его лица.

Существуют пять условий обязательности совершения паломничества:

  1. Человек должен быть мусульманином, а не неверующим. Неверующий не обязан совершать хадж. Если же неверующий совершит хадж, то он не будет принят.
  2. Человек должен быть половозрелым. Хадж не является обязательным для того, кто не достиг половой зрелости. Но хадж ребенка является действительным и считается добровольным. Когда же он повзрослеет, то должен совершить обязательный хадж, так как хадж до достижения половой зрелости не снимает обязанности его совершения.
  3. Человек должен быть разумным. Человеку, страдающему безумием, не обязательно совершать хадж и также нельзя совершать хадж от его лица.
  4. Человек должен быть свободным. Раб не обязан совершать хадж, но если он совершил его, то хадж является действительным и считается добровольным. Если он обретает свободу, то должен совершить обязательный хадж, так как хадж до приобретения свободы не снимает обязанности совершить паломничество. Некоторый ученые сказали, что если раб совершает хадж с разрешения своего хозяина, то его хадж считается действительным и не нужно повторять его. Это мнение является правильным.
  5. Человек должен иметь физическую и материальную возможность для совершения хаджа. Что касается женщин, то они должны иметь махрама, который будет сопровождать их. Если у женщины нет махрама, то она не обязана совершать хадж.

Фатава Ибн Усеймин, 21/9-11.

Islam Q&A фатва № 41949 
Перевод: www.sawab.ru


Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг

Если Вы нашли ошибку на сайте, отправьте, пожалуйста, сообщение модератору.
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Categories: Хадж / Date: 05/10/2013
Comments 0