home  
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Клянусь предвечерним временем (или временем)! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение! Суры «аль-Аср»
Главная » Фетвы » Оставление грехов » Большие грехи: «Присвоение имущества обманным путем»

Большие грехи: «Присвоение имущества обманным путем»

Print Friendly and PDF Всевышний Аллах сказал:

وَلَا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُم بَيْنَكُم بِالْبَاطِلِ وَتُدْلُوا بِهَا إِلَى الْحُكَّامِ

«Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей» (сура «аль-Бакара», 188).

Ас-Саади, комментируя аят, сказал:

«Аллах запретил мусульманам незаконно пожирать чужое имущество, однако назвал его их собственным имуществом, поскольку мусульманину полагается желать своему брату то, что он желает себе самому, и относиться к его имуществу так, как он относится к своей собственности. Кроме того, если человек незаконно присваивает чужое имущество, то угнетенные люди впоследствии не упустят возможности посягнуть на его богатство. Приобретать имущество можно либо законным, либо незаконным путем, однако запрещено только незаконное присвоение чужого имущества, и поэтому Всевышний Аллах конкретизировал этот запрет. Он распространяется на вымогательство силой, воровство, присвоение имущества, вверенного на хранение или взятого на временное пользование, и прочие формы покушения на чужую собственность. Этот запрет также распространяется на ростовщичество, азартные игры и другие виды запрещенных сделок, поскольку при таких сделках человек приобретает имущество недозволенным образом. Этот запрет также распространяется на мошенничество при купле-продаже, сдаче имущества в аренду и других подобных сделках. Он также распространяется на использование рабочих и незаконное присвоение их заработка или получение материального вознаграждения за работу, которая не выполнена надлежащим образом. Он также распространяется на получение материального вознаграждения за совершение обрядов поклонения, которые считаются недействительными, если они не посвящены одному Всевышнему Аллаху. Он также распространяется на присвоение обязательных и необязательных пожертвований, вакуфного (неотчуждаемого) имущества или наследства людьми, которые не имеют права на это имущество или имеют на него меньше прав, чем другие. Все перечисленные случаи являются различными проявлениями незаконного присвоения чужого имущества, каждое из которых категорически запрещено при любых обстоятельствах. Человек не имеет права пользоваться таким имуществом, даже если он выиграл тяжбу в арбитражном суде, поскольку его доводы оказались убедительнее доводов того, кому отобранное имущество должно принадлежать по праву. Решение судьи не делает запрещенную собственность дозволенной, а дозволенную — запрещенной. Судья принимает решение на основании услышанных им свидетельств, однако истинное положение вещей от этого не изменяется. Решение судьи не должно успокаивать того, кто незаконно добился присвоения ему чужой собственности, и не дает оснований сомневаться в правах истинного владельца на его собственность. Если человек аргументировал свои права на чужую собственность в арбитражном суде посредством лживых доводов и выиграл тяжбу, то эта собственность все равно достается ему незаконным путем. Присваивая ее, он сознательно совершает грех, обрекая себя на мучительное наказание и суровое возмездие. Из всего сказанного следует, что если адвокату известно о необоснованности притязаний своего клиента, то он не имеет права защищать его в суде, потому что его клиент является изменником, а ведь Всевышний Аллах сказал: «Мы ниспослали тебе Писание с истиной, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми так, как тебе показал Аллах. Посему не препирайся за изменников» (4:105)» («Тафсир» ас-Саади).

Также Всевышний Аллах сказал:

إِنَّمَا السَّبِيلُ عَلَى الَّذِينَ يَظْلِمُونَ النَّاسَ وَيَبْغُونَ فِي الْأَرْضِ بِغَيْرِ الْحَقِّ ۚ أُولَٰئِكَ لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«Укора заслуживают только те, которые поступают несправедливо с людьми и бесчинствуют на земле без всякого права. Им уготованы мучительные страдания» (сура «аш-Шура», 42).

Ас-Саади, комментируя аят, сказал:

«Укора заслуживают только нечестивцы, которые чинят несправедливости и покушаются на жизнь, имущество и честь людей. Такие грешники заслуживают справедливого наказания в соответствии с мусульманским шариатом. Это наказание должно быть мучительным для их душ и тел и должно соответствовать совершенной несправедливости» («Тафсир» ас-Саади).

Также Всевышний Аллах сказал:

وَالظَّالِمُونَ مَا لَهُم مِّن وَلِيٍّ وَلَا نَصِيرٍ

«А у беззаконников не будет ни покровителя, ни помощника» (сура «аш-Шура», 8).

Ас-Саади, комментируя аят, сказал:

«Что касается нечестивцев, которым чуждо все благое, то Он лишил их Своей милости. У них не будет ни покровителя, который бы обеспечил их благоденствие, ни помощника, который бы защитил их от ужасного наказания» («Тафсир» ас-Саади).

Также Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ اللَّهَ لَا يَظْلِمُ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ

«Аллах не совершает несправедливости даже весом в пылинку» (сура «ан-Ниса», 40).

Ас-Саади, комментируя аят, сказал:

«Всевышний Аллах поведал о совершенстве Его справедливости и милости и о том, что Ему совершенно чужда несправедливость во всех больших и малых проявлениях. Аллах не совершает несправедливости даже весом на одну пылинку. Он не умаляет благодеяний Своих рабов и не приумножает их грехов. Всевышний Аллах сказал: «Тот, кто сделал добро весом в пылинку, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в пылинку, увидит его» (99:7–8). Аллах приумножает награду за хорошие поступки в десять раз и даже более того в зависимости от того, что это за благодеяние, какую пользу оно приносит творениям, какова искренность того, кто совершил его, насколько сильно человек любит Аллаха и насколько совершенными качествами он обладает. Наряду с этим Аллах одаряет добродетельных людей вознаграждением от Себя. Он дарует им награду, которая превосходит заслуженное ими вознаграждение, вдохновляет их на новые благодеяния и ниспосылает им великие милости и славные щедроты» («Тафсир» ас-Саади).

Также посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم сказал:

الظلم ظلمات يوم القيامة

«В День воскресения притеснение (обернётся густым) мраком» (аль-Бухари, 2447).

من ظلم شبرا من الأرض طوقه إلى سبع أرضين يوم القيامة

«Кто несправедливо присвоит землю размером в пядь, того она обовьёт в День Предстояния семью землями» (Муслим, 1612).

مطل الغني ظلم

«Затягивание (невыполнение) финансовых обязательств богатым — злодейство» (Муслим, 1564).

من اقتطع حق امرئ مسلم يمينه فقد أوجب الله له النار

«Кто урезал право человека-мусульманина своей клятвой, для того Аллах сделал Огонь обязательным» (Муслим, 137).

Сообщают со слов Абу Катады, что он слышал, как посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم встал среди людей и упомянул им о том, что борьба на пути Аллаха и верование в Аллаха — лучшие из дел. Тогда один человек встал и спросил: «Посланник Аллаха, а что, если я буду убит (на пути Аллаха) терпя, рассчитывая (на награду), будучи наступающим и не убегающим — будут ли тогда покрыты мои грехи?» И Посланник Аллаха, ответил ему:

نعم إلا الدين

«Да, кроме долга» (Муслим, 1885).

Сообщается, что Х̀ауля аль-Ансарийя, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я слышала, как посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم  сказал:

إن رجالا يتخوضون في مال الله بغير حق فلهم النار يوم القيامة

«Поистине (есть) люди, которые расходуют богатства Аллаха неподобающим образом, но в День Предстояния им (достанется) огонь!» (аль-Бухари, 3118).

Также в категорию людей, которые присваивают имущество незаконным, обманным путем, входят: сборщики налогов, разбойники на дорогах, воры, мошенники, предатели, фальсификаторы, обвешивающие, а также те, кто взял взаймы что-либо и отказался возвратить вещь; те, кто нашел деньги и не заявил о своей находке; те, кто продает что-либо с дефектом, который скрывается от покупателя; те, кто завышает стоимость на товары; игроки и т.д.

Шейх Ибн Усеймин сказал:

Знай, что несправедливость является убытком. Всевышний Аллах сказал:

كِلْتَا الْجَنَّتَيْنِ آتَتْ أُكُلَهَا وَلَمْ تَظْلِم مِّنْهُ شَيْئًا

«Оба сада приносили плоды, и ничто из них не пропадало» (сура «аль-Кахф», 33).

То есть ничего не уменьшилось и не убыло. Убыль же может подталкивать человека на то, что для него не разрешено, либо подталкивать к халатности и упущениям. Поэтому между оставлением обязательного и совершением запретного всегда существует несправедливость.

Несправедливость бывает двух видов:

Первый вид — это несправедливость по отношению к правам Всевышнего Аллаха. Второй вид — это несправедливость по отношению к правам рабам Аллаха. И первый вид несправедливости более тяжелый и ужасный, чем второй вид. Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, спросили: «Какой из грехов самый тяжкий?». Он ответил:

أن تجعل لله ندا و هو خلقك

«Придавать Аллаху сотоварища (в то время), когда Он тебя создал».

Когда в чем-то совершается несправедливость, она совершается как в большом, так и в малом. Что касается несправедливости по отношению к правам рабов Аллаха, то она бывает в трех вещах, о которых упомянул пророк Аллаха, صلى الله عليه وسلم в своей прощальной проповеди. Он сказал:

إن دماءكم و أموالكم و أعراضكم حرام عليكم كحرمة يومكم هذا في شهركم هذا في بلدكم هذا

«Воистину, ваша кровь, ваше имущество и ваша честь запретны для вас, как запретен этот ваш день, в этом вашем месяце, в этом вашем городе».

Несправедливость по отношению к человеку заключается в покушении на его права. Бывает так, что один человек покушается на право другого человека, проливая его кровь или нанося ему раны. Или же этот агрессор покушается на его имущество, что в свою очередь может выражаться по-разному, например, в отказе возвращать обязательное, в совершении запретного, в запрете на совершение обязательного или в совершении чего-либо запрещенного с имуществом другого.

Что же касается несправедливости, совершаемой над честью, то она заключается в посягательстве на человека, выраженное в прелюбодеянии, гомосексуализме и обвинении в прелюбодеянии. Абсолютно любой вид несправедливости — это харам, и творящий несправедливость никогда не найдет того, кто защитит его перед Аллахом, так как Всевышний Аллах сказал:

مَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ حَمِيمٍ وَلَا شَفِيعٍ يُطَاعُ

«Не будет у беззаконников ни любящего родственника, ни заступника, которому подчиняются» (сура «Гафир», 18).

Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:

«Сердца неверующих будут переполнены страхом и ужасом, и это только увеличит их скорбь и печаль. У них не будет ни друзей, ни близких. У них не будет даже ходатаев и заступников, потому что ни одно творение не станет заступаться за нечестивца, который осмелился приобщать сотоварищей к Аллаху. Но даже если бы кто-нибудь попытался заступиться за них, Аллах все равно не принял бы этого заступничества» («Тафсир» ас-Саади).

То есть, беззаконник в Судный день не найдет ни защитника, ни друга, который бы спас его от наказания Аллаха. Он также не найдет заступника, который бы заступился за него, потому что он будет отвергнут по причине своего беззакония, притеснения и агрессии. Всевышний Аллах сказал:

وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنصَارٍ

«Но для беззаконников нет помощников» (сура «аль-Бакара», 270).

Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:

«Аллах знает о хороших и дурных намерениях людей и знает, что никто не придет на помощь несправедливым грешникам, которые скупятся выполнять свои обязанности и осмеливаются совершать запрещенные поступки. Они не найдут помощников, которые бы оказали им поддержку и защитили бы их от наказания, и их непременно подвергнут лютой каре» («Тафсир» ас-Саади).

В хадисе от Дж̀абира передается, что посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал:

اتقوا الظلم فإن الظلم ظلمات يوم القيامة

«Бойтесь беззакония, воистину, в День воскресения притеснение (обернётся густым) мраком».

«Бойтесь беззакония» означает, что мы должны остерегаться и не совершать беззаконие по отношению к самим себе и к другим людям. В Судный День не будет иного света, кроме света, которым осветит Аллах. Если человек будет мусульманином, он получит свет в зависимости от степени его ислама. Если же он будет беззаконником, то его свет будет зависеть от степени совершенного им беззакония.

Выше мы привели хадис, где посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал:

مطل الغنى ظلم

«Затягивание (невыполнение) финансовых обязательств богатым — злодейство» (Муслим, 1564).

То есть несвоевременная выплата, допустим, за работу, богатым человеком является несправедливостью. В нашей жизни часто бывает так, что человек приходит к своему работодателю и говорит: «Я хочу получить то, что принадлежит мне по праву (заработную плату)». Ему отвечают: «Завтра».  Он приходит на следующий день, и ему снова говорят: «Завтра». И так повторяется снова и снова. Поистине, это и есть беззаконие, которое в Судный День обернется мраком для беззаконника.

Также посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал:

واتقوا الشح

«Бойтесь (остерегайтесь) скупости….».

Скупость — это жажда к деньгам. Воистину, это стремление к деньгам погубило тех, кто был до вас. Потому что жажда к деньгам обязывает человека к приобретению денег любым путем, будь это дозволенным способом или запретным. Далее пророк, صلى الله عليه وسلم, говорит:

حملهم على أن سفكوا دماءهم واستحلوا محارمهم

«…которая побудила их к пролитию их крови и дозволенности их запретов».

То есть, скупой человек, чтобы достичь желаемого, был готов пролить кровь, если другие методы не действовали. Все это отражает реальность, в которой пребывают скупые люди, жаждущие наживы любым путем. Такие люди занимаются грабежами на дорогах, убивая людей и отнимая у них их имущество. Также эти люди покушаются на людей в их жилищах, отбирая их имущество силой и наглостью. В этом хадисе посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, предостерег от двух вещей — от беззакония и скупости. Беззаконие — это покушение на другого человека, а скупость — это сильное желание того, что имеется у другого. Все это является харамом. Всевышний Аллах сказал:

وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

«А те, кто уберегся от собственной скупости, являются преуспевшими» (сура «аль-Хашр», 9).

Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:

«Великодушие — похвально, а корысть и эгоизм заслуживают порицания, потому что являются проявлениями скупости и алчности. Те, кто наделен великодушием, избавлены от алчности, и они непременно обретут успех. Конечно же, речь идет о тех, кто оградил свою душу не только от алчности, но и от других пороков. Если человеку удается избавиться от них, то он смиряется перед повелениями Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и покорно выполняет их. Ему становится чуждо все, что запретил Аллах, даже если душа испытывает к этому тягу и влечение. Он начинает расходовать свое имущество на пути Аллаха, стремясь снискать Его благосклонность и обрести вечное блаженство. Воистину, всего этого лишены те, которые не могут оградить себя от алчности и пороков. Они погрязают в них и скупятся на добрые дела, а ведь именно это является источником всякого зла. Таким образом, в этих аятах Всевышний Аллах упомянул о пречистых сподвижниках Пророка — мухаджирах и ансарах. Они были великими имамами мусульманской общины, которые удостоились почестей и наград и опередили всех, кто был до них и кто пришел после них. Благодаря своим делам и своей вере они стали лучшими среди мусульман и первыми среди богобоязненных верующих» («Тафсир» ас-Саади).

Этот аят указывает на то, что человек, который не уберег свою душу от скупости, не преуспел. Преуспевший — это тот, чью душу Аллах уберег от скупости, и мы просим Аллаха спасения и просим Его защитить нас от беззакония и уберечь нас от скупости и зла наших душ.

Выше был приведен хадис, в котором посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал:

من ظلم شبرا من الأرض طوقه إلى سبع أرضين يوم القيامة

«Кто несправедливо присвоит земли размером в пядь, того она обовьёт в День Предстояния семью землями» (Муслим, 1612).

Этот хадис повествует об одном из видов беззакония — это несправедливое присвоение земли, что является большим грехом, так как посланник Аллаха,صلى الله عليه وسلم проклял того, кто изменит границы своей земли. Что же такое проклятие? Проклятие — это удаленность от милости Аллаха.

В этом хадисе также сообщается о другом наказании, которое заключается в том, что тот, кто присвоит землю размером в пядь, того она обовьет в День Предстояния семью землями. Известно, что существует семь земель, как это пришло в ясной Сунне, и как об этом сказал Всевышний Аллах в Коране:

اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ وَمِنَ الْأَرْضِ مِثْلَهُنَّ

«Аллах — Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель» (сура «ат-Талак», 12).

Ас-Саади, комментируя данный аят, сказал:

«Всевышний Аллах сообщил, что Он сотворил семь небес и все, что в них, и семь слоев земли и все, что в них, и ниспослал свое повеление, состоящее из религиозных законов, которые Он открыл своим посланникам, дабы те наставляли и увещали Его рабов, а также из законов Вселенной и предопределения, в соответствии с которыми Господь управляет жизнью во Вселенной, помогая творениям познать своего Создателя и убедиться в Его безграничном могуществе и всеобъемлющем знании» («Тафсир» ас-Саади).

Этот аят говорит нам о том, что сходство земли с небесами не заключается в одинаковом состоянии и качестве того и другого, так как между небесами и землей существует разница. Например, площадь земли намного меньше площади небес. Всевышний Аллах сказал:

وَالسَّمَاءَ بَنَيْنَاهَا بِأَيْدٍ وَإِنَّا لَمُوسِعُونَ

«Мы воздвигли небо благодаря могуществу, и Мы его расширяем» (сура «аз-Зарият», 47).

Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:

«Мы сотворили небо прекрасным, совершенным творением, сделали его сводом для вашей земной обители и расширяем его за края и концы. Аллах увеличивает не только небеса, но и богатства Своих рабов. Ни одно пресмыкающееся в бескрайней пустыне, ни одна рыба в бездонной пучине, ни одна живая тварь на небесах и на земле не остается без заботы и внимания Всевышнего Аллаха, Который обеспечивает все Свои творения пропитанием, достаточным для их существования. Пречист Тот, Чья щедрость объемлет все сущее! Благословен Тот, Чья милость осеняет всякую тварь!» («Тафсир» ас-Саади).

Также Всевышний Аллах сказал:

وَبَنَيْنَا فَوْقَكُمْ سَبْعًا شِدَادًا

«…и воздвигли над вами семь твердынь» (сура «ан-Наба», 12).

Как мы уже сказали, если человек незаконно присвоит себе пядь земли, то в Судный День земля обовьет его семью землями. То есть такому человеку сделают кольцо вокруг его шеи, да упасет нас Аллах от этого, а затем его потащат перед всеми людьми, позоря его в Судный День. В этом хадисе сказано о пяди земли. Если же человек присвоит меньше, чем пядь земли, коснется ли его это наказание? Да, такой человек непременно получит такое же наказание, так как арабы использовали такой оборот в арабском языке, чтобы показать преувеличение. То есть, даже если человек присвоит меньше, чем пядь земли, то он заслуживает такого же наказания в Судный День.

В этом хадисе мы также находим доказательство того, что человек, который владеет землей, также владеет и ее глубиной до седьмого слоя земли, и никто не вправе прокладывать подземный ход или тоннель под его землей без его разрешения. Та же самая норма касается и неба над территорией земли: никто не имеет права строить или возводить над чужой территорией крышу, потолок или любое сооружение, если на то нет разрешения хозяина земли. Поэтому ученые сказали, что если ветви дерева протянулись на соседний участок земли, хозяин дерева не может их обрезать без разрешения хозяина другого участка земли, так как ветви дерева находятся в воздушном пространстве над чужой территорией.

Перевод подготовил Абу Рамадан по книге Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «Шарх китаб аль-Кабаир» имама аз-Захаби, специально для сайта www.al-iman.ru.



Источник: sawab.ru

Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг

Если Вы нашли ошибку на сайте, отправьте, пожалуйста, сообщение модератору.
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Categories: Оставление грехов / Date: 07/06/2013
Comments 0